Роль и функции группового консультанта. Структура бихевиоральных групп такова, что они конкретны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и функции группового консультанта. Структура бихевиоральных групп такова, что они конкретны



Структура бихевиоральных групп такова, что они конкретны, очень разработаны и проблемно-ориентированы. Они стремятся использовать краткосрочные воздействия, а значит, консультант должен обладать навыками, необходимыми для осуществления кратких воздействий, целью которых является повышение эффективности чело-вгка в решении проблем и помощь в развитии новых навыков. Исходя из краткосрочной природы поведенческой терапии, она эффективна, когда цели, установленные группой, рассчитаны на небольшой период и реалистичны. Временное ограничение может стать катализатором, который будет стимулировать членов группы к максимально эффективному использованию имеющегося времени для достижения поставленных целей.

Консчльтанты принимают роль учителя, обучая группу новым социальным навыкам и предоставляя возможность попрактиковаться в них, чтоиы затем члены группы смогли перенести их в повседневную жизнь. От консультанта ожидают принятия активной, директивной и поддерживающей роли в группе и применения знаний о бихевиораль-ных принципах и навыках для разрешения заявленных проблем. Таким образом, они тщательно наблюдают и оценивают поведение, чтобы определить условия существования конкретной проблемы и условия, в которых возможны изменения. Члены групп определяют, какие навыки у них отсутствуют или какие навыки они хотели бы развить. Затем они проходят через серию тренинговых сессий, в ходе которых используется моделирование навыков, поведенческая тренировка, инструктирование, обратная связь, практика освоенных навыков (во время сессии и в качестве домашней работы) и самонаблюдение.

Обсуждая социальное научение, которое происходит в групповой терапии посредством моделирования и имитации, Бандура (Bandura, 1969, 1977, 1986) предположил, что большинство типов научения, которые были усвоены через прямое переживание, могут быть освоены через наблюдение за поведением других людей. С точки зрения Бандуры, одним из наиболее фундаментальных процессов, благодаря которому клиент обучается поведению, является имитация социальных моделей, которая обеспечивается терапевтом. Следовательно, групповой консультант должен осознать влияние своих ценностей, своих позиций и своего поведения на членов группы: Если он не осознает свою власть и силу, выражающуюся в реальном влиянии на поведение клиентов, значит, он отрицает важность влияния человека на терапевтический процесс и существенный момент терапии в целом.

Вдобавок к этим весьма широко определенным функциям, бихе-виорально ориентированный групповой консультант должен выполнять ряд специальных образовательных и терапевтических функций и решать ряд задач.

• Групповой консультант организует интервью с членами группы, в ходе которого осуществляется первоначальная оценка и ориентировка группы.

• Он предоставляет участникам всю-информацию о групповом процессе и о том, как получить от группы наибольшую пользу, — это еще одна функция группового консультанта. Консультант объясняет цели группы, ориентирует членов группы на структуру сессии и дает понять, что от них ожидают активных действий, делает обзор ожиданий членов группы и поощряет их к высказыванию предположений о том, кому и в чем группа может быть полезна.

• Групповой консультант создает систему оценки проблем членов группы. В некоторых группах консультант обеспечивает мульти-модальную оценку, которая включает в себя такие области, как поведение, чувства, мышление, воображение, межличностные отношения и здоровье. Используя такие процедуры, как предварительное интервью, подбор тестов и воздействий и групповая дискуссия, консультант помогает каждому члену группы определить образ желаемого поведения, на котором следует сосредоточиться в ходе последующих групповых сессий. Эта оценка включает в себя резюмирование тех сильных сторон, которыми обладают члены группы, а также обзор тех областей интересов и образов желаемого поведения, к которым стремятся члены группы.

• Консультант заимствует различные техники, которые предназначены для достижения целей, поставленных клиентами.

• Консультант собирает данные, чтобы определить степень эффективности лечения для каждого члена группы.

• Основная функция консультанта заключается в том, что он выступает в качестве модели соответствующего поведения и ценностей. Консультант также готовит и инструктирует членов группы об особенностях эТой модели посредством ролевой игры, показывающей, как человек может реагировать на конкретную ситуацию."

• Консультант обеспечивает закрепление нового поведения и навыков, освоенных членами группы, проверяя, чтобы каждое, даже очень маленькое достижение было осознано ими.

• Консультант обучает членов группы принимать ответственность за собственную вовлеченность в деятельность как в пределах группы, так и вне терапии. Поведенческий подход формулирует конкретный план изменений. Консультант помогает группе понять, что вербализации и инсайта недостаточно для полноценных и устойчивых изменений. Для того чтобы расширить свой репертуар форм адаптивного поведения, члены группы экспериментируют со своим поведением в ходе сессии и при выполнении домашних заданий, получая соответствующие вознаграждения.

• Консультант помогает членам группы подготовиться к завершению работы. Таким образом, у членов группы остается время для обсуждения своих реакций, интеграции полученного опыта и практики полученных навыков, необходимых для эффективного функционирования вне группы. Консультант также предлагает членам группы различные формы социальной деятельности, которая может помочь им закрепить и отработать навыки, полученные в группе.

Базовое предположение поведенческой групповой терапии заключается в том, что правильно построенные отношения между консультантом и членами группы являются необходимым, но недостаточным условием для изменений. По их мнению, несправедливо сводить все поведение терапевта к холодной и безличностной роли, превращающей его в запрограммированную машину. Всвоих программах по управлению стрессом Мейхенбаум (Meichenbaum, 1985) подчеркивает ценность установления рабочих отношений сотрудничества между клиентом и тренером. Он утверждает, что степень успешности лечения напрямую связана с тем, насколько клиент ощущает принятие, понимание и симпатию со стороны тренера.

Лазарус (Lazarus, 1989) утверждает, что терапевт должен установить атмосферу уважения и доверия, чтобы клиент мог предоставить ему значимый материал. Он рассматривает отношения терапевта и клиента как континуум,.простирающийся отформального и сугубо делового подхода, с одной стороны, до подхода, предполагающего близкие и теплые отношения. Он предполагает, что обсуждение отношений между клиентом и терапевтом необходимо только тогда, когда есть причины считать, что они препятствуют терапевтическому прогрессу.

Лазарус (Lazarus, 1986) обнаружил конкретные личностные характеристики, встречающиеся у высокоуспешных терапевтов. Такие терапевты проявляют подлинное уважение к людям, гибки, ответственны, не выражают осуждения, проявляют личную теплоту, обладают чувством юмора, готовностью воплощать на практике то, что они проповедуют, а также они конгруэнтны и аутентичны в своем поведении и чувствах. То есть групповой консультант должен быть умелым техником, проявляющим человеческие качества, что позволяет создать атмосферу доверия и свободы, необходимую для эффективного использования те рапевтических техник.

 

Стадии развития группы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.014 с.)