Судьба и развитие российских городов — исторических памятников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судьба и развитие российских городов — исторических памятников



 

Термин «исторические города» появился в 1970 г., когда Министерством культуры РСФСР был утвержден список, состоящий из 115 исторических городов и других населенных пунктов. В последующие годы он постоянно дополнялся и к 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 478 исторических городских поселений. Так, в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением считалось городское или сельское поселение, в границах которого располагались объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места), а также иные археологические, исторические, архитектурные, градостроительные, эстетические, научные или социально-культурные ценности». Ряд городов, включенных в список исторических городских поселений, не отвечал этим требованиям.

В июле 2010 г. министром культуры РФ был подписан Приказ № 418/339, согласно которому перечень исторических городов России был сокращен более чем в десять раз. В нем остался только 41 город: Азов, Арзамас, Астрахань, Белозёрск, Великий Устюг, Верхотурье, Владимир, Вольск, Выборг, Галич, Гороховец, Дербент, Елабуга, Елец, Енисейск, Зарайск, Иркутск, Касимов, Каргополь, Кинешма, Коломна, Кострома, Крапивна, Кяхта, Осташков, Плёс, Ростов, Санкт-Петербург, Смоленск, Сольвычегодск, Старочеркасская, Суздаль, Таганрог, Томск, Торжок, Торопец, Тотьма, Тутаев, Чистополь, Шуя, Ярославль. В данном случае неполнота списка очевидна, поскольку в него не вошло значительное количество «исторических городов». Например, в нем нет таких городов, как Москва, Псков, Великий Новгород, Нижний Новгород и др. Раньше охранный статус был у двадцати двух пригородов Москвы, теперь он остался только у двух — Зарайска и Коломны.

Существующий список исторических городов России необходимо существенно дополнить, так как согласно законодательству в историческом поселении государственной охране подлежат не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и все базовые градоформирующие составляющие, а именно: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, культурный слой, соотношение различных городских пространств, объёмно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие и многое другое.

В российской истории были периоды, когда историческая среда средних и малых городов практически полностью была уничтожена. В середине XIX в. в России существовало следующее четкое разделение: города: для властей, аристократии, купцов и сравнительно немногочисленных ремесленников, деревни — для крестьян. Соответственно городская жилая застройка была относительно однородной, ее внешний облик зависел от имущественного положения жителей. Однако в конце века начался бурный рост промышленного производства, появился рабочий класс. В конце XIX в. началась индустриализация, затронувшая, прежде всего, крупные города со сложившимися центральными площадями жилой застройки, поэтому заводы вместе с рабочими слободами строились на их окраинах. В настоящее время дореволюционные фабричные окраины оказались практически в центре современных городов, став источником серьезных градостроительных проблем.

До революции в малых и средних городах строилось меньше промышленных предприятий, чем в столицах и больших губернских центрах, но и центральные площади жилой застройки этих городов были меньше, поэтому заводы сразу оказывались не на дальних окраинах, а практически в центре. Когда в 1930-х гг. в стране началась широкомасштабная индустриализация, власти малых и средних городов, не считаясь с исторической застройкой городских центров, превращали ее в целях экономии средств на строительство, в рабочие слободы. Для застройки рабочих слобод дешевыми типовыми домами сносили старинные здания, которые являлись памятниками истории и культуры. В то же время происходил массовый снос церквей и колоколен — высотных градостроительных доминант.

Только в конце 1970-х гг. отношение к исторической среде малых и средних городов изменилось к лучшему. При разработке генеральных планов исторических городских поселений стали учитываться охранные зоны памятников. Но вскоре началась перестройка, и новые социально-экономические и правовые условия создали ситуацию, при которой над историческими городами нависла угроза окончательной утраты их самобытной среды. На сегодняшний день одной из главных опасностей для сохранения исторически ценной среды является стихийная застройка ее новыми домами и перестройка старинных зданий, в том числе памятников архитектуры. Современные здания не вписываются в историческую среду по высоте и стилю, изменяют сложившиеся визуальные ориентиры.

Существует мнение, что для того, чтобы развивать российские города, сохраняя их неповторимую историческую среду, необходимо, во-первых, предоставить исторические здания в долгосрочную аренду или на правах собственности при условии их восстановления и надлежащего содержания. В соответствии с законодательством об объектах культурного наследия добросовестным инвесторам могут быть предоставлены арендные или налоговые льготы. Если инвестор берется за восстановление следующего памятника, то льготы могут быть увеличены. Во всех цивилизованных странах частная собственность на памятники архитектуры, истории и культуры, гарантирующая соблюдение всех требований охранного режима, — обычная практика. Во-вторых, часто предлагаемым решением проблемы сохранения исторической среды малых и средних городов является развитие туризма, которое не может решить всех проблем. Необходимо решать проблемы сохранения исторической среды малых и средних городов комплексно по двум направлениям.

Первое направление — это экономическое (соответственно и социальное) развитие. Малые и средние города должны постепенно, приобретать способность к устойчивому саморазвитию, прежде всего, за счет активизации собственных экономических возможностей в сочетании с федеральной и региональной политикой избирательной поддержки проблемных территорий, развития туризма, возрождения местной промышленности.

Второе направление — это совершенствование механизмов действия законодательства по охране исторической среды и формирование в обществе (в том числе при помощи СМИ) нетерпимого отношения к порче и уничтожению памятников архитектуры. Строительство в исторических центрах не должно начинаться без внесения в генеральные планы проектов градостроительного развития городов, без их соответствующей историко-архитектурной проработки и обязательного согласования с органами охраны памятников. Если рассматривать опыт наиболее развитых стран мира, где урбанизация постепенно сменяется дезурбанизацией, можно сделать вывод о том, что будущее экономической и социально-культурной жизни России не за мегаполисами, а за малыми и средними городами. В этом ракурсе сохранение их самобытной исторической среды является одной из первостепенных задач государства и общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.)