Искусство варварских королевств. Искусство варварских королевств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство варварских королевств. Искусство варварских королевств



ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ

АРХИТЕКТУРА

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ИМПЕРИИ

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ ИСПАНИЯ

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ

В IV столетии началось Великое переселение народов — вторжение племён из Северной Европы и Азии на территорию Римской им­перии. Римляне называли их варварами, как и других чужеземцев, говоривших на непонятном языке. Долгое время римлянам удава­лось сдерживать натиск варварских племён. Варвары заключали со­юзы с Римом, селились на пограничных территориях империи и даже слу­жили наёмниками в римской армии. В 395 г. Римская империя была разделена на две части: Западную и Восточную (Византию). Западная Рим­ская империя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла проти­востоять варварам. В условиях непрерывных войн нарушались римские за­коны, сокращалась торговля, приходили в упадок города. «Смотри: дороги заняты разбойниками, моря заперты пиратами, всюду война, лагеря, крова­вые ужасы...» — писал современник тех событий. В 410 г. Рим захватили и разграбили германские племена вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией, отказавшись от император­ского титула. Западная Римская империя пала; Византии предстояло суще­ствовать ещё тысячелетие.

Наступило Средневековье — историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению, — продолжавшееся почти десять столетий. Великое переселение народов стало одним из источников куль­туры Средних веков наравне с поздней античностью.

Прежде чем искусство Средневековья приняло самобытную и яркую фор­му, должен был пройти период становления новых идеалов и принципов. В этом процессе главную роль играло христианство. Церковь создала духов­ные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, спло­тила средневековое общество.

Кроме христианства Средневековье восприняло от античности некото­рые художественные формы, а также ремесленные навыки. Например, приёмы строительства храма, создания мозаики, фрески и книж­ной миниатюры берут своё начало в Древнем мире. Однако использова­ние этого опыта в искусстве ранне­го Средневековья было возможно лишь там, где сохранялась культура античности, т. е. в прежних римских провинциях. На других территориях довольно долго господствовали тради­ции варваров.

Застёжка для одежды. Гунны. IV — V вв.

222

223

Застёжка-фибула. Франки. VII—VIII вв.

*Базилика — прямоуголь­ное в плане здание, разде­ленное столбами или колоннами на продольные части— нефы.

224

храмы, восстанавливали разрушен­ные здания.

Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил вестготов и расширил границы своего государства, в ко­тором господствовали теперь две культуры — античная и варварская. Франкские мастера считались искус­ными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл.

Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковные постройки. Одна из самых древних — баптис­терий (крещальня) во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня. Его строители явно подражали римским образцам — карниз здания напоминает антич­ный антаблемент (балочное пере­крытие).

На франкских рельефах VII— VIII вв. изображены и христианские мученики, и причудливые, фантасти­ческие животные — эти образы от­ражали мировоззрение варваров в предшествующую эпоху и лишь не­много изменились под воздействи­ем христианской религии, превра­тившись в чертей и злых духов.

Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи пе­реписывали древние рукописи и со­ставляли новые, как церковного, так и светского содержания. Книги в то время очень высоко ценились, поэ­тому их украшению уделяли огром­ное внимание. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или бла­городных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформле­нии книг помимо сложного орна­мента часто использовали мотивы раннехристианского искусства — венки, кресты, фигурки ангелов и птиц вокруг райского дерева. Буква порой становилась частью изобра­жения: например, латинскую букву «Т» включали в сцену распятия. Ино­гда целые строчки писали буквами в виде рыб или птиц.

В Англии, Ирландии и Скандина­вии, куда почти не дошла римская

ГРОБНИЦА КОРОЛЯ ТЕОДОРИХА

В Равенне в 20-х гг. VI столетия закончили строительство гроб­ницы короля остготов Теодориха. Это двухэтажное здание, сло­женное из крупных прямоугольных каменных блоков. Подражая римским зодчим, мастера стремились увенчать гробницу купо­лом, но для этого им не хватило ни знаний, ни опыта. Поэтому завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в фор­ме купола. Его доставили с противоположного берега Адриати­ческого моря, подвесив между двумя кораблями. Он является одним из самых больших монолитов в мире, когда-либо исполь­зованных в строительстве: его толщина — один метр, окруж­ность — тридцать три метра, а вес — около трёхсот тонн.

Равенна. Италия.

225

ПОГРЕБЕНИЕ В ОСЕБЕРГЕ

В Осеберге, на юге Норвегии, было об­наружено хорошо сохранившееся об­ширное королевское погребение (IX в.). Там находились украшенные резьбой разнообразные предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с приделанной к его носу фигурой фанта­стического существа. Судя по устрашаю­щему облику этой статуи — с огромной пастью и большими клыками, — она должна была отпугивать злых духов.

Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль. IX в. Собрание университета, Осло. Норвегия.

цивилизация, в VII—VIII вв. все ещё преобладали варварские традиции и верования.

Североевропейский орнамент со­стоял из спиралей, плетёнок, узлов, образующих бесконечное кру­жево линий. Среди узоров возникали очертания птиц, зверей, людей или демонов: например, льва, обвитого змеёй; причём лапы льва и хвост змеи незаметно пере­ходили в орнамент. Узоры были необычайно выразительны, в них как будто заключалась напряжённая и загадочная жизнь. Эти изображе­ния запечатлели восприятие приро­ды варварами, уподоблявшими мир человеку: землю — плоти, воду — крови, воздух — дыханию, огонь — теплу человеческого тела. Природа одушевлялась, а человек становился органичной частью окружавшего его мира.

Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Та­кие орнаменты часто встречают­ся на рукоятях мечей, в рукопи­сях из ирландских монастырей. На севере Европы было раз­вито искусство резьбы по кам­ню. Надписями и различными изображениями украшали

большие каменные кресты, кото­рые устанавливали чаще всего на пе­репутьях. Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были отго­лоски христианского искусства рим­ских поселений, находившихся в Англии). Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизо­ванных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.

Каменный крест. X в. Ирландия.

226

АРХИТЕКТУРА

Своей столицей Карл Великий из­брал небольшой городок Ахен (сов­ременная Германия). Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец, разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитек­турные памятники той эпохи. До на­ших дней сохранилась Ахенская ка­пелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из прекрасней­ших зданий средневековой Европы. Капелла представляла собой ве­личественное двухэтажное соору­жение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане шестнад­цатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по раз­мерам и в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался император­ский трон. В куполе капеллы нахо­дилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в ок­ружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов — ангела, льва, тельца и орла. Из Италии

*Античность — история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

**Согласно христианской традиции, символами (услов­ными обозначениями) еван­гелистов (авторов жизнеопи­саний Иисуса Христа — Евангелий) служили: ангел — Матфея, лев — Марка, те­лец — Луки, орёл — Иоанна.

227

228

Капелла в Ахене. Разрез.

229

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более раз­нообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.

Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изо­бразительного искусства в варвар­ском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмот­ные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким обра­зом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Например, в церкви Святого Ио­анна Крестителя (780—790 гг.) в го­роде Мюстере (современная Швей­цария), где находятся старейшие из известных каролингских фресок, на стенах помещался цикл росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заве­тов. Здесь впервые появилось изо­бражение Страшного суда, что поз­же стало одной из характерных черт средневекового искусства. Ав­тор росписей в церкви Святого Ио­анна Крестителя следовал антич­ным традициям и канонам, о чём свидетельствуют строго выдержан­ные пропорции фигур. Но при этом мастер внёс в изображения и своё восприятие окружающего мира. На фресках нет спокойных, уравнове­шенных композиций, свойственных античному искусству. Жесты персо­нажей резки, широкие складки их одежд развеваются, будто подхва­ченные вихрем.

Памятники светской живописи эпохи Каролингов не дошли до на­шего времени. О ней известно толь­ко из воспоминаний современни­ков. Например, имеются сведения, что во дворце Ингельсхейм, при­надлежавшем Людовику Благочес­тивому, сыну Карла Великого, су­ществовали росписи, изображавшие подвиги древних героев; деяния римских императоров; события из истории династии Каролингов.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство мини­атюры — книжной иллюстрации.

*Фреска (от шпал fresco — «свежий», «сырой») — техника стенной росписи красками, разведёнными на воде, по сырой штукатурке.

230

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), которой было принято выделять начало тек­ста. Художники-миниатюристы ча­сто переезжали с места на место. По­этому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

В конце VIII в. под покровитель­ством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. В миниатюрах, созданных здесь, ху­дожники использовали и варвар­ские, и античные традиции. Слож­ное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам ве­ликолепие. Впервые в средневе­ковой Западной Европе в них поя­вились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

В 781—789 гг. по заказу Карла Ве­ликого в Ахене было выполнено Евангелие Годескалька, названное так по имени художника. В нём мас­тер увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 г., а также крещение его сына Пипина Папой Адрианом I. Зо­лотые и серебряные буквы до сих пор сияют на пурпурном фоне пер­гамента. Сам Годескальк писал, что золотые буквы символизируют кра­соту небес и вечной жизни.

Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (со­временная Франция) и других горо­дах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили пер­сонажей миниатюр.

Одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов считается Утрехтская Псалтирь (IX в.). Названа она так по месту хра­нения — в университете города Утрехта в Нидерландах. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует опреде­лённому псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного гор­на иллюстрирует такой стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как се-

Пергамент. Начало IX в.

231

РЕЗНАЯ КОСТЬ

В течение многих веков кость оставалась ценнейшим сырьём для произведений искусства. Мастера, как правило, использовали бив­ни мамонтов, слонов, моржей или нарвалов (морских млекопи­тающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался сло­новый бивень. О слоновой кости упоминается ещё в Библии: «И сделал царь Соломон большой престол из слоновой кости, и об­ложил его чистым золотом...».

Кость благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов в раннем Средневековье. Мягкая и одно­временно прочная, она поддавалась практически любым спосо­бам обработки: её точили, сверлили, резали, гравировали. Изде­лиям из кости придавали самую разнообразную форму, тщательно шлифовали или полировали.

Из кости изготовляли мебель и украшения, табакерки и лар­цы, сосуды для хранения благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со священными образами — их брали с собой в дорогу лица духовного звания.

Небольшие изделия из кости дают яркое представление о мас­терстве скульпторов того времени. Примечательно, что резьба по кости и книжная миниатюра развивались параллельно: часто произведения этих видов искусства, выполненные в одном худо­жественном центре, несли отпечаток единого стиля.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

С середины IX в. приобрели из­вестность иллюстрированные ру­кописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре. В гак на­зываемой Библии императора Кар­ла II Лысого, выполненной в 846— 851 гг., изображена торжественная сцена поднесения книги этому го­сударю: процессия монахов в окру­жении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатю­ра — одно из самых ранних в за­падном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портрет­ные черты.

Карл Лысый стал последним по­кровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в. практически не существовало таких крупных художественных центров, как в период «каролингско­го ренессанса».

В 843 г. империя Каролингов распалась. Не прекращающиеся в течение второй половины IX столе­тия междоусобные войны королей и их подданных разрушили хруп­кий мир империи Каролингов. Шаткое политическое и экономи­ческое положение привело к почти полному упадку культуры.

232

Культурными центрами этой эпо­хи оставались монастыри и церкви. В церковной архитектуре воплоща­лась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа — путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение. Например, столбы и колонны, под­держивающие свод, символизирова­ли апостолов и пророков, опору христианского учения.

С течением времени богослу­жения становились всё более пыш­ными и торжественными. В X в. широко распространилась вера в чу­додейственную силу реликвий (от лат. reliquiae — «остатки», «остан­ки») — предметов, связанных с жиз­нью Христа, Богоматери, святых. Всё больше паломников стремилось посетить святые места. Архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма — его структура должна бы­ла соответствовать требованиям ус­ложняющегося культа. Стали увели­чивать восточную часть храма, в которой находился алтарь, чтобы хранить в ней реликвии. Появились дополнительные алтари и капеллы, где богослужения совершались иногда почти одновременно.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церк­ви — величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 — ме­жду 1092 и 1106 гг.), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

О высоком мастерстве скульп­торов и литейщиков того времени свидетельствуют двери церкви Свято­го Михаила в Гильдесгейме (1015 г.), целиком отлитые из бронзы и укра­шенные рельефами, на которых изображены сцены из Ветхого и Но­вого заветов. На левой створке поме­щён рассказ об истории грехопаде­ния первых людей, на правой — о миссии Христа. В сцене, где Бог осу­ждает Адама и Еву, мастер использо­вал весьма выразительный приём, чтобы зритель понял, кто истинный виновник грехопадения: Бог указы­вает рукой на Адама, Адам — на Еву, а Ева в свою очередь — на искушаю­щего её Змея.

Рубеж X—XI вв. считается золо­тым веком средневековой немецкой живописи. Раннехристианские и ви­зантийские черты в сочетании с традициями германской культуры создали неповторимый стиль оттоновского искусства.

В монастыре Оберцелле на ост­рове Рейхенау, который находится на Боденском озере в предгорьях Альп, в конце X в. сформировалась ведущая школа живописи того вре­мени. Монастырь подчинялся импе­ратору, а художники, работавшие

233

234

множеством жемчужин и сверкаю­щих камней, обрамляла пластину слоновой кости; в центре пластины была изображена сцена Успения Богоматери.

Миниатюры «Книги евангельских чтений Генриха II» (между 1002 и 1014 гг.) выполнены яркими краска­ми на золотом фоне. На одной из миниатюр воспроизведена сцена коронования Генриха II и его супру­ги Кунигунды. Композиция разделе­на по горизонтали на две части. В верхней находится огромная фигу­ра Христа. Он держит короны над головами Генриха II и Кунигунды. По обе стороны от них стоят апо­столы Пётр и Павел. В нижней час­ти композиции помещены символи­ческие изображения провинций Германской империи.

Другим центром искусства мини­атюры был город Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983 г.). Это сборник писем Папы Григория Великого. Сама книга не сохрани­лась, до нашего времени дошли лишь две миниатюры. На одной из них, занимающей целую страницу, изображён Папа Григорий Вели­кий, вдохновляемый Святым Духом. Согласно легенде, Папа диктовал свои поучения секретарю, который находился за занавеской. Вдруг на­ступило долгое молчание. Обеспо­коенный, юноша проделал неболь­шую дырочку в занавеске и увидел, что на плече у Папы сидит голубь (в христианской традиции — символ Святого Духа) и прижимает клюв к его губам. Когда голубь убрал клюв, Папа начал говорить.

Папа Григорий Великий пред­ставлен сидящим на троне с голу­бем на плече. Над головой Папы сияет золотой нимб, взгляд устрем­лён вдаль. Гораздо меньше по раз­мерам фигура секретаря. Худож­ник показывает его в тот момент, когда он, согнувшись, осторожно проделывает отверстие в занавеске. Автор миниатюры не просто ил­люстратор — он талантливый рассказчик, который в одной сцене су­мел передать и легенду, и её симво­лическое значение. Сюжет второй миниатюры характерен для того времени: перед величественным императором стоят четыре неболь­шие женские фигуры, олицетворя­ющие земли империи. Обе миниа­тюры помещались рядом, и это означало единство духовной и свет­ской власти в государстве.

Оттоновское искусство достигло расцвета при императоре Генри­хе III (1039—1056 гг.). В первые го­ды правления молодой государь вместе с матерью, императрицей Гизелой, посетил монастырь Эхтернах (ныне это территория Люк­сембурга). Миниатюры «Книги евангельских чтений Генриха III» (1039—1043 гг.) повествуют именно об этом событии. На одной из них художник изобразил Генриха III с аббатами монастыря, на другой — императрицу Гизелу со свитой и с

235

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозна­чали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романско­го» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и об­ластях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Фран­ции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Монах Рауль Глабер, автор хро­ник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Ита­лия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ве­тошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, мона­стырские церкви, посвящённые раз­ным святым, даже маленькие дере­венские часовни были перестроены верующими и стали ещё краше».

Так формировался первый общеев­ропейский стиль: рождалась роман­ская архитектура. Именно архитек­тура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в ро­манском искусстве. Крупные мона­стыри обладали тогда громадной властью и богатствами. Сюда стека­лись не только паломники, но и ре­месленники в поисках работы. В монастырях создавались прекрас­ные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение Церкви в средневековом мире.

236

Огромную роль в жизни средне­вековых людей играло паломничест­во — путешествие к святым местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи свя­тых могут исцелять болезни и защи­щать от будущих несчастий. Главные христианские святыни находились в Иерусалиме, Риме и на севере Ис­пании, в монастыре Сант-Яго де Компостелла.

Считалось, что в монастыре Сант-Яго де Компостелла (от лат. campus stellae — «место, обозначенное звёз­дами») находится могила Святого Иакова, провозглашённого покрови­телем священной войны за освобож­дение Испании от арабов. На доро­гах к монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии.

Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной за­даче — вместить большое количест­во людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться дра­гоценным реликвиям. Именно в ро­манской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличива­лись, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, оби­лие гладких поверхностей, скульп­турный орнамент — характерные черты романской церкви.

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в непри­ступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором — комнаты хо­зяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выстав­лялся дозор.

За крепостной стеной замка на­ходились многочисленные хозяйственные постройки, конюшни, кухня. Как правило, замок был окружён глу­боким рвом. Мост, перекинутый че­рез ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появи­лись башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

По принципу защищённой кре­пости строили и первые города, окружённые стенами и рвами. Вой­ти в город можно было только че­рез укреплённые ворота в массив­ных башнях.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер;

Конструкции сводов.

237

движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения плоскостными. В одной сцене часто совмещались несколько точек зрения и разные моменты времени. Сюжеты росписей, чёткие уравновешенные композиции, яркие краски — всё это играло важную роль в организации внутреннего пространства храма.

Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сю­жеты, которые нужно было рассмат­ривать передвигаясь по храму — к алтарю и обратно. В апсиде — алтарном выступе — обычно находилось изображение Христа или Богома­тери; ниже помещались образы ан­гелов, апостолов, святых. На запад­ной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть сте­ны обычно украшали орнаментом.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монумен­тальная скульптура. Скульптурные изображения — рельефы — распола­гали, как правило, на порталах (ар­хитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскраши­вали — это придавало им большую выразительность и убедительность.

ФРАНЦИЯ

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции: романское искусство формировалось здесь наиболее последо­вательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях — Бургундии, Оверни, Провансе и Нор­мандии.

Бургундия (Восточная Фран­ция) — один из самых богатых рай­онов страны, в котором были сосре­доточены торговля и ремёсла. В Бургундии построены самые круп­ные и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся ве­ликолепным живописным и скульп­турным убранством. Именно бур­гундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позво­лившие уменьшить объём стен, уве­личить вместимость соборов, дос­тигнуть большой высоты сводов.

Церковь Святого Петра и Свято­го Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.) — типичный при­мер французской романской ар­хитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой по­стройки, а также описания и рисун­ки. Тогда это была самая большая церковь в Европе. Общая длина хра­ма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального не­фа — свыше тридцати метров. Пять высоких башен украшали церковь. Монастырь в Клюни в то время на­зывали «вторым Римом». О богатст­ве и величии монастыря свидетель­ствует, например, тот факт, что в Клюни ежегодно кормили до сем­надцати тысяч бедняков.

В церкви монастыря Клюни со­хранились замечательные резные капители (верхние части колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно» музыке небес.

К наиболее известным роман­ским постройкам Бургундии отно­сятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились ос­танки Лазаря, воскрешённого Хри­стом, а в храме Сен-Мадлен — ре­ликвии Святой Марии Магдалины.

238

Множество верующих шли сюда по­клониться святыням. Славились эти церкви и богатым скульптурным уб­ранством, покрывавшим всю по­верхность стен.

Для архитектуры Оверни (Цент­ральная Франция) характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми сте­нами скульптурные украшения ис­пользовались скупо. Например, цер­ковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне (XII в.) снаружи была оформлена не­глубокими нишами, небольшими скульптурными вставками и камен­ными плитками разных оттенков. Только в конце XII в. на её южном портале поместили рельеф с изо­бражением Христа во «славе» и сце­нами из Нового завета.

На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло рим­ское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями — всё сви­детельствует о том, что традиции древней культуры здесь не были за­быты. Храмы Прованса богато укра­шены скульптурой, но она не покры­вает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а появляется только на капителях и по сторонам порталов.

Своеобразная архитектурная шко­ла сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Нормандские архитекторы долго использовали де­ревянные перекрытия — своды поя­вились здесь только в конце XI в. — и почти не применяли скульптурные украшения. Церкви Нормандии, по­хожие на крепости, отличались просторными внутренними поме­щениями, большими башнями, расположенными по сторонам фаса­дов и в центре здания.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII в. Представление о ней даёт оформление монастырской церкви в Сен-Савен-сюр-Гартан (ко­нец XI в. — 1115 г.) в Пуату. Все внут­ренние поверхности этого неболь­шого здания покрывали фрески, созданные несколькими мастерами.

239

Романская церковь.

Портал романской церкви.

Изображения располагались длин­ными полосами в два яруса. Сюже­ты росписей были необычайно раз­нообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и... эпизоды из басен Эзопа — с вороной и лисицей, по­вешенным крысами котом. В роспи­сях церкви воплотились наиболее важные особенности романской живописи: плоскостные изображе­ния, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повёрнуты в противоположные сто­роны, из-за чего позы кажутся неес­тественными.

Романская живопись во Фран­ции широко представлена книжной миниатюрой. Наибольшее количест­во сохранившихся рукописей созда­но в монастырях Южной Франции. В 1028—1072 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была изготовлена иллюстрированная ру­копись комментариев к Апокалипси­су — заключительной книге Нового завета. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличают­ся яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их авто­ром считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чьё имя дошло до нашего времени.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые по­явилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически во всей Европе. Особен­но широко украшали ею храмы в Бургундии и Провансе.

К выдающимся памятникам ис­кусства романского периода отно­сятся скульптурные украшения бургундских церквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадлен в Везле. Рельеф со сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140 гг.) разделён на несколько ярусов. Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем ярусе по­казаны души, с трепетом ожидаю­щие Суда. Выразительно изображён Суд: ангел и чёрт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы

240

в свою сторону. У ног ангела малень­кие человечки прячутся в складки его одежды, в страхе ожидая реше­ния Суда. На рельефе были начерта­ны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впав­ший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изо­бражённая здесь». Имя мастера, выполнившего эти рельефы, извест­но — сохранилась латинская над­пись: «Гислебертус это сделал».

Другой яркий образец бургунд­ской скульптуры — композиция «Со­шествие Святого Духа» в церкви Сен-Мадлен в Везле (начало XII в.). В центре сцены изображён Хри­стос, наставляющий апостолов, по краям находятся фигурки полуфан­тастических существ: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чу­довища с собачьими головами. Ве­роятно, эти существа символизиро­вали страны, куда проповедники несли христианскую веру.

В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности: это проявляется и в сюжетах, и в мане­ре исполнения. В Провансе не встре­чается такого обилия скульптурных изображений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам входов, часто помещали большие фигуры святых. По сравнению со скульптурами из Бургундии в позах и движениях этих святых было боль­ше естественности. Типичным при­мером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Тро­фим (XII в.) в Арле.

ГЕРМАНИЯ

XI—XII столетия для Германии бы­ли временем жестоких междоусобных войн, борьбы императоров с папством.

Наиболее полно и ярко роман­ский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI—XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце. Собор в Вормсе (1181 — 1234 гг.) был похож на неприступ­ную крепость. Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные баш­ни выглядели суровыми и величест­венными. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости.

На рубеже XII—XIII столетий в Германии существовал так называе­мый «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (см. статью «Готическое искус­ство»). Например, в соборе в Бамберге (1185 г. — XIII в.) суровость глад­кой поверхности стены нарушили декоративные аркады и множество окон; башни стали менее массивны­ми; фасады, покрытые рельефами, потеряли былую строгость.

Романская живопись Германии почти не сохранилась. Но то, что дошло до нашего времени, свиде­тельствует о расцвете этого искусст­ва в романский период. Особенно

241

Собор в Вормсе. 1181 —1234 гг.

Германия.

ярко это проявилось в миниатюре. На рубеже XII—XIII вв. в одном из ба­варских монастырей была создана рукопись Carmina Burana — сборник светских стихотворений, в котором впервые в средневековом западноев­ропейском искусстве была изоб­ражена природа. Сцены, представ­ленные на миниатюрах, окружал орнамент из деревьев с разнооб­разными зверями и птицами.

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в. Сначала это были рельефные встав­ки, а позднее — развёрнутые компо­зиции. Деревянные раскрашенные распятия (обычно их вешали в про­лёте арки над алтарём), украшения светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг подчёркивали отличие мира Божественного, воплощённого в Церкви, от окружающего греховно­го мира. Изображения кажутся отре­шёнными от земного существования, они условны, обобщены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.104 с.)