Компетенции в сфере работы с информацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенции в сфере работы с информацией



Освоив компетенции в сфере работы с информацией, вы сможете использовать любую информацию, даже ту, которая сейчас еще не появилась и станет известна человечеству лет через десять. Но в этом кроются трудности, с которыми вам предстоит столкнуться: не будет готовых рецептов, примеров и образцов. Вам придется получать опыт применения различных техник работы с информацией и анализировать этот опыт, каждый раз определяя свою задачу и выбирая наиболее эффективный для конкретной ситуации способ из числа тех, которыми вы владеете. Поэтому освоение некоторых операций, применяемых в работе с информацией, требует не только выполнения заданий, предложенных в этой тетради, но и закрепления их в процессе вашей учебы, в быту, в работе.

Требования к сформированности компетенций в сфере работы с информацией определяют, какую деятельность с информацией вы сможете выполнить (продемонстрировать), завершив работу с этой тетрадью.

 

Требования к деятельности

по планированию и осуществлению информационного поиска

Уровень I Выделяет из источника, содержащего избыточную информацию, информацию, необходимую для решения задачи.

Уровень II Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета. Указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи.

Требования к деятельности по извлечению и первичной обработке информации

Уровень I Извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию. Систематизирует информацию в рамках заданной простой структуры.

Уровень II Извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников, содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информацию.

Проводит группировку и классификацию объектов, процессов, явлений.

Систематизирует информацию в рамках заданной сложной структуры.

Предлагает простую структуру для систематизации информации в соответствии с задачей информационного поиска.

Требования к деятельности по обработке информации

Уровень I Выделяет в источнике информации вывод и \ или аргументы, обосновывающие определенный вывод.

Уровень II Делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода.


ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Результаты

Самооценка

Оценка преподавателя

Комментарии преподавателя
Я выделяю из источника, содержащего избыточную информацию, информацию, необходимую для решения задачи

 

 

 

располагая ограниченным временем
располагая неограниченным временем
Я самостоятельно нахожу источник информации                

 

среди заданных
с помощью бумажного или электронного каталога
в сети Интернет с помощью поисковой системы
Я указываю на недостаток информации, необходимой для решения задачи  
Я извлекаю информацию                

 

из письменных источников по одному основанию
из письменных источников по нескольким основаниям
Я систематизирую информацию в рамках заданной структуры                

 

с помощью таблицы
с помощью схемы
с помощью денотатного графа
посредством коллажирования
Я самостоятельно выбираю структуру для систематизации информации  
Я нахожу в источнике информации вывод и аргумент (ы)  
Я делаю выводы на основе заданных посылок  
Я привожу аргументы  
Я провожу сравнительный анализ                

 

выделяю признаки в соответствии с заданными критериями
делаю вывод по итогам сравнительного анализа

 


Тема 1. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Вам предлагается выполнить упражнение, построенное на приеме «инсерт» («отметки на полях»). Каждая часть задания представляет собой пункт инструкции, которой вы можете пользоваться, применяя этот прием для работы с другими текстами

Задание 1 (тренировочное упражнение)

1.1.

Вам предстоит прочитать текст «Информация».

До начала чтения подумайте, каково ваше представление об информации. Запишите все, что вы знаете об информации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.

Обсудите сделанные записи со своим соседом.

Если у вас возникли разногласия, запишите, в чем они состояли. Напишите свои соображения по поводу разногласий, исходя из того, что текст, который вам предстоит прочитать, возможно, прояснит некоторые из них.

После того как вы с партнером завершили обсуждение, устно поделитесь своими знаниями со всей группой. Все ваши идеи будут записаны преподавателем на доске, при этом любые разногласия будут вынесены на обсуждение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3.

Приступайте к чтению текста. Во время чтения делайте отметки на полях (прием «инсерт»):

«V» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

«-» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

«+» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Информация

Сегодня не существует единого подхода к определению понятия «информация». Но при всех трактовках этого понятия предполагается существование двух объектов: источника информации и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением. Например, удар в вечевой колокол означал, что надо собираться на площадь, но тем, кто не знал об этом порядке, он не сообщал никакой информации.

В ситуации с вечевым колоколом человек, участвующий в соглашении о смысле сигнала, знает, что в данный момент могут быть две альтернативы: вечевое собрание состоится или не состоится. Или, выражаясь языком теории информации, неопределенное событие (вече) имеет два исхода. Принятый сигнал приводит к уменьшению неопределенности: человек теперь знает, что событие (вече) имеет только один исход: оно состоится. Однако если заранее было известно, что вече состоится в таком-то часу, колокол ничего нового не сообщил. Отсюда вытекает, что чем менее вероятно (т.е. более неожиданно) сообщение, тем больше информации оно содержит, и наоборот, чем больше вероятность исхода до совершения события, тем меньше информации содержит сигнал.

По содержанию информация подразделяется на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую и т.д. Вообще же классификаций информации много, они строятся по различным основаниям. Как правило, из-за близости понятий точно так же строятся и классификации данных. Например, информация подразделяется на статическую (постоянную) и динамическую (переменную). Другое деление - первичная, производная, выходная информация. Третье деление - информация управляющая и осведомляющая. Четвертое - избыточная, полезная и ложная. Пятое - полная (сплошная) и выборочная.

Давайте рассмотрим наиболее важные для обработки информации характеристики.

Избыточность информации - характеристика информация, показывающая, что информация не нужна для принятия решения. Избыточная информация бывает двух видов: сведения, не имеющие отношения к содержанию принимаемых решений, и сведения, поступающие в объеме, недоступном для своевременной обработки.

Прагматический аспект информации - характеристика информации с точки зрения полезности, пригодности для решения задачи. При этом оценка может быть субъективной, отражая точку зрения получателя информации (интерпретатора). Если получатель хотя и понял поступившую информацию, но не счел ее полезной, важной, то это означает наличие прагматического шума — такая информация отсеивается.

Репрезентативность информации - достаточность информации для принятия и обоснования решения, ради которого она собрана. Например, в выборочном методе статистики репрезентативность выборки -это соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности: если выборка репрезентативна, то по ее свойствам можно судить о генеральной совокупности; если выборка произведена неправильно, говорят об ошибке репрезентативности. (Хрестоматийным примером такой ошибки является проведенный в США еще в 20-е гг. опрос общественного мнения людей, отобранных по телефонной книге, казалось бы, беспристрастно, случайно. Его организаторы не учли, что телефоны были тогда лишь у зажиточной части населения, что не могло не дать искаженных результатов.)

Достоверность информации - общая точность и полнота информации, которая нередко определяется как свойство информации быть правильно воспринятой. Достоверность информации обратно пропорциональна вероятности возникновения ошибок в информационной системе. В общем случае достоверность информации достигается:

- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

- сопоставлением данных, полученных из различных источников;

- своевременным вскрытием дезинформации;

- исключением искаженной информации и др.

Неполнота информации - принципиальное свойство экономических, социальных и многих других управляемых систем, возникающее по двум причинам: в силу неопределенного, случайного характера 1) самой системы и 2) возможностей приобретения сведений об этой системе (сведения могут быть не только ограничены по техническим причинам, но иной раз могут быть и ложными вследствие рассогласования интересов). Таким образом, большинство решений, принимаемых в экономических, социальных и т.п. системах, принимается в условиях неполноты информации.

Исследование проблем, связанных с научным понятием информации, идет в трех основных направлениях. Первое из них состоит в разработке математического аппарата, отражающего основные свойства информации.

Второе направление заключается в теоретической разработке различных аспектов информации на базе уже имеющихся математических средств, в исследовании различных свойств информации. Например, уже с момента создания теории информации возникла сложная проблема измерения ценности, полезности информации с точки зрения ее использования. В количественной теории, выдвинутой в 1960 А.А. Харкевичем, ценность информации определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной информации.

Третье направление связано с использованием информационных методов в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и др. В лингвистике, например, проводилось измерение информативной емкости языков. После статистической обработки большого числа текстов, выполненной с помощью ЭВМ, а также сопоставления длин переводов одного и того же текста на разные языки и многочисленных экспериментов по угадыванию букв текста выяснилось, что при равномерной нагрузке речевых единиц информацией тексты могли бы укоротиться в 4-5 раз. Так был с этой точки зрения установлен факт избыточности естественных языков и довольно точно измерена емкость языка - величина, находящаяся в этих языках примерно на одном уровне.

Разнообразное использование понятия информации побудило некоторых ученых придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию информации были английский нейрофизиолог У.Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн. Они исследовали вопросы общности понятия энтропии (распада) в теории информации и термодинамике, трактуя информацию как отрицательную энтропию (негэнтропию). Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая передачу информации некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии.

Использованы материалы: Экономико-математический словарь, Словарь по естественным наукам (Глоссарий.ру), БСЭ

1.4.       

Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте себе на следующие вопросы:

- какие ваши знания подтвердились?

- какие ваши представления не подтвердились?
Возможно, вам понадобится прочесть текст еще раз.

Самостоятельно заполните маркировочную таблицу. При этом записывайте в первые три столбца только ключевые слова или фразы. Вопросы записывайте полностью.

 

V + - ?
       

1.5.

Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом. Противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей группе для обсуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.03 с.)