Понятие «культурный ландшафт» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «культурный ландшафт»



Научное понятие культурный ландшафт разработано сравнительно недавно, является междисциплинарным, имеет множество определений, характеристик и классификаций. Современное понимание культурного ландшафта является неоднозначным как в мировой, так и в российской науке.

В отечественной науке культурно-ландшафтная проблематика стала разрабатываться в рамках географических наук еще в начале XX в.: в ландшафтоведении — в работах В. В. Докучаева, П. П. Семенова-Тянь-Шанского, Л. С. Берга; в экономической географии — в исследованиях Д. В. Богданова, Ю. Г. Саушкина, В. Л. Котельникова, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Милькова, В. А. Николаева, Б. Б. Родомана. В целом, для отечественной географии в течение длительного периода времени было характерно представление о культурном ландшафте как о любом природном ландшафте, измененном в результате хозяйственной деятельности человека.

На рубеже ХХ–ХХI вв., благодаря процессу гуманитаризации отечественной географии, тема культурного ландшафта стала ядром исследований в области культурной географии. Можно выделить информационно-аксиологический подход Ю. А. Веденина, этнокультурный — В. Н. Калуцкова, феноменологический —
В. Л. Каганского, системный — М. В. Рагулиной. Разработкой методологических проблем теории культурного ландшафта в настоящее время занимаются также философы и культурологи. Можно выделить работы М. Ю. Шишина, где в исследовании проблемы культурного ландшафта применяется ноосферный подход. Появилось большое количество публикаций, посвященных роли искусства в организации ландшафта. В этой связи следует отметить работы Е. А. Скворцовой, С. Н. Соколова-Ремизова, И. И. Шептуновой, Д. А. Гусейновой.

В зарубежной науке теория культурного ландшафта стала разрабатываться начиная с 20-х гг. XX в. благодаря работам немецкого географа Отто Шлютера и американского культургеографа К. Зауэра. В течение длительного периода времени в американской культурной географии доминировал утилитарный подход, в рамках которого культурный ландшафт понимался как искусственно созданный человеком для обеспечения его краткосрочными запасами продовольствия, жилищем, одеждой, развлечениями. В современном англоязычном культурном ландшафтоведении главенствуют феноменологическая и постмодернистская парадигмы. Работы представителей феноменологического подхода Д. Косгроу, Д. Голда, Д. Джексона посвящены изучению смысловых значений культурного ландшафта, тогда как последователи постмодернистской линии: Э. Гросс, Д. Митчелл и другие, интерпретируют культурный ландшафт в качестве лингвистической метафоры — текста, дающего беспристрастную информацию о его организаторах. Во Франции приоритетной темой культурной географии остается изучение диахронных закономерностей ландшафтообразования в культурно-историческом и социально-экономическом аспектах, что находит отражение в работах Ж. Р. Пита, Ж. Бертрана, Ж. Ружери. Современное немецкое культурное ландшафтоведение представлено преимущественно гуманистической и постмодернистской тенденциями. Так, в исследованиях Л. Хольцнера, У. Май, У. Грабски-Кирона, Й. Книлинга внимание главным образом уделяется культурно-региональным аспектам, что позволяет понять культурно-ландшафтные особенности конкретного общества.

Необходимо отметить, что несмотря на многообразие концепций и ценных идей, в науке в целом отсутствует интегративный взгляд на проблему культурного ландшафта. Недостаточно уточнена также компонентная структура культурного ландшафта, и не выработаны критерии оценки этих компонентов. Кроме того, до сих пор мало внимания уделяется философскому осмыслению перспектив применения теории культурного ландшафта в решении актуальных экологических, социокультурных и экономических проблем современности.

Основными признаками традиционного культурного ландшафта являются:

– уникальность природного наследия, имеющего как большое экологическое, так и духовно-эстетическое значение;

– устойчивые традиционные виды хозяйства, которые веками поддерживали экологический баланс, способствовали сохранению важнейших элементов традиционной культуры;

– наличие ценного культурного наследия, не только в виде археологических памятников, но и «живых» форм культуры, обеспечивающего духовную связь этноса с местом развития.

Широкие перспективы применения теории культурного ландшафта в сфере оптимизации, гармонизации отношений человека и природы, дальнейшей культурной эволюции человека заставляют обратить пристальное внимание на проблему разработки компонентной структуры культурного ландшафта, а также критериев их включения в данную структуру, что зачастую порождает оживленные дискуссии между географами, культурологами и философами. Можно полагать, что применение ряда естественно-научных и гуманитарных подходов внесет определенную ясность в решение данного вопроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.004 с.)