Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элективные курсы как одна из форм школьного
литературного образования
Содержание литературного образования определяется образовательным стандартом и конкретизируется в программах по литературе; в старших классах оно включает в себя элективные и факультативные курсы, способствующие углубленному изучению литературы и имеющие выход на профессиональные интересы учащихся, а также связанные с культурой, традициями и спецификой развития региона. На сегодняшний день разработаны самые разные элективные курсы для учащихся: «Анализ художественных произведений различных жанров», «Детское чтение», «Детектив как литературный жанр», «Взаимодействие русской и зарубежной литературы», «Режиссерский анализ художественного текста», «Литературное краеведение» и т.д. Так, например, программа элективного курса «Анализ художественных произведений» основана на том, что главная задача учителя литературы – научить школьников самостоятельно разбираться в художественных произведениях, постигая бездонность классики, показать пути к авторской мысли через слово и через всю систему художественных средств. Стержнем данной программы является обучение анализу по законам рода и жанра произведений, которые уже изучались школьниками в 5 – 9 классах (или должны были изучаться). Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся. Повторное обращение к ранее прочитанному ведет к постижению глубинных пластов произведений, которые в силу разных причин не были замечены при первом чтении, к осознанию нравственной и эстетической ценности литературы, позволяет более эффективно формировать навыки самостоятельного творческого анализа, творчески подходить к написанию сочинений. Важнейшими методами обучения в системе данного спецкурса мы считаем беседу с элементами лекции, работу над текстом, систематизацию материала в схемах и таблицах разного типа, написание сочинений различных видов. Одновременно идет и отработка теоретико-литературных понятий, необходимых при анализе художественных произведений. Данный курс разработан как дополнение к основному курсу литературы. Элективные курсы по различным предметам ведутся в 9–11 классах. Таким может быть элективный курс по литературе в 9 классе (на 20 часов) «Тайны поэтики»:
Пояснительная записка Выпускник средней школы должен уметь воспринимать и оценивать литературное произведение как произведение искусства. Это возможно в том случае, если школьник освоил основные эстетические категории, лежащие в основе создания художественного мира произведений. Главное в школьном обучении литературы – формирование способности к личностной оценке прочитанного, иными словами, формирование навыков анализа художественных произведений. Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно- эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа. В школьной практике реально использовать такой путь постижения литературного произведения: 1. Творческая история произведения. 2. Тема, проблемы. 3. Основная идея. 4. Пути реализации идеи: а) жанр; б) сюжет и композиция; в) образная структура; г) художественные приемы и средства; д) своеобразие языка. 5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе. 6. Чем особенно интересна книга сегодня? Все эти компоненты должны быть так или иначе рассмотрены, но не обязательно в этом порядке. Чтобы вдумчиво оценивать литературное произведение, нужна система определенных теоретических понятий, критериев анализа художественных произведений, причем мало знать теоретические определения и понятия, надо научиться применять их на практике. Этой цели служит предлагаемый нами элективный курс «Тайны поэтики». В основу данной программы положены блоки теоретико-литературных понятий, знание которых особенно необходимо школьникам, особенно тем, кто собирается учиться в классах гуманитарного профиля. В рубрике «Материал для работы» предлагаются произведения, на основе которых можно с большей эффективностью добиться усвоения теоретико-литературных понятий, причем у учителя есть право выбора. Мы не включили в этот курс работу над художественными приемами и языковыми средствами, поскольку считаем, что это материал для отбельного элективного курса.
Художественные произведения для работы с учениками нами избраны, за немногим исключением, те, которые уже пройдены (мы основывались на программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) или изучаются в 9 классе. Методические комментарии к программе вынесены в раздел учебно- тематическое планирование и представлены в самом общем виде. Приоритетным для нас является использование личностно ориентированных технологий обучения, позволяющих учащимся освоить курс на деятельностной основе. Рациональнее этот курс вести в 3 или 4 четверти, когда основные программные произведения будут пройдены. Учебно-тематический план
Программа 1.Художественная литература как вид искусства Искусство как форма отражения действительности, особый способ мышления, самопознание автора. Виды искусства. Место литературы в системе видов искусства. Специфика литературы как искусства слова. Материал для работы: репродукции картин, альбомы по различным видам искусства, видеоматериалы; видеозапись фрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир». Художественный образ Образ как основа искусства. Слово как средство создания образа в литературном произведении. Образ-персонаж, персонифицированные и неперсонифицированные образы. Образная структура произведения. Художественная реальность в литературном произведении. Материал для работы: И.А. Бунин, «Часовня»; Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством», «Вий» (по выбору учителя); М.Ю. Лермонтов, «Нищий», «На севере диком…», «Утес»; А.С. Пушкин, «Анчар» (по выбору учителя). Литература и история Литература как искусство и история как наука. Художественный вымысел. Н.М. Карамзин – историк и писатель. «Марфа-посадница» – повесть о событиях в Новгороде. Описание присоединения Новгорода к Москве в «Истории государства Российского». Материал для работы: Карамзин Н.М. Предания веков, т.6, гл. I, III; «Марфа-посадница». Литературные роды и жанры Три рода литературы: эпос, лирика, драма. Лироэпика. Жанры как форма, в которой проявляется род литературы. Материал для работы: «Слово о полку Игореве»; Гомер, «Илиада», «Одиссея»; А.К. Толстой, «Князь Серебряный»; М.Ю. Лермонтов, «Песня про … купца Калашникова», «Мцыри», «Герой нашего времени», лирика; А.С. Пушкин, лирика; Д.И. Фонвизин, «Недоросль»; Н.В. Гоголь, «Ревизор».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.220.21 (0.023 с.) |