Искусство варварских королевств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство варварских королевств



Мир варваров — суровый и полный опасностей — отличался от антично­го. Варвары поклонялись силам природы, огромную роль в их жизни игра­ли магические обряды. Отношение этих завоевателей к античной культуре было противоречивым. Некоторые из них принимали римские обычаи, дру­гие относились к ним враждебно. Но так или иначе, варвары испытывали восхищение перед величием и роскошью Римской империи. Многие рим­ляне в то время стали учителями и советниками варварских вождей.

Племена варваров почти непрерыв­но переезжали с места на место. По­этому их искусство того времени представлено не архитектурными сооружениями, а в основном оружи­ем, ювелирными изделиями, раз­личной утварью (многое было най­дено в древних погребениях и кладах). Варварские мастера предпо­читали яркие краски и дорогие ма­териалы — серебро, золото, драго­ценные камни. Больше ценилась не красота изделия, а материал, из ко­торого оно было выполнено.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской им­перии возникли государства германских племён: остготов (а позднее лангобардов) — в Италии, вестготов — в Испа­нии, франков — в Галлии (совре­менных Германии и Франции), англосаксов — в Британии. Тогда же произошло обра­щение варварских племён в христианство. Всё это на­шло отражение в искусст­ве. Стали возводить камен­ные христианские храмы, в которых появились изо­бражения святых и хри­стианская символика.

Какова была церков­ная архитектура того времени можно су­дить по описаниям современников и немногочисленным сохранившимся па­мятникам, часто перестроенным в более позднее вре­мя. Храмы складывали из массив­ных камней, для перекрытий ис­пользовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик. Ко­лонны в большинстве случаев заим­ствовали из античных храмов: их руины служили своеобразными карьерами для добычи строительно­го материала.

Что касается светской архитекту­ры, то сегодня приходится только догадываться, какими тогда были жилища. Их строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались.

Варварские государства посто­янно враждовали между собой. В ус­ловиях постоянной опасности глав­ным достоинством жилых зданий считалась их защищённость; ком­форт)' и уюту не придавали особо­го значения. В результате появи­лись хорошо укреплённые замки. Их возводили у слияния рек, на крутых берегах и окружали высокими насы­пями и глубокими рвами.

Король остготов Теодо'рих (493— 526 гг.), завоевавший Италию, был осторожным и умным политиком, покровительствовал римской знати и Церкви, привлекал к своему двору римских писателей и философов. Ему хотелось прослыть почитателем и наследником античной культуры, поэтому в его столице Равенне (на побережье Адриатического моря) и её окрестностях прокладывали до­роги, возводили мосты, водопрово­ды, военные укрепления, дворцы и

Застёжка-фибула. Франки. VII—VIII вв.

*Базилика — прямоуголь­ное в плане здание, разде­ленное столбами или колоннами на продольные части— нефы.

224

храмы, восстанавливали разрушен­ные здания.

Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил вестготов и расширил границы своего государства, в ко­тором господствовали теперь две культуры — античная и варварская. Франкские мастера считались искус­ными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл.

Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковные постройки. Одна из самых древних — баптис­терий (крещальня) во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня. Его строители явно подражали римским образцам — карниз здания напоминает антич­ный антаблемент (балочное пере­крытие).

На франкских рельефах VII— VIII вв. изображены и христианские мученики, и причудливые, фантасти­ческие животные — эти образы от­ражали мировоззрение варваров в предшествующую эпоху и лишь не­много изменились под воздействи­ем христианской религии, превра­тившись в чертей и злых духов.

Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи пе­реписывали древние рукописи и со­ставляли новые, как церковного, так и светского содержания. Книги в то время очень высоко ценились, поэ­тому их украшению уделяли огром­ное внимание. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или бла­городных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформле­нии книг помимо сложного орна­мента часто использовали мотивы раннехристианского искусства — венки, кресты, фигурки ангелов и птиц вокруг райского дерева. Буква порой становилась частью изобра­жения: например, латинскую букву «Т» включали в сцену распятия. Ино­гда целые строчки писали буквами в виде рыб или птиц.

В Англии, Ирландии и Скандина­вии, куда почти не дошла римская

ГРОБНИЦА КОРОЛЯ ТЕОДОРИХА

В Равенне в 20-х гг. VI столетия закончили строительство гроб­ницы короля остготов Теодориха. Это двухэтажное здание, сло­женное из крупных прямоугольных каменных блоков. Подражая римским зодчим, мастера стремились увенчать гробницу купо­лом, но для этого им не хватило ни знаний, ни опыта. Поэтому завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в фор­ме купола. Его доставили с противоположного берега Адриати­ческого моря, подвесив между двумя кораблями. Он является одним из самых больших монолитов в мире, когда-либо исполь­зованных в строительстве: его толщина — один метр, окруж­ность — тридцать три метра, а вес — около трёхсот тонн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.008 с.)