Vii . Учебно-методические материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vii . Учебно-методические материалы



Основная литература

 

1. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г. П. Медведева. - М.: Академия, 2009. - 272с.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы [Электронный ресурс]: электронный учебно-методический комплекс системы дистанционного обучения РГСУ / Г. П. Медведева. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - CD РГСУ

              

Дополнительная литература

1. Антошкин, В.Н. Коммуникативная деятельность в социальной работе. Уфа: БашГУ, 2003. - 224 с.

2. Ахмерова, Н.М. Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования М.: МПГУ, 2003. - 153 с.

3. Беребешкина, З.А. Этика социального работника. М.: Эсмо, 2009.- 320 с.

4. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 2006.- 149 с.

5. Зарецкая, И.И., Балашова, Т.И. Основы этики и психологии делового общения. М.: Оникс, 2010.- 224 с.

6. Капто, А.С. Профессиональная этика в 2 -х частях. М.: РИЦ ИСПИРАН, 2001. – 322 с.

7. Золотарева, Т.Ф., Минингалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника. М.: МГСУ, 2001.-182 с. 8. Коныгина, М.Н., Горлова, Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Академический проект; Константа, 2009.- 187 с. 9. Костенко, О.Е. Профессионально-этические основы социальной работы. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. – 147 с. 10. Костенко, О.Е. Профессионально-этические основы социальной работы.
Словарь терминов / Авт.-сост. О.Е. Костенко; под общ. ред. проф. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. – 24 с.

11. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 415 с.

12. Мальханова, И.А. Деловое общение. М.: Акад. проект: фонд «Мир», 2008. – 246 с.

13. Медведева, Г.П. Этика социальной работы. М.: ВЛАДОС, 2002. - 208 с.

14. Основы социальной работы / Под ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 2007.- 560 с.

15. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2006.- 494 с.

16. Фирсов, М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника.– М, 2006. – 344с.

17. Холостова, Е.И. Социальная работа. М.: Дашков и К, 2010.- 800 с.

18. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М.: Дашков и К, 2005.- 196 с.

 

                                                                                                               Приложение 1

 

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.

       Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Профессионально-этические основы социальной работы», дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.

           Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.

     Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.

     Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.

Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:

1. Проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);

2. Доклады и сообщения студентов;

3. Обсуждение вопросов в аудитории;

4. Промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;

5. Подведение итогов занятия.

         На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.

     Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

 

  В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.

Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

 

Инновационные методы:

  • Методы проблемного и проективного обучения;
  • Исследовательские методы;
  • Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
  • Деловые игры;
  • Научно- поисковая и исследовательская работа;
  • Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
  • Самостоятельная работа студентов.
  • И другие методы.

Для преподавателей приоритетными становятся:

  • Организация и управление самостоятельной работой студентов;
  • Создание учебных пособий;
  • Написание методических рекомендаций;
  • Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно - рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

                                                                                                                        

  Приложение 2                                                       

Методические указания для студентов

Лекции. Эта форма обучения способствует формированию исходной основы последующего самостоятельного освоения студентами учебного материала. Лекция является эффективным способом передачи студентам основополагающих знаний данной дисциплины и тем самым пробуждает интерес к изучаемому курсу.

Семинарские (практические) занятия. Данная форма обучения необходима для рассмотрения вопросов, не затронутых на лекции, более детального усвоения материала. Она способствует приобретению навыка правильной разговорной речи, логическому мышлению, изложению и отстаиванию собственной точки зрения в конкретных жизненных ситуациях.

Самостоятельная работа. Данная форма обучения включает самоподготовку, учебно-исследовательскую работу и научно-исследовательскую работу. В ходе самостоятельной работы реализуется принцип единства педагогического руководства и индивидуальной познавательной деятельности самих студентов.

Аудиторная самостоятельная работа включает:

- дополнительное изучение разделов тематики программы;

- самостоятельную работу с историческими материалами;

- выполнение индивидуальных заданий и тестов.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает:

- изучение справочной и монографической литературы, а также периодических изданий;

- анализ исторических источников;

- работу с понятийным аппаратом;

- подготовку сообщений, рефератов, докладов по тематике программы.

       Для подготовки семинарских и практических занятий необходимо использовать Интернет - источники, а также периодическую литературу, находящуюся в библиотечном фонде РГСУ.

Темы рефератов

 

1. Ценности и цели социальной работы: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Проблемы становления аксиологии социальной работы.

3. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе.

4. Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России.

5. Этика милосердия в произведениях российских философов.

6. Проблема морального выбора социального работника и ее отражение в профессионально-этической системе.

7. Ценность долга и должных отношений в социальной работе.

8. Механизмы формирования деонтологических представлений, чувства долга и ответственности социального работника.

9.   Проблемы формирования этического сознания социального работника.

10. Роль воспитания и самовоспитания в процессе становления личности специалиста.

11. Этико-аксиологические аспекты оказания платных социальных услуг населению.

12. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в сфере здравоохранения.

13. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в сфере образования.

14. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в пенитенциарной системе.

15. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в вооруженных силах.

16. Особенности речевого этикета.

17. Этнонациональные особенности этикета.

18. Национальные культуры, субкультуры и учет их особенностей в социальной работе.

19. Общение как форма социальной коммуникации, его сущность и функции в социальной работе.

20. Стиль общения и его влияние на эффективность социального взаимодействия в аспекте социальной работы.

21. Этические особенности общения с клиентами-женщинами.

22. Этические особенности общения с клиентами-мужчинами.

23. Деонтология социальной работы с жертвами торговли людьми.

24. Этические особенности общения с приговоренными к высшей мере наказания.

25. Деонтология социальной работы с беременными.

26. Деонтология социальной работы с несовершеннолетними беременными.

27. Деонтология социальной работы с психически больным (недееспособным).

28. Деонтология социальной работы с женщинами - жертвами насилия.

29. Деонтология социальной работы с детьми - жертвами насилия.

30. Деонтология социальной работы с безработными.

 

Список литературы для самостоятельной работы

 

1. Васильева, Н.Ю. Психологический портрет социального работника // Социальная работа.- 2008.- № 5. С. 23-25.

2. Глебович, Т.М. Специалист по социальной работе – принципиально новая профессия // Социальная работа.- 2009.- № 1. С. 31-34. 

3. Шевеленкова, Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики// Социальная работа.– 2007.–  №2. С. 27-35.

4. Филиппова, Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника// Работник социальной службы.– 2008.– №1. С. 33-41.

5. Обучение социальной работе: преемственность и инновации. / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 157 с.

6. Коваль, С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки // Отечественный журнал социальной работы - 2008. - № 3. - С. 75-84.

 

 

                                                                                                                       Приложение 3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Правила аттестации знаний студентов представляют серьезную методическую проблему. В идеале аттестационная оценка студента должна быть показателем степени пригодности его знаний и способностей для последующей трудовой деятельности, уровня усвоения учебного материала, объема полученных практических навыков. Это его рейтинг среди других специалистов, на основании которого он эффективно может быть использовании обществом на соответствующем уровне деятельности. В принятых сегодня анкетах поступающих на работу в престижные предприятия обязательно указывается средний балл за срок обучения, а ряд фирм требует оценок по профилирующим курсам. В этом случае преподаватель несет ответственность перед самим студентом и будущим его «работодателям» за объективность и достоверность оценки.

Аттестация знаний не является целью учебного процесса, но она необходима для достижения лучшего результата.

Используемая преподавателем система аттестации иллюстрирует отношение преподавателя к значимости своего предмета и порождает соответствующее отношение студента к изучаемой дисциплине. Существующие методические документы по высшей школе позволяют преподавателю самому выбирать систему аттестации знаний студента. Однако необходимо соблюдать ряд условий:

·    Правила аттестации должны быть объявлены студентам на первом занятии по курсу;

·  Правила аттестации должны быть согласованы с заведующим кафедрой, если они не являются общепринятыми для факультета;

·    Правила аттестации должны быть простыми и понятными;

·    Правила аттестации не могут изменяться в период изучения дисциплины.

Степень усвоения теоретического материала по дисциплине контролируется в процессе опроса студентов на каждом практическом занятии и путем выполнения контрольных работ. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Оценка полученных в ходе изучения знаний происходит с помощью промежуточного тестирования, защищенных рефератов, индивидуальных работ в процессе обсуждения тем занятий. По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль – экзамен.

           Ниже приведены тестовые задания, охватывающие основные темы курса. Студенту необходимо выбрать один или несколько правильных ответов. Оценка знаний осуществляется путем подсчета процентного количества правильно выполненных заданий.

 

Тестовые задания

 

1. Институт социальной защиты решает задачи:

а) стабилизации и сохранения социума;

б) гармонизации общественных отношений;

в) нормы этики;

г) нормы морали.

 

2. Моральные нормы:

а) действия;

б) поступки;

в) нравственные аспекты личности;

г) предписания должного поведения.

 

 3. Основные точки зрения происхождения морали:

а) как форма регулирования поведения индивида в обществе;

б) как необходимость нравственной регламентации трудовой деятельности;

в) мораль возникла с первыми формами совместной трудовой деятельности;

г) как форма общественного сознания.

 

4. Этика - наука о:

а) добре и зле;

б) показывающая, какие поступки мы должны совершать, а от каких надо отказываться;

в) морали;

г) правильном и неправильном поведении.

 

5. Моральные нормы предписывают:

а) должное поведение;

б) мотивы деятельности;

в) свободу действий;

г) нравственные аспекты личности.

 

6. Ценности первобытного общества определялись:

а)  эмпирически;

б) инстиктивно;

в) оценка определения отсутствовала;

г) свободно.

 

7. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности специалиста в социальной работе обусловлена:

а) недостаточностью и несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности.

 

8. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль;

б) этический кодекс;

в) этическое сознание специалиста.

 

9. Группы функций этики социальной работы:

а) собственно социальные, профессионально-практические, нравственно-гуманистические;

б) собственно социальные, социально-этические, социально-нравственные;

в) социально-этические, социально-моральные, социально-правовые.

 

10. Совесть – это:

а) функция этики социальной работы;

б) правило этикета в социальной работе;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста.

 

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство;

б) социальная служба, клиент, социальная работа и др.;

в) общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.

 

12. Терминальные ценности – это:

а) ценности-цели;

б) ценности-средства;

в) ценности-инструменты.

 

 

13. Профессионально-этическая регламентация предполагает:

а) введение дополнительных нормативно-правовых актов;

б) разработку этического кодекса;

в) разработку и введение должностных инструкций.

 

14. Основными критериями моральности деятельности являются:

а) содействие социальному прогрессу;  

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы.

 

15. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности;

в) обеспечение и поддержание содержания и целей профессиональной деятельности.

 

16. Социальные функции этики социальной работы направлены на:

а) удовлетворение интересов клиента социальной службы;

б) соблюдение специалистом внешних форм поведения и общения;

в) удовлетворение потребностей социума в конечном результате деятельности.

 

17. Этикет в социальной работе:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) требования к внешним формам поведения и общения;

в) форма общественного сознания.

18. Основными специфическими профессиональными ценностями в социальной работе являются:

а) материальные средства и ресурсы;

б) человек, условия, результаты, цели деятельности;

в) этические кодексы.

 

19. Аретология – это:

а) учение о ценностях;

б) учение о добродетелях;

в) учение о принципах.

 

20. Деонтология социальной работы - это:

а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к личностным качествам специалиста.

 

21. Императив в этике – это:

а) безусловное требование к профессиональной группе;

б) качество личности специалиста;

в) практическое правило поведения.

 

22. Профессиональная этика социальной работы является:

а) набором профессиональных норм;

б) учением о профессиональной морали;

в) этическим кодексом.

 

23. Этико-аксиологический подход в социальной работе является:

а) ситуативно обусловленным;

б) утилитарным и прагматическим;

в) системным и имманентным.

 

24. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на:

а) соблюдение прав клиента;

б) формирование профессионально значимых черт личности специалиста;

в) обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества.

 

 

25. Профессиональная мораль в социальной работе – это:

а) совокупность личностных черт и качеств социального работника;

б) качественная характеристика отношений социального работника и его клиента;

в) форма общественного сознания совокупной профессиональной группы.

 

26. Профессионально-этический кодекс социальной работы – это:

а) критерий моральности;

б) совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

в) ценностный ориентир.

 

27. Идеал в социальной работе – это:

а) предмет профессионально-этического кодекса социальной работы;

б) функция этики социальной работы;

в) представления о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы.

 

28. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) этических знаний, этических убеждений и этических потребностей;

б) этических знаний социального работника и потребностей общества;

в) этических потребностей социального работника и витальных потребностей клиента.

 

29. Этика социальной работы - это:

а) учение о профессионально-этическом кодексе;

б) учение о профессиональном долге специалиста;

в) учение о профессиональной морали специалиста.

 

30. Уровни этической оценки:

а) интернальный, медианный, экстернальный;

б) интернальный, интерактивный, эстрогенный;

в) императивный, медианный, категориальный.

 

 

Ключ к тестовым заданиям

2. а, б

3. в, г

4. а, б, в

5. а, в, г

6. а, б, г

7. а, б

8. в

9. а

10. а

11. в

12. а

13. а

14. б

15. а

16. в

17. в

18. б

19. б

20. б

21. б

22. в

23. б

24. в

25. б

26. в

27. б

28. в

29. а

30. в

31. а

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.154 с.)