Традиции и особенности русской философии XI-XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиции и особенности русской философии XI-XVII вв.



 

Предистория древнерусской фил. "дописьменный период" (конец этого периода -эпоха принятия христианства в качестве господствующей идеологии, создание первых памятников письменности и постепенного качественного изменения всего древнерусского общества).

Дописьменный период отличается господством языческого мировоззрения и пантеизмом натуралистического отношения к миру. Он является важным как изначальный, материнский по отношению к последующему периоду. В недрах древнейшей славянской культуры складывается самобытная мифология, в которой проступают элементы философского отношения к миру. 2. Конец 10 - 17в. - период собственного развития древнерусской философской мысли. 1) 10-12 в. Становление. Киевский период. 2) 13-14 в. Развитие в эпоху раздробленности. 3) 15-16 в. Подъем. Московский период. 4) 17 в. Завершение. 3. Пост-история. Историческое сознание проявляет себя в легендах о сказочных героях, о могучих богатырях, об основателях древних столиц и родоначальников целых народов. Для языческого сознания характерны устойчивые мифологемы, имеющие древнейшее происхождение. Такова общая для многих индоевропейских народов мифологема "мирового древа", с помощью которой моделируется вертикальная тройная структура мира (небо, земля, преисподняя), горизонтальная структура(север, запад, восток, юг), жизнь и смерть(цветущее и засохшее древо). Антропоморфизм мифологического сознания проявил себя в различных образах, например, в мифологеме о "браке неба и земли". Мать -сыра земля, выступающая в качестве женского плодоносящего начала, орошалась идущим с неба дождем, и это событие воспринималось не просто как атмосферное явление, а как акт переноса божественной потенции в производящее лоно земли, за которым последует произрастание плодов. Этот образ воспитывал в сознании язычников единство природы и человека путем антропоморфизации окружающего мира. Христианство стало проникать на территорию, населенную восточнославянскими племенами, задолго до принятия его в качестве офиц. религии. Византийские проповедники и торговцы, западные миссионеры проникали на Русь, знакомили восточнославянское население с основами исповедуемой ими веры. Отжившая родоплеменная мифология вступала с ними в борьбу. Об этом повествуют древнейшие памятники письменности, одним из которых явл-ся "Повесть временных лет", фрагмент ее наз-ся "Речь философа". Здесь проступает своеобразная концепция мировой истории в духе морально интерпретируемой вселенской борьбы добра и зла. Приобщение к письменной духовной культуре породило культ книги, которая почиталась одной из высших ценностей, богато украшалась и ревностно оберегалась от угрожавших ей бедствий. С философской точки зрения языческая и христианская идеологии отличались следующим: Языческое мировозрение не выделяло человека из природы, оно было глубоко пантеистическим и по своей сути выражало изначальное отношение к миру, сравнимое с непосредственной психологией ребенка. Язычество есть"религия самодавлеющего космоса". Нерасторжимость с миром вечного круговращения природы, политеистическое поклонение ее стихиям, неразличение духовного и материального аспектов бытия, преклонение перед тотемами и культ предков как принципы социальной детерминации - таковы основы языческого мировосприятия. Проявлением языческого миропонимания является признание астральной зависимости человека. Христианская идеология вырабатывает свою концепцию мировозрения. Вместо натуралистического равновесия она вводит напряженное противостояние духа и материи. И в мире и в человеке усматривается непримиримая борьба двух противоположных начал, отождествляемых с богом и дьяволом, душой и плотью, добром и злом. Вместо идеи вечного круговорота вырабатывается идея векторного развития от "сотворения мира" до "конца его", человеческая история делится на дохристианскую(предисторию) и христианскую, являющуюся собственно историей. Человек взывается к моральной ответственности, он должен делать сознательный выбор между двумя мировыми силами, его жизнь подключается к мировому универсуму, его судьба становится частью мировой судьбы. Древнерусское мировозрение нельзя назвать чисто христианским. Оно впитало в себя многие языческие традиции и представляло сложное соединение двух идеологий. Первым древнерусским философом можно считать киевского митрополита Иллариона (11в) В своем "Слове о законе и благодати... " он с помощью метода символического толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света" над "тьмой" язычества. - Кирилл Туровский 1130-1182 - писал молитвы. Главным итогом развития древнерус. фил. мысли оказалась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианскими, представлений о мире как творении бога, о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящим из бренного тела и бессмертной души. В 14 веке сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм ("исихия" - безмолвие) - религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека. Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и другие сторонники отказа от монастырской земельной собственности осуществили тонкий и тщательный анализ душевных движений, порождающих "страсть" и другие формы привязанности к материальному миру, ведущие человека к состоянию моральной деградации(греховности). В рамках этой традиции в русской средневековой фил-ии культивировалось представление о человеке как "образе и подобии" бога, властелине тварного мира, наследнике бога на земле, призванным своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума. Иосифляне - за использование крестьян для работы на монастырских землях (в противоположность нестяжателям) 15-16 века Конец 15- начало 16 веков принесли в Московскую Русь новую философскую традицию, связанную с "новгородско-московской ересью". "Политическая философия" еретиков утверждала своеобразный образ государя, советующегося со своими приближенными, однако больше полагающегося на "тайное искусство" управлять. Народ выступает как объект абсолютной опеки, повинующийся царю, укрепляющему законность, любящему народ, следящим за порядком и "грозному". В это же время сформировалась иная версия "политической фил-ии". Игумен Филофей изложил концепцию светской власти, высшим назначением которой является сохранение единственно истинного, православного христианства.

 

11. Отечественная философская мысль XVIII-нач XXв. Философско-идеологическая политика западников и славянофилов. Философия Соловьева. «Новое религиозное сознание». (кон XIX – нач. XXвв)

 

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.Поиски рус ф-й мысли (16-18в) проходили в противоборстве 2-х тенденций: 1)акценти-ровала вним-е на самобыт с неповторимым своеобраз-м рус дух жизни 2) выражала стрем-е вписать Р в процесс раз-я европ культуры,представит считали что поскольку Р встала на путь культ раз-я позже др стран то она должна уч-ся у запада и пройти тот же истор путь. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. Хомякова (1804-1860) и Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот - религия. Материалисты Белин-ский(1811-1848) Герцен (1812-1870), Чернышевский (1828-1889), Добролюбов (1836-1861), Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучитель

ную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи – мозга В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Самобытным р мыслителем был Лев Толстой Подвергая критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственнорелигиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.Достоевский. В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Религ-я ф-я: Соловьев Картина мира: божественный мир в трех главных сферах: субстанционный, умственнный и чувственные миры. Субстанционный мир - мир находится в единстве с богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом. Задача человечества - воссоединиться с Богом. Соловьев вводит термин: "софия" - идеальное человечество, достигаемое через соединения чувственной сферы действует не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства. Работы: "Теократическая философия", "Чтения о бого-человеке".Бердяев Человек обладает свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Свобода существует в двух вариантах:1. иррациональная (первоначальое ничто, хаос и мука)2. рациональная  (в Боге) Бог создал человека по своему подобию, но не смог победить потенциизм. Преодоление его - в воссоединении с Богом через религиозные общества. Бердяев говорит о неизбежности революции в истории. Работы: "Философия свободного духа", "Самопознание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.01 с.)