И внутрихозяйственных автомобильных дорог и площадок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И внутрихозяйственных автомобильных дорог и площадок



а) общие сведения об автомобильных дорогах и площадках

Автомобильные дороги, соединяющие населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные центры между собой и с погрузочно-разгрузочными пунктами различных видов транспорта, образуют дорожную сеть.

Основой дорожной сети являются дороги республиканского и областного значений, связывающие между собой основные экономические районы и хозяйственные центры.

Дороги каждой области по значимости делятся на районные. В пределах отдельных хозяйств (совхозы, промпредприятия) устраиваются внутрихозяйственные дороги. Транспортное обслуживание в границах населенных пунктов осуществляется по городским и поселковым дорогам.

Сельскохозяйственные дороги имеют менее 100 транспортных средств в сутки и разделяются на внешне- и внутрихозяйственные. К внешнехозяйственным относятся дороги, соединяющие хозяйственный центр с железнодорожными и водными путями, элеваторами, отдельными промышленными и населенными пунктами района.

Внутрихозяйственные дороги располагаются на территории данного поселка или аула и разделяются на следующие группы:

− полевые, по которым происходит проезд на поля;

− прочие, необходимость в которых возникает в ходе производства.

 

б) принципы проектирования автомобильных дорог и площадок

 

Проектирование дороги осуществляется в трех проекциях: поперечном, продольном и в плане.

Поперечным профилем называется сечение дороги плоскостью, проведенной перпендикулярно к продольной оси дороги. В зависимости от рельефа местности дороги размещают выше поверхности земли в насыпи или ниже ее поверхности − в выемке (рис. 1). Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называется проезжей частью. А всем ее протяжении создают дорожную одежду в виде прочной слоистой конструкции определенной толщины. Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами.

Проезжая часть дороги располагается на земляном полотне, которое обеспечивает устойчивость дорожной одежды, содействует отводу воды и предохраняет от действия других атмосферных факторов.

 Для осушения дороги и обеспечения водоотвода выемки и насыпи устраивают боковые канавы (кюветы). При разработке выемки излишек грунта складывают в валы, параллельно дороге, − кавальеры.

Боковые поверхности насыпей, выемок и канав устраивают в виде откосов. Линия сопряжения поверхностей обочин и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы называется бровкой земляного полотна.

Ширина проезжей части дороги зависит от количества полос движения автомобилей и ширины каждой из полос.

Полоса, на которой устраивается проезжая часть, и обочины называются дорожным полотном.

План трассы и элементы дороги в плане. Трассой называют продольную ось дороги, проложенную на поверхности дороги. Проекция трассы на горизонтальную поверхность называется планом трассы. Кратчайшим расстоянием между двумя заданными точками является прямая (в плане) линия, ее называют воздушной линией. Из-за различных препятствий план трассы состоит из прямых линий, соединенных между собой кривыми, которые нужны для обеспечения плавного и безопасного перехода автомобиля с одной прямой на другую, смежную с ней, а также для оптимального сочетания дороги с местным ландшафтом.

В целях безопасности движения на кривых с радиусом менее 600 м устраивают вираж − односкатный поперечный профиль с уклоном к центру кривой.

Земляное полотно. Конструкция, грунты и методы возведения земляного полотна должны обеспечивать сохранение его проектной геометрической формы независимо от погодных условий и времени года, а также необходимые прочность и устойчивость дорожной одежды.

Для большей устойчивости земляного полотна следует по возможности выбирать сухие места с обеспеченны водоотводом. При сооружении дороги в сырых и мокрых местах для устойчивости верхних слоев земляного полотна нижнюю поверхность дорожной одежды возвышают на различную величину (0,3−1,9 м) в зависимости от грунта и дорожно-климатической зоны.

Ширина земляного полотна в подъездных и внутрихозяйственных дорогах принимается в пределах 6,5−8 м, ширину проезжей части − 3,5−4,5 м, а ширину обочины − 1,5−1,75 и или по СНиП II-Д. 5-72 в зависимости от интенсивности движения.

Насыпь на болотах устраивают из крупнозернистого песка, при этом на болотах с устойчивыми торфами насыпи возводят без выторфовывания или с частичным удалением с расчетом, чтобы толщина оставшегося слоя после его обжатия была при переходных типах покрытия не более 1/3, а при низших − не более ½ толщины минеральной части насыпи. В целях снижения стоимости строительства дорог на болотах дорожное полотно устраивают на бревенчатых, жердевых настилах или на прослойке из синтетических текстильных материалов.

Дорожной одеждой называется один или несколько конструктивных слоев, укладываемых на земляное полотно в пределах проезжей части для создания прочной и ровной поверхности.

Воспринимая нагрузку от автомобилей, дорожная одежда передает ее нижележащим слоям грунта, рассредотачивая на большую площадь.

В дорожной одежде напряжения от колес автомобилей уменьшаются с глубиной, поэтому целесообразно проектировать дорожную одежду как многослойную конструкцию, используя в отдельных ее слоях материалы различной прочности, соответственно величине действующих в этих слоях напряжений.

Покрытием называется верхний слой дорожной одежды, предназначенный непосредственно воспринимать воздействия движущегося транспорта и характеризующий эксплуатационно-транспортные качества проезжей части. Покрытие может состоять из слоя износа, периодически возобновляемо в процессе эксплуатации.

Основание − основной конструктивный слой, обеспечивающий прочность и устойчивость дорожной одежды.

Дополнительный слой основания (подстилающий слой) укладывается непосредственно на уплотненный грунт земляного полотна. Дорожные одежды классифицируют по типу покрытия и разделяют на низшие, переходные, усовершенствованные облегченные и усовершенствованные капитальные (см. таб).

                                                                                                                                Таблица

Тип покрытий Покрытия
1. Низшие Грунтовые, укрепленные различными местными материалами, в том числе: грунтовые с подобранным оптимальным составом; грунтовые, укрепленные скелетными материалами (гравием, щебнем)
II. Переходные 1. Щебеночные из естественных каменных материалов и шлаков и гравийные. 2. Из грунтов и местных низкопробных минеральных материалов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими. 3.Мостовые из булыжного камня.
III. Усовершенствованные облегченные 1. Из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими материалами. 2. Из холодного асфальтобетона
IV. Усовершенствованные капитальные 1. Из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанных в смесителе вязкими битумами или дегтями. 2. Асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии. 3. Цементобетонные (монолитные и сборные)

Проезжей части дорог придают двускатный поперечный профиль, клоны которого назначают в зависимости от типа покрытий: из щебеночных, гравийных и др. материалов, обработанных органическими вяжущими 20-25 %; щебеночные и гравийные покрытия − 25−30, мостовые из булыжного камня и грунтовые, укрепленные местными материалами − 30−40 %.

Поперечный уклон обочин при двускатном поперечном профиле дорог должен быть на 10−20 % больше поперечного уклона покрытия, т.е. проезжей части.

При проектировании конструкций одежд сельскохозяйственных дорог важно соблюдать принцип стадийности их строительства, который заключается в постепенном совершенствовании и усилении одежды по мере роста интенсивности движения, транспортных нагрузок, а также значения дороги. При стадийном строительстве используют ранее построенные слои, причем одежда, уложенная в первой стадии, для второй используется в качестве основания и т.д.

Проектирование площадок состоит из следующих взаимосвязанных частей: горизонтальная планировка (включая проектирование подъездов к площадке и проездов по ней); вертикальная планировка; водоотвод и дренаж; конструирование покрытий.

Горизонтальная планировка площадки решается в соответствии с технологическими процессами, для которых предназначается площадка. Планировка площадок определяется из условия размещения на ней необходимых зданий, сооружений и конфигураций проездов, которая обеспечивает возможность для транспортных средств подъезжать к фронту погрузки−разгрузки и производить необходимое маневрирование.

Вертикальная планировка площадки представляет собой искусственное изменение рельефа поверхности земли, на которой намечается устройство площадки. Для этой цели используют либо систему числовых отметок, либо систему горизонталей. Вертикальная планировка осуществляется с учетом обеспечения требований технологического процесса, экономичности и удобства последующей эксплуатации площадки.

Системы для отвода поверхностных вод проектируются для каждой площадки, а грунтовых (дренаж) − лишь при близком залегании уровня грунтовых вод к дневной поверхности. Желательно, чтобы вблизи площадок имелись такие понижения местности, которые бы служили естественными водоприемниками для поступающей с площадки воды и оказывали дренирующее воздействие на прилегающую территорию.

Наиболее часто водоотводные линии проектируют в виде сети открытых канав. Уклоны дна канав назначают не менее 3 %.

Для строительства площадок применяют одежды: из асфальтобетона, цементно-бетонных плит, гравия или из других местных материалов, способствующих быстрой заделке образующихся колей и неровностей.

Поверхность площадки планируется с уклоном не менее 10-15 %.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.011 с.)