Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников



Тема

Курсовая работа по дисциплине: «Развитие творческих способностей в процессе обучения естествознанию»

 

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность программы бакалавриата

«Начальное образование. Дошкольное образование.»

Форма обучения __Заочная___

 

Выполнил (а): Студент (ка) группы ЗФ-409-072-4-1Мг Еремина Каролина Валентиновна
Проверил: Белоусова Наталья Анатольевна Доктор биологический наук, профессор

 

Челябинск

2020 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников……………………………………………………………………….5

1.1. Понятие творческая деятельность………………………………………….5

1.2. Моделирование, как метод творческой деятельности…………………….9

1.3. Методические средства развития творческой способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………11

Выводы по главе 1……………………………………………………………….15

Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования уровня творческих способностей у младших школьников путем моделирования…16

2.1. Организация, методы и методики исследования…………………………16

2.2. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования………...16

2.3. Методические рекомендации………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...27

Введение

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с различного рода преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями и потребностями общества, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Актуальность темы данного исследования обусловлена, таким образом, острой потребностью общества в творчески развитых, «креативных» людях и фактическим слабым методическим обеспечением современной начальной школы, потребностью в современном дидактическом материале для развития творческих способностей младших школьников на уроках естествознания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие.

Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов.

Проблемой исследования считается поиск путей разрешения противоречия между требованиями общества и существующей на практике пассивностью большей части школьников в отношении к данному вопросу.

Объектом настоящего исследования было избрано, прежде всего, развитие творческих способностей младшего школьника на уроке естествознания.

Предметом являются эффективные приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках естествознания.

Целью настоящего исследования было изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках естествознания.

Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: что если в системе обучения естествознания применять эффективные приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение и восприятие, воспитать любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении.

Исходя из цели и гипотезы, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашей работы:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть основные определения понятий «творчество», «способности», а также выявить сущность творческих способностей, их компоненты, возрастные особенности младших школьников; определить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках естествознания.

2. Определить исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса.

3. На основе анализа полученных результатов разработать и экспериментально апробировать составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей на уроках естествознания.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию творческих способностей младших школьников.

В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы:

  • Теоретический анализ научно-методической литературы;
  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Педагогический эксперимент;
  • Собеседование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления развития творческих способностей младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литературы; создана модель поэтапного развития творческих способностей обучающихся, составлены авторские диагностические методики, используемые на констатирующем этапе; разработан комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Практическая значимость состоит в возможности использования данного труда, как методического пособия.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по первой главе

Итак, начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека.

Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.

Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.

Во время прогулок и экскурсий у младших школьников ярко выражены стремление и способность схватывать необычное, новое и запечатлевать.

Иногда они начинают высказывать друг другу вслух фантастические суждения.

Но они и сами не придают значения своим замечаниям. Их внимание скачет: они не могут не всматриваться, не вслушиваться, а их восклицания и предположения, по-видимому, помогают им в этом.

Ученики начальных классов нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинное повествование со многими упоминаниями, малопонятными для постороннего.

Самим им такой рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительность всего, что происходило с ними. Потребность поделиться, снова оживить в сознание то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития творческих способностей учащихся.

Заключение

Младший школьный возраст отличается вступлением в учебную деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также сам процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию отдельных фактов, он связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частички субъективного и практического. Таким образом, в процессе обучения происходит постоянное обогащение собственного опыта.

Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. В процессе обучения ребенок начинает видеть в новом свете свой настоящий, прошлый и будущий мир, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности – деятельности познавательного обучения. Она становится ведущей и, следуя классическому тезису Д.Б. Эльконина, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, что они формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса. Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. Поэтому к окончанию первого класса дети используют ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, т.к. психические процессы после «свертывания» и «погружения» лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Исходя из этого можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью, чему способствует и возрастающая самостоятельность детей.

Систематическое проведение занятий, использование алгоритмических методов на уроках естествознания позволит расширить возможности детей в преобразовании объектов, добиться преобразования идей, различных операций.

Решение познавательных задач на уроках естествознания помогают привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности младшего школьника.

Список используемой литературы

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2000.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С- Пб.: Союз, 1997. – 93с.

4. Гафитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990. – 428 с.

5. Гин С. И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. – 860 с.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1972. – 560 с.

7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985. – 192 с.

8. Зеньковский В. В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 56 Словарь по педагогике Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,учителей и преподавателей вузов Москва — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

10. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.

11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – 120 с.

13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997. 32

14. ЛернерИ.Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

15. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988. – 126 с.

16. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1991.

17. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

18. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: 1993. – 1160 с.

20. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

21. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л. В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001. – 81 с.

22. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

23. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка (трёхтомник) / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. —. — 688 с.

24. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск: 1991. – 287 с.

25. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 432 с.

26. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

27. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996. — 51 с.

28. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

29. Якобсон П. М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П. М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998

 

Тема

Курсовая работа по дисциплине: «Развитие творческих способностей в процессе обучения естествознанию»

 

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность программы бакалавриата

«Начальное образование. Дошкольное образование.»

Форма обучения __Заочная___

 

Выполнил (а): Студент (ка) группы ЗФ-409-072-4-1Мг Еремина Каролина Валентиновна
Проверил: Белоусова Наталья Анатольевна Доктор биологический наук, профессор

 

Челябинск

2020 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников……………………………………………………………………….5

1.1. Понятие творческая деятельность………………………………………….5

1.2. Моделирование, как метод творческой деятельности…………………….9

1.3. Методические средства развития творческой способностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………11

Выводы по главе 1……………………………………………………………….15

Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования уровня творческих способностей у младших школьников путем моделирования…16

2.1. Организация, методы и методики исследования…………………………16

2.2. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования………...16

2.3. Методические рекомендации………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...27

Введение

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с различного рода преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями и потребностями общества, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Актуальность темы данного исследования обусловлена, таким образом, острой потребностью общества в творчески развитых, «креативных» людях и фактическим слабым методическим обеспечением современной начальной школы, потребностью в современном дидактическом материале для развития творческих способностей младших школьников на уроках естествознания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие.

Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов.

Проблемой исследования считается поиск путей разрешения противоречия между требованиями общества и существующей на практике пассивностью большей части школьников в отношении к данному вопросу.

Объектом настоящего исследования было избрано, прежде всего, развитие творческих способностей младшего школьника на уроке естествознания.

Предметом являются эффективные приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках естествознания.

Целью настоящего исследования было изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках естествознания.

Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: что если в системе обучения естествознания применять эффективные приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение и восприятие, воспитать любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении.

Исходя из цели и гипотезы, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашей работы:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть основные определения понятий «творчество», «способности», а также выявить сущность творческих способностей, их компоненты, возрастные особенности младших школьников; определить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках естествознания.

2. Определить исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса.

3. На основе анализа полученных результатов разработать и экспериментально апробировать составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей на уроках естествознания.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию творческих способностей младших школьников.

В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы:

  • Теоретический анализ научно-методической литературы;
  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Педагогический эксперимент;
  • Собеседование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления развития творческих способностей младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литературы; создана модель поэтапного развития творческих способностей обучающихся, составлены авторские диагностические методики, используемые на констатирующем этапе; разработан комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Практическая значимость состоит в возможности использования данного труда, как методического пособия.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.052 с.)