Социокультурные основания и концептуальные особенности античной философии. Космоцентрический характер древнегреческой философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные основания и концептуальные особенности античной философии. Космоцентрический характер древнегреческой философии.



 

Возникновению античной ф. способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

1. Она зародилась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя, предоставивших свободному гражданину возможность для его самоутверждения.

2. Античное мифологическое мышление развивалось в основном вне и независимо от какого-либо культа и уже в предысторическую эпоху достигло высокого уровня рационализации и обобщения, что предварило эти особенности в философии.

3. Античная философия складывалась в обстановке деловых и мировоззренческих контактов со странами древнего Востока, обусловило широту теоретических поисков. Философия древних греков возникла и расцвела на основе усвоения ею богатейших достижений культуры и науки древних египтян, вавиловян, финикийцев и других азиатских народов.

В отличие от стран древнего Востока, где, несмотря на развитие рабовладения, основными производителями материальных благ оставались свободные члены крестьянских общин, в древней Греции, начиная приблизительно с середины V века до н. э., все большую роль стал играть труд рабов. Для понимания особенностей этой культуры следует иметь в виду, что все возраставшая роль труда рабов порождала у свободных презрение к физическому труду. Это важнейшее социально-экономическое обстоятельство определило такую характерную особенность античной философии, как _созерцательность..

Греческая ф-я, особенно раняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. В постановке вопроса о первоначале всего сущего ("архэ") проходит мысль о невидимом и умопостигаемом единстве мира, которое скрыто за чувственно воспринимаемом многообразием явлений. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некого телесного элемента или материальной стихии. Для Фалеса (625-547 до нэ) - это вода, для Анаксимена (585-525 до нэ) - воздух, для Анаксимандра (610-550) - "апейрон" - неопределенное и беспредельное первовещество. Мир воспринимался в его рождении, становлении и развитии. При этом космической гармонии должна соотвествовать гармония человеческой жизни. Саму жизнь и дух первые греческие ф-фы расматривали как проявления материи, как особые сочетания материальных первоначал. Диалектика первых гр. ф. - материалистов получила яркое выражение у Гераклита (520-460 до нэ), который пологал, что вечное движение первоматерии ("все течет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразии вещей осуществляется через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реке нельзя дважды, заявил он, ибо вода меняется. Идея становления, взаимопревращения вещей выступает основой единства мира, которым правит "логос" - закон, поддерживающий порядок.

Первоначальный материализм греков имел ряд недостатков:

1. Стихийные материалисты не перешли от образа к понятию и потому сущность вещей отождествляли с явлением, общее с еденичным, субстанцию - с ее конкретным выражением.

2. Внимание было поглащено универсальной подвижностью происходящих в природе процессов, упускался из виду структурно-устойчивый план бытия, постоянство космоса.

3. Нечетко различались природа и дух, физическое и психическое.

Наиболее глубокое выражение философский материализм получил в учениях Демокрита(5-4вв до нэ), оснававшего свою школу в Афанах.

Заслугой Демокрита является то, что он глубоко обоснавал идею об атамах как мельчайших неделимых частицах материи, из которой состоит все существующее. Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергли бессмертие душы, критикавали религиозные предрасудки. В теории познания Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объектов: действительных, присущих самим объектам, и качеств мнимых, зависящих от нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)