Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.



БЛАГОРОДНЫЙ — НИЗКИЙ
Благородно — низко
благородство — низость
Благородные люди — низкие люди. Благородный поступок — низкий поступок. Благородные побуждения — низкие побуждения. Ο Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. — Помни, что подлая душа всегда предполагает самые низкие побуждения в самых благородных поступках. Стаднюк. Война.
БЛАГОРОДНЫЙ — НЕБЛАГОРОДНЫЙ
Благородно — неблагородно
благородство — неблагородство
Благородный человек — неблагородный человек. Благородный поступок — неблагородный поступок. Ο [Платон:] Да ведь это неблагородно, это довольно даже низко, Амос Панфилыч, чужие письма читать. [Барабошев:] Что для меня благородно, что низко, я сам знаю. А. Островский. Правда хорошо, а счастье лучше. Медицина не делает различия между болезнями красивыми и отвратительными, психология — между благородными и неблагородными аффектами. Брюсов. Ремесло поэта.
БЛАГОРОДНЫЙ — НИЗМЕННЫЙ
Благородно — низменно
Благородные побуждения — низменные побуждения. Ο Она никогда никому не верила, и как бы благородны ни были намерения, она всегда подозревала в них... низменные побуждения и эгоистические цели. Чехов. Супруга. Волынский... в своих жизненных расчетах полагался лишь на низменные свойства человеческой натуры: страх, корысть, зависть, мстительность — и никогда на благородные. Нагибин. Квасник и Буженинова.
БЛАГОРОДНЫЙ — ПОДЛЫЙ
Благородно — подло
благородство — подлость
Благородный человек — подлый человек. Благородный поступок — подлый поступок. Ο — О человеческих поступках речь... А они бывают благородными, а бывают и подлыми! Ан. Иванов. Вечный зов. Перед нами жизнь человека, совершившего много славных дел, но допускавшего и ошибки, попадавшего в поле зрения и власти людей благородных — И подлых. В. Карпов. Полководец.
Ср. Высокий — низкий. Возвышенный — низменный

 

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 2000.

бла’говест, -а, мн. –ы, -ов | «И в комнату шум ворвался, И бла’говест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса.» А.Майков, Весна! Выставляется первая рама…

! неправ. благове’ст

 

Задание 7

Черногрудова Е.П. О влиянии электронного журнала на речь современных школьников. Русский язык в школе. 2019;80(4):45-48.

Аннотация

Статья посвящена проблемам коммуникации субъектов образовательного процесса. Ее цель – обратить внимание специалистов и общественности на негативное влияние интернет-ресурсов на речевую ситуацию в современной школе. Анализ особенностей коммуникации позволил сделать вывод о том, что цифровые образовательные платформы часто создают лишь иллюзию «продвинутости» образовательного учреждения, так как провоцируют учителя, работающего с их сервисами, на речевые ошибки и недочеты, снижая, в конечном счете, результативность обучения.

 

Конспектирование

Сегодня в школе активно используются новые технологии. Организация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО требует новой информационно-образовательной среды, основным компонентом которой являются электронные образовательные ресурсы.

В январе 2002 г. постановлением правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Одним из направлений ее реализации стало введение цифровых образовательных платформ. Они позволяют оптимизировать учебный процесс, наладить связь между учителем, учеником и родителями.

Однако, на наш взгляд, процесс внедрения в образование информационных технологий требует более детального анализа, позволяющего реально оценить «плюсы» и «минусы» такого явления, как тотальная информатизация и компьютеризация школы.

<Далее автор рассказывает о достоинствах сервиса https://dnevnik.ru/...>

Однако все названные положительные стороны рассматриваемого электронного приложения носят чисто технический характер. <…> В частности, <…>, следует более внимательно проанализировать влияние сервисов цифровых образовательных платформ на развитие речи обучающихся и формирование у них языковой и речевой грамотности.

<Далее автор рассказывает о интернет-странице электронного журнала «Стена класса»: какие рубрики содержит этот ресурс, какие функции выполняет… >. <…>

Несмотря на то, что общение посредством «Стены класса» представляет собой частный случай виртуальной коммуникации и ему свойственны все названные характеристики, оно обладает и чертами, на наш взгляд, негативными. По нашим наблюдениям, данный сервис провоцирует учителя на небрежность в общении с учащимися. <Далее автор приводит примеры, показывающие грубое нарушение языковых норм при общении с учениками и родителями>.

Возможно, кому-то это может показаться незначительным <…>. Однако нельзя забывать, что речь учителя должна быть образцовой во всех ситуациях её использования. Вдвойне это справедливо для письменной речи, поскольку она воспринимается зрительным анализатором, который в десятки раз мощнее слухового.

Полагаем, что «Стена класса» создает ложное ощущение непосредственной устной коммуникации, а поскольку это общение происходит во внеурочное время, то зачастую приобретает бытовую окраску. <Далее автор приводит примеры общения с родителями, показывающие использование нелитературных слов в ходе беседы, построение предложений близких по характеру функционирования к устной бытовой речи…>. <Автор делает вывод о том, что в приведенных примерах письменные тексты выполняют те же функции, что и устная речь…>.

Учитывая, что интернет-общение имеет форму письменной речи, заметим: далеко не все, что можно сказать, можно написать. Такая вольная подача «усугубляется» авторитетом учителя, из речи которого учащиеся усваивают образцы словоупотребления и формообразования, построения высказывания и возможности его эмоциональной окраски. Поэтому представляется недопустимым проявление подобного пренебрежения русского литературного языка и стилистическими нормами.

Назовем языковые (речевые) особенности цифровой среды <…>:

1) стирание границ текста;

2) трансформация категории авторства;

3) поликодовость коммуникации <…>;

4) динамичность. Отдельные ученые добавляют к перечисленным <…>: глобальность <…>, интерактивность <…>, виртуальность <…>, открытость системы <…>, креативность и мозаичность <…>.

<Далее автор рассказывает о дисплейных текстах… Автор дает положительную и отрицательную оценку использованию дисплейных текстов…>.

Таким образом, мы полагаем, что подобного рода использование компьютера и новых технологий в современной школе создает лишь иллюзию мобильности, интерактивности и «продвинутости» школьной реальности. В действительности же, в языковом плане, например, это возвращение в эпоху, когда грамматика, лексика и стилистика русского языка переживали свое становление <…>.

Современные цифровые технологии, без сомнения, давно стали нашей реальностью, и необходимо активно их осваивать. Это способствует повышению и квалификации педагогов, <…>. Однако нельзя допускать, чтобы эти технологии провоцировали учителей, обязанных демонстрировать эталонную речь, транслировать в общении с обучающимися далеко не образцовое словоупотребление, сниженную лексику, недопустимые в деловом общении конструкции и словоформы.

 

Задание 8

Публицистический стиль.

 

М. В. СТРОГАНОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.95.222 (0.007 с.)