Анализ художественных произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ художественных произведений



Л.И. Петриева

 

 

Анализ художественных произведений

в школе

Учебное пособие

По методике обучения литературе

Для бакалавров

(направление подготовки 44.03.05

«Педагогическое образование»

Профили: «Русский язык. Литература»)

 

 

Ульяновск

2017

УДК 82

ББК 74.26

   П 29

Печатается по решению Редакционно-издательского Совета

Ульяновского государственного университета

 

Петриева Л.И.

П 29 Анализ художественных произведений в школе: учебное пособие для студентов-бакалавров филологических факультетов педагогических вузов. – Ульяновск: УлГПУ, 2017. – 60 с.

 

Данное учебное пособие предназначено студентам-бакалаврам филологических факультетов педагогических вузов (направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профили: «Русский язык. Литература»). 

Книга содержит в себе как теоретические положения, практический материал, так и методическую часть: вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы студентов.

 

 

ББК 74.26

© Петриева Л.И., 2017

©Ульяновский государственный

                                                          педагогический университет, 2017

ISBN – ____________________

 

 

Содержание

I. Цели и задачи изучения литературы в школе………………………………...…4

 

II. Элективные курсы как одна из форм школьного

литературного образования………………………………………………………..10

 

III. Роль теории литературы в процессе анализа художественных

произведений……………………………………………………………………….19

 

IV. Изучение эпических произведений на уроках литературы………………….25

 

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»…………………………………………...25

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»…………………………………..36

 

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»…………………………………47

 

М. Горький. «Старуха Изергиль»……………………………………………...53

 

V. Литература……………………………………………………………………….60

Элективные курсы как одна из форм школьного

литературного образования

 

 Содержание литературного образования определяется образовательным стандартом и конкретизируется в программах по литературе; в старших классах оно включает в себя элективные и факультативные курсы, способствующие углубленному изучению литературы и имеющие выход на профессиональные интересы учащихся, а также связанные с культурой, традициями и спецификой развития региона.

 На сегодняшний день разработаны самые разные элективные курсы для учащихся: «Анализ художественных произведений различных жанров», «Детское чтение», «Детектив как литературный жанр», «Взаимодействие русской и зарубежной литературы», «Режиссерский анализ художественного текста», «Литературное краеведение» и т.д.

Так, например, программа элективного курса «Анализ художественных произведений» основана на том, что главная задача учителя литературы – научить школьников самостоятельно разбираться в художест­венных произведениях, постигая бездонность классики, показать пути к авторской мысли через слово и через всю систему художественных средств.

Стержнем данной программы является обучение анализу по законам рода и жанра произведений, которые уже изучались школьниками в 5 – 9 классах (или должны были изучаться). Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся. Повторное обращение к ранее прочитанному ведет к постижению глубинных пластов произведений, которые в силу разных причин не были замечены при первом чтении, к осознанию нравст­венной и эстетической ценности литературы, позволяет более эффективно формиро­вать навыки самостоятельного творческого анализа, творчески подходить к написа­нию сочинений.

Важнейшими методами обучения в системе данного спецкурса мы считаем беседу с элементами лекции, работу над текстом, систематизацию материала в схемах и таблицах разного типа, написание сочинений различных видов. Одновре­менно идет и отработка теоретико-литературных понятий, необходимых при анализе художественных произведений. Данный курс разработан как дополнение к основному курсу литературы.

Элективные курсы по различным предметам ведутся в 9–11 классах. Таким может быть элективный курс по литературе в 9 классе (на 20 часов) «Тайны поэтики»:

Пояснительная записка

 Выпускник средней школы должен уметь воспринимать и оценивать литературное произведение как произведение искусства. Это возможно в том случае, если школьник освоил основные эстетические категории, лежащие в основе создания художественного мира произведений.

 Главное в школьном обучении литературы – формирование способности к личностной оценке прочитанного, иными словами, формирование навыков анализа художественных произведений. Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно- эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа. В школьной практике реально использовать такой путь постижения литературного произведения:

1. Творческая история произведения.

2. Тема, проблемы.

3. Основная идея.

4. Пути реализации идеи:

                  а) жанр;

                  б) сюжет и композиция;

                  в) образная структура;

                  г) художественные приемы и средства;

                  д) своеобразие языка.

5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе.

6. Чем особенно интересна книга сегодня?

Все эти компоненты должны быть так или иначе рассмотрены, но не обязательно в этом порядке.

Чтобы вдумчиво оценивать литературное произведение, нужна система определенных теоретических понятий, критериев анализа художественных произведений, причем мало знать теоретические определения и понятия, надо научиться применять их на практике. Этой цели служит предлагаемый нами элективный курс «Тайны поэтики».

В основу данной программы положены блоки теоретико-литературных понятий, знание которых особенно необходимо школьникам, особенно тем, кто собирается учиться в классах гуманитарного профиля. В рубрике «Материал для работы» предлагаются произведения, на основе которых можно с большей эффективностью добиться усвоения теоретико-литературных понятий, причем у учителя есть право выбора. Мы не включили в этот курс работу над художественными приемами и языковыми средствами, поскольку считаем, что это материал для отбельного элективного курса.

Художественные произведения для работы с учениками нами избраны, за немногим исключением, те, которые уже пройдены (мы основывались на программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) или изучаются в 9 классе.

Методические комментарии к программе вынесены в раздел учебно- тематическое планирование и представлены в самом общем виде. Приоритетным для нас является использование личностно ориентированных технологий обучения, позволяющих учащимся освоить курс на деятельностной основе.

Рациональнее этот курс вести в 3 или 4 четверти, когда основные программные произведения будут пройдены.

Учебно-тематический план

Тема  занятия. Количеств часов Виды деятельности учащихся на уроке
1 Художественная литература как вид искусства (1 час) - Коллективная работа – составление схемы «Виды искусств»; - индивидуальная работа – сопоставительный анализ репродукций картин двух художников, посвященных одной теме; - выразительное чтение эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7); - просмотр фрагмента «Пляска Наташи» из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» (2-ая серия); - сопоставление эпизода с его художественной интерпретацией в кинофильме; - индивидуальная работа – сообщение учащегося «Памятник Петру I работы Фальконе»; - выразительное чтение фрагмента из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (от слов «Ужасен он …» до «… Россию поднял на дыбы») и его анализ; - составление развернутого высказывания на тему «Специфика литературы как искусства слова»; - начало работы над созданием «Портфеля ученика».
2.   Художественный образ (2 часа) - Аналитическая беседа, выявляющая восприятие учащимися особенностей образной структуры рассказа И.А. Бунина «Часовня»; - коллективная работа над системой образов этого рассказа, составление схемы «Образная структура рассказа И.А. Бунина «Часовня»; - коллективная работа – анализ одной из повестей Н.В. Гоголя, работа с таблицей «Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя…»; - работа в малых группах – анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, составление высказывания на тему «Особенности образной структуры стихотворения …»; - коллективное обсуждение результатов деятельности малых групп.
3. Литература и история (2 часа)   - Коллективная работа над таблицей «Историческая основа сюжета о Марфе-посаднице»; - беседа, выявляющая восприятие учениками повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница»; - тестовая работа по теме «Н.М. Карамзин – историк и писатель»; - работа в малых группах по составлению высказывания на тему «В чем отличие образа Марфы в повести от ее исторического прототипа?»; - презентация подготовленных высказываний и их обсуждение.
4. Литературные роды и жанры (2 часа)   - Коллективное составление схемы «Роды и жанры литературы»; - индивидуальная работа – иллюстрирование этой схемы примерами; - выразительное чтение отрывка из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» (описание Ивана Грозного); - сопоставление образа Ивана Грозного в романе с образом в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», выявление особенностей создания образа в произведениях разных жанров; - работа в творческих группах – составление сценария для инсценировки эпизодов романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»; - беседа, обобщающая знания учеников по теме «Роды и виды литературы»; - создание речевого высказывания в жанре литературно- критической статьи «Роды и жанры литературы», рассчитанного на учащихся 5-6 классов.
5. Тема и идея литературного произведения (2 часа)   - Самостоятельная работа со справочной литературой; - тестовая работа по рассказу И.А. Бунина «Часовня»; - работа творческих групп над определением темы и идеи одной из сказок Г.Х Андерсена; - коллективное обсуждение результатов работы творческих групп; - самостоятельная работа над созданием речевого высказывания в жанре аннотации к рассказу А. Приставкина «Яблоко».
6. Автор произведения (2 часа) - Лекция брейн-сторминг (обсуждение информации, предложенной до занятия в форме конспекта лекции учителя) «Автор и его произведение»; - коллективное составление схемы «Система повествователей в Повестях Белкина» А.С. Пушкина; - индивидуальные сообщения о типах повествователей в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина; - работа в парах над темой «Образ Автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”» с последующей взаимопроверкой; - ответ на проблемный вопрос: «Почему именно Гриневу доверяет А.С. Пушкин повествование о пугачевщине?»; - наблюдение над текстом поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» с целью определения приемов выражения авторской позиции; - создание речевого высказывания на тему «Виды повествования».
7. Персонаж, герой, характер, лирический герой (2 часа) - Самостоятельная работа со справочной литературой; - индивидуальные сообщения учащихся на темы: «Грушницкий как “двойник” Печорина», «Доктор Вернер как “двойник” Печорина»; - коллективная работа над таблицей «Гринев и Швабрин – герой и антипод»; - наблюдение над текстом «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина, подбор текстового материала, доказывающего, что Барон – это антигерой; выразительное чтение отрывков; - работа в малых группах над составлением высказывания на тему «Лирический герой поэзии Пушкина и поэзии Лермонтова»; - презентация подготовленных высказываний; - обсуждение результатов работы малых групп.
8.   Форма и содержание произведения (2 часа) - Лекция брейн-сторминг (обсуждение информации, предложенной до занятия в форме конспекта лекции учителя) «Неразрывность формы и содержания художественного произведения»; - коллективная работа над схемой структуры художественного произведения (рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», рассказ И.А. Бунина «Часовня»), сопоставление этих рассказов с точки зрения формы и содержания; - работа творческих групп – создание киносценариев по этим рассказам; - презентация киносценариев и их обсуждение.
9.   Сюжет и композиция (2 часа) - Самостоятельная работа со справочной литературой; - коллективное составление плана рассказа Д. Олдриджа «Последний дюйм», определение элементов композиции; - сжатый пересказ сюжета рассказа с опорой на элементы композиции; - работа в малых группах над составлением высказываний по темам: «Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»; - презентация высказываний с их последующим обсуждением; - индивидуальная работа – создание рассказа с динамичным сюжетом. 
10.   Внесюжетные элементы художественного произведения (2 часа) - Самостоятельная работа со справочной литературой; - наблюдение над текстом «Слова о полку Игореве», выявление роли пейзажных зарисовок; - работа в малых группах над составлением высказывания на тему «Особенности пейзажных зарисовок в “зимних” стихотворениях А.С. Пушкина»; - презентация высказываний с последующим обсуждением; - наблюдение над текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», выявления специфики пейзажных зарисовок; - индивидуальные сообщения учащихся по темам: «Функции пейзажа в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Особенности пейзажных зарисовок в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Романтический пейзаж в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”», «Особенности пейзажных страниц в рассказах И.С. Тургенева “Хорь и Калиныч”, “Певцы”»; - обсуждение предложенной учителем схемы композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; - сообщение учащихся на темы: «Роль интерьера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», «Интерьер как средство характеристики образа в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»; - работа в малых группах – подготовка сообщения на темы: «Заголовочный комплекс в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Заголовочный комплекс в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”»; - презентация сообщений и их обсуждение.
11.   Итоговое занятие (1 час)   - Мини-лекция учителя обобщающего характера; - презентация «Портфелей учащихся»; - чтение лучших докладов, сообщений, творческих и исследовательских работ учащихся (работы отбираются таким образом, чтобы можно было пройти по всем изученным темам).

 

Программа

1.Художественная литература как вид искусства

 Искусство как форма отражения действительности, особый способ мышления, самопознание автора. Виды искусства. Место литературы в системе видов искусства. Специфика литературы как искусства слова.

 Материал для работы: репродукции картин, альбомы по различным видам искусства, видеоматериалы; видеозапись фрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Художественный образ

 Образ как основа искусства. Слово как средство создания образа в литературном произведении. Образ-персонаж, персонифицированные и неперсонифицированные образы. Образная структура произведения. Художественная реальность в литературном произведении.

 Материал для работы: И.А. Бунин, «Часовня»; Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством», «Вий» (по выбору учителя); М.Ю. Лермонтов, «Нищий», «На севере диком…», «Утес»; А.С. Пушкин, «Анчар» (по выбору учителя).

Литература и история

 Литература как искусство и история как наука. Художественный вымысел. Н.М. Карамзин – историк и писатель. «Марфа-посадница» – повесть о событиях в Новгороде. Описание присоединения Новгорода к Москве в «Истории государства Российского».

 Материал для работы: Карамзин Н.М. Предания веков, т.6, гл. I, III; «Марфа-посадница».

Литературные роды и жанры

 Три рода литературы: эпос, лирика, драма. Лироэпика. Жанры как форма, в которой проявляется род литературы.

 Материал для работы: «Слово о полку Игореве»; Гомер, «Илиада», «Одиссея»; А.К. Толстой, «Князь Серебряный»; М.Ю. Лермонтов, «Песня про … купца Калашникова», «Мцыри», «Герой нашего времени», лирика;

А.С. Пушкин, лирика; Д.И. Фонвизин, «Недоросль»; Н.В. Гоголь, «Ревизор».

Автор произведения

Автор как создатель литературного произведения. Автор и герой. Виды повествования. Образ автора. Рассказчик. Повествователь. Способы выражения авторской позиции.

Материал для работы: А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Медный всадник».

Сюжет и композиция

 Сюжет как промежуточное звено между содержанием и формой. Элементы сюжета: пролог (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, постпозиция (эпилог). Композиция как средство реализации сюжета. Многогранность понятия «композиция». Типы композиции. Внесюжетные элементы в структуре произведения.

 Материал для работы: Д. Олдридж, «Последний дюйм»; А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»; М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри».

Художественных произведений

Методологической основой обучения учащихся анализу художественных произведений являются знания по теории литературы. Формирование теоретико-литературных понятий, основы, на которой воспитывается любовь к искусству, способствует повышению культуры чтения, восприятия и осмысления литературы, помогает совершенствовать приемы умственной деятельности, стимулирует развитие мировоззрения, органично вписывается в эстетическое воспитание личности [3].

Научить анализу художественных произведений невозможно без знаний теории литературы, как невозможно научить сложным математическим действиям без знаний таблицы умножения. Нам близка позиция тех методистов, которые считают, что только тогда человек возьмет что-то для своей души, когда начнет понимать, а понимать он сможет тогда, когда знает. Поэтому мы обращаем особое внимание на вопросы овладения инструментарием и методологией анализа.

В новых программах по литературе заметно повысилось значение теории литературы, наблюдается качественно новый подход к этой проблеме. Теория введена в разделы, завершающие многие темы, органически внесена в требования к знаниям и умениям учащихся по классам. Усвоение теоретико- литературных понятий ведется с 5 класса (например, понятия «тема», «идея», «сюжет»), продолжается на протяжении всех последующих лет, постепенно усложняясь.

Однако следует отметить неполноту, недостаточную систематичность школьных занятий по теории литературы. Учащиеся плохо усваивают теоретические понятия, не приобретают навыков использования этих знаний на практике, не имеют навыков переноса теоретико-литературных знаний на новый материал. Анкетирование старшеклассников и абитуриентов, проводимое нами с целью определения уровня теоретико-литературной подготовки показало, что их знания по теории литературы нестабильны, поверхностны; лишь небольшая часть выпускников (23%) имеет навыки применения знаний в новых условиях, у 80% школьников наблюдается смешение теоретико-литературных понятий. Так, четко разграничивают понятия «тема» и «идея» 30% опрошенных, совмещение понятий «сюжет» и «композиция» происходит у 56% респондентов. В частности, такое понятие, как «гротеск», смогли правильно определить лишь 7% учеников 11-х классов.

Проблема теоретико-литературной подготовки учащихся исследовалась методистами еще в 19 веке. В.Я. Стоюнин, например, считал обязательным изучение теоретических вопросов на конкретном материале, в центр изучения литературы ставил анализ произведения, на основе каждого художественного произведения изучал какое-то теоретическое понятие – как итог анализа, как обобщение. Его идеи развивает ученик и последователь его – В.П. Острогорский, создавший «Краткий учебник теории поэзии», в котором широко представил теоретико-литературные понятия, необходимые для усвоения и анализа произведения. В.П. Острогорский выделил три непременных условия литературного образования:

1.Изучение теории литературы – «самое сжатое, но строго определенное, простым языком изложенное теоретическое введение<…>, в котором бы учащийся сразу ознакомился с элементарными понятиями о главнейших особенностях души, об искусстве, о поэзии и прозе и их главнейших родах и видах».

 2.Изучение общечеловеческих идеалов: «Пусть ум его (ученика) обогатится великими мыслями, сердце честными, благородными стремлениями…».

3.Знакомство с критической мыслью в доступных для ученика образцах.

Обратим внимание на то, что Острогорский на первое место выводит изучение теории литературы как определяющее процесс обучения литературе.

В 20 веке над проблемами изучения теории литературы в школе работали такие методисты, как М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.И. Прокофьев, Г.И. Беленький, М.А. Снежневская, О.Ю. Богданова, А.В. Дановский, С.А. Леонов и др. Они работали над определением объема, глубины, основных элементов теоретических понятий, изучаемых в школе, создавали систему в изучении теории литературы.

Нам особенно близка идея М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова о том, что в курсе литературы необходимо вычленение сквозных теоретико-литературных проблем и определение этапов их усвоения. Теория литературы «должна проходить через все темы курса литературы в единстве с установками историко-литературными, которые углубляются теорией литературы, заостряются и уточняются ею» [17, с. 29]. Школьная программа не предусматривает специального курса теории литературы, поэтому у учителя нет возможности, работая над теоретико-литературными понятиями, соблюдать логику науки. В связи с этим возникает необходимость выделять отдельные уроки на обобщение теоретического материала. Теоретико-литературные понятия усваиваются таким путем: учащиеся накапливают факты, характеризующие понятие, устанавливают его признаки, применяют его на практике при анализе литературных явлений; затем идет развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

Задача учителя – развивать навыки применения теоретических понятий при анализе художественных произведений, причем необходимо добиться совершенно естественного оперирования этими понятиями. Но следует помнить, что «знание теоретико-литературной терминологии и умение дать правильное определение, бесспорно, необходимы учащимся, но лишь при том условии, если знание опирается на большую предварительную работу с текстом, если оно содействует пониманию литературы, ее идейно-образного содержания, ее воспитательной ценности, ее общественного значения» [6, с. 195–196].

На практике же мы часто встречаемся с тем, что ученики легко рассыпают термины, пишут в сочинениях об использовании писателем того или иного художественного средства, но не понимают его значения: «В этом стихотворении использованы метафоры, сравнения, эпитеты…» А где метафора, где сравнение, где эпитет? Для чего автор их использует? На эти вопросы часто ответа нет. Ученики путают понятия «тема» и «идея», «сюжет» и «композиция», не понимают метафору, основу образности художественных произведений.

В работе над теоретико-литературными понятиями учитель может использовать разнообразные методы. Во время изучения обзорных тем вполне приемлема лекция, но на практике большее распространение получила беседа. Пользу приносят самостоятельные работы по теории литературы (доклады, сообщения, сочинения), а также составление схем и таблиц.

В школьном изучении теории литературы можно выделить три круга важнейших проблем:

1.Общие свойства литературы как вида искусства (художественный образ, роды и жанры литературы, типичность и т.д.). Обращение к ним наблюдается периодически, почти при изучении каждой темы, раскрываются эти проблемы на тех произведениях, в которых ярко выражена та или иная черта, а также при изучении обзорных тем.

2.Структура художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, элементы стихосложения и т.д.). Над данными понятиями работа ведется постоянно, поскольку они раскрываются на любом литературном произведении.

3.Закономерности историко-литературного процесса (литературное направление, художественный метод, народность и пр.). Обобщение данных понятий ведется при изучении обзорных тем, но работа над ними ведется постоянно.

Практика показывает, что наиболее сложен для учащихся материал о художественных методах и литературных направлениях, поэтому данные вопросы требуют особого внимания преподавателя. Многие теоретико-литературные понятия проходят через все темы курса литературы, и среди них необходимо выделить такие, которые позволяют сформировать критерии художественности, научить самостоятельному анализу художественных произведений.

Основы теоретико-литературных знаний закладываются еще в начальной школе, где усваиваются основы понимания образности художественного слова. В среднем звене учащиеся уже постигают законы теории литературы как науки, двигаясь от простого к сложному, постепенно расширяя круг теоретико-литературных понятий, углубляя восприятие художественных произведений, учась соотносить отдельные компоненты произведения в его структуре. Старшее звено в школьном образовании предполагает обращение к теоретико-литературным понятиям на качественно иной основе, с учетом будущей профессии ученика.

С целью систематизации и обобщения полученных в среднем звене теоретико-литературных знаний целесообразным нам представляется планирование особого урока введения в литературу в 10 классе. На таком вводном уроке учитель, опираясь на полученные учениками в среднем звене знания, должен раскрыть специфику литературы как вида искусства, отражающего человеческую жизнь в ее целостности, отражающего духовное, идейно-нравственное и эстетическое содержание этой жизни в неповторимости, конкретности. Литература отражает действительность при помощи языка, выступающего как часть образного содержания литературы и как специфический материал, образующий форму.

На этом уроке учитель должен заложить основы теоретико-литературной базы учащихся, начать научный диалог с классом, который завершится в выпускном классе, пройдя сквозь всю систему занятий по литературе. Это диалог о нерасторжимом единстве формы и содержания художественного произведения, важнейшем критерии художественности. Учитель непременно отметит, что полное единство формы и содержания возможно лишь в идеале.

«Единство содержания и формы есть требование художественности. Художественное произведение лишь приближается к единству содержания и формы – часто очень близко. Нарушается в произведениях посредственных, в подражаниях» [8, с. 41]. Ведя разговор о форме и содержании, учитель отмечает, что только для удобства анализа наука разделяет эти два понятия. Содержание произведения – это окружающая автора действительность, изображенная на основе мировоззрения и эстетических идеалов писателя, люди, события, факты. Таким образом, элементы содержания – это тема, конфликт, идея, образы. Содержание играет ведущую роль, оно более мобильно, отражает все изменения в жизни, обуславливает выбор формы. Форма – более устойчивое явление, это способ организации содержания, элементы ее: жанр, композиция, словесная система. На этом же уроке необходимо подчеркнуть, что анализ литературного произведения определяется особенностями жанра, выбор которого для писателя не бывает случайным явлением. В дальнейшем работа над родами и жанрами будет систематически вестись на уроках. Эффективно для закрепления полученных на уроке знаний о художественной литературе провести занятия, на которых ученики смогут сравнить произведение художественное с произведением публицистическим либо историческим. 

Так, хорошие результаты дает обращение к творчеству Н.М. Карамзина. Ученики могут сопоставить повесть писателя «Марфа-посадница» с отрывком из его «Истории государства Российского» о борьбе Новгорода за независимость от Москвы. Ученикам предварительно дается домашнее задание:

 1.Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Марфа-посадница». В тетради сделать запись событий, составляющих сюжет повести.

2.Прочитать гл.1 и 3 из тома 6 книги Н.М. Карамзина «Предания веков».

3.Определить, чем отличается историческая версия истории Марфы от художественной.

На уроке учитель просит учеников изложить историческую версию роли Марфы Борецкой в борьбе Новгорода за свою независимость, определить точку зрения Карамзина как историка на события в Новгороде. Ученики отмечают, что в историческом труде Карамзина Марфа представлена как хитрая, честолюбивая изменница, она идет на сговор с Литвой, чтобы не подчиняться Москве. Автор на стороне Иоанна, поскольку историческая закономерность требовала объединения Новгорода с Москвой.

Затем классу задается вопрос: «Каково отношение автора к героине художественного произведения?»

Ученики отмечают, что в повести «Марфа-посадница» героиня вызывает иные чувства, поскольку она полна любви к отечеству (сговор с Казимиром для нее невозможен), но готова бороться за независимость Новгорода до конца.

Чтобы выяснить, чем отличается художественное произведение от исторического, учитель в процессе беседы анализирует с классом повесть.

Ученики определяют тему «Марфы-посадницы» (падение Новгорода), идею (Марфа преданна идее сохранения независимости новгородцев, последовательна в ее осуществлении), проблемы (власти и толпы, свободы, предательства, роли личности в истории, женщины-матери и правительницы, исторической необходимости, долга, укрепления Московской Руси).

В системе формирования навыков анализа художественных произведений в единстве формы и содержания первостепенное значение имеет вопрос о том, как реализуется идея автора в художественном произведении.

Ученики отмечают, что в первую очередь для автора значим выбор событий для сюжета (как достоверных, так и вымышленных), акцентировка читательского внимания на некоторых из них с целью усиления восприятия (падение башни Ярослава и Вечевого колокола, внезапно поднявшаяся буря и т.д.), отклонение от конкретных исторических событий (отношения с Литвой, сыновья Марфы, замужество ее дочери, гибель зятя, конец Марфы).

Композиционное решение также позволяет автору донести до читателей свои размышления (отстранение автора от описываемых событий, избрание особой формы – записок очевидца – придает большую достоверность излагаемому материалу).

Образная структура, включающая в себя как конкретных исторических лиц, так и вымышленных героев, позволяет определить расстановку сил в повести относительно линии конфликта.

В конце урока ученики приходят к выводам, что художественное произведение отличается от исторического наличием вымысла, использованием системы художественных средств с целью выражения авторской позиции.

Чтобы учащиеся смогли вдумчиво оценивать литературное произведение, нужна система определенных теоретических понятий, критериев понимания художественного произведения. Следовательно, важнейшей задачей учителя литературы является формирование у учащихся теоретико-литературных понятий как той основы, которая дает возможность оценивать новое в искусстве, вырабатывает иммунитет против произведений «серых», развивает художественно-эстетический вкус.

Задания:

1.Составьте тематический план изучения повести «Марфа посадница» Н.М. Карамзина  в 8 классе, спланируйте виды деятельности учащихся на каждом уроке.

2.Определите, какие личностные, метапредметные и предметные результаты может запланировать учитель, изучая с учениками повесть «Марфа посадница» Н.М. Карамзина.

Литература

1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. – С.39.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 423 с.

3. Беленький Г.И., Снежневская М.Д. Изучение теории литературы в средней школе (4 – 10 классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999. – С. 76.

5. Виноградов И.И. Философский роман М.Ю. Лермонтова // Новый мир. – 1964. – № 10. – С. 210 – 236.

6.  Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М.: Учпедгиз, 1955.

7.   Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя. – М., 1988. – С. 12-18.

8. Лихачев Д.С. О филологии. – М.: Высшая школа, 1989.

9. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988. – С. 121.

10. Основная образовательная программа полного общего образования (10-11 классы). http://www.koriphey.ru/upload/file/quick-folder/op_starshaya_shkola_proekt.pdf

11. Петриева Л.И. Современные проблемы литературного образования: учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – 201 с. 11 п.л. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 – русский язык и литература.

12. Петриева Л.И., Зевакина А.Ю. Специфика изучения литературы в средних профессиональных образовательных учреждениях социально-экономического профиля: монография. Книга. М.: Флинта: Наука, 2010. – 108 с. 7/4

13. Петриева Л.И., Дупленко М.В. «Бородино» М.Ю. Лермонтова и Бородинское сражение в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Сравнительный анализ в классах математического профиля // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С.33–35. ВАК.

14. Петриева Л.И., Ерастова Е.С. Аксиологический подход к изучению повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – 2011. – № 2 (70). Ч. 2. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». – С. 191–198. ВАК.

15. Петриева Л.И., Ерастова Е.С. Уроки нравственности, или возвращение к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Литература в школе. 2011. № 6. С. 30–34. ВАК.

16. Розанов В.В. Возврат к Пушкину (К 75-летию со дня его кончины), 1912 год // Литература в школе. – 1989. – № 4. – С. 68.

17. Рыбникова М.А. Избранные труды. – М., 1985.

18. Удодов В.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 139.

19. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. – М. – Пг., 1914. – С. 3-7.

20. Чертов В.Ф. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.093 с.)