Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель речевого развития ребенка раннего возрастаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Модель речевого развития ребенка раннего возраста Целостно психоречевое развитие ребенка раннего возраста можно представить в виде модели, состоящей из пяти стадий (две стадии предречевого и три стадии начального речевого развития). В каждой стадии учитывается биологическая, социальная и языковая составляющие развития. В частности, каждая стадия — это система трех взаимодействующих компонентов: · психофизиологического (см. стрелки слева); · языкового (см. эллипсы); · когнитивного (см. стрелки справа). В свою очередь языковой компонент каждой стадии и предречевого и собственно речевого развития состоит из триады взаимозависимых составляющих — интонационного, ритмического и экспрессивного (см. сегменты эллипса). Пусковыми процессами предречевого развития I и II стадий становятся врожденные синергии (крик) и голосовые реакции (гуление) (см. нижние сегменты эллипсов). На их основе при условии зрелости психофизиологических компонентов (см. стрелки слева) и при формирующем воздействии семьи (см. стрелки справа) развивается следующая языковая составляющая (см. правый сегмент), которая в свою очередь определяет развитие «узлового образования» стадии речевого развития (см. левый сегмент). Понятие «узловое образование» предложено Р.Е. Левиной для обозначения языковых процессов, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Отклонения в развитии одного из психоречевых компонентов (психофизиологического, когнитивного, языкового) нарушают целостность стадии и отрицательно влияют на системность становления речи как на данном этапе, так и на последующим. Данная модель позволяет наглядно представить процесс раннего речевого онтогенеза, факторы, влияющие на речевое развитие, условия его протекания на разных этапах. В случае дизонтогенеза в раннем возрасте она дает возможность установить стадию психоречевого становления, в рамках которой задержалось речевое развитие ребенка, выявить процесс/ы и/или фактор/ы, условия, вызвавший/ие отклонения в овладении речью и разработать соответствующий план коррекционнопре- дупредительного воздействия. Данная модель раскрывает «преемственности отношений между отдельными звеньями речевого развития» и позволяет «изучить детерминируемые явления, которые служат целям активного вмешательства в этот процесс для разработки путей предупредительного педагогического воздействия».
Таким образом, речь формируется на базе определенных предпосылочных функций, которые подготавливают ее возникновение. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста разработана в соответствии с принципом системно-динамической организации речи и позволяет увидеть непосредственные связи между слуховым восприятием и речедвигательной функцией, между фонетикой и фонемообразованием. Она вскрывает зависимости в формировании интонационно-ритмической, фонематической, когнитивной и двигательной сторон речевой деятельности. Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. 1.Организация диагностики на третьем году жизни. 2. Изучаемые параметры. 3. Диагностические средства Изучаемые параметры. На первом, клинико-логопедическом этапе обследования тщательно собираются анамнестические данные (как клинический, так и речевой анамнез), проверяется состояние слуха, изучается медицинская документация, проводится неврологическое обследование ребенка (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина и др.). Сбор анамнестических данных предполагает: исследование предречевого развития ребенка (наличие в речевом анамнезе гуления, лепета, вокализаций, вокабул, слогового лепета, его разнообразия); наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и постнатальной патологии; детальное изучение данных о соматическом состоянии ребенка. Второй социально-педагогический этап предполагает тщательное изучение когнитивных компонентов развития речеязыковой системы ребенка раннего возраста. Основные методы изучения: анкетирование воспитателей и родителей, видеонаблюдение за самостоятельными и организованными игровыми действиями детей, речевой активностью в игре, за их эмоциональным реагированием в различных ситуациях. Основные параметры изучения когнитивных компонентов: игровые действия, речевая активность в игре, стимуляция потребности общения с близким взрослым, эмоциональное реагирование ребенка.
На третьем, собственно логопедическом, этапе обследования логопед тщательно изучает состояние языковых и психофизиологических компонентов речестановления ребенка. Основные методы, используемые логопедом на этом этапе: опрашивание родителей, анкетирование воспитателей, предъявление специальных заданий по вы- явлению состояния голосовых модуляций и фонемати-ческого восприятия ребенка, видеонаблюднение за способом выполнения предъявленных проб и за процессом приема пищи. Основные параметры изучения языковых и психо-физиологических процессов: ритмическая организация речевой продукции, основной тон голоса, мелодика голоса, моторные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие. Четвертый этап обследования. На четвертом этапе исследования проводится типизация отклонений речевого развития по проявлению признаков в обозначенных составляющих речевых систем детей. Диагностические средства Авторская методика по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии Е.В. Шереметьевой: Данная методика предполагает тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации: · психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте; · когнитивных компонентов; · естественной речевой среды; · собственной языковой продукции ребенка. Для графического построения индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребенка раннего возраста в пособии и компьютерной программе Е.В. Шереметьевой использованы символы, представляющие собой сокращение до начальной литеры названия изучаемого показателя на английском языке: · Блок сбора анамнестических данных: N – показатель неврологической патологии от англ. neuralgic; S –показатель соматической патологии от англ. somatic pathology; H – показатель наследственной предрасположенности от англ. heredity. · Блок изучения микросоциальных условий развития ребёнка: M – показатель стимуляции речевого развития близкими взрослыми от англ. мotive; M 1 -. общение родителей с ребенком; M 2 – общение ребёнка с родителями; LE – показательестественной языковой средыотангл.language environment; E –показатель состояния эмоционального развития от англ. emotion; V – показатель способности ребёнка к волевым усилиям от англ. volitional efforts. · Блок изучения психофизиологических компонентов речевого развития: Зрительное восприятие: VG – показатель состояния зрительного восприятия ребёнка от англ. visual gnosis. Слуховое восприятие: NvAG – показательнеречевого слухового восприятия от англ. nonverbal auditory gnosis; PhG – показатель фонематического восприятия от англ. phonemic gnosis; UI – показатель понимания инструкций взрослого от англ. understanding instructions. Двигательные предпосылки артикуляции: EB – показатель пищевого поведения ребёнка от англ. eating behavior; LA – показатель двигательных возможностей губных мышц от англ. labial, articulate; TA –показатель двигательных возможностей мышц языка от англ. tongue, articulate; JA – показатель двигательных возможностей мышц, удерживающих нижнюю челюсть от англ. jaw, articulate. · Блок изучение когнитивных компонентов речевого развития:
OA – показатель сформированности предметной деятельности ребёнка от англ. objective activity; GA – показатель состояния игровых действий ребёнка от англ. gaming activities; SGA – показатель состояния оречевления игровых действий от англ. speech in game. · Блок изучения доступных ребёнку средств общения N - VMC – показательсостояниянеречевых средств коммуникации от англ. non-verbal means of communication; PLMC – начальные языковые средства общения от англ. primary linguistic means of communication.
Основные блоки воздействия. Организация предупреждения и коррекции отклонений речевого развития. Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие включает три блока: 1. клинико-логопедический; 2. музыкально-логопедический; 3. социально-педагогический. Важными условиями реализации взаимодействия блоков являются организационные формы, периодичность и место проведения, которые позволяют в полной мере реализовать содержание каждого отдельного блока. Клинико-логопедический блок Важным связующим звеном социально-педагогического блока и клинико-логопедического являются еженедельные посещения родителями детей с резко выраженными, выраженными отклонениями в овладении речью и обусловленными недоразвитием психо-физиологических компонентов индивидуальных логопедических занятий и получение дополнительной консультации логопеда. Основная организационная форма реализации содержания клинико-логопедического блока: индивидуальное обследование у невролога (2 раза в год); индивидуальные логопедические занятия с детьми. Количество индивидуальных занятий зависит от типа отклонений в овладении речью: · с резко выраженными отклонениями речевого развития — 3 раза в неделю; · с выраженными отклонениями и обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов — 2 раза в неделю. Клинико-логопедический блок Задачи: определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка; Для определения соматического и неврологического статуса ребенка необходимо собрать анамнестические данные и провести неврологическое обследование детей. Подготовка моторных предпосылок артикуляции базируется на использовании набора приемов и способов: · имитация акта жевания, подготавливающая координацию движений нижнечелюстных, губных мышц, мышц языка и глотки; · контроль пищевого поведения; · элементы логопедического массажа. · Развитие слухового неречевого гнозиса опирается на узнавание бытовых и природных шумов, различение мелодий и музыкальных звуков, дифференциацию звучания игрушек и голосов животных.
На данном этапе используются игровые упражнения, предложенные Н.Х. Швачкиным, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, по развитию слухового внимания к различным неречевым звукам и месту их локализации через соотнесение неречевых звуков с различными предметами и действиями. Подготовка слухового восприятия начинается с упражнений на различение неречевых звуков и направления их звучания с обязательным привлечением внимания вербальной инструкцией: «Где звучит? Что звучит?» С этой целью на фронтальных и индивидуальных занятиях используются звуки колокольчика, сигнала машины, металлофона, маракасов, музыкальной коробочки, дудочки, бубна и т.п. Коррекция двигательных основ артикуляционного праксиса осуществляется на индивидуальных занятиях и в семьях дома. На индивидуальных занятиях учитель-логопед использует элементы логопедического массажа. Родители дома должны искусственно моделировать акт приема пищи, контролировать пищевое поведение ребенка и тренировать органы периферической части артикуляционного аппарата (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок, с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.) Так же проводятся различные упражнения: · Упражнение для улучшения подвижности и укрепления мышц языка · Упражнения для укрепления губных мышц · Упражнения для укрепления нижнечелюстных мышц · Упражнения для активизации мягкого неба · Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой речевого дыхания. Клинико-логопедический блок Задачи: медикаментозное (по показаниям) лечение; дифференциация гласных звуков, свистящих и шипящих, твердых и мягких; уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка; создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков. Коррекция фонематического восприятия осуществляется при помощи заданий на различение и соотнесение характера звучания с сюжетным героем или реальным предметом, начиная с вопроса «Кто это идет?» Дети определяли звучание музыкальных тем: высокий регистр — мышка, птичка, средний регистр — лиса, заяц, низкий регистр — медведь. С возрастанием слухоречевых возможностей детей вводятся упражнения на различение и соотнесение речевых звуковых комплексов с сюжетными героями. Каждое такое упражнение начинается вопросом «Кто так говорит?» или «Кто так поет?»: пых-пых, уф-уф (ежик), тяф-тяф (лиса), пи-пи (цыпленок, мышка), жжж (жук), сссс (муха), зззз (комарик) и т.д. В конце обучения применяются задания на слуховую дифференциацию существительных, названия которых сходны по фонетическому оформлению и отличаются одним гласным звуком: шапка — шубка, мышка — мишка, мышка — мушка.
Модель речевого развития ребенка раннего возраста Целостно психоречевое развитие ребенка раннего возраста можно представить в виде модели, состоящей из пяти стадий (две стадии предречевого и три стадии начального речевого развития). В каждой стадии учитывается биологическая, социальная и языковая составляющие развития. В частности, каждая стадия — это система трех взаимодействующих компонентов: · психофизиологического (см. стрелки слева); · языкового (см. эллипсы); · когнитивного (см. стрелки справа). В свою очередь языковой компонент каждой стадии и предречевого и собственно речевого развития состоит из триады взаимозависимых составляющих — интонационного, ритмического и экспрессивного (см. сегменты эллипса). Пусковыми процессами предречевого развития I и II стадий становятся врожденные синергии (крик) и голосовые реакции (гуление) (см. нижние сегменты эллипсов). На их основе при условии зрелости психофизиологических компонентов (см. стрелки слева) и при формирующем воздействии семьи (см. стрелки справа) развивается следующая языковая составляющая (см. правый сегмент), которая в свою очередь определяет развитие «узлового образования» стадии речевого развития (см. левый сегмент). Понятие «узловое образование» предложено Р.Е. Левиной для обозначения языковых процессов, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Отклонения в развитии одного из психоречевых компонентов (психофизиологического, когнитивного, языкового) нарушают целостность стадии и отрицательно влияют на системность становления речи как на данном этапе, так и на последующим. Данная модель позволяет наглядно представить процесс раннего речевого онтогенеза, факторы, влияющие на речевое развитие, условия его протекания на разных этапах. В случае дизонтогенеза в раннем возрасте она дает возможность установить стадию психоречевого становления, в рамках которой задержалось речевое развитие ребенка, выявить процесс/ы и/или фактор/ы, условия, вызвавший/ие отклонения в овладении речью и разработать соответствующий план коррекционнопре- дупредительного воздействия. Данная модель раскрывает «преемственности отношений между отдельными звеньями речевого развития» и позволяет «изучить детерминируемые явления, которые служат целям активного вмешательства в этот процесс для разработки путей предупредительного педагогического воздействия». Таким образом, речь формируется на базе определенных предпосылочных функций, которые подготавливают ее возникновение. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста разработана в соответствии с принципом системно-динамической организации речи и позволяет увидеть непосредственные связи между слуховым восприятием и речедвигательной функцией, между фонетикой и фонемообразованием. Она вскрывает зависимости в формировании интонационно-ритмической, фонематической, когнитивной и двигательной сторон речевой деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.043 с.) |