Зам. Директора по ур муртаева И. И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зам. Директора по ур муртаева И. И.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

                                         для студентов специальности 040101.65

 «Социальная работа»

 

                                                      очной формы обучения

 

 

Лекций                           32

Практических занятий   16

Самостоятельная работа   60

Всего часов                   108

Зачет, экзамен             экзамен

 

 

                                                 

                                                       

 

                                                            

                                                       Тольятти 2010

 

 

Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта по специальности «Cоциальная работа». 

                      

Составил          к.п.н.                                                                              Шингаркина Д.А.                                                                                                   

 

 

Рецензент: ___________________________________________________________________

                        Ученая степень, звание.                  Подпись                    (ФИО)

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры теории и практики социальной работы

 

Протокол №_____        ___                от «_____»___________________2010 г.

 

 

Зав. кафедрой___________________________________________        Т.О.Закомолдина

                                     Ученая степень, звание.    Подпись                        (ФИО)

 

Одобрено Методическим Советом

Филиала    040101.65

 

                   Шифр специальности

 

Протокол № ___              ____                     от «______»___________________2010 г.

 

Председатель Методического

совета филиала                                  _________________    к.п.н. Демченкова Н.А.                                   

                                                                                                            

                                                                                       

 

Дополнительные изменения к рабочей программе на 2010/2011 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Произведено добавление следующих разделов:

 - методические материалы для преподавателя;

 - методические указания для студентов;

 - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения     

промежуточных и итоговых аттестаций;

 - темы контрольных работ.

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

 

«______» __________________2010 г.   Протокол № ________________

 

 

Зав. кафедрой теории и практики

социальной работы, к.с.н., доцент                                                           Закомолдина Т.О.

 

 

Внесенные изменения утверждаю.

 

Зам. директора по УР                                                                                  Муртаева И.И.

                                             

 

 

«_______» ________________________________2010 г.

 

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Введение курса «Профессионально-этические основы социальной работы» в учебный план подготовки специалистов по социальной работе обусловлено сущностью, содержанием и спецификой самой социальной работы. Задачей этого курса является ознакомление студентов с этическими нормами, ценностями и принципами социальной работы. Этический кодекс социального работника дает нормативные представления о природе социального труда и раскрывает те цели, которые регулируют социальный труд, его внутренние и внешние аспекты.

Учебный курс «Профессионально-этические основы социальной работы» включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.

Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса.

Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.

Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс «Профессионально-этические основы социальной работы» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования.

Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы; раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности; формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы.

1. Изучение места, роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

2. Изучение основ этикета в социальной работе;

3. Изучение конфессионально-этических оснований социальной работы;

4. Анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

5. Изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

6. Изучение деонтологических вопросов социальной работы и ее отдельных видов;

7. Анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

В результате изучения курса «Профессионально-этические основы социальной работы» студенты должны знать:

- определения основных понятий и категорий курса;

- исторические предпосылки становления этики социальной работы;

- теоретические аспекты и методологию этики социальной работы;

- этические нормы, регулирующие профессиональную деятельность социальных работников;

- нормы этикета в типичных ситуациях профессиональной деятельности социального работника;

- профессиональные этические кодексы социальных работников России и зарубежных стран, их основные функции и базовые принципы;

- этические нормы оказания социальной, психологической, бытовой помощи, принимать во внимание этические аспекты исследований в социальной работе;

Уметь:

- уметь разрешать этические противоречия и дилеммы в социальной работе;

- прогнозировать развитие социальных, личностных и профессиональных отношений;

- работать с клиентом, в коллективе, налаживать контакты между личностью и семьёй, между различными общественными и государственными структурами на основе этических принципов, моральных норм и правил;

- работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции личности;

- заниматься самообразованием, анализировать свои возможности, планировать и организовывать рациональный режим работы и отдыха;

- совершенствовать свои личностно – нравственные качества и позиции, необходимые в будущей профессиональной деятельности;

- уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности;

Изучение дисциплины производится в ходе лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. На лекции выносятся центральные, стержневые вопросы, дающие студентам возможность ориентироваться в содержании данного раздела. Для самостоятельной работы представляются домашние задания, контрольные вопросы, методические рекомендации, списки обязательной и дополнительной литературы.

       

 Для студентов очной формы обучения курс состоит из: лекций в объеме 32 часов, 16 часов практических занятий, самостоятельной работы в объеме - 60 часа. Общее время, отводимое на изучение курса, составляет 108 часов. Курс завершается сдачей экзамена.

   Учебная программа по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности. Изучение дисциплины производится в ходе лекционных и практических занятий, а также во время самостоятельной работы студентов.  

СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

по дисциплине

«Профессионально-этические основы социальной работы»

Специалист должен:

Знать этико-аксиологические основанийя социальной работы, их основные элементы и взаимосвязи между ними; основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы; основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты; основные элементы профессионально-этической системы, границы их применимости, смысл и содержание профессионального долга социального работника, основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации;
Уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности; анализировать и применять в профессиональной практике основные элементы профессионально-этической системы; выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации; выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения;
Владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.; ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.
Быть компетентным в части особенностей и противоречий формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;

Образовательный минимум содержания

профессиональной образовательной программы по дисциплине

«Профессионально-этические основы социальной работы»

ИНДЕКС ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВСЕГО ЧАСОВ
ОПД.Ф.11 Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Деонтологические вопросы социальной работы. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы. 108

 

 

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.

 

 

II. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ 

т

е

м

ы

Разделы, темы

Количество часов

Всего

Аудиторных занятий

Сам.

раб.

Всего Лекц. Прак. зан. Сем. Лаб. раб. Конс.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Раздел I. Профессиональнозначимые ценности социальной работы                          
1. Место и роль ценностей в социальной работе    8   2     2           6
2. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология 12 6 4 2       6
  Раздел II. Становление и развитие ценностных оснований социальной работы                
3. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы 10 6 4 2       4
4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы 12 6 4 2       6
  Раздел III. Деонтологические вопросы социальной работы                
5. Деонтологические вопросы социальной работы 12 6 4 2       6
  Раздел IV. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника                
6. Особенности профессионально-этического сознания социального работника 16 6 4 2       10
  Раздел V. Этико-ценностное регулирование в системе социальной работы                
7. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация 14 6 4 2       8
8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника 14 6 4 2       8
  Раздел VI. Этикет в социальной работе                
9. Этикет в социальной работе 10 4 2 2       6
  Всего 108 48 32 16       60

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. По теме 2  - 2 часа             

Этикет в социальной работе

Цель занятия: изучить особенности этикета как вида регуляции поведения человека в обществе и профессиональной среде. Рассмотреть исторические аспекты становления этикета, современные представления о нем и особенности этикетного регулирования в социальной работе.

Содержание занятия: рассмотреть происхождение и эволюцию этикета. Охарактеризовать особенности современного этикета, его место и роль в социальной работе.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет своей целью закрепление и углубление полученных знаний, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, в том числе контрольных работ, докладов, подготовку к предстоящим занятиям.

 Самостоятельная работа организуется, обеспечивается и контролируется кафедрой.  Время для нее отводится не менее 3-4 часов ежедневно.

 

               Содержание самостоятельной работы для студентов

 

№ темы Темы занятий Всего время, часов Содержание самостоятельной работы и распределение времени
1 2 3 4
  1 Место и роль ценностей в социальной работе    6 1. Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 3 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 3 часа
2 Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология 6 1. Изучение рекомендованной литературы – 3 часа 2. Выполнение практических заданий – 3 часа
3 Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы 4 1. Изучение рекомендованной литературы – 2 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2 часа
4 Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы 6 1. Изучение рекомендованной литературы – 3 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 3 часа
5 Деонтологические вопросы социальной работы 6 1. Изучение рекомендованной литературы – 3 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 3 часа
6 Особенности профессионально-этического сознания социального работника 10 1. Изучение рекомендованной литературы – 6 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 4 часа
7 Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация 8 1. Изучение рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 4 часа
8 Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника 8 1. Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 4 часа
9 Этикет в социальной работе 6 1. Изучение рекомендованной литературы – 3 часа 2. Выполнение практических заданий – 3 часа
  Всего 60  

 

VI. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Объект, предмет, цель, задачи профессионально-этических основ социальной работы.
  2. Категории профессионально-этических основ социальной работы.
  3. Функции этики социальной работы.
  4. Этико-аксиологический подход в социальной работе.
  5. Понятие ценности. Система и иерархия ценностей.
  6. Место и роль идеала в социальной работе.
  7. Этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы.
  8. Профессионально-этическая система, ее место и роль в системе социальной работы, основные компоненты.
  9. Функции профессионально-этической системы.
  10. Этические нормы и принципы профессиональной социальной работы.
  11. Сущность и специфика профессиональной деятельности как детерминанта этической системы.
  12. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.
  13.  Природная социальность человека как основа оказания помощи и взаимопощи.
  14.  Религиозная идеология и ее роль в формировании этико - аксиологических оснований социальной работы.
  15.  Деонтология как учение о долге и должном поведении.
  16.  Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством.
  17.  Долг и ответственность социального работника перед профессией, коллегами.
  18.  Долг и ответственность социального работника перед клиентами и перед самим собой.
  19. Происхождение профессиональной этики.
  20. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы социальной работы.
  21. Деонтологические подходы к разрешению конфликтов.
  22. Роль деонтологического потенциала социальных служб.
  23. Понятие «профессионально-значимые ценности», их сущность и типология.
  24. Справедливость как основополагающая ценность социальной работы.
  25. Милосердие как выражение гуманистической ценности социальной работы.
  26. Нравственно-профессиональные принципы социальной работы.
  27. Социально-трудовая этика православия, ее влияние на специфику социальной работы в России.
  28.  Социально - трудовая этика католичества, ее влияние на специфику социальной работы в католических странах.
  29.  Мотивация профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания.
  30.  Гуманистическая направленность личности социального работника.
  31.  Понятие и компоненты профессионально-этического сознания социального работника.
  32.  Профессионально-значимые качества личности социального работника.
  33.  Профессионально-этические критерии пригодности в социальной работе.
  34.  Профессионально – этические требования к профессиограмме социального работника.
  35. Солидарность как интегральная характеристика личностно-образующих качеств социального работника.
  36. Человечность как интегральная характеристика нравственных качеств социального работника.
  37.  Честность, совесть и авторитет социального работника.
  38.  Роль воспитания и самовоспитания в процессе становления личности социального работника.
  39. Социальное неравенство и дискриминация в современной России, их преодоление в аспекте социальной работы.
  40. Синдром профессионального выгорания в социальной работе: симптомы, преодоление.
  41. Этический аспект геронтосоциальной работы.
  42. «Всеобщая декларация прав человека» и «Декларация прав ребенка» как основа социальной работы.
  43.  Этические аспекты исследований в социальной работе.
  44.  Оказание социальных, психологических и социально-бытовых услуг.
  45. Участие в разработке социальной политики и политической деятельности.
  46.  Семейно-брачные отношения как предмет профессионально-этических основ социальной работы.
  47.  Учет нравственных основ брака и семьи в практической социальной работе.
  48.  Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели, задачи и функции.
  49.  Профессионально-этический кодекс в современном российском обществе.
  50.  Профессионально-этические системы и кодексы в педагогике, психологии. Их сущность и компоненты.
  51. Профессионально-этические системы и кодексы в медицине и юриспруденции. Их сущность и компоненты.
  52.  Взаимосвязь и взаимовлияние профессионально-этических систем.
  53.  Этикет: сущность и содержание.
  54.  Исторические аспекты становления этикета как вида регуляции поведения человека.
  55. Современные проблемы этической регуляции поведения и деятельности человека.
  56. Особенности делового этикета социального работника.
  57. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в учреждениях образования.
  58. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в учреждениях здравоохранения.
  59. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях.
  60.  Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в вооруженных силах.

 

Инновационные методы:

  • Методы проблемного и проективного обучения;
  • Исследовательские методы;
  • Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
  • Деловые игры;
  • Научно- поисковая и исследовательская работа;
  • Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
  • Самостоятельная работа студентов.
  • И другие методы.

Для преподавателей приоритетными становятся:

  • Организация и управление самостоятельной работой студентов;
  • Создание учебных пособий;
  • Написание методических рекомендаций;
  • Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно - рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

                                                                                                                        

  Приложение 2                                                       

Методические указания для студентов

Лекции. Эта форма обучения способствует формированию исходной основы последующего самостоятельного освоения студентами учебного материала. Лекция является эффективным способом передачи студентам основополагающих знаний данной дисциплины и тем самым пробуждает интерес к изучаемому курсу.

Семинарские (практические) занятия. Данная форма обучения необходима для рассмотрения вопросов, не затронутых на лекции, более детального усвоения материала. Она способствует приобретению навыка правильной разговорной речи, логическому мышлению, изложению и отстаиванию собственной точки зрения в конкретных жизненных ситуациях.

Самостоятельная работа. Данная форма обучения включает самоподготовку, учебно-исследовательскую работу и научно-исследовательскую работу. В ходе самостоятельной работы реализуется принцип единства педагогического руководства и индивидуальной познавательной деятельности самих студентов.

Аудиторная самостоятельная работа включает:

- дополнительное изучение разделов тематики программы;

- самостоятельную работу с историческими материалами;

- выполнение индивидуальных заданий и тестов.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает:

- изучение справочной и монографической литературы, а также периодических изданий;

- анализ исторических источников;

- работу с понятийным аппаратом;

- подготовку сообщений, рефератов, докладов по тематике программы.

       Для подготовки семинарских и практических занятий необходимо использовать Интернет - источники, а также периодическую литературу, находящуюся в библиотечном фонде РГСУ.

Темы рефератов

 

1. Ценности и цели социальной работы: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Проблемы становления аксиологии социальной работы.

3. Место и роль идеала в профессиональной социальной работе.

4. Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России.

5. Этика милосердия в произведениях российских философов.

6. Проблема морального выбора социального работника и ее отражение в профессионально-этической системе.

7. Ценность долга и должных отношений в социальной работе.

8. Механизмы формирования деонтологических представлений, чувства долга и ответственности социального работника.

9.   Проблемы формирования этического сознания социального работника.

10. Роль воспитания и самовоспитания в процессе становления личности специалиста.

11. Этико-аксиологические аспекты оказания платных социальных услуг населению.

12. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в сфере здравоохранения.

13. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в сфере образования.

14. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в пенитенциарной системе.

15. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в вооруженных силах.

16. Особенности речевого этикета.

17. Этнонациональные особенности этикета.

18. Национальные культуры, субкультуры и учет их особенностей в социальной работе.

19. Общение как форма социальной коммуникации, его сущность и функции в социальной работе.

20. Стиль общения и его влияние на эффективность социального взаимодействия в аспекте социальной работы.

21. Этические особенности общения с клиентами-женщинами.

22. Этические особенности общения с клиентами-мужчинами.

23. Деонтология социальной работы с жертвами торговли людьми.

24. Этические особенности общения с приговоренными к высшей мере наказания.

25. Деонтология социальной работы с беременными.

26. Деонтология социальной работы с несовершеннолетними беременными.

27. Деонтология социальной работы с психически больным (недееспособным).

28. Деонтология социальной работы с женщинами - жертвами насилия.

29. Деонтология социальной работы с детьми - жертвами насилия.

30. Деонтология социальной работы с безработными.

 

Список литературы для самостоятельной работы

 

1. Васильева, Н.Ю. Психологический портрет социального работника // Социальная работа.- 2008.- № 5. С. 23-25.

2. Глебович, Т.М. Специалист по социальной работе – принципиально новая профессия // Социальная работа.- 2009.- № 1. С. 31-34. 

3. Шевеленкова, Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики// Социальная работа.– 2007.–  №2. С. 27-35.

4. Филиппова, Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника// Работник социальной службы.– 2008.– №1. С. 33-41.

5. Обучение социальной работе: преемственность и инновации. / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 157 с.

6. Коваль, С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки // Отечественный журнал социальной работы - 2008. - № 3. - С. 75-84.

 

 

                                                                                                                       Приложение 3

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Правила аттестации знаний студентов представляют серьезную методическую проблему. В идеале аттестационная оценка студента должна быть показателем степени пригодности его знаний и способностей для последующей трудовой деятельности, уровня усвоения учебного материала, объема полученных практических навыков. Это его рейтинг среди других специалистов, на основании которого он эффективно может быть использовании обществом на соответствующем уровне деятельности. В принятых сегодня анкетах поступающих на работу в престижные предприятия обязательно указывается средний балл за срок обучения, а ряд фирм требует оценок по профилирующим курсам. В этом случае преподаватель несет ответственность перед самим студентом и будущим его «работодателям» за объективность и достоверность оценки.

Аттестация знаний не является целью учебного процесса, но она необходима для достижения лучшего результата.

Используемая преподавателем система аттестации иллюстрирует отношение преподавателя к значимости своего предмета и порождает соответствующее отношение студента к изучаемой дисциплине. Существующие методические документы по высшей школе позволяют преподавателю самому выбирать систему аттестации знаний студента. Однако необходимо соблюдать ряд условий:

·    Правила аттестации должны быть объявлены студентам на первом занятии по курсу;

·  Правила аттестации должны быть согласованы с заведующим кафедрой, если они не являются общепринятыми для факультета;

·    Правила аттестации должны быть простыми и понятными;

·    Правила аттестации не могут изменяться в период изучения дисциплины.

Степень усвоения теоретического материала по дисциплине контролируется в процессе опроса студентов на каждом практическом занятии и путем выполнения контрольных работ. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Оценка полученных в ходе изучения знаний происходит с помощью промежуточного тестирования, защищенных рефератов, индивидуальных работ в процессе обсуждения тем занятий. По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль – экзамен.

           Ниже приведены тестовые задания, охватывающие основные темы курса. Студенту необходимо выбрать один или несколько правильных ответов. Оценка знаний осуществляется путем подсчета процентного количества правильно выполненных заданий.

 

Тестовые задания

 

1. Институт социальной защиты решает задачи:

а) стабилизации и сохранения социума;

б) гармонизации общественных отношений;

в) нормы этики;

г) нормы морали.

 

2. Моральные нормы:

а) действия;

б) поступки;

в) нравственные аспекты личности;

г) предписания должного поведения.

 

 3. Основные точки зрения происхождения морали:

а) как форма регулирования поведения индивида в обществе;

б) как необходимость нравственной регламентации трудовой деятельности;

в) мораль возникла с первыми формами совместной трудовой деятельности;

г) как форма общественного сознания.

 

4. Этика - наука о:

а) добре и зле;

б) показывающая, какие поступки мы должны совершать, а от каких надо отказываться;

в) морали;

г) правильном и неправильном поведении.

 

5. Моральные нормы предписывают:

а) должное поведение;

б) мотивы деятельности;

в) свободу действий;

г) нравственные аспекты личности.

 

6. Ценности первобытного общества определялись:

а)  эмпирически;

б) инстиктивно;

в) оценка определения отсутствовала;

г) свободно.

 

7. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности специалиста в социальной работе обусловлена:

а) недостаточностью и несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности.

 

8. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.183 с.)