Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие восприятия и представлений
Мы уже говорили о том, что в дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Специально заниматься развитием чувственного познания нужно в любом дошкольном учреждении. Поэтому многие задачи, связанные с развитием чувственного познания, в специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей совпадают с задачами дошкольных учреждений общего типа. Но, помимо этого, в специальных дошкольных учреждениях решаются и специальные задачи, связанные с коррекцией и компенсацией имеющихся у умственно отсталых детей отклонений в развитии восприятия и наглядного мышления. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств — у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Для того чтобы развитие восприятия и наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания, уметь слышать и т. п., т. е. формировать у него перцептивные действия. Но увидеть, ощупать предмет, услышать звук еще недостаточно, необходимо определить отношение его цвета к другим цветам, его формы к другим формам, его звук к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает. За время человеческой истории выработались общепринятые мерки, или, как их называют, эталоны, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия все люди. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. В процессе формирования восприятия необходимо обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов. Опыт показывает, что дети с нарушениями интеллекта далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Этому тоже их надо учить. Напомним, что для детей с нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.
Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация. Аномальное развитие, как мы уже показали выше, характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача — преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях — коррекция, в других — компенсация. Для того чтобы развитие восприятия и представлений у детей с нарушениями интеллекта шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. 7. Умственно отсталые дети в инклюзивном образовании Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностями их психофизического развития, состоят в следующем:
• необходимости пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; • коррекции нарушений психических процессов, речи, моторики; • обеспечении доступности содержания учебного материала, который должен быть адаптирован с учетом возможностей детей указанной категории; • опоре на предметно-практическую деятельность, наглядные методы, а также специфические приемы при изучении программного материала; • введении учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; • развитии коммуникативных умений (вербальных и невербальных); • целенаправленном обучении «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • обеспечении профильного трудового обучения. Значительное качественное своеобразие развития познавательной сферы и личности школьников с умственной отсталостью затрудняет, а зачастую делает невозможным их обучение в условиях полной инклюзии. Такой ребенок медленнее овладевает письмом, чтением, счетом, что требует специально организованных занятий. Известен опыт дозированной инклюзии таких детей, когда ребенок обучается совместно с нормально развивающимися сверстниками музыке, рисованию, физкультуре, ручному труду, а уроки русского языка, математики для него проводятся отдельно специальным педагогом (оли- гофренопедагогом).
Наиболее целесообразно обучение ученика с умственной отсталостью в условиях специального класса, в котором он будет осваивать учебный материал по адаптированной образовательной программе совместно с такими же учениками, а на переменах и во вторую половину дня у него будет возможность общения с нормально развивающимися школьниками. В условиях специальной школы умственно отсталый школьник попадает в специально созданную для него среду, поэтому его адаптация к школьным условиям проходит мягче. Он имеет больше возможностей для качественного получения знаний, приобретения необходимых умений и навыков, личностного развития. В этих условиях максимально соблюдается охранительный режим, особенно необходимый такому ребенку и предохраняющий его от перевозбуждения, переутомления. В СКОУ школьник с умственной отсталостью может пройти профессионально-трудовую подготовку, а после школы продолжить обучение профессии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.005 с.) |