Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте.



1.Организация диагностики на третьем году жизни.

2. Изучаемые параметры.

3. Диагностические средства

Организация диагностики на третьем году жизни.

Комплексное обследование речестановления ребенка раннего возраста организуется в три этапа:

· I этап – ориентировочный. Включает в себя: сбор анамнестических данных и определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка (невролог, педиатр, логопед, родители); изучение микросоциальных условий развития ребенка (логопед, родители, педагог).

· II этап – диагностический включает в себя: обследование психофизиологических компонентов овладения речью (логопед, психолог); изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка (психолог, педагог); обследование доступных ребенку средств общения (логопед).

· III этап – дифференциальный включает в себя: разграничение отклонений речевого развития и задержки речевого развития темпового характера (логопед); определение типа отклонений речевого развития с помощью графического изображения коммуникативного профиля ребёнка (логопед). На данном этапе рекомендуется использовать компьютерную программу, которая поможет вам быстро провести дифференциальную диагностику (Е.В. Шереметьева).

· IV этап – коррекционно-предупредительный включает в себя: составление индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребёнка (логопед, психолог, педагог); составление плана коррекционно-предупредительного воздействия (логопед, психолог, педагог); определение специалистов, необходимых для работы с ребёнком (логопед).

Изучаемые параметры.

На первом, клинико-логопедическом этапе обследования тщательно собираются анамнестические данные (как клинический, так и речевой анамнез), проверяется состояние слуха, изучается медицинская документация, проводится неврологическое обследование ребенка (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина и др.).

Сбор анамнестических данных предполагает: исследование предречевого развития ребенка (наличие в речевом анамнезе гуления, лепета, вокализаций, вокабул, слогового лепета, его разнообразия); наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и постнатальной патологии; детальное изучение данных о соматическом состоянии ребенка.

Второй социально-педагогический этап предполагает тщательное изучение когнитивных компонентов развития речеязыковой системы ребенка раннего возраста. Основные методы изучения: анкетирование воспитателей и родителей, видеонаблюдение за самостоятельными и организованными игровыми действиями детей, речевой активностью в игре, за их эмоциональным реагированием в различных ситуациях. Основные параметры изучения когнитивных компонентов: игровые действия, речевая активность в игре, стимуляция потребности общения с близким взрослым, эмоциональное реагирование ребенка.

На третьем, собственно логопедическом, этапе обследования логопед тщательно изучает состояние языковых и психофизиологических компонентов речестановления ребенка. Основные методы, используемые логопедом на этом этапе: опрашивание родителей, анкетирование воспитателей, предъявление специальных заданий по вы- явлению состояния голосовых модуляций и фонемати-ческого восприятия ребенка, видеонаблюднение за способом выполнения предъявленных проб и за процессом приема пищи. Основные параметры изучения языковых и психо-физиологических процессов: ритмическая организация речевой продукции, основной тон голоса, мелодика голоса, моторные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие.

Четвертый этап обследования. На четвертом этапе исследования проводится типизация отклонений речевого развития по проявлению признаков в обозначенных составляющих речевых систем детей.

Диагностические средства

Авторская методика по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии Е.В. Шереметьевой:

Данная методика предполагает тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:

· психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;

· когнитивных компонентов;

· естественной речевой среды;

· собственной языковой продукции ребенка.

Для графического построения индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребенка раннего возраста в пособии и компьютерной программе Е.В. Шереметьевой использованы символы, представляющие собой сокращение до начальной литеры названия изучаемого показателя на английском языке:

· Блок сбора анамнестических данных: N – показатель неврологической патологии от англ. neuralgic; S –показатель соматической патологии от англ. somatic pathology; H – показатель наследственной предрасположенности от англ. heredity.

· Блок изучения микросоциальных условий развития ребёнка: M – показатель стимуляции речевого развития близкими взрослыми от англ. мotive; M 1 -. общение родителей с ребенком; M 2 – общение ребёнка с родителями; LE – показательестественной языковой средыотангл.language environment; E –показатель состояния эмоционального развития от англ. emotion; V – показатель способности ребёнка к волевым усилиям от англ. volitional efforts.

· Блок изучения психофизиологических компонентов речевого развития:

Зрительное восприятие: VG – показатель состояния зрительного восприятия ребёнка от англ. visual gnosis.

Слуховое восприятие: NvAG – показательнеречевого слухового восприятия от англ. nonverbal auditory gnosis; PhG – показатель фонематического восприятия от англ. phonemic gnosis; UI – показатель понимания инструкций взрослого от англ. understanding instructions.

Двигательные предпосылки артикуляции: EB – показатель пищевого поведения ребёнка от англ. eating behavior; LA – показатель двигательных возможностей губных мышц от англ. labial, articulate; TA –показатель двигательных возможностей мышц языка от англ. tongue, articulate; JA – показатель двигательных возможностей мышц, удерживающих нижнюю челюсть от англ. jaw, articulate.

· Блок изучение когнитивных компонентов речевого развития:

OA – показатель сформированности предметной деятельности ребёнка от англ. objective activity; GA – показатель состояния игровых действий ребёнка от англ. gaming activities; SGA – показатель состояния оречевления игровых действий от англ. speech in game.

· Блок изучения доступных ребёнку средств общения

N - VMC – показательсостояниянеречевых средств коммуникации от англ. non-verbal means of communication; PLMC – начальные языковые средства общения от англ. primary linguistic means of communication.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.005 с.)