Исследование тревоги в групповой ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование тревоги в групповой ситуации



Ключевой техникой психоаналитической группы является осознание тревоги и работа над ней как с конкретным индивидом, так и с группой в целом. Муллан и Розенбаум (Mullan & Rosenbaum, 1978) рассматривают тревогу как необходимую составляющую регрессивно-реконструктивной групповой терапии. Терапевтическая регрессия включает в себя повторное переживание примитивных паттернов, связанных с ранними стадиями развития. Некоторая степень регрессии является необходимым элементом группового процесса в аналитической группе, в том смысле, что ее участники должны сделать шаг назад, чтобы достигнуть прогресса. Эта регрессия запускает и проявляет защитные механизмы, что в результате выражается в возрастании чувства тревоги. Таким образом, тревога не является чем-то, что нужно преодолевать. Нужно понять и исследовать ту функцию, которую выполняют защитные механизмы, направленные против нее, ведь тревога — это необходимый побочный продукт принятия риска в группе, это процесс, который ведет к конструктивным изменениям.

 

СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Базовым инструментом для раскрытия вытесненного или бессознательного материала являются свободные ассоциации — то есть высказывание всего, что приходит на ум, вне зависимости от того, насколько болезненным, нелогичным или неадекватным оно может показаться. От членов группы ожидают непосредственного выражения чувств, без отбора или цензуры высказываемого содержания, и групповая дискуссия остается открытой для всего, что члены группы захотят привнести в нее, то есть она не крутится вокруг какой-то определенной темы. Фоулкс (Foulkes, 1965) называет этот процесс «свободной дискуссией» или «свободными групповыми ассоциациями».

Одна из адаптации свободных ассоциаций к работе в группе — это так называемая «круговая техника», которая использует свободные ассоциации для стимуляции взаимодействия между членами группы (Wolf, 1963). После достижения хорошего раппорта формируется подходящая обстановка, и через обсуждение снов и фантазий членов группы стимулируют к свободному ассоциированию по поводу каждого участника. Каждый участник группы идет по кругу и, оказываясь напротив очередного человека, говорит первую вещь, которая пришла ему в голову по поводу этого человека. Согласно Вульфу, круговой метод делает всех членов группы вспомогательными терапевтами. Вместо того чтобы пассивно ожидать достижения инсайта консультантом, участники делают активный вклад в интерпретацию ключевых значений. Вульф (Wolf) утверждает, что, если члены группы говорят о других то, что приходит им в голову, «они интуитивно проникают за защитный фасад и определяют глубинные позиции» (р. 289). В результате члены группы показывают внутренние чувства, ослабляют защиту и часто развивают в себе способность видеть глубинные психические конфликты. Кроме того, все члены группы имеют возможность узнать, как их видят другие участники терапии.

Вульф и Куташ (Wolf & Kutash, 1986) предполагают, что весьма полезно, когда клиент рассказывает о своих снах и просит других членов группы свободно ассоциировать на эту тему. Таким способом активизируется вся группа, и остальные участники не чувствуют себя выпавшими из процесса терапии, пока выслушивают летали снов другого члена группы. Группа может исследовать не только сны, но и ассоциации других членов группы.

Подводя итоги, можно сказать, что свободные ассоциации помогают членам группы стать более спонтанными и открыть для себя бессознательные процессы, что ведет к более острым и ярким инсайтам по поводу собственной психодинамики. Кроме того, эта процедура обеспечивает единство и активное участие членов группы в групповом процессе.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Интерпретация — это терапевтическая техника, используемая при анализе свободных ассоциаций, снов, сопротивления и чувств, связанных с переносом. Осуществляя интерпретацию, групповой терапевт вычленяет и объясняет глубинные значения поведения. Интерпретация ускоряет терапевтический процесс раскрытия бессознательного материала. Существует предположение, что своевременная и точная интерпретация может быть использована клиентом для интеграции новых данных, которые приводят к новым инсайтам. Интерпретация требует овладения соответствующими навыками. Если терапевт преподносит свою интерпретацию в догматической форме, клиент скорее всего закроется, и уровень его защиты возрастет. Если клиент сталкивается с точной интерпретацией в неподходящее время, он может начать борьбу против терапевтического процесса и сопротивляться последующим воздействиям и вмешательствам.

Шейдлингер (Schaidlinger, 1987) утверждает, что интерпретация — это просто гипотеза, и неважно, насколько элегантно она задумана.

Это всего лишь предмет для обсуждения, утверждения или отвержения. Он предполагает, что, когда члены группы отвергают интерпретацию терапевта, это может означать, что данная им интерпретация неточна, а не то, что они сопротивляются. Он пишет, что корректно выбранное время для высказывания интерпретации в групповой терапии включает в себя как обеспечение готовности конкретного члена группы принять и понять ее, так и готовность других членов группы. Он добавляет, что преждевременная интерпретация, вероятнее всего, создаст неуместную тревогу и приведет к закономерному возрастанию сопротивления. Формулировка интерпретации и манера ее изложения, согласно Шейдлингеру, значительно влияют на то, в какой степени члены группы будут рассматривать как ее возможную. Он сам формулирует свои интерпретации в форме вопросов, то есть как раз тем способом, который подчеркивает гипотетический характер интерпретации.

Интерпретация, которая представлена как гипотеза, будет рассматриваться клиентами с большей вероятностью, чем та, которая сформулирована как факт. Например, Сэм постоянно и не вовремя вмешивается в процесс, когда другие члены группы выражают интенсивные чувства, нарушая таким образом их контакт с этими чувствами. Наконец консультант вмешивается и говорит: «Сэм, ты как будто хочешь уверить Джулию, что эти чувства истощат ее. Мне кажется, что ты чувствуешь дискомфорт, когда видишь боль другого человека, поэтому вмешиваешься, пытаясь сделать все, чтобы его боль ушла. Как ты считаешь, может быть, именно ты пытаешься избежать болезненных переживаний?» Этот комментарий предлагает Сэму возможную причину, объясняющую его поведение в группе. Если он задумается над интерпретацией терапевта, он может открыть для себя новый смысл своих поступков, который не осознавал ранее. Примет ли он интерпретацию, не защищаясь, во многом зависит от того, каким способом она была преподнесена, в какой манере высказана. В этом случае попытка экспериментатора не была воспринята как угрожающая, но все же не подтолкнула Сэма к принятию того, что он пока не готов принять.

Есть несколько основных правил, которые полезны для формулировки интерпретации.

• Интерпретация должна касаться материала, который близок к области осознания клиента. Другими словами, терапевт должен интерпретировать материал, который клиент еще не открыл для себя, но уже готов и способен принять.

• Интерпретация должна делаться от первого лица и затрагивать настолько глубоко, насколько позволяет эмоциональная толерантность клиента.

• Предпочтительно сначала обсудить формы защиты и сопротивления и лишь потом давать интерпретацию чувствам или конфликту, которые лежат в их основе.

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛИТЬСЯ ИНСАЙТОМ С ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ. Одно из преимуществ использования психоаналитического метода в группе заключается в том, что члены группы могут высказывать свои инсайты по поводу других участников группы. Этот процесс может оказать отличное воздействие и стимулировать прогресс. Даже если члены группы делают интерпретации не систематично, оставляя эту функцию терапевту, они (интерпретации) могут обладать глубоким эффектом, если будут прямыми и неожиданными. По мере того как члены группы будут знакомиться друг с другом, они начнут осознавать защитные стратегии и предлагать свои наблюдения. Реакции членов группы, которые уже хорошо вам знакомы, могут вызвать большее количество рассуждений и мыслей, чем те, которые высказаны экспертом, но в то же время им могут сопротивляться более упорно. Некоторые групповые терапевты считают, что члены группы могут делать неадекватные комментарии, то есть предлагать инсайт, который человек пока не готов принять. Это беспокойство обычно нивелируется тем, что обычно, когда кто-то представляет группе бедный по смыслу и неточный инсайт, человек, к которому он обращен, отвергает инсайт или «делает ему скидку», потому что он идет от

«равного», а не от эксперта.

Вульф, Шварц, Маккарти и Голдберг (Wolf, Schwartz, McCarty and Coldberg, 1972) заметили, что интерпретация снов, фантазий, переноса, сопротивления, защит и свободных ассоциаций, данная консультантом, помогает членам группы осознать эти феномены как у себя, так и у других. Здесь, так же как и при свободных ассоциациях, члены группы дополняют консультанта, интерпретируя проявления бессознательного у себя и других членов группы. В другом месте Вульф пишет, что успешный аналитик учится ценить полезный вклад членов группы во взаимный инсайт. Группа может серьезно выиграть от того, что делится интерпретациями, поскольку «пациенты иногда оказываются намного ближе к бессознательной истине, чем их врач» (р. 313).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА. Некоторые терапевты дают прямые интерпретации как группе в целом, так и конкретным ее участникам. Например, члены группы могут действовать в молчаливом согласии- что они будут вежливыми и поддерживать друг друга и что они не будут провоцировать друг друга или бросать вызов. Наблюдая за групповым процессом и обсуждая наблюдения над группой, терапевт может стать инструментом для того, чтобы помочь людям увидеть скрытые мотивы и исследовать глубинные уровни интеракции. Здесь важно то, как консультант преподносит свои наблюдения.

Интерпретацию группы как целого развивает В. Р. Байон, британский психиатр. Байон (Bion, 1959) отметил три основных момента, на которые может опираться группа, чтобы стать «работающей группой»: зависимость, объединение в подгруппы и борьба. Зависимо-ориентированная группа пытается убедить консультанта делать для них то, что, как он чувствует, он не может делать для себя. Группа, ориентированная на борьбу, сопротивляется консультанту или какому-то члену группы, протестуя против него или игнорируя. Члены группы, ориентированной на соединение, формируют диады и надеются, что эти пары проделают ту работу, которую они должны сделать как индивиды. Целью Байона было помочь участникам группы достигнуть способности эффективно функционировать в работающей группе. Если следовать этой цели, очевидно, что все интерпретации должны быть групповыми интерпретациями. Несмотря на то что группа как целостный феномен и процесс групповой интерпретации ценны, Байона обвиняли в чрезмерном акценте на групповой интерпретации в ущерб другим лечебным факторам групповой терапии (Yalom, 1995).

 

АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ

Анализ сновидений — это важнейшая процедура для раскрытия бессознательного материала. Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное». Сны выражают бессознательные потребности, конфликты, желания, страхи и вытесненный опыт. Когда сновидение рассказывается и прорабатывается в группе, пациент получает новое понимание мотивации и неразрешенных проблем, стоящих за ним. Некоторые мотивы настолько неприемлемы для личности, что они могут быть выражены только в замаскированной или символической форме. Таким образом, преимущество работы со снами в группе заключается в том, что она позволяет им вполне конкретным способом соприкоснуться с чувствами и мотивами, которые недоступны при использовании других методов. После исследования различных аспектов п возможных значений сновидения в группе члены группы могут уси-1ить свою способность принимать себя и исследовать другие неразрешенные проблемы, которые вызывают чувство вины и стыда.

Следует заметить, что сновидения одновременно обладают внешним, декларируемым (сознательным) содержанием и скрытым, латентным содержанием. Открытое содержание — это сон в той форме, в которой он видится сновидцу; латентное содержание — это замаскированные, бессознательные мотивы, которые представляют скрытое содержание сна. Психоаналитическая группа работает на обоих уровнях. Поскольку сны рассматриваются как ключ, который открывает то, что скрыто в бессознательном, основной целью работы со снами является исследование скрытой подоплеки видимого сна у постепен-ное.раскрытие подавленного конфликта.

На первой сессии членам группы сообщают, что обсуждение их снов, фантазий и свободных ассоциаций существенно для анализа и понимания динамики, скрытой за спутанными мыслями, чувствами и поведением. Даже несмотря на то что терапевт может внести серьезный вклад в понимание снов, на ранних стадиях развития группы он предлагает неглубокий анализ сна и поощряет членов группы к тому, чтобы они предлагали собственный анализ (Mullan & Rosenbaum,1978). Колб (Kolb, 1983) считает, что сны можно рассматривать как с внутри-личностной, так и с межличностной точки зрения. Она борется за то, что опыт сна сам по себе, даже без интерпретации, сигнализирует о бессознательной психической активности способом, несравнимым с большинством других типов клинических переживаний.

Согласно Вульфу (Wolf, 1963), интерпретация снов — это существенный аспект психоаналитического процесса, который пронизывает различные стадии развития группы. Это важная техника, поскольку бессознательный материал, который содержит сон, оказывает на клиента освобождающее воздействие. Членов группы поощряют к интерпретации и свободным ассоциациям по поводу сна другого человека, что способствует углублению взаимодействия друг с другом. Вульф отмечает, что группа «погружается в анализ снов с сопутствующими ему ассоциациями, катарсисом, чувством освобождения и взаимности, со всем, что вносит свой вклад в формирование группового единства, которое так важно на начальных стадиях лечения» (р. 287). Он подчеркивает значение «неосуждающей» позиции консультанта по отношению к проявляющемуся бессознательному материалу. Толерантность консультанта вызывает проявление такого же отношения в членах группы, и вскоре группа становится сочувствующей и поддерживающей семьей.

Кроме того что сновидения разблокируют бессознательный материал прошлого, они ценны еще и тем, что содержат богатый материал, касающийся того, что происходит в группе. Сны членов группы часто отражают их реакцию на терапевта и других членов группы (Locke, 1961). Сновидец рассказывает сон и объясняет группе, что он означает и с чем он связан именно для него. Затем группа как целое предлагает свою реакцию, члены группы делятся своими впечатлениями от этого сна и предлагают перекрестные ассоциации. Результатом становится стимуляция процессов внутри группы.

Исследование сновидений в группе обладает и другим ценным преимуществом. Когда члены группы анализируют сны других участников и предлагают ассоциации, они проецируют значимые измерения на себя. Другими словами, члены группы одновременно интерпретируют и проецируют, и этот процесс зачастую ведет к весьма ценному инсайту. Желания, страхи и отношения находят свое отражение в словах, когда члены группы ассоциируют по поводу снов друг друга. Сон одного человека становится сном всей группы, и получается, что «истинное содержание сна выявляется в групповом психоанализе» (Locke, 1961, р. 133). Если вы заинтересованы в более детальном изучении работы со снами в аналитической группе, обратитесь к следующим источникам: Wo|f & Schwartz, 1962, p. 135-161; Kolb, 1983.

ИНСАЙТ И ПРОРАБОТКА

Инсайт означает осознание причин тех трудностей, с которыми   мы сталкиваемся в настоящем. В психоаналитической модели инсайт это также осознание (интеллектуальное, равно как и эмоциональное) взаимоотношений между переживаниями прошлого и проблемами настоящего. По мере того как клиент развивает более глубокий и острый инсайт, он усиливает свою способность осознавать различные способы, посредством которых проявляется суть конфликта, и делать это как в группе, так и в повседневной жизни. Формируются новые связи, и начинают проявляться доминантные темы. Например, если в процессе групповой работы некоторые члены группы открывают, что они нуждаются в том, чтобы делать всем приятное любой ценой, они приходят к пониманию того, как эта потребность влияет на их жизнь.

Но аналитический процесс не останавливается на уровне инсайта. Работа с сутью проблемы и конфликта является существеннейшим аспектом аналитически ориентированной группы и индивидуальной терапии. Таким образом, если члены группы надеются изменить некоторые аспекты своей личности, они должны проработать свое сопротивление и старые паттерны, а это очень длительный и трудоемкий процесс. Проработка — это один из наиболее сложных аспектов анализа, и он требует хорошей подготовки.

Процесс проработки включает в себя повторное переживание незавершенных событий в контексте переноса (в групповом анализе — в контексте множественного переноса).

Проработка представляет собой финальную фазу аналитической группы, и ее результатом становится возрастание осознания и интеграция. Согласно Вульфу и Шварцу (Wolf & Schwartz, 1962), после раскрытия динамики индивидуальных проблем и симптомов консультант раскрывает некоторые приемы, благодаря которым можно справиться с ними. Эти авторы утверждают, что участники могут достигнуть прогресса и измениться в результате кооперации попыток консультанта и клиента в контексте глубокого и гибкого плана лечения.

Следует заметить, что ранний конфликт редко прорабатывается полностью. Время от времени большинство людей снова сталкиваются с проблемами и трудностями, имеющими весьма глубокие корни. Таким образом, наивно считать, что проработка — это техника, которая освобождает индивида от любого остаточного воздействия старых паттернов.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЕССИЯ

Вульф и его коллеги (Wolf and colleagues, 1972) пишут о двух целях, которые характеризуют финальные стадии развития группы: помочь членам группы найти более эффективные способы взаимоотношений с другими людьми и стимулировать их рост как личностей, чтобы они смогли мыслить независимо и оставаться самими собой. Техника аль тернативной сессии доказала себя как эффективное средство достижения обеих целей. Альтернативная сессия проводится без консультанта. Она направлена на создание доверительной атмосферы, которая стимулирует раскрытие участников группы.

Перечисляя преимущества такой сессии, Муллан и Розенбаум (Mullan & Rosenbaum, 1978) упоминают развитие групповой сплоченности, возрастание творческого потенциала каждого члена группы, расширение терапевтических функций группы и возрастание чувства принадлежности группе. Муллан и Розенбаум рассматривают отсутствие консультанта как сдвиг к ответственности, обнаружение новых целей и ценностей, различных паттернов взаимоотношений и взаимные попытки справиться с проблемой — то есть все те факторы, которые развивают автономию в членах группы. Альтернативная сессия обеспечивает способы оценки приобретенной автономии. Способность участников группы функционировать без консультанта может быть индикатором их готовности к отделению от терапевта. Наконец, альтернативная сессия может проводиться регулярно, потому что она утверждает и проверяет веру терапевта в способность членов группы использовать собственные ресурсы для достижения личного роста и социальной интеграции..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.017 с.)