Развитие восприятия и представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие восприятия и представлений



Мы уже говорили о том, что в дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Специально заниматься развитием чувственного познания нужно в любом дошкольном учреждении. Поэтому многие задачи, связанные с развитием чувственного познания, в специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей совпадают с задачами дошкольных учреждений общего типа. Но, помимо этого, в специальных дошкольных учреждениях решаются и специальные задачи, связанные с коррекцией и компенсацией имеющихся у умственно отсталых детей отклонений в развитии восприятия и наглядного мышления.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств — у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Для того чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания, уметь слышать и т. п., т. е. формировать у него перцептивные действия. Но увидеть, ощупать предмет, услышать звук еще недостаточно, необходимо определить отношение его цвета к другим цветам, его формы к другим формам, его звук к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает. За время человеческой истории выработались общепринятые мерки, или, как их называют, эталоны, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия все люди. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. В процессе формирования восприятия необходимо обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов.

Опыт показывает, что дети с нарушениями интеллекта далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Этому тоже их надо учить.

Напомним, что для детей с нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.

Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.

Аномальное развитие, как мы уже показали выше, характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача — преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях — коррекция, в других — компенсация.

Для того чтобы развитие восприятия и представлений у детей с нарушениями интеллекта шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения.

7. Умственно отсталые дети в инклюзивном образовании

Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностями их психофизического развития, состоят в следующем:

 

• необходимости пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

• коррекции нарушений психических процессов, речи, моторики;

• обеспечении доступности содержания учебного материала, который должен быть адаптирован с учетом возможностей детей указанной категории;

• опоре на предметно-практическую деятельность, наглядные методы, а также специфические приемы при изучении программного материала;

• введении учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;

• развитии коммуникативных умений (вербальных и невербальных);

• целенаправленном обучении «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

• обеспечении профильного трудового обучения.

Значительное качественное своеобразие развития познавательной

сферы и личности школьников с умственной отсталостью затрудняет, а зачастую делает невозможным их обучение в условиях полной инклюзии. Такой ребенок медленнее овладевает письмом, чтением, счетом, что требует специально организованных занятий. Известен опыт дозированной инклюзии таких детей, когда ребенок обучается совместно с нормально развивающимися сверстниками музыке, рисованию, физкультуре, ручному труду, а уроки русского языка, математики для него проводятся отдельно специальным педагогом (оли- гофренопедагогом).

Наиболее целесообразно обучение ученика с умственной отсталостью в условиях специального класса, в котором он будет осваивать учебный материал по адаптированной образовательной программе совместно с такими же учениками, а на переменах и во вторую половину дня у него будет возможность общения с нормально развивающимися школьниками.

В условиях специальной школы умственно отсталый школьник попадает в специально созданную для него среду, поэтому его адаптация к школьным условиям проходит мягче. Он имеет больше возможностей для качественного получения знаний, приобретения необходимых умений и навыков, личностного развития. В этих условиях максимально соблюдается охранительный режим, особенно необходимый такому ребенку и предохраняющий его от перевозбуждения, переутомления. В СКОУ школьник с умственной отсталостью может пройти профессионально-трудовую подготовку, а после школы продолжить обучение профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.005 с.)