Куда уходят люди после смерти? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Куда уходят люди после смерти?



 

Маленький ребенок рано или поздно столкнется с фактом смерти кого‑то из близких. На экранах телевизоров тоже хватает перепалок и смертей, и иногда нам кажется, что дети все и так понимают. Но к пяти годам дети, как и взрослые, уже различают события «в кино» и «на самом деле». И то, что не пугает их в экранном исполнении (будь то телевизор или компьютер), в жизни может шокировать и довести до слез.

 

Из описаний специалиста по танатотерапии (терапии смертью) Владимира Баскакова:

«Каждый маленький ребенок знает слово «смерть». Птичка умерла, бабушка умерла. Но эта реальность не касается их экзистенциально, и вот, обычно ночью, я не знаю, почему, приходит ощущение конечности себя. Я это помню, лет пять мне было. Отчаяние, обида колоссальная, причем за все человечество! Не только моя жизнь, но и жизнь всех остальных обязательно кончится! Да не дай бог, чтобы это приснилось. Конечно, я проснулся, я плакал. Я клялся, что «победю» эту смерть. Вскочил, рыдал всю ночь. Родителям не сказал, правда. Если ребенок прибежал к вам ночью и спрашивает: «Папа, это правда?!» Что сделает папа? Скажет спросонья: «И ты умрешь, и я умру, и мама умрет.» Вот вам – разве это помощь? Нужно принять его, положить к себе на тело, «заземлить». Ребенок будет всхлипывать, но постепенно успокоится».

 

У детей очень сильны индивидуальные различия восприятия смерти близких. Дети могут впадать в агрессию, проявлять беспокойство и начинать что‑то требовать у взрослых. Другие же, наоборот, замолкают, уходят в себя, мы никогда не знаем, что у них на уме. Детям трудно начать разговор о смерти самим. Они могут бояться спросить еще и потому, что с ужасом ждут ответа. Некоторые дети начинают «валять дурака», прикидываются «маленькими», просят покормить их из ложечки или начинают грызть ногти, сосать пальцы, как младенцы.

Смерть родных – непосильная ноша для детей.

Дети часто воспринимают смерть как наказание за провинности. Они начинают тревожиться и переживать, не будет ли и их ждать тяжелая расплата за то, что они плохо едят, не чистят вовремя зубы, неаккуратно носят одежду и не слушают взрослых. В это время ребенку очень важно услышать подтверждение того, что ему ничего не грозит, что он нужен, и забота о нем, несмотря на то, что семья стала меньше, не уменьшится. Увещевания взрослых, попытки использовать ситуацию похорон в качестве устрашения – одна из типичных психологических ошибок взрослых. «Вот будешь себя плохо вести, и тебя заберут на небо!»

Дети остро переживают утрату. В глубине души они надеются, что смерть, такая жестокая и беспощадная, не коснется именно их. Они придумывают в решающий момент как‑то извернуться и выйти победителями. Я считаю, что стремление детей сопротивляться смерти нужно поддерживать. «Нужно следить за своим здоровьем, тренироваться, и тогда целый ряд трудных ситуаций человеку удастся избежать. Сильные, закаленные люди меньше болеют, позже стареют».

 

Психологи давно уже пришли к единому мнению о том, как развивается отношение к смерти у детей.

До 3 лет дети воспринимают смерть как некую условность. Герои сказок сражаются и гибнут, но плакать над книгами дети начинают только лет с 12. Малыши, даже если им довелось присутствовать на похоронах бабушки, могут спросить на следующий день: «А когда уже бабушка вернется?» и спрашивать это каждый день. Нужно набраться терпения и повторять ответ столько, сколько потребуется, пока это событие не уйдет в прошлое и не перестанет быть актуальным для ребенка.

С 5–6 лет до 9 дети переживают смерть как нечто невозможное, предельное, несправедливое, испытывают панический страх и фантазируют на темы ухода. Иногда они представляют себя умершими, чтобы доказать близким, как невнимательны они были к своим детям. Фантазии о побегах и трагической кончине могут занимать ребенка, он уже знает или догадывается, что мертвые «не возвращаются», их «закапывают». Их интересует, не произошла ли ошибка? Что такое смерть? Ответы, которые предлагают мои коллеги: «Люди перестают дышать, смотреть, пить, есть и думать», «Смерть – это самое сильное изменение в человеке, когда он уже перестает быть собой».

Дети также интересуются, хорошо ли быть человеком? Не дольше ли живут лошади, вороны, слоны, собаки? Сколько собирается прожить мама, а папа? На ответ: «70 лет», могут спросить: «А что нужно сделать, чтобы это было 80?» Их восхищают рассказы о стариках, которые достигли возраста 100–115 лет. Признаться, они и меня восхищают. Когда я смотрю на 90‑летнего актера Зельдина, играющего Дон Кихота, я переживаю внутреннюю эйфорию. А Сергей Михалков? А девяностолетние русские балерины и манекенщицы, с которыми я повстречалась в Париже на презентации книги «Красота в изгнании» Саши Васильева? Дети правы, есть такие секреты, которые продлевают человеку жизнь. Один из них – творчество.

 

Типичные ошибки родителей:

 

Говорить, что умерший только ушел, уехал, тяжело заболел и лежит в больнице.

Ребенок будет ждать, спрашивать, куда он уехал и когда вернется, почему не звонит. Может, он рассердился, и поэтому больше никогда не захочет вернуться? К тому же дети начнут воспринимать любое недомогание как возможную причину смерти человека. А если использовать метафору сна («Он заснул вечным сном»), дети начнут бояться темноты и сна, паниковать, когда родители оставят их одних в спальне в кроватке. Некоторые дети обладают фантастическим по яркости воображением, и любой шорох или скрип двери может их испугать или напомнить о смерти.

Стараться избегать всяких упоминаний об умершем, как будто его никогда и не было. Физический уход не сопровождается в жизни таким быстрым психологическим устранением человека. Наоборот, со временем образ родного, психологически близкого человека становится еще ярче, ближе, мы помним все самое милое, дорогое нашему сердцу, начинаем скучать и иногда разговариваем с человеком, которого нет. Взрослые могут ходить на могилу, в церковь или просто обсуждать свои переживания с друзьями. Ребенок тоже должен иметь возможность пережить утрату вместе с другими. Переживание горя относится к тем социальным навыкам, которые нам следует передать детям. Именно в эти минуты люди чувствуют близость и родство, семья сплачивается.

 

Можно посмотреть с ребенком семейные фотографии, рассказать о погибшем или умершем какую‑то историю – просто интересную, смешную или грустную. Дети должны понимать и чувствовать, что как бы ни сложилась судьба человека, о нем помнят и тогда, когда он перестает принимать участие в жизни. «Дед говорил..», «Бабушка всегда в таких случаях напоминала..». Совместные воспоминания – это не просто ритуал, это еще и способ формирования единой идентичности семьи. Семья всегда поддержит, поможет пережить утрату и искренне порадуется вашему успеху. Традиции всегда подсказывают, как себя вести. Трудность заключается в том, что традиционный уклад большой семьи разрушается, и люди, в том числе дети, все чаще оказываются один на один с самыми разными ситуациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.006 с.)