Сравнительный обзор степени структурированности группы и разделения ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный обзор степени структурированности группы и разделения ответственности



 

МОДЕЛЬ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Психоаналитическая Консультант отказывается от директивного  руководства группой и позволяет ей самостоятельно выбирать направление; интерпретирует смысл конкретных поведенческих паттернов. Члены группы поднимают проблему и продуцируют -бессознательный материал; постепенно принимают на себя ответственность за спонтанное взаимодействие, делают интерпретации и делятся с другими участниками группы своими инсайтами; становятся вспомогательными терапевтами друг для друга.
Адлерианская Консультант, в начале работы, стремится определить цели; предпринимает активные шаги для установления и поддержания терапевтических отношений, а также для исследования и анализа индивидуальной динамики. Члены группы достигают инсайта о себе; принимают ответственность За осуществление позитивных изменений; рассматривают альтернативные убеждения, цели и формы поведения.
Психодрама Режиссер/консультант предлагает специальные техники, направленные на интенсификацию чувств, воссоздание ситуации прошлого и обеспечение нового уровня сознания конфликта; убеждается в том, что протагонист продвинулся вперед и что у других членов группы есть возможность поделиться тем, что они испытали во время психодрамы. Члены группы предоставляют материал для психодрамы и. если выступают в роли протагониста, управляют собственной психодрамой.

 

Экзистенциальная Консультант может структурировать группу на основе одной из экзистенциальных тем, например, свободы, ответственности, тревоги или вины; делится с группой чувствами, возникающими здесь-и-сейчас. Члены группы ответственны за определение тех проблем, которые они хотят обсудить; заявляя их, они определяют направление движения группы.
Лнчностно-центрированная Консультант структурирует группу или управляет ей в минимальной степени. Членам группы доверяют самостоятельное определение значимого направления в движении группы и считают, что они способны помочь друг другу и вместе прийти к конструктивным результатам.
Гештальт Консультант ответственен за осознание своих переживаний в текущий момент и их использование в контексте группы; вносит в группу структуру, предлагая техники, направленные на интенсификацию эмоций. Члены группы должны быть активными и выдвигать собственные интерпретации.
Транзактный анализ Поскольку акцент делается на отношениях равенства между клиентом и консультантом, ответственность разделяется в соответствии с заключенным контрактом. Члены группы и консультант закрепляют в контракте, каких изменений хотят достигнуть члены группы и какие проблемы и трудности они могут исследовать в группе.
Поведенческая терапия Консультант ответственен за активное обучение и удержание группового процесса в рамках тех видов деятельности, которые были определены заранее. От членов группы ожидают активности, применения того, чему их обучают, в повседневных ситуациях и опробования новых форм поведения за пределами группы.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Консультант ответственен за исследование любых фактов, указывающих на то, что поведение клиента основано на непpaвильном или саморазрушительном поведении; он структурирует групповой опыт таким образом, чтобы члены группы столкнулись с необходимостью конструктивных изменений. Члены группы несут ответственность за критическое отношение к самоограничивающим способам мышления (как у себя, так и других членов группы); от них ожидают продолжения самоконфронтации за пределами группы и напряженной работы над изменением алогичных способов мышления.
Терапия реальностью Консультант обучает членов группы принимать ответственность за то, как они проживают свою жизнь; структурирует группу таким образом, чтобы сосредоточить внимание членов группы на их поведении в настоящий

 

  момент и на способах изменения этих форм поведения; оказывает влияние на членов группы, моделируя поведение, ориентированное на успех; вступает в конфронтацию с клиентами, которые живут нереалистично. Члены группы решают, каких изменений они хотят достигнуть, и принимают на себя ответственность за их достижение.

 

 

Таблица 16-4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГРУППОВЫХ ТЕХНИК

 

МОДЕЛЬ ТЕХНИКИ
Психоаналитическая Интерпретация, анализ сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивления и анализ переноса – все они направлены на перевод бессознательного материала в сознание и достижение инсайта.
Адлерианская Анализ и оценка, исследование родительской семьи, отчет о ранних воспоминаниях, конфронтация, интерпретация, когнитивное переструктурирование, изменение системы убеждений, исследование социальной динамики и уникального жизненного стиля клиента.
Пснходрама Самопрезентация, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательные «я», зеркало и проекция в будущее.
Экзистенциальная Поскольку этот подход, прежде всего, ориентирован на понимание, техники занимают второстепенную позицию, поэтому трудно назвать конкретный набор методов, характерный для экзистенциалистов. Консультант может заимствовать техники из других терапевтических подходов для лучшего понимания мира клиента и для углубления терапевтической работы.
Личиостно-центрированная Акцент делается на поведении и позиции фасилитатора, поэтому используется незначительное количество структурированных или запланированных техник. Базовыми техниками являются активное слушание, отражение чувств, прояснение, поддержка и психологическое присутствие.
Гештальт Консультант может использовать многие техники, ориентированные на действие, каждая из которых усиливает непосредственные переживания и осознание возникающих чувств и эмоций. Это такие техники, как конфронтация, «пустой стул», диалог, фантазия, техники тренировки, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим, а настоящем времени, работа со снами и другие. Эксперименты организуются таким образом, чтобы участники осознали области напряжения в
  споем теле и страх физической или эмоциональной близости, чтобы предоставить членам группы возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения и высвободить свои чувства.
Транзактный анализ Техники включают в себя использование опросника, направленного на анализ сценария, или опросника, определяющего ранние запреты и решения, игры и жизненную позицию; моделирование семьи; ролевую игру и структурный анализ.
Поведенческая терапия Основные техники, основанные на принципах научения и бихевиоральных принципах и направленные на достижение поведенческих изменений и когнитивную реструктуризацию, включают в себя систематическую десенсибилизацию, имплозивную терапию (методику наводнения), тренинг уверенности в себе, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, исследование поведения, инструктирование, моделирование, обратную связь и процедуры анализа и изменения процесса познания.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Основной техникой является активное обучение. Консультант пробует, вступает в конфронтацию и управляет. Он моделирует рациональное мышление и обучает ему, объясняет, убеждает и читает «лекции» клиентам. Он использует такой стиль, который требует от членов группы постоянного применения приобретенных когнитивных навыков. РЭПТ использует широкий спектр поведенческих техник, таких как ролевая игра, исследование поведения, домашняя работа и тренинг уверенности в себе.
Терапия реальностью Применяет широкий спектр техник, например, ролевая игра, конфронтация, моделирование, использование юмора, контрактов и планов действия.

 

 

Таблица 16-5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ВКЛАДА В МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

МОДЕЛЬ ВКЛАД
Психоаналитическая Внимание к семейной динамике подходит для работы со многими меньшинствами. Терапевт подходит тем клиентам, которые ожидают от него профессиональной дистанции. Акцент на защитах полезен для понимания внутренней динамики и работы со средовыми стрессами.
Адлерианская Культура рассматривается как точка отсчета и тот

 

  фон, благодаря которому жизнь получает смысл. Этот смысл различается в зависимости от культурного опыта личности.
Психодрама Этот подход приглашает клиентов к самовыражению в настоящем. Режиссер может создать сцену, которая чувствительна к конкретной культуре, и помочь членам группы осознать, какое влияние на них оказывает культура. Через проигрывание конкретных сцен клиенты осознают новые смыслы коммуникации. Психодрама предоставляет возможность для развития спонтанности и креативности в контексте конкретной культуры.
Экзистенциальная Центральной ценностью является акцент на понимании феноменологического мира членов группы, включая его культурное происхождение. Этот подход приводит к внутреннему освобождению от репрессий общества. Он помогает членам группы исследовать свои возможности для изменений внутри контекста культурной реальности.
Лнчностио-центрированная Роджерс сделал существенный вклад в разрушение культурных барьеров и сопровождение открытого диалога между культурно-разнообразной популяцией. Основная сила заключается в уважении к ценностям клиента, активном слушании, приветствии различий, неосуждающей позиции, понимании, готовности позволять клиентам определять, что будет исследоваться во время сессии, и поощрении культурного плюрализма.
Гештальт Акцент на невербальном выражении себя конгруэнтен тем культурам, которые ищут сообщений по ту сторону слов. Подход предлагает множество техник для работы с клиентами, которые ограничены культурным запретом на свободное выражение чувств. Внимание к телесной экспрессии — это тонкий и деликатный способ помочь клиенту осознать внутренний конфликт.
Транзактный анализ Контрактный метод действует как защита от навязывания ценностей терапевта клиенту, особенно тех ценностей, которые не конгруэнтны его культуре. Этот подход предлагает основу для понимания того влияния, которое оказывают культурные и семейные запреты. Структура занятий будет по достоинству оценена многими клиентами.
Поведенческая терапия Акцент на поведении, а не на чувствах соотносится со многими культурами. Сильные стороны подхода обеспечиваются подготовкой членов группы, обучением практическим навыкам, важен образовательный характер группы и акцент на
  стратегиях самоуправления.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Этот подход обеспечивает способы переоценки убеждений и определения ценностей, которые более не функциональны. Он акцентирует мышление и рациональность (в противоположность выражению чувств), что приемлемо для многих клиентов. Сосредоточенность на процессе обучения/научения позволяет избегнуть стагнации психического заболевания. Многие клиенты могут ценить директивность консультанта и использование домашних заданий.
Терапия реальностью В рамках подхода членов группы поощряют производить самостоятельную оценку поведения (включая его соотношение с культурой). Посредством личной оценки они определяют ту степень, в которой их потребности и желания будут удовлетворены, вследствие чего они могут найти равновесие между своей этнической идентичностью и интеграцией некоторых ценностей доминантного сообщества.

 

 

Таблица 16-6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ОГРАНИЧЕНИЙ ПОДХОДА В ОБЛАСТИ

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

МОДЕЛЬ ОГРАНИЧЕНИЯ
Психоаналитическая Сосредоточенность на инсайте, внутрипсихической динамике и долгосрочность лечения зачастую не подходят клиентам, которые предпочитают обучиться навыкам приспособления, чтобы быстро справляться с давлением среды. Акцент на внутреннем пространстве нередко вступает в конфликт с культурными ценностями, которые ориентированы на межличностные отношения и среду.
Адлерианская Этот подход подробно выясняет данные о родительской семье, что может вступить в конфликт с теми культурами, в которых наложен запрет на обсуждение семьи с чужими людьми и раскрытие «семейных тайн». Консультант должен убедиться, что цели членов группы уважаются и что эти цели конгруэнтны целям данной группы.
Психодрама Акцент на переживании и выражении чувств, на катарсисе и инсценировке прошлых проблем в настоящем

 

  может сильно беспокоить некоторых клиентов. Консультант поощряет клиентов и поддерживает их намерение выразить интенсивные эмоции в присутствии других людей.                                              
Экзистенциальная В рамках этого подхода ценят свободу, индивидуальность, автономию и самореализацию, что нередко вступает в конфликте культурными ценностями коллективизма, уважения к традициям, зависимости от авторитетов и взаимозависимости. Некоторых может удержать от посещения группы отсутствие специальных техник. Другие будут ожидать большего акцента на проблеме выживания в окружающем мире.
Личностно-центрированная Некоторые ценности, ключевые для этого подхода, могут быть не конгруэнтны ряду культур. Недостаток управленческого воздействия со стороны консультанта и отсутствие определенной структуры неприемлемо для клиентов, которые ищут помощи и немедленных ответов от знающего специалиста.
Гештальт Клиенты, которые ориентированы культурой на сдерживание своих эмоций, могут не принять техники гештальттерапии. В таком случае важно не переходить к выражению чувств, пока не установятся соответствующие взаимоотношения, и ни в коем случае не подталкивать к этому. Некоторые клиенты могут не видеть того, как «осознание переживаний настоящего» может привести к разрешению их проблем.
Транзактный анализ Терминология ТА может отвлечь представителей некоторых культур. Консультант должен войти в контакт с тем, чего хочет клиент, прежде чем подвергать анализу его сценарий, культурные и семейные запреты и ранние решения. Особая осторожность требуется при работе с семейными паттернами.
Поведенческая терапия Консультант должен помочь членам группы оценить возможные последствия изменений в поведении. Члены семьи могут не оценить новый стиль поведения клиента, поэтому члена группы надо обучить навыкам приспособления к сопротивлению со стороны других.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Если консультант принимает директивный стиль руководства, некоторые члены группы могут отступить. Нужно понять внутренний мир клиента, до того как предпринимать массированную атаку на те убеждения, которые оцениваются консультантом как иррациональные.
Терапия реальностью Подход подчеркивает принятие ответственности за собственную жизнь, и все же некоторые члены группы
  надеются изменить свое окружение. Консультант не должен недооценивать роль дискриминации и расизма и должен помочь клиентам жить, с существующей социальной и политической реальностью.

 

 

 

Г Л А В А 1 7

ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

РАЗРАБОТАНО МАРИАННОЙ ШНЕЙДЕР КОРЕЙ И ДЖЕРАЛЬДОМ КОРЕЙ В

СОАВТОРСТВЕ

 

 

Введение

Чтобы нарисовать оптимальную картину того, как работают разнообразные подходы, обсуждаемые во второй части, мы ввели эту главу, которая прольет свет на группу в действии. Мы расскажем о трехдневной выездной группе, которую вели Марианна и Джерри Корей, на основе работы этой группы была сделана видеозапись «Эволюция группы». Это видео и прилагающаяся к нему рабочая книга созданы для того, чтобы отследить развертывание группы от начальной к финальной стадии.

В этой главе мы моделируем интегративный подход, показывающий, как теория может быть применена на практике. Мы уделили особое внимание работе с конкретными членами группы. Актуальные темы, которые возникали в этот уик-энд, описаны для того, чтобы показать разнообразные способы исследования проблем клиента на разных стадиях группы. Не все темы вырастали из реального группового процесса. Некоторые материалы были расширены и модифицированы для обучающих целей. Мы представляем каждую тему и затем иллюстрируем те способы, которые мы заимствовали из разнообразных теоретических подходов. Эта глава отражает нашу личностную интеграцию теоретических подходов. Мы надеемся, что эта иллюстрация поможет вам отрефлексировать, каким образом вы можете заимствовать техники из различных подходов, чтобы сформировать ваш собственный стиль групповой практики.

О ГРУППЕ

Участники группы не являются актерами. Они не следовали сценарию и не разыгрывали по ролям фиктивные ситуации и случаи. Они были готовы к тому, чтобы быть собой и исследовать те проблемы, которые их в действительности беспокоят.

Группа, которую мы описываем в этой главе, представляет собой краткосрочную интенсивную группу, которая встречалась в течение 20 рабочих часов. Она состоит из 9 человек (пяти женщин и трех мужчин) и двух ко-терапевтов. Несмотря на то что группа встречалась во время выездных занятий, процесс, описанный нами (на видео и в этой главе), почти не отличается оттого, который мы наблюдаем в группе, встречающейся ежедневно. Техники, которые мы демонстрируем, могут быть использованы в группе, встречающейся каждую неделю. Многое из того, что было затронуто членами этой группы, не отличается от проблем, которые обычно исследуются в терапевтической группе.

 

ЗАТРОНУТЫЕ ТЕМЫ

Темы, которые мы отобрали для обсуждения в этой главе, весьма характерны для терапевтических групп, вот они:

• Прояснение личных целей.

• Формирование и укрепление доверия.

• Перенесение взаимодействия в здесь-и-сейчас.

• Работа со страхами и сопротивлением.

• Вынесение внутреннего диалога вовне.

• Исследование чувства изоляции.

• Работа с чувством изоляции и потери.

Эти темы будут раскрыты через описание того, как они проявились у различных членов группы. Мы демонстрируем использование техник, заимствованных из разнообразных терапевтических подходов, в приложении к конкретным членам группы и группе как целому.

Мы не предполагали, что сможем применить все те воздействия, которые описали в этой книге. Иногда мы опирались на личностно ориентированный подход или экзистенциальную терапию. В другое время мы использовали психоаналитические или адлерианские взгляды. А иногда мы применяли поведенческие техники, предназначенные для индивидуальной работы. Эта глава включает в себя описание того, как мы использовали понятия и техники этих подходов, чтобы справиться с проблемными моментами, характерными для завершающей стадии группы.

 

Формирование группы

ПРЕДГРУППОВАЯ ВСТРЕЧА

Все участники этой группы имели опыт посещения групп. Прежде чем принять решение о вступлении в группу, все участники приходят на предварительную встречу, где знакомятся друг с другом и с консультантами. Они имеют возможность познакомиться друг с другом и определить, хотят ли они получить подобный опыт.

Конечно, все участники были предупреждены о том, что этот курс организуется специально для того, чтобы сделать видеозапись. Мы также обсудили особые обстоятельства, связанные с участием в группе, работа которой записывается на видео, то есть о конфиденциальности и раскрытии информации личного характера. Мы хотели, чтобы будущие члены группы поделились своими опасениями и своими реальными трудностями и подчеркнули, что они могут самостоятельно решать, что они захотят (или не захотят) раскрыть на группе. Более того, мы уверили их, что лично проконтролируем, что должно (или не должно) войти в окончательный вариант записи. Члены группы имели возможность в любой момент сказать нам, если они хотят опустить в записи какую-то часть их работы в группе. Членам группы указывали на силу их вето, которое будет действовать на предгрупповой встрече, в ходе работы и после того, как они вернутся домой. Более того, все члены группы имели возможность ознакомиться с этой главой и предложить, какие изменения они хотят внести.

 

ВАЖНОСТЬ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОД ГОТОВКИ

Предгрупповая встреча является ориентационной сессией, где консультант может предоставить членам группы полную информацию, чтобы помочь им решить, подходит ли им эта группа. Если предгрупповая встреча оказалась непродуктивной, то для ориентации и подготовки членов группы к получению успешного группового опыта может быть использована первая встреча группы.

Многие группы зашли в тупик именно потому, что им было положено плохое начало. То, что называют «сопротивлением» членов группы, нередко становится результатом ошибки консультанта в обеспечении подходящей ориентации. Эта подготовка должна начинаться еще во время индивидуальной встречи с участниками группы, а затем продолжаться на первой встрече. Несмотря на то что предгрупповая подготовка требует значительных усилий, потраченное время принесет серьезные дивиденды, когда группа начнет работать. Многих потенциальных препятствий можно избежать, если тщательно спланировать работу группы и хорошо к ней подготовиться.

 

 

Начальная стадия

Если вы вспомните четвертую главу, начальная стадия развития группы — это фаза знакомства членов группы друг с другом. Чрезвычайно трудно создать атмосферу безопасности, если члены группы не чувствуют друг друга. На первой встрече мы не стремимся сразу обратить членов группы к исследованию глубинных личностных проблем, напротив, мы концентрируем их внимание на осознании той атмосферы, которая царит в комнате. Это время для знакомства, узнавания о том, как функционирует группа, для формирования групповых норм, исследования страхов и ожиданий, связанных с группой, определения личных целей и того, насколько безопасным местом является группа. Та манера, в которой консультант работает с реакциями членов группы, определяет ту степень доверия, которая будет достигнута в этой группе.

На первой сессии мы сформулировали групповые нормы — работа здесь-и-сейчас, прямое обращение друг к другу, выражение устойчивых реакций, контакт со своими ожиданиями и страхами, установление личных целей и так далее. Как ко-терапевты, свое основное внимание мы направили на установление атмосферы доверия. Мы достигли этого, позволяя членам группы говорить о своих мыслях, обучая их тому, как уделять внимание своим переживаниям здесь-и-сейчас, отмечать свою реакцию на других членов группы и вербализировать их реакции. Мы обучаем участников группы тому, как получать максимальную выгоду от участия в группе.

 

ТЕМА: ПРОЯСНЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

В большинстве групп начальные сессии посвящены исследованию групповых целей и прояснению личных целей группы. Мы также просим членов группы определить, что они могут сделать для того, чтобы достигнуть своих целей.

Мы обычно начинаем группу, предлагая членам группы сформулировать свои цели настолько ясно и конкретно, насколько возможно. Наша цель заключается в том, чтобы помочь членам группы сформулировать контракт для личной проработки, что позволит определить общее направление группы. Мы также заинтересованы в том, чтобы помочь членам группы оценить свое поведение и определить ту степень, в которой это поведение дает им то, чего они хотят (заимствовано из терапии реальностью). Некоторые из вопросов, которые мы обычно задаем членам группы, чтобы стимулировать их самооценку, включают в себя такие:

• Что из того, что сейчас существует в вашей жизни, ценно для вас больше всего?

• Чего вам не хватает в жизни?

• Если бы вы имели то, что хотите, какой была бы ваша жизнь? В чем бы она отличалась от нынешней?

• Что вы могли бы начать делать уже сейчас, чтобы получить то, чего хотите?

• Как вы можете использовать эту группу наилучшим образом, для того чтобы получить чего хотите?

Эта серия вопросов помогает членам группы осознать, что, если то, что они думают, чувствуют и делают, не удовлетворяет их, у них есть сила для изменений и выбора другой формы поведения.

На первой стадии мы старались сотрудничать для достижения целей, которые определяют направление, принятое группой (что характеризует адлерианский подход). Например, один из нас может сказать: «Поскольку это ваша группа, я хотел бы услышать от каждого из вас, чего вы ожидаете от участия в группе. После того как каждый из вас выскажет свои ожидания, мы посвятим некоторое время формулированию групповых норм, которые помогут нам достичь наших целей». Сотрудничество при выполнении этой терапевтической задачи является важным фактором изменений. Сопротивления следует ожидать, если консультант предлагает группе свой набор целей, вместо того чтобы позволить членам группы сформулировать их самостоятельно.

Каждый участник может предлагать цели, перекрывающие друг друга, или некоторую комбинацию целей. Здесь приводится краткое резюме тех целей, о которых заявили участники группы.

Жаклин (старше 40) иногда не чувствует себя частью группы, в которую входит. Она относится к себе как к афроамериканке, которой иногда трудно поддерживать отношения с другими людьми, потому что она часто чувствует себя маргиналом. Одна из ее целей — исследовать те способы, посредством которых она ищет одобрение других людей.

Сюзанна (27лет), испанка по происхождению, хотела бы исследовать свои взаимоотношения с другими людьми. Временами она чувствует, что выстраивает вокруг себя стену, чтобы ей не причинили боль. Она хочет понять, насколько велика цена, которую она платит за то, чтобы оставаться в безопасности и не принимать риск, вступая в отношения, которые ей нравятся.

Джул (39лет), американка европейского происхождения, высказала желание поработать со своим перфекционизмом. Она также хочет исследовать влияние значимых потерь в ее жизни. Джул испытывает трудности, когда пытается открыто просить других людей о том, чего она хочет, и не позволяет другим заботиться о себе.

Джеймс (35лет) описал себя как образованного латиноамериканца, который вынужден постоянно доказывать свою ценность как личности и профессионала. Из-за своего культурного происхождения он нередко чувствует себя угнетенным. Он также хотел проработать значимые отношения (мать, брат).

Эндрю (35лет), американец, выходец из Европы, хотел поработать с проблемой доверия и определить, насколько близко он хочет подходить к людям, особенно вступать в близкие или интимные отношения с женщинами. Будучи верным в браке, он скрывает свои чувства, что позволяет ему оставаться в безопасности, но в то же время делает его одиноким.

Даррен (27лет), испанец по происхождению, иногда беспокоится о том, как он выражает себя, и о том впечатлении, которое он производит. Он признал, что тщательно тренируется, прежде чем что-то сказать, чтобы его слова звучали правильно и интеллигентно. Он готов работать над тем, чтобы выражать свои мысли вслух, снизив привычный контроль. Он часто чувствует себя аутсайдером и хочет реализовать свою потребность в принадлежности.

Kейси (23 года), американка вьетнамского происхождения. Она хочет поработать с сообщениями, которые она восприняла, когда была ребенком. Она беспокоится по поводу того, что другие осуждают ее или просто судят о ней, и поэтому она держится в стороне в различных социальных ситуациях. Она хотела бы избавиться от страха перед суждениями других людей.

Джеки (43 года), американка, слишком давит на себя, стремясь быть совершенной, желая, чтобы все любили ее и все были счастливы. Иногда чувствует, что, что бы она ни делала, этого недостаточно.

 

ТЕМА:

СОЗДАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Доверие является той проблемой, к которой группа подходит естественным образом. Члены группы часто подвергают сомнению свою способность доверять консультанту, другим участникам и даже самому себе. Чтобы создать атмосферу доверия, мы обычно просим членов группы поделиться тем, что они чувствуют и думают на первой встрече, особенно если это касается того, что они осознали во время этой встречи. Их также просят поделиться своими ожиданиями, связанными с получением полезного опыта.

Мы также говорим о том, что без доверия раскрытие каждого из нас будет невозможным. Отличный способ создать атмосферу доверия заключается в том, чтобы позволить членам группы высказать свои страхи, опасения и здесь-и-сейчас реакции, возникающие по ходу сессии. Мы подчеркиваем, что каждый член группы самостоятельно решает, что именно говорить и как далеко заходить в своем рассказе. На первой стадии развития группы мы не предпринимаем специальных усилий, для того чтобы на глубоком уровне исследовать то, о чем говорят члены группы. Вместо того чтобы полностью сосредоточить свое внимание на том человеке, который заговорил первым, мы следим за тем, чтобы каждый член группы смог кратко представить себя.   

Последующая выборка типична для того, о чем члены группы думают и говорят во время первой или второй встречи, и наша цель в данном случае заключается в том, чтобы помочь им говорить более открыто о том, что может стать основой доверительных отношений с другими участниками группы.

Джеки: Я хочу пройти через эту группу, не сведя никого с ума и без слез. Я хочу получить такую обратную связь, которая покажет, что со мной все в порядке, я хочу, чтобы меня приняли и оценили по достоинству.

Жаклин: Боюсь, я не смогу хорошо выразить свою мысль. Я хочу, чтобы группа встряхнула меня. Чтобы после группы я сказала себе то, что хотела, но не говорила, и сделала это достаточно ясно и четко.

Сюзанна: Я не уверена, что доверяю этим людям, я не думаю, что они будут заботиться обо мне, если я покажу свою боль, поэтому я подвергаю жесткой цензуре то, что говорю.

Джеймс: Когда я нахожусь в группе, я иногда чувствую себя аутсайдером. Но вы не узнаете об этом, потому что большую часть времени я не позволяю вам узнать об этом.

Эндрю: Я тоже иногда чувствую себя аутсайдером. Меня беспокоит то, что я буду подвергать цензуре свои эмоции и изолирую себя от группы, если почувствую, что меня будут осуждать, когда я расскажу о болезненных событиях своего прошлого.

Даррен. Я чувствую себя совсем молодым и незаметным, почти невидимым. Я не знаю, как общаться с вами:

Джул: Мне становится страшно, когда я думаю о том, чтобы раскрыться. Я боюсь, что потеряю контроль, начну плакать и не смогу остановиться.

Кейси: Когда я в группе, я много наблюдаю. Я постоянно прокручиваю в голове фразы, прежде чем их произнести. Я боюсь, что не смогу правильно выразиться, и вы меня не поймете. Я хочу, чтобы то, что я говорю, звучало интеллектуально.

 

Обычно группа приходит к проблеме доверия на основе высказываний, подобных только что описанным. Чтобы члены группы смогли ослабить свои защиты и освободить Себя (а они и должны сделать это, если группа работает эффективно), они должны быть уверены в том, что группа достаточно безопасна для этого. И тогда они узнают о том, что, открываясь и принимая риск, они обретают возможность жить более полно.

Мы знаем, что конфиденциальность чрезвычайно важна для укрепления чувства безопасности и создания основы для принятия риска. Даже если никто из членов группы не поднимает эту тему, мы сами заговариваем об этом. Мы предупреждаем членов группы о том, как нарушается конфиденциальность, и рассказываем, как можно ее сохранить. Мы подчеркиваем, как просто нарушается конфиденциальность, даже если человек не собирался этого делать. Мы просим членов группы не обсуждать с другими людьми (и вне группы в целом) то, что происходит на группе. Мы просим высказать все, что их беспокоит. Более того, мы обеспечиваем их информацией о том, как можно наилучшим образом укрепить конфиденциальность, и обсуждаем ее ограничения. Мы подчеркиваем, что ответственность за безопасность каждого участника внутри группы лежит на них. Если они не чувствуют доверия, потому что боятся того, что скажут о них другие, подобные сомнения станут серьезным препятствием на пути их полноценного участия в процессе.

В группе, которую мы здесь описываем, конфиденциальность приобретает особое значение. Поскольку работа группы записывается на видео, о ней пишут в учебнике и в прилагающейся к нему рабочей книге, члены группы могут указать на то, какая часть их работы не должна быть подвергнута разглашению.

Установление доверия в группе — это жизненно важная задача, и как-ко-терапевты мы осознаем, что наш подход к группе определяет многое. Наша главная цель — предоставить всем членам группы возможность выразить свое мнение по поводу уровня доверия в группе и рассказать о том, что позволяет им чувствовать себя в безопасности, достаточной для того, чтобы начать значимую работу. Чтобы проиллюстрировать некоторые сообщения, которые мы должны донести до группы на первых стадиях работы, мы приводим здесь небольшие комментарии, которые соответствуют различным терапевтическим подходам и являются одним из вариантов открытия группы.

Психоаналитический: «В работе этой группы я буду уделять много внимания тому, что происходит здесь и сейчас, уделяя особое внимание вашим реакциям друг на друга. Я постараюсь выявить те паттерны, на основе которых вы взаимодействуете, и моя работа заключается в том, чтобы помочь вам увидеть, как ваши ранние переживания влияют на то, как вы воспринимаете других или реагируете на них».

Экзистенциальный и психодрама: «Эта группа поможет вам в исследовании тех выборов, которые определяют вашу жизнь. Я буду поощрять вас к действиям, а не только разговорам о вашем конфликте или проблеме, которую вы хотели бы исследовать. Освободив ваши чувства посредством разыгрывания на сцене событий прошлого, вы, вероятно, придете к новому пониманию этих событий. Вам также будет предоставлена возможность поэкспериментировать с новым поведением».

Гештальттерапия: «Мы будем уделять особое внимание тому, что происходит в группе здесь и сейчас, и пытаться справиться со всем, что мешает вам достигнуть осознания текущего момента. Мы сосредоточимся на том, что и как, и нас не будет интересовать почему. Одна из моих функций заключается в том, чтобы помочь вам вспомнить незавершенные события прошлого, перенести их в настоящее и привести вас к осознанию того, как ваше прошлое препятствует вашему существованию в настоящем».

ТА и поведенческая терапия: «Каждый из вас является моим коллегой в проведении терапии. Я не претендую на то, что обладаю специальным знанием о вас. Я приму тот курс работы, который вы наметите для себя, и моей задачей станет формирование ясного контракта о том, что вы хотите изменить и как вы хотите это сделать. Группа предлагает вам возможность научиться новому и получить по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.068 с.)