Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ломоносов: миф о призвании культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Ломоносов как ученый и культурный деятель был такой разнодисциплинарной фигурой, что с точки зрения ни одной отдельно взятой науки размах его просто не виден. Мы думаем, в какой сфере деятельности он сделал самое значительное, – но думать так неправильно. Значение Ломоносова не в том, чтó он сделал в той или иной сфере знания и культуры, а в том, что он пробудил и сформировал эти сферы знания для России. Хотя уже в XIX в. ученые следовали в оценке Ломоносова за А.С. Пушкиным, который назвал Ломоносова «первым нашим университетом» [Пушкин, 1937, с. 249] (см. особенно: [Пыпин, 1895а]; [Пыпин, 1895б]), мысль эта еще не стала фактом общественного сознания. И поэтому сейчас самое время напомнить о том, что именно в лице Ломоносова русская культура была призвана на европейскую арену. Однако меня в данном случае интересует не научно-категориальное оформление этого представления, а формирование его в виде мифа как формы общественно-бытовой практики. Сам Ломоносов постоянно и настойчиво мифологизировал многие эпизоды своей жизни. Это мера была во многом вынужденной, поскольку его низкое социальное происхождение в условиях сословной России XVIII в. создавало препятствия, для преодоления которых требовалось подключение выдумки1. Я имею в виду недоговорки и обобщения, в которых так или иначе отражались некоторые реалии его жизни. Например, в письме к И.И. Шувалову от 10 мая 1753 г. Ломоносов писал: «…отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил всё довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят» [Ломоносов, 1959, с. 478]. Эти слова «не совсем точны»: Ломоносов был единственным ребенком от первого брака его отца. Но от второго и третьего браков у его отца были и другие дети, причем в момент ухода Ломоносова из родительского дома у его отца был уже второй сын [Модзалевский, 1911, с. 335]. Кроме того, Василий Ломоносов никогда не имел возможности попрекнуть своего первенца уходом из семьи, поскольку тот никогда после своего бегства не возвращался на родину, и не переписывался с родными до своего возвращения в Россию в 1741 г., когда отец его уже умер. В другом письме к тому же И.И. Шувалову от 31 мая 1753 г. Ломоносов писал: «Я, напротив того (позвольте, милостивый государь, не ради тщеславия, но ради моего оправдания объявить истину), имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами. Для того многократно я
принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы» [Ломоносов, 1959, с. 481482]. Ломоносов называет здесь мачехой третью жену своего отца, вдову Ирину Семеновну [Ломоносов, 1959, с. 334]. Была ли она на самом деле «зла и завистлива», мы не знаем, но гнев ее на пасынка нам вполне понятен. Бедная женщина никак могла взять в толк, зачем парню в возрасте от 13 лет (она вышла замуж за отца Ломоносова в 1724 г.) до 19 лет (Ломоносов ушел в Москву) нужны какие-то книжки, когда он должен заниматься крестьянской работой и бегать за девками. Эти биографические признания Ломоносова не имели той практической цели, какую он имел, когда выдавал себя за дворянского сына, поскольку к 1753 г. его сословное происхождение было уже всем хорошо известно, а сложности, связанные с ним, были успешно преодолены, социальный статус стал достаточно устойчивым. Однако подобного рода построения должны были сформировать в общественном сознании миф о человеке, оставившем во имя науки и знания все материальные блага и отказавшегося от простых человеческих радостей.» (ЛОМОНОСОВ: МИФ О ПРИЗВАНИИ КУЛЬТУРЫ Строганов М.В.
Краткая характеристика: характерными особенностями данного текста являются образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека. Цель автора – привлечь внимание читателей к исторической личности. Ведущей стилевой чертой является обращение ко всем. Используются языковые средства: совмещение книжной и разговорной лексики
Художественный стиль. «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по реке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матера была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. Вот и теперь посадили огороды - да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. Как всегда, посеяли хлеба - да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы - их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски - поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матере только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали - и все об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили разные.» (В. Распутин «Прощание с Матерой») Краткая характеристика: данный текст относится к художественному стилю, так как целью автора является воздействие на чувства, эмоции, воображение и мысли читателя. Ведущая стилевая черта - образность. Используются языковые средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, лексический повтор, синтаксический параллелизм, однородные члены. Употребляется конкретная лексика. Разговорный стиль. «Бубнов (хохочет). Ах… чертова кукла! а? Барон (тоже смеется). Дедка! Ты думаешь – это правда? Это все из книжки «Роковая любовь»… Все это – ерунда! Брось ее!..
Наташа. А тебе что? Ты! Молчи уж… коли бог убил… Настя (яростно). Пропащая душа! Пустой человек! Где у тебя – душа? Лука (берет Настю за руку). Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была! А на него – не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется… у него, может, вовсе не было настоящего-то… ничего не было! Пойдем-ка!.. Настя (крепко прижимая руки ко груди). Дедушка! Ей-богу… было это! Все было!.. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил! Лука. Я – знаю! Ничего! Я верю! В лаковых сапогах, говоришь? А-яй-ай! Ну – и ты его тоже – любила?» (М.Горький На дне)
Краткая характеристика: Предложения по конструкции незаконченные, порядок слов свободный, присутствует много междометий. Используется разговорная и просторечная лексика. Разговорная лексика выразительная и эмоциональная. Сферой применения разговорной речи является неофициальная обстановка. Ведущая стилевая черта – непринужденность и простота.
Научный стиль «Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми... Краткая характеристика:
Официально-деловой стиль. Начальнику отдела кадров Т. М. Николаевой от Костяевой Татьяны Владимировны
Заявление Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября 1991 г. работала в Научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела (НИИДАД) инспектором по учету и регистрации корреспонденции.
Приложение: 1) личный листок по учету кадров; 2) трудовая книжка; 3) копия диплома; 4) две фотографии.
27.09.2014 (Подпись) Краткая характеристика: данный текст относится к официально-деловому, так как текст содержит четкую структуру, точность, стандартный вид. Мы видим регламентированный стиль в данном тексте. Отсутствует эмоциональность. Используются языковые средства: клише, особая терминология.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.143 (0.027 с.) |