Применение ТА к работе с мультикультуральном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение ТА к работе с мультикультуральном



ПОПУЛЯЦИЕЙ

Контрактный подход к терапии может предоставить большое количество возможностей для удержания специфики мультикультурального контекста. Как мы уже видели в этой главе, ТА-клиенты сами решают, что они хотели бы изменить в себе, и контракт действует как защита от вмешательства терапевта в систему культурных ценностей клиента. Контракт подчеркивает изменения, для осуществления которых участники пришли в эту группу, и, естественно, акцентирует те области, в работе с которыми они заинтересованы.

Ряд факторов, характерных для ТА-групп, делает их чрезвычайно полезными для работы с женщинами. Вот некоторые из этих элеме^ тов: использование контрактов, равенство в отношениях между консультантом и членами группы, акцент на обеспечении членов группы знаниями о ходе группового процесса и ориентация на раскрытие собственных сил каждого члена группы. Терапевты феминистки часто беспокоятся о возможности неадекватного проецирования ценностей терапевта на клиента (Enns, 1993). Они предполагают, что ТА-группы имеют весьма ощутимые преимущес?ва для исследования процесса социализации с точки зрения освоения половых ролей (Enns, 1993). К тому же в ТА-группах различия в силе и позиции консультанта и членов группы выражены в гораздо меньшей степени, чем в других подходах и в индивидуальной терапии. С точки зрения феминисток, когда женщина находится в группе, она получает гораздо больше возможностей для критического оценивания идей терапевта и способна сравнивать реальность своего существования с жизненной реальностью других женщин (Enns, 1993).

Сила ТА заключается в том, что его понятия конгруэнтны и чувствительны к такому подходу к группе, который основан на половом признаке. Когда женщины и мужчины приходят в группу, они часто не осознают ту роль, которую пол играет в их жизни. Более того, не всѐ практики осознают негативный эффект половой социализации, когда работают с группой, хотя любой практик должен осознавать, каким образом культурная половая социализация влияет на человека и может причинять немало неприятностей как мужчине, так и женщине. Важно, чтобы сензитивный к полоролевой тематике терапевт понимал, как культура транслирует специальные сообщения о том, что значит быть мужчиной или женщиной. ТА-терапевт находится в очень удобной позиции, позволяющей ему организовать исследование того, какое влияние на чЛенов группы оказали эти культурные сообщения (Philpot, Brooks, Lusterman & Nutt, 1997).

В ТА-группах и мужчины, и женщины могут выявить те социальные сообщения и стереотипы, которые определяют, что значит — быть мужчиной или женщиной. В книге «Я никогда не знал, что у меня есть выбор» (Corey & Corey, 1997) мы описываем некоторые сообщения, которые и женщины, и мужчины воспринимают в течение своей жизни. Стереотипный взгляд на мужчин включает в себя такие характеристики, как эмоциональная недоступность, независимость, агрессивность, отрицание страха, зашита своего внутреннего мира, неуязвимость, недостаток телесного самоосознания, отдаленность от других мужчин, стремление к успеху, отрицание «женских» качеств, избегание физического контакта, ригидность восприятия, приверженность работе и потеря мужского духа.

Мужчины часто скрывают свое чувство уязвимости и, наблюдая за реакцией других людей, пытаются обнаружить сигналы того, что они выставляют себя в нелепом виде. Эта тема мужчины, скрывающего свою истинную природу, характерна для многих мужчин, независимо от их расовой, культурной или этнической принадлежности. Многие мужчины становятся узниками той стереотипной роли, в рамках которой они живут. В ТА-группах формируется контекст, в котором мужчина может переоценить ограничения традиционной роли и выработать новую позицию и убеждения, которые приведут его к изменениям на поведенческом уровне.

Как и в случае с мужчинами, традиционные стереотипы восприятия женщины все еще живы и процветают в нашей культуре. Женщины достаточно серьезно ограничиваются налагаемыми культурой условиями и принятием полоролевых стереотипов, которые удерживают их в подчиненной позиции. Зависимость, часто ассоциируемая с женщиной, включает в себя женственность, тактичность, чувствительность, разговорчивость, эмоциональность, заботливость и отсутствие прямоты. Слишком часто женщины определяют свою жизнь так, как она определяется в рамках традиционной культуры, и достигают идентичности, оберегая, помогая, заботясь и создавая комфорт. Некоторые из стандартных сообщений, получаемых женщиной из культуры, таковы:

• Женщина должна быть сердечной, мягкой, эмоциональной и заботливой.

• Женщина не должна быть агрессивной или независимой.

• Природа женщины эмоциональна и интуитивна.

• От женщины ожидают пассивности и подчинения.

• Женщина должна быть заинтересована в личностных, а не профессиональных отношениях.

Вопреки тому, что эти традиционные ролевые ожидания все еще остаются чрезвычайно сильными, все большее количество женщин отвергает ограниченный взгляд на роль женщины как представительницы своего пола. ТА-группы сами по себе.приводят к критическому исследованию того, в какой степени женщины загоняют себя в позицию самоограничения. Как мужчины, так и женщины могут организовать в группе новые способы взаимодействия. Оци могут исследовать влияние запретов и решений, которые они приняли на основе конкретных родительских или культурных сообщений, и благодаря этому более полно понять, как они могут освободить себя от зависимости, вызванной ограниченным пониманием своей половой роли.

Кроме ценности ТА, заключающейся в переоценке половой социализации членов группы, члены группы могут научиться тому, как понимать и прорабатывать сообщения, полученные от собственной семьи. ТА обеспечивает структурированный подход, позволяющий клиентам увидеть связь между тем, чему они научились в своей семье, и их отношением к другим. Многие клиенты скорее всего обнаружат, что этот тип структуры весьма полезен и помогает им осознать, как на них влияет культура. Рассмотрим запреты, которые вы наверняка услышите из уст своих клиентов.

• Не плачь или, по крайней мере, не плачь на людях.

• Не спорь с родителями.

• Живи согласно ожиданиям своих родителей и своей семьи-

• Не беспокойся о себе.

• Не показывай свои слабости.

• Не делай негативных замечаний при людях.

• Не стой в стороне, будь заметен.

• Всегда проявляй уважение к взрослым.

• Всегда думай о том, что лучше для семьи и для общества, а не о своих интересах.

• Не побеждай за счет других.

• Не говори о своей семье или о семейных проблемах с незнакомыми людьми.

Эти культурные запреты обеспечивают неплохое начало для возможных исследований этой темы в группе.

Групповой консультант должен проявлять уважение к культурным запретам клиента, и в то же время он может создать атмосферу, которая позволит членам группы задаться вопросом о том, в какой степени конкретные культурные сообщения приемлемы (неприемлемы) для них. Терапевт должен избегать слишком быстрого обращения к этим вопросам, поскольку этот поступок может быть интерпретирован как знак того, что терапевт не уважает ценности клиента и пытается навязать ему свою собственную систему ценностей. Такие клиенты скорее всего покинут группу.

Ограничения в применении ТА-подхода к мультикультуральной групповой практике заключаются в том, что он может быть терминологически чужд некоторым клиентам. Несмотря на то что ТА-терапев-ты утверждают, что ТА прост и легок для понимания, у многих клиентов могут возникнуть трудности, связанные со сложностью таких понятий, как структура и динамика игр или разновидности и компоненты эго-состояний. Прежде чем групповой консультант начнет работать с жизненными сценариями членов группы, которые своими корнями уходят в их культуру, неплохо удостовериться в том, что установлены отношения доверия и эти клиенты демонстрируют готовность к переоценке семейных традиций. В некоторых культурах на сомнение в традиции (тем более семейной) наложено табу, которое запрещает говорить о подобных материях вне семьи или обсуждать эти традиции с другими людьми. Контрактный подход, используемый большинством групповых консультантов ТА, может сыграть им на руку, поскольку он возлагает на клиента ответственность за то, какие аспекты семейной традиции он хотел бы вынести на обсуждение и какие ценности он хотел бы подвергнуть пересмотру. Если члены группы берут на себя ответственность за составление четко прописанного контракта, то потенциальная возможность конфронтации с консультантом сводится к минимуму.

 

Контактная информация

Согласно Дюсей (Dusay, 1986), ТА представляет собой завершенную теорию личности и соответствующую ей систему психотерапии. Основной организацией, представляющей ТА, является Международная ассоциация транзактного анализа (International Transactional Analysis Association), которая сертифицирует терапевтов, обучающихся по соответствующим тренинговым программам. ТА практикуется в международном масштабе профессионалами различного толка. Его применяют для работы в деловых кругах и в области организационного развития. Заключенные, шизофреники, люди, находящиеся на реабилитации в наркологических центрах и клиниках, и амбулаторные клиенты всех социоэкономических уровней принимают участие в лечебных ТА-программах.

Если вы хотите получить дополнительную информацию о групповой работе в рамках ТА, я советую вам принять участие в мастерских или группах ТА в качестве участника. Опыт прохождения ТА в качестве участника группы может дать вам многое, поскольку понятия, описанные в этой главе, вы сможете ощутить и пережить в реальности. Вы' можете рассмотреть возможность участия в образовательных тренингах, которые демонстрируют, как принципы ТА воплощаются в групповой работе. Для получения более подробной информации обращайтесь по адресу:

International Transactional Analysis Association

450 Pacific Avenue, Suite 250

San Francisco, CA 94133-4640

Telephone: (415) 989-56-40

Fox-(415) 989-9343

Web site: www.itaa-net.org

Эта ассоциация обеспечивает информацией о тренингах и сертификации в области ТА. В ней уже сертифицированы 1500 аналитиков из 60 стран. Сертифицированный ТА-терапевт может работать в области психического здоровья, равно как и в деловой среде, в образовании и промышленности. Прежде чем получить сертификат, кандидаты сдают письменный и устный экзамен, который позволяет оценить их работу и уровень клинической компетентности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.014 с.)