Проблемы и трудности, возникающие у начинающих консультантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и трудности, возникающие у начинающих консультантов



В ходе работы по обучению и супервизии будущих консультантов, проводя мастерские и тренинги в различных центрах, я выделил ряд трудностей, с которыми сталкиваются все руководители групп, вне зависимости от их опыта, но они приобретают особое значение для тех, кто относительно неопытен.

Вы можете спросить о том, что надо знать и уметь, чтобы быть эффективным консультантом. Мой совет прост — будьте пациентом сами для себя и не ожидайте, что вы немедленно станете «блестящим специалистом». Большинство практиков, которых я знал (включая меня), боролись за утверждение своей компетентности в глазах других, когда только начинали вести группы, и все равно иногда испытывают похожие трудности. Сомнения в себе менее проблематичны, если вы продолжаете обучаться и работать с супервизором.

ТРЕВОГА

Прежде чем вы проведете свою первую группу, вы, без сомнения, будете волноваться по поводу того, как начать работу с группой и обеспечить ее продвижение. Другими словами, вы будете в разной степени озабочены такими вопросами, как:

• Достаточно ли моих знаний, для того чтобы вести группу?

• Чего участники группы в действительности ожидают от меня?

• Смогу ли я начать работу с группой? Как?

• Не закончатся ли у меня слова или задуманные действия, еще до того как закончится сессия?

• Должен ли я принять активную роль, или ждать, пока группа сама станет активной?

• Должен ли я иметь план, или надо позволить членам группы говорить о том, о чем они хотят?

• Имею ли я достаточное представление о людях, которые вышли из другой среды и обладают другим жизненным опытом, чтобы эффективно работать с ними?

• Какие техники я должен использовать на ранних стадиях развития группы?

• А что, если никто не захочет участвовать? А что, если слишком многолюден захотят участвовать? Как мне позаботиться о тех, кто не хочет участвовать?

• Захотят ли члены группы прийти еще раз?

Для группового консультанта очень важно выявить и исследовать этот внутренний монолог. Большинство консультантов могут обнаружить, что погружены в искаженные и негативные мысли. Кори, Эллис и Кукер (Corey, Ellis & Cooker, 1998) отмечают, что не так-то просто избавиться от пораженческих мыслительных паттернов. Но в любом случае мы можем оспорить предположения, которые мы делаем, и выводы, которые мы в результате формируем, и таким образом избежать попадания под контроль негативных мыслей.

В ходе супервизии и обучения начинающих консультантов я помогал им осознать, что сомнения совершенно нормальны. Умеренная тревога даже необходима, потому что приводит к честной оценке своих возможностей. Тревога может быть и непродуктивной, но в любом случае она питается собой и иногда может привести к погашению активности человека. Поэтому я поощрял начинающих специалистов к высказыванию всех беспокоящих вопросов и мыслей, и мы исследовали их в ходе обучающих сессий. Подобное обсуждение смягчает излишнее волнение и тревогу, поскольку они неожиданно для себя узнают, что их коллеги тоже разделяют их тревогу. Студенты часто говорили, что их сокурсники казались им более обученными, знающими, уверенными в себе и талантливыми, чем они сами. Но когда они слышали, как их друзья выражают свои эмоции, они понимали, что те, кто казался им очень уверенным в себе, тоже пытаются справиться с внутренними сомнениями. Взаимные изменения, которые происходят при открытом обсуждении страхов и тревоги, связанных с профессиональной деятельностью, часто становятся бесценной возможностью для личностного и профессионального роста. Исследование чувств своих коллег и участие супервизора помогут начинающим консультантам провести черту между реалистичной и нереалистичной тревогой и таким образом свести на нет непродуктивную и чрезмерную тревожность.

 

САМОРАСКРЫТИЕ

Несмотря на многолетний опыт практической работы, многие руководители групп борются с проблемой самораскрытия. Для начинающих консультантов проблемой становится даже увеличение степени собственного участия в процессе. Независимо от того, что вызывает самораскрытие и какие факторы определяют его приемлемость, проблема заключается в том, насколько можно раскрываться. Нередко консультант допускает ошибку, впадая в одну из крайностей и раскрываясь либо слишком сильно, либо слишком мало.

НЕДОСТАТОЧНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ. Если вы очень стараетесь поддерживать стереотипные ролевые ожидания и оберегаете собственную таинственность, прячась за фасадом профессионализма, вы можете потерять в группе личную идентичность, и лишь небольшая часть вас будет раскрыта. Существует много причин, по которым некоторые консультанты предпочитают функционировать в рамках определенной роли, а не как личность, которая функционирует так же, как и остальные. Одной из причин может быть страх показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы. Другой может быть потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить отношения «доктор/пациент».

Наряду с нежеланием делиться собственным жизненным опытом, вы можете также сопротивляться раскрытию того, что вы чувствуете по отношению к группе или к конкретным членам группы. Чтобы избежать необходимости делиться своими реакциями по поводу того, что происходит в группе, вы можете ограничивать свое вмешательство и занимать позицию стороннего наблюдателя. Подобная «профессиональная» отчужденность может выражаться в высказывании интерпретаций, предположений и задавании бесчисленных вопросов, вместо того чтобы высказывать личное мнение, и в том, что консультант действует в роли простого координатора, предлагающего одно структурированное упражнение вслед за другим и очерчивающего проблемы.

По моему мнению, наиболее продуктивной формой обмена опытом является раскрытие того, что происходит на группе. Например, если вас не покидает стойкое ощущение, что большинство членов группы не очень-то мотивированы и не вовлечены в процесс, вы можете почувствовать тяжесть оттого, что вам приходится взваливать на себя весь процесс терапии без какой-либо (или при очень малой) поддержки участников. Раскрытие того, как на вас воздействует отсутствие мотивации в группе, обычно оказывается очень полезным и своевременным.

СЛИШКОМ СИЛЬНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ. Другая крайность в проявлении этой проблемы касается чрезмерного самораскрытия. Большинство начинающих консультантов (и многие опытные ведущие) имеют сильнейшую потребность быть выслушанными и принятыми. Слишком легко впасть в ошибку «обязательной оплаты членских взносов», раскрывая интимные подробности своей жизни, чтобы показать, что вы такой же человек, как и другие члены группы. Однако существует достаточно четкая граница между приемлемым и неприемлемым самораскрытием в группе. Предположение о том, что «чем ближе и больше, тем лучше», в корне ошибочно. Внимательно проанализируйте причины вашего самораскрытия, готовность членов группы выслушивать вас, влияние того, что вы делитесь интимными подробностями, и ту степень, в которой ваше раскрытие соответствует процессуздесь-и-сейчас, который должен идти рука об руку с процессом самораскрытия.

Вы можете поддаться искушению и подчиниться групповому давлению, рассказав о себе побольше. Члены группы часто говорят консультанту: «Мы не так уж много знаем о вас. Почему бы вам не рассказать о себе? Например, расскажите нам о ваших трудностях. Мы говорим о себе, а вы слушаете, и сейчас мы хотим, чтобы вы присоединились к нам и тоже открылись!» Члены группы могут оказывать на вас менее прямолинейное и более тонкое (но не менее сильное) давление, чтобы вы стали «членом группы», которую ведете. Если вы не озабочены выпадением из роли отстраненного профессионала (подобная озабоченность препятствует самораскрытию), вы можете впасть в другую крайность и слишком стараться быть воспринятым как друг и собрат членов группы. Если вы решите поделиться чем-нибудь личным, этот процесс должен быть полезным в первую очередь для ваших клиентов. Адекватным местом для исследования этой проблемы (а значит, и обслуживания ваших собственных потребностей) является группа, в которой вы сами являетесь участником. Ведение группы требует многого, и вы можете значительно затруднить свою работу, смешав свои роли и функции с ролями и функциями участников группы.

ПРИЕМЛЕМОЕ И ПОЛЕЗНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ КОНСУЛЬТАНТА. Умест-

ное и полезное самораскрытие является существенной стороной искусства ведения группы. Нет необходимости в деталях излагать ваше прошлое, чтобы сделать себя доступным (как личность) или достичь взаимопонимания с участниками группы. Важное сообщение можно передать даже несколькими словами, а невербальные сообщения (прикосновение, взгляд, жест) могут выразить чувство идентификации и понимания. Приемлемое раскрытие не предполагает, что внимание отвлекается от участников группы. Ваша чувствительность к тому, как реагируют на вас члены группы, позволит вам определить степень своевременности и ценности вашего самораскрытия. Своевременность является важнейшим фактором, вот почему самораскрытие может быть неприемлемым на ранних стадиях развития группы и может быть очень полезным на более поздних.

Ялом[1] (Yalom, 1983, 1995) подчеркивает, что самораскрытие консультанта должно быть инструментом помощи в достижении целей членов группы. Он призывает к избирательному самораскрытию, которое помогает принятию, поддержке и поощрению членов группы. Для Ялома консультант, который раскрывает свои здесь-и-сейчас реакции, а не делает детальный отчет о событиях своего прошлого, помогает развитию группы.

 

РАБОТА С «ТРУДНЫМИ» ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ

Многие студенты в классах группового консультирования хотят поделиться своими впечатлениями о «трудных» членах группы, которую они ведут. Временами такие участники могут демонстрировать проблемное поведение, например, пытаться монополизировать групповое время, рассказывать бесконечные истории, задавать чрезмерное количество вопросов, интерпретировать поступки и мысли других участников, проявлять чрезмерный интеллектуализм и отстраненность, или быть чрезмерно молчаливым, раздавать советы или заверения, в которых нет необходимости, и т.п. Такое поведение часто осуществляется теми членами группы, которые хотят, чтобы группа работала исключительно в их интересах и над их проблемами.

Научиться тому, как терапевтически верно работать с подобным сопротивлением, и понять, какие формы оно принимает, является одной из важнейших задач. Когда начинающий консультант сталкивается с членами группы, оказывающими сильное сопротивление, он принимает этот факт на свой счет. Ему кажется, что он недостаточно компетентен, чтобы справиться с проблемными членами группы. И он верит, что может считать себя компетентным, только если «прорвется» через защиты некоторых участников.

Хотя групповой консультант не принимает полностью ответственность за то, чтобы остановить участников, прерывающих работу группы, он должен обратить внимание на эту ситуацию и работать таким образом, чтобы они не истощали энергию группы и не затрудняли продуктивную работу с остальными. этом случае консультант должен показать проблемным участникам группы, как они выглядят в глазах других. Для этого нужно спрашивать членов группы о том, чего они хотят, развивать у них понимание ограниченности времени, отведенного на сессию, и научить их вступать в конфронтацию с теми членами группы, которые негативно влияют на групповой процесс. Таким образом, группа сама начинает контролировать деятельность проблемных участников.

Я учу своих студентов наблюдать за тем, как на них лично влияет разнообразное проблемное поведение. Я учу их избегать сухой классификации и не относить клиентов к разным «проблемным типам». Вместо этого нужно попытаться понять смысл, который стоит за конкретными формами сопротивления. Факт заключается в том, что многие из нас при попадании в группу будут демонстрировать стратегию избегания. По мере того как старые паттерны изменяются и мы начинаем испытывать тревогу (которая сопровождает любые личностные изменения), мы проявляем свои творческие способности, изобретая всевозможные стратегии сопротивления. Помните, сопротивление возникает и проявляется с определенной целью. Мой способ работы со студентами заключается в том, чтобы научить их отмечать свои собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не сосредоточиваться только на стратегиях работы с «проблемными членами группы». (Для более углубленного обсуждения этой темы см. М. Corey & J. Corey, 1993.)

 

РАБОТАЙТЕ СО СВОЕЙ РЕАКЦИЕЙ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

Когда члены группы проявляют то, что вы оцениваете как проблемное поведение, вы должны понять свое стремление ответить на это сильными чувствами. Вы можете чувствовать угрозу со стороны тех участников, которые пытаются доминировать и захватить контроль над группой, или злиться на тех членов группы, которые демонстрируют сопротивление; вы можете винить конкретных клиентов или группу, которые слишком медленно продвигаются (или непродуктивны), или принимать любой сигнал о сопротивлении слишком близко к сердцу.

Если вы игнорируете свои собственные реакции, вы выключаете себя из взаимодействия с группой. Ваши реакции (будь они чувствами, мыслями или наблюдениями) являются неиссякаемым источником нашей способности эффективно работать с сопротивлением. Важность прохождения групповой терапии в качестве участника заключается в том, что подобное самоисследование порождает в консультанте способность к осознанию собственных слепых пятен и потенциально слабых мест. «Трудные» члены группы, влияющие на нас сильнее всего, это люди, напоминающие нам те стороны нашей личности, которые мы отрицаем.

При работе с контрпереносом очень полезной оказывается помощь супервизора. Как стажер, вы имеете возможность исследовать (вместе со своим.супервизором и ведущим группы) чувство влечения или неприязни к конкретному члену группы и сможете узнать многое о себе самом. Если вы ведете группу в одиночку и давно пользовались услугами супервизора, вам будет полезно проконсультироваться с квалифицированным специалистом и проработать нерешенные проблемы, которые могут лежать в основе контрпереноса. Одним из преимуществ работы с ко-терапевтом является то, что ваш партнер может предложить вам ценную и объективную обратную связь и тем самым поможет увидеть те вещи, которые вы не осознаете. Тема контрпереноса обсуждается в

6-й главе.

 

ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ

Большинство групп, которые вы будете вести, будут проводиться на территории или по заказу различных организаций — школьной системы, общественных организаций психического здоровья, государственных больниц, клиник, местных или государственных реабилитационных центров и т.п. Когда группа организуется на базе какой-либо организации, консультант быстро понимает, что теория руководства группой и хорошая практика не гарантируют успешного ведения группы. Иногда умение эффективно справляться с институциональными требованиями и соответствовать политике организации так же важно, как и профессиональная компетентность.

Для тех, кто регулярно занимается групповой работой на базе социальных институтов, постоянная борьба за сохранение достоинства и целостности в системе, где администраторы прежде всего озабочены «безопасностью» и безразличны к подлинным целям групповой терапии или консультирования, — привычная проблема. Другая проблема, тревожащая консультантов, касается требований, которые они должны выполнять как руководители групп, а также того, что они недостаточно (или очень плохо) обеспечены оборудованием и условиями для подобной работы. Эта проблема усложняется благодаря тому, что некоторые институты удовлетворяют потребности только того типа группового руководства, который их устраивает, и подавляют своих консультантов такой рабочей нагрузкой, что у них не обстается времени на продолжение обучения, поскольку оно не включается в рабочие часы. Поэтому многие консультанты, работающие в социальных институтах, вынуждены вести курсы или проводить мастерские и тренинги, занимая личное время и на свои средства.

Дело в том, что эта проблема объективно существует и вам придется столкнуться с ней и работать внутри системы, утверждая в то же время ваши профессиональные стандарты и укрепляя свою целостность. Ответственность за успешное управление группой лежит на вас. Остерегайтесь обвинять в провалах вашей консультативной программы внешние силы. Отслеживайте те состояния и высказывания, которые освобождают вас от ответственности и ведут к чувству личного бессилия, например: • Мой администратор не симпатизирует моим попыткам развития группы.

• Бюрократическая структура препятствует развитию моих инновационных программ.

• Политика офиса не позволяет мне осуществлять реальное консультирование.

• Система не вознаграждает нас за усилия.

• Мы не имеем средств и фондов, чтобы делать то, что необходимо.

• Люди в этой среде совершенно невосприимчивы к идее групповой терапии, они не придут за помощью, даже если будут в ней нуждаться.

Я не удивлюсь, если окажется, что эти жалобы не отражают реальных трудностей. Из личного опыта я знаю, насколько утомительным и тяжелым может быть сражение с бюрократией. Бывают времена, когда простая попытка провести какую-то группу в некоторых социальных институтах может разрушить вас, и тогда хочется задать вопрос — а стоят ли того наши усилия? Моя точка зрения такова: какими бы ни были внешние обстоятельства, мы, и только мы несем ответственность за то, как мы их встретим. Мы не должны позволить им обессилить нас.

Профессиональное бессилие любого рода является причиной трудностей, питающей саму себя. Когда консультант отрекается от своей силы, он принимает роль жертвы или формирует циничную позицию, утверждая, что все его попытки обречены на неудачу, и ничего нельзя сделать или изменить. Чтобы подвести итог, можно сказать, что, когда мы отказываемся от своей силы, возлагая ответственность за   ошибку или провал на нашу программу и что-то вне нас, возникает опасность, что работа будет лишать нас жизни и сил, хотя должна оказывать прямо противоположное действие.

 

Навыки руководителя группы

 Большой ошибкой будет считать, что любой человек, обладающий определенными личностными качествами и желающий помогать другим, будет эффективным консультантом. Роль успешного консультанта требует освоения ряда особых навыков и реализации соответствующих функций. Как и большинство навыков, навыки руководителя группы могут быть изучены и приобретены на практике.

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Активное слушание подразумевает полное внимание к говорящему и чувствительность к осуществляемой коммуникации как на вербальном, так и на невербальном уровне. Благодаря активному слушанию ваша способность слышать то, что было сказано, усиливается, равно как и качество вашей экспертной оценки. Многие консультанты совершают ошибку, чрезмерно углубляясь в содержание и не обращая достаточного внимания на то, как члены группы выражают себя. Быть умелым консультантом означает умение улавливать тот богатый материал, который члены группы открывают через стиль своей речи, телодвижения, жесты, интонации и иные особенности. (Активное слушание будет подробно разобрано в 10-й главе, поскольку внимание и слушание являются ключевыми понятиями личностно-центрированного подхода к групповой работе.)

ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Перефразирование, по сути, является продолжением слушания. Оно подразумевает повторение того, что сказал человек, но другими словами, благодаря чему смысл сказанного становится ясным как говорящему, так и группе. Эффективное перефразирование обнажает суть сообщения и фокусирует внимание на смысле того, что было сказано, уменьшая неопределенность. Зафиксировав суть сообщения одного из членов группы и возвратив его назад, консультант помогает ему продолжить процесс самоисследования на более высоком уровне.

Перефразирование — это не такой уж простой навык для освоения. Некоторые консультанты, например, ограничивают себя простым повторением того, что было сказано, немного изменяя первоначальный смысл или вообще не проясняя сообщение. Другие злоупотребляют использованием этой техники, в результате чего она превращается в механическое воспроизведение слов другого человека. Ценность точного и краткого перефразирования двойная: оно показывает участникам группы, что их понимают, и в то же время позволяет им более ясно увидеть проблемы, с которыми они пытаются справиться, а также осознать свои собственные мысли и чувства по отношению к этим трудностям.

РАЗЪЯСНЕНИЕ. Разъяснение также является логическим продолжением активного слушания. Оно включает в себя ответ на запутанные и неясные аспекты сообщения посредством» фокусирования внимания на ключевой проблеме и оказании помощи в понимании конфликтных чувств. Часто члены группы говорят, что они переживают амбивалентные чувства или испытывают множество разных чувств по отношению к конкретному событию. Разъяснение может помочь участникам группы разобраться с их чувствами, обратив их внимание на то, что они переживают в действительности. Та же процедура применяется и к мышлению. В ходе разъяснения консультант остается внутри системы отсчета клиента, но в то же время помогает ему увидеть вещи в перспективе, что может привести к переходу клиента на более глубокий уровень самоисследования.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Умение свести воедино важнейшие элементы группового взаимодействия или отдельные части сессии известно как подведение итогов. Эта способность необходима, когда осуществляется переход от одной теме к другой. Выявление и объединение элементов может повысить качество научения и утвердить непрерывность гораздо эффективнее, чем простой переход от проблемы к проблеме.

Подведение итогов особенно важно в конце сессии. Руководитель группы допустит ошибку, если закончит сессию резко и внезапно, почти не пытаясь соединить ее в единое целое. Одной из функций консультанта является помощь членам группы в отражении и придании смысла тому, что случилось на группе. Подведение итогов поощряет участников группы размышлять над тем, чему они научились и что пережили во вр'емя сессии, а также о тех способах, с помощью которых все это можно применить в их обычной жизни. В конце сессии консультант может предложить собственное краткое резюме или попросить членов группы рассказать о том, что произошло, что высветила эта сессия и как она отразилась на общем взаимодействии.

ВОПРОС. Вопрос — это техника, которая зачастую используется консультантами слишком активно. Бомбардировка членов группы одним вопросом за другим не ведет к продуктивному результату и может даже оказать негативное влияние на взаимодействие в группе. Существует несколько проблем, которые появляются в результате неэффективного использования вопроса. Чувства членов группы насилуются, как если бы их доводили до предела. Тот, кто задает вопросы, исследует информацию личного характера, в то время как сам остается в безопасности и сохраняет свою анонимность. Но в то же время недостаточное использование вопросов консультантом формирует обедненную модель для членов группы, которые вскоре начинают имитировать неэффективный стиль консультанта во взаимодействии друг с другом.

Не все вопросы являются неподходящими, но закрытые вопросы, которые требуют простого ответа «да» или «нет», обычно бесплодны. Таким же является вопрос «почему», так как он ведет к интеллектуальному размышлению (которое нередко заменяет чувства, или искажает реальность). Используйте открытые вопросы, вопросы, которые предлагают несколько альтернатив и открывают новые области для самоисследования. Такие вопросы могут обладать реальной ценностью. Например: «Что вы чувствуете прямо сейчас?», «Что происходит с вашим телом в данный момент?» и «Как вы справляетесь со своим страхом в группе?» — это вопросы, которые помогают участнику группы сосредоточиться и более глубоко прочувствовать свои эмоции. Важно то, что ведущий задает вопрос, который ориентирует на исследование заявленной проблемы на более глубоком уровне. (Тема использования вопросов будет более подробно рассмотрена в 15 -й главе как специальная процедура, используемая в терапии реальностью.)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Консультант интерпретирует тогда, когда предлагает участникам группы возможное объяснение их мыслей, чувств или поведения. Предлагая предварительную гипотезу о содержании конкретного поведенческого паттерна, интерпретация помогает человеку увидеть новые перспективы и альтернативы. Интерпретация требует высокого уровня умений. Слишком поспешная интерпретация, сформулированная в догматической форме, или поощрение зависимости членов группы от консультанта в том, что касается выдвижения интерпретаций, является ошибкой. В этом случае крайне важна синхронность. Интерпретация должна предлагаться только тогда, когда человек готов подумать над ней, и она должна быть выражена в форме гипотезы или предварительного предположения, что дает участнику группы возможность критично оценить ее значение. Несмотря на то что интерпретация может быть технически правильной, ее могут отвергнуть, если консультант не чувствителен к готовности или неготовности клиента принять ее. (Я возвращаюсь к теме интерпретации в шестой и седьмой главах.)

КОНФРОНТАЦИЯ. Конфронтация может быть мощным средством изменения членов группы, особенно в том, что касается их способности честно смотреть на себя. Но если она плохо выстроена, она может стать вредной как для конкретного участника группы, так и для группового процесса в целом. Многие начинающие консультанты уклоняются от конфронтации, потому что боятся возможных последствий: блокирования группового взаимодействия, того, что нанесут вред кому-либо, или проявления целенаправленной мести со стороны участников группы. Проблема с конфронтацией заключается в том, что она с легкостью воспринимается как нападение. Вот почему умелый групповой консультант вступает в конфронтацию только тогда, когда проявляет заботу о личности, и делает это таким образом, что дает человеку достаточное количество возможностей проанализировать то, что будет сказано. Умелая конфронтация определяет поведение или несоответствие между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдались в группе. 

Консультанту полезно вносить в конфронтацию свои собственные реакции. Таким образом, обученный консультант не скажет: «Джордж, ты скучен, тебя невозможно слушать». Вместо этого он скажет: «Я понял, что мне трудно сосредоточиться на том, что ты говоришь. Я осознал, что я нетерпелив и хочу тебя прервать. Мне это не нравится. И я хотел бы все-таки сосредоточиться на том, что ты говоришь». (Конфронтацию как специальное умение я буду обсуждать в 11 - й, 14-й и 15-й главах.)

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. Отражение чувств — это умение отвечать на существенные моменты того, о чем говорит клиент. Основная цель — позволить членам группы почувствовать, что они были услышаны и поняты. Несмотря на то, что отражение является отзеркаливанием конкретных чувств, выраженных личностью, оно не является простым процессом возвращения чувств. Отражение зависит от внимания, интереса, понимания и уважения к личности. Когда отражение осуществляется правильно, оно стимулирует дальнейший контакт и вовлеченность. Ощущение понимания и достижение более ясного схватывания чувств очень укрепляют и стимулируют личность в поиске более высокого уровня самоосознания.

ПОДДЕРЖКА. Поддержка означает обеспечение членов группы помощью и подкреплением, особенно когда они раскрывают личностную информацию, исследуют болезненные чувства или идут на риск. Консультант должен обеспечить поддержку посредством психологического присутствия. Психологическое присутствие требует сочетания нескольких навыков: активного слушания того, что говорят, психологического присутствия рядом с клиентом и ответного реагирования, которое помогает клиенту продолжать работу и продвигаться вперед.

Суть этого умения заключается в знании тех моментов, когда поддержка будет помогать и когда она будет непродуктивной. Некоторые групповые консультанты допускают ошибку, оказывая чрезмерную поддержку, проявляя ее вне кризисной или трудной ситуации или преждевременно. Если консультант оказывает своим клиентам полную и непрерывную поддержку, он лишает членов группы потенциальной ценности принятия вызова и преодоления трудностей. Консультанты, которые предлагают поддержку слишком быстро, когда клиент только начинает исследовать болезненный материал, снижают интенсивность переживания и отталкивают, отгораживают членов группы от их чувств.

Поддержка приемлема, когда человек сталкивается с кризисом, когда он осмеливается на освоение новой территории, когда он пытается избавиться от неконструктивного поведения и овладеть новым поведением и когда он пытается применять то, чему он научился на группе, в повседневной жизни. (Я возвращусь к этой теме в 10-й главе.)

ЭМПАТИЯ. Суть этого навыка заключается в способности консультанта быть чувствительным к внутреннему миру участников и все же сохранять свою отделенность. Чтобы проявлять эмпатию, консультант должен заботиться о членах своей группы и уважать их. Его прошлый опыт, особенно если он богат разнообразными переживаниями, поможет ему идентифицировать себя с другими. (Эмпатия более подробно будет обсуждаться в 10-й главе.)

ФАСИЛИТАЦИЯ. Фасилитация направлена на то, чтобы расширить групповой опыт и помочь членам группы обогатить свои цели. Навыки подобного сопровождения включают в себя установление открытой и прямой коммуникации между участниками процесса консультирования и помощь в усилении их ответственности за то, в каком направлении движется вся группа. Фасилитация является жизненно важным инструментом личностно-центрированного подхода и более глубоко будет исследована в 10-й главе. Здесь я просто перечислю некоторые конкретные способы, с помощью которых консультант может сопровождать групповой процесс.

• Концентрация внимания на сопротивлении внутри группы, оказание помощи участникам группы в осознании того, когда они сдерживают общее движение и почему.

• Поощрение членов группы к открытому выражению их чувств и ожиданий.

• Обучение членов группы умению концентрироваться на себе и своих чувствах.

• Обучение членов группы прямому и открытому обращению друг. к другу.

• Работа над развитием атмосферы доверия, которая поощрит членов группы к принятию риска.

• Обеспечение поддержки на этапе опробования новых форм поведения.

• Формирование стиля взаимодействия, который ориентирован на взаимодействие между членами группы, а не на общение между консультантом и членами группы.

• Поощрение прямого выражения конфликта.

• Помощь членам группы в преодолении барьеров, препятствующих установлению прямой коммуникации между членами группы.

• Помощь членам группы в интеграции того, чему они научились в группе, и изыскание путей приложения Этих знаний к повседневной жизни.

• Помощь членам группы в достижении близости за счет принятия заботы о любом незавершенном событии, произошедшем в группе.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ. Инициативность консультанта предохранит группу от блуждания вне конкретного направления. Этот навык подразумевает использование катализаторов, которые помогают сосредоточить внимание членов группы на значимой работе, знание того, как применять разнообразные техники, которые обеспечивают более глубокий уровень самоисследования и установление связи между разнообразными темами, которые были подняты в группе. Помня о том, что адекватное поведение консультанта может сплотить группу и заставить ее продвигаться вперед, необходимо иметь в виду, что слишком жесткое управление может привести к пассивности членов группы.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. Продуктивная постановка групповых целей является ядром группового консультирования. Заметьте, что консультант не ставит цели для своих клиентов, он помогает членам группы отобрать и уточнить их собственные цели. Несмотря на то что постановка целей чрезвычайно важна на начальных стадиях развития группы, в дальнейшем консультант должен поощрять у участников группы новый взгляд на их цели, помогать в их модификации (если в этом возникает необходимость) и определении того, как можно реализовать их наиболее эффективно. Консультант, который не развивает свои навыки, добиваясь того, чтобы члены группы формулировали конкретные цели, часто обнаруживает, что его группа характеризуется бесцельными и непродуктивными сессиями. (Эта тема более подробно рассматривается мной в 13-й и 15-й главах.)

ОЦЕНИВАНИЕ. Оценка — это процесс, который сопровождает группу на всех этапах ее существования. После каждой сессии консультант должен оценить, что произошло в группе: как в целом, так и с конкретными членами. Консультант должен также научить участников группы тому, как оценивать себя и общее продвижение группы.

Например, если к концу занятий все члены группы чувствуют злость, потому что сессия, по их мнению, прошла впустую, они могут попытаться найти причины, которые привели к такому результату, и решить, что они могут сделать, чтобы изменить эту ситуацию. (Эта тема также раскрывается в 13-й и 15-й главах.)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Умелый консультант дает личную и честную обратную связь, основанную на его наблюдениях и реакциях на поведение членов группы, и поощряет членов группы тоже давать друг другу обратную связь. Одно из наиболее серьезных преимуществ, которые содержатся в групповой работе, заключается в том, что участники группы могут высказывать друг другу свое мнение о том, что они наблюдают в группе. Обратная связь обеспечивает реалистичную оценку того, как личность воспринимается другими. Это умение включает в себя также продуктивность обратной связи, когда она отражает настоящее, своевременна и заслуживает серьезного рассмотрения. Наиболее полезна индивидуальная и описательная обратная связь, нежели глобальная по своим масштабам и суждениям.

СОВЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Это форма воздействия, которая помогает участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия. Она может принимать различные формы, например, предоставление информации, совет, «домашнее задание», просьба к членам группы поразмыслить над тем, что они могли бы попытаться сделать внутри и вне группы, а также поощрение членов группы к тому, чтобы посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, в иной перспективе. Предоставление информации и обеспечение соответствующих предложений об альтернативных планах действия может способствовать прогрессу членов группы. Эти предложения не должны исходить только от консультанта, члены группы также могут предлагать темы для обсуждения.

Чрезмерное использование убеждения, внушения и советов несет в себе несколько опасностей. Одна из них заключается в том, что члены группы могут прийти к вере, что всегда существует простое и ясное решение сложной проблемы. Другая заключается в том, что члены группы могут возложить на других людей обязанность указывать им то, что они должны будут делать, столкнувшись с будущими проблемами, вместо того чтобы развивать свою автономию. Существует достаточно четкая демаркационная линия между предложением и предписанием, и этот навык состоит в использовании предложения для укрепления стремления к личной независимости.

ЗАЩИТА. Консультант должен уметь предохранять членов группы от излишнего психического или физического риска, который ассоциируется с пребыванием в группе, но не занимать родительскую позицию. Несмотря на то что участие в группе подразумевает некоторый риск, консультант должен предпринять акт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.049 с.)