Кого позвать на помощь, если родителей Нет рядом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кого позвать на помощь, если родителей Нет рядом.



 

Российские родители очень много времени уделяют развитию интеллекта ребенка, но при этом забывают сообщить ему элементарные сведения, которые бы гарантировали его безопасность.

 

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

К пяти годам ребенок должен знать:

♦ Свое имя, фамилию.

♦ Имена, отчества и фамилию своих родителей.

♦ Свой адрес.

♦ Номер своего телефона.

♦ Номера телефонов служб спасения: «Скорой помощи», милиции, пожарной, службы спасения МЧС.

♦ Телефон(ы) одного‑двух знакомых или родственников, к которым можно обратиться в случае проблемы или неприятности.

 

Поскольку эти телефоны используются редко (слава богу!), малышу их легко забыть или перепутать. Даже взрослые путают номера «Скорой помощи», пожарной охраны и милиции, помня только, что один из них – «01», другой «02», третий «03».

В качестве приема, помогающего запомнить телефоны, используют рисуночные «напоминалки». В психологии это называется методом пиктограмм. Делается очень просто: нужно вместе с ребенком нарисовать слева цифры номеров телефона, а напротив подсказки.

Например:

«Скорая помощь» – красный крест;

«Милиция» – пистолетик или полосатый жезл;

«Пожарные» – горящая спичка или дом;

«МЧС» – голубая каска.

Напротив своего номера телефона – портрет самого ребенка с характерными приметами, например веснушками или рыжими волосами, а напротив друзей семьи – лицо одного из них, например усатого дядю Колю.

Шпаргалку нужно повесить на видном месте, у телефона. «Ну‑ка, детка, какие циферки набирают, когда нужно звонить в «Скорую помощь»?» – прикрыв ладонью, спросите сынишку или дочку. А если он или она забыли, то можно открыть или похвалить, если ребенок воспроизвел все правильно. Дети любят игры на проверку их смекалки и сообразительности.

Заодно они научатся составлять портреты людей и получат представление об особых приметах людей. ото поможет им в дальнейшем развивать свою наблюдательность не столько в сторону подозрительности, сколько для того, чтобы быть внимательней к людям, ребятам, с которыми они играют.

«Мама, почему ты надела эту кофточку? Ты ее надеваешь, когда у тебя плохое настроение». А и правда, думаю, нейтральная белая блузка, может, это флаг внутренней капитуляции? Опять не сдала на водительские права. Надо будет в следующий раз надеть красную или оранжевую – с мощной оптимистической энергетикой. Вполне возможно, что и результат будет другой.

Кстати, красный цвет формы спасателей‑пожарных как раз сигнализирует об опасности. Он обозначает, что произошло что‑то чрезвычайное. В психологии этот цвет считают цветом повышенного возбуждения. Яркий цвет формы пожарных всего мира выбран для того, чтобы их видно было издалека. Во врачебной практике он был бы неуместен. Белый – нейтральный, спокойный, цвет чистоты и стерильности, но и его стали заменять более оптимистичными – голубым и салатным. Потому что в большинстве культур белый – ритуальный цвет. Людей в белых халатах боятся.

Наш небольшой список должен быть поделен пополам. Потому что домашний телефон, телефон знакомых, а также домашний адрес не стоит рассказывать кому попало. Их нужно обозначить как «секретную семейную информацию». И, пожалуй, ее нужно изобразить на обратной стороне листка, «лицом к стенке».

Свой адрес дети запоминают наизусть точно так же, как они запоминают имена людей, их фамилии.

 

Игра в особые приметы прекрасно тренирует наблюдательность!

 

Игра в особые приметы состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку один из законов восприятия: мы узнаем людей по некоторым выдающимся признакам. Например, если на листке бумаги нарисовать только бороду и шапку Деда Мороза, то на вопрос: «Кто это?» – последует ответ: «Это – Дед Мороз». Если же только бороду, то уже труднее – какой‑то дед, или дядя незнакомый, может, даже Бармалей. Веснушки, кольца на руках, банты в косичках, значок на лацкане пиджака могут маркировать людей и персонажей сказок. Все герои сказок имеют свои особые приметы. Нарисуйте дерево, а из‑за него пусть торчит… пропеллер.

– Ну‑ка, кто спрятался за деревом?

– Карлсон! – ответит ваш Малыш.

– А у кого такие большие коричневые уши торчат из‑за телевизора?

«Чебурашка!» – вот ожидаемый ответ.

 

Но, помимо портрета, есть еще и общий контур тела, по которому, как показывают психологические эксперименты по восприятию незнакомцев, мы распознаем людей. Грубо говоря, есть толстяки, худые и мускулистые люди. По– научному – пикники (изображаются кругом), астеники (изображаются палкой) и атлеты (изображаются квадратом). И эти три типа конституции могут совпадать с тремя известными нам мерами роста, то есть быть высокими, среднего роста и низкорослыми. Получается девять типов: «маленький толстячок», «средний толстяк», «огромный толстый дядька»; «маленький спортсмен», «средний спортсмен», «огромный шкаф, а не человек». Про астеников: «худые и длинные», «каланча», «дядя Степа‑великан», про худого и маленького скажут: «Хлюпик какой‑то»; нормальный в нашей культуре – худой, среднего роста человек.

А теперь попробуйте по этой нехитрой классификации оценить членов своей семьи, соседей, случайных прохожих за окном. А потом Терминатора, Папу Карло, ведущего любимой программы для детей (если такой есть) и мальчишку, с которым ваш ребенок не в ладах.

Думаю, вы, как и я в своих прежних исследованиях, будете наблюдать одну интересную закономерность: дети быстро научаются классифицировать людей и персонажей, но переоценивают их рост и размер. Они ведь маленькие, и им все кажутся большими или толстыми!

 

Чем пристрастней мы относимся к персонажу, тем тяжелее нам дается объективная оценка. Количество переоценок в ту или иную сторону может быть очень большим. Но хуже всего, что неприятные персонажи еще и плохо запоминаются. И взрослые могут через неделю после неприятного события сказать: «Какой‑то он неприятный, противный!», но не вспомнить ни цвета глаз, ни особенностей голоса человека, который им показался хамом или врагом. Больше всего с этой особенностью восприятия мучаются милиционеры, когда пытаются провести опознание, разыскать того, кто, возможно, приставал к вашей девочке на улице или приглашал вашего мальчишку прокатиться в машине.

Еще один прием – игра с рожицами. Ну, вы знаете считалочку:

«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая, палка‑палка, огуречек, получился человечек!»

Рожица состоит из точек‑глазок, палочки‑носика, которые теоретически присутствуют во всех лицах. А вот бровки и ротик могут очень сильно менять лицо в зависимости от того, вздернуты они вверх, вытянуты в горизонтальную линию или разъехались в стороны. Помните знаменитые театральные маски Драмы и Комедии? Линия рта опущена – грустный клоун с домиком отчаянных бровей. Обратите внимание ребенка на разницу в лицах веселого и незадачливого Буратино и печального Пьеро. Линия рта и бровей – основа психологических портретов людей.

Такая игра во время обычных для ребенка занятий рисованием прекрасно тренирует его наблюдательность, что важно не только в целях безопасности, но и для распознавания состояния людей, чтобы уметь их поддержать, утешить или посмеяться от души вместе с ними.

 

Но на этом история не заканчивается. Наши дети очень много знают, но плохо применяют свои знания на практике. Когда приходит настоящая беда, не всем им и не всегда хватает самообладания.

 

Чужой среди своих!

 

Сказка о семерых козлятах – про то, как опасно доверяться чужаку, как легко можно попасться на уловки чужака, впустить его в дом и пропасть. Случаи кражи детей, угроза насилия, киднепинга заставляют нас задумываться над тем, как предостеречь детей от реальной опасности?

Мои замечательные знакомые имеют двоих детей: Осхана и Гулю, восьми и семи лет. Когда я звоню им, можно услышать:

– Мама скоро подойдет, извините, она в ванной.

– Не забудь передать маме, чтобы она перезвонила, – поболтав с детьми, добавила я.

В первый раз я ждала ответного обратного звонка три часа! Позвонив вечером, их мама Баян объяснила, что так дети отвечают всем, кто звонит, если родителей нет дома. Мамы не было дома, она пошла, как мама‑козочка, на рынок. Так что даже если бы кто‑то попытался подделать голос, дети не откроют дверь. Вы даже не догадаетесь, что дома никого нет. «Мама в ванной» означает: «Мы не одни!» То, до чего не додумалась мама‑козочка, пришлось додумывать современной женщине из мегаполиса, в котором большинство людей для нее и ее детей – чужие и незнакомые.

По опыту своих поездок на Запад я знаю, как строго там закон преследует родителей за то, что они оставляют своих детей до 12 лет одних дома. Комедия «Один дома», как вы помните, состоялась только потому, что ребенка элементарно забыли в этом доме. Фильм умалчивает о возможном штрафе для родителей. Наша женщина вынуждена оставлять детей одних, без присмотра, да еще на попечении друг у друга. Сегодня уровень разводов в стране выше 50 %, уровень бедности – 70 %. Молодые мамы сплошь и рядом выходят из декретных отпусков из‑за того, что им не хватает денег. А 25 % детей в Москве вообще остаются на воспитании у бабушек, потому что их мамы пытаются исполнять роль пап – содержать семью. По моим наблюдениям, мы начинаем систематически оставлять наших малышей дома примерно с пяти лет.

 

Не хочется вспоминать страшные случаи, но стоит не только самим запомнить, что нужно проверить перед тем, как оставить дом, но и детей научить контролировать ситуацию.

Нужно нарисовать пиктограмму‑памятку «Опасный список»:

♦ Утюг

♦ Свет (лампа, розетки)

♦ Газовая плита

♦ Водопроводные краны

♦ Окна

♦ Ножницы, ножи

Не забудьте убрать режущие и колющие предметы. Есть заглушки на розетки, которые позволят избежать несчастного случая. Провода также должны быть убраны из‑под ног детей.

Это совсем просто! Нарисуйте «Опасный список» один раз с ребенком, и вы поразитесь, как быстро он все запомнит.

Еще бы! Психологи, изучающие проблемы памяти, знают: то, что становится предметом деятельности ребенка, запоминается практически навсегда. Рисовать нужно даже тогда, когда ребенок уже научился писать и делает это довольно грамотно. Если количество зрительных образов не превышает семи, ребенок сможет запомнить их с первого раза! Словесная информация запоминается хуже и воспринимается более формально, эмоционально индифферентно.

Если дети остаются одни, то с ними можно разыграть несколько типичных ситуаций внезапно возникшей опасности. Вам самим будет спокойней, если вы все предусмотрите.

Но даже предусмотрев все, нельзя быть абсолютно спокойным и уверенным, что ничего чрезвычайного не произойдет.

 

Бравый пожарный

 

Мои друзья‑телевизионщики из МЧС г. Салехарда (Ямало‑Ненецкий АО) на местной студии снимают программу «Азбука безопасности», которая затрагивает вопросы элементарных знаний о безопасности для малышей. Один из их любимых персонажей – Бравый Пожарный. В Ямало‑Ненецком округе нефтяное производство связано с повышенным риском и реальной частотой возникновения пожаров, жертвами которых становятся дети. Это у них сгорели дети в интернате..

Их Бравый Пожарный похож на Леонида Якубовича, ведущего «Поля чудес» – полноватый веселый дядя с пышными усами, веселыми глазами. Он дружит с другим персонажем –

Огоньком. Они вместе спасают детей в различных катаклизмах. Авторы программы считают, что к стихиям нужно воспитывать дружеское, спокойное отношение. Иначе они будут вызывать панику и шок.

Бравый Пожарный, Дядя Степа‑милиционер – вот друзья и помощники детей в беде. Вспомните, дети часто рисуют пожарные и полицейские машины, мечтают соответственно быть милиционером и пожарным. Для мальчишек они – верх геройства, мужских полномочий. Самые бесстрашные. Они защитят. В традиции американского кино полицейские, пожарные и работники спецслужб – классные ребята, на них можно положиться. Они действуют технологично, эффективно и слаженно. Крепкие орешки! И по– настоящему переживают за детей. Словом, с ними можно и нужно сотрудничать. В наших реалиях «мент» – это волюнтарист. Захочет – горы свернет, не захочет – напьется с горя и не выйдет на задание.

И вот печальное наблюдение моих коллег из Салехарда: даже выслушав инструкции о поведении в случае возникновения пожара, дети не следуют им! И самое парадоксальное: в случае возникновения пожара они пугаются пожарных, облаченных в громоздкие красные формы из огнеупорных тканей.

Возникая в дыму и огне, они напоминают им динозавров, Годзиллу, огненных монстров. Дети прячутся под кроватками и в шкафах. Так погибли дети в интернате.

Вспомните: если ребенок пугается чего‑то, он в ужасе закрывает лицо ладошками, чтобы не видеть опасность, и громко кричит. Такова одна из физиологических реакций страха. Она создает иллюзию защищенности. Под кроватью можно спастись во время редких в наших краях землетрясений, но вряд ли – от пожара. Из этого наблюдения следует особая инструкция для пожарных: искать детей под кроватями и в шкафах. Кстати, маленькие котята тоже прячутся, как дети. Действует один и тот же защитный рефлекс.

Но ребенок от пережитого шока может и замолчать. Мы называем это – «потерять дар речи». Шок – это глобальная реакция торможения, которая развивается в организме в ответ на раздражитель, по своей силе превосходящий резервы организма. О том, как вести себя, если ребенок в шоке, поговорим ниже, когда речь пойдет о детях и терактах. А сейчас вернемся к ситуации пожара.

Детям нужно рассказывать не истории о том, что «один мальчик не слушался маму, поджег спички, спалил дом, да и сам сгорел!» Напротив, лучше рассказать детям истории о храбрых мальчиках, которые спасают себя, своих братьев, сестер и животных. Основная установка: «Пожар можно победить! Жизнь можно спасти!» А что они делают, эти храбрые дети?!

♦ Огонь боится воды. Если нет проводов, поливать небольшой огонь на улице можно водой.

♦ Но лучше позвать взрослых – соседей, прохожих. Это тоже геройский поступок.

♦ Если причина огня – короткое замыкание, вода может привести к еще большей беде. Тушить огонь в квартире самостоятельно нужно только в крайнем случае.

♦ Выскочить из огня можно через дверь или окно. Окно – хорошо, если вы живете невысоко. Окно должно открываться.

♦ Но если ребенок заперт в огне, то лучше спрятаться в душе или ванной. Внимание! Вентиляция в ванной должна быть в полном порядке.

Проиграть ситуацию пожара можно тоже в рисуночной форме. Нарисуйте ваш дом и вырежьте маленького человечка, которому придется выбраться из неприятностей одному. Такой же вырезанный огонь может перемещаться по всему рисунку дома. И в зависимости от того, где возникает очаг пожара, должен будет перемещаться бумажный персонаж. По условиям игры он обязательно спасется! Подумайте, как бы вы хотели, чтобы поступил ваш ребенок? Может, он должен позвонить? Может, он должен просто выскочить из дома?

♦ Стоп! А ваш ребенок знает, как открыть дверь изнутри, если он остался один запертым? У него есть ключ?

♦ В памяти телефона записан ваш номер или номер соседа, по которому ваш сын или дочь могут позвонить автоматически? Это стоит сделать, чтобы сократить время и избежать ошибок в наборе номера, неизбежных в случае волнения.

Тренируясь, проигрывая с ребенком сложную ситуацию, будь то появление незнакомца, или сложная познавательная задача, не забывайте хвалить и поощрять ребенка. Он должен быть уверен, что справится, он должен быть смелым и решительным.

 

Дети в условиях терактов

 

Я, как и все московские психологи‑эксперты, привлекаюсь к участию в различных мероприятиях по оказанию помощи населению. С работой специалистов по посттравматическому стрессу, а именно так называются клинические психологи, которые работают с жертвами терактов, я ближе познакомилась при подготовке очередного телевизионного сезона «Улицы Сезам». Теракты – это новая реальность, в которой растут дети из многих стран мира – Израиля, США, Франции, Испании, Турции, России.

 

СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дети всех возрастов сразу попали в число жертв самых крупномасштабных террористических актов в России, начиная со взрывов двух домов на Гурьянова и Каширском шоссе в Москве (юго‑восток столицы) в 1999 году. Вокруг взорванного дома стояли четыре детских сада и одна школа, что, конечно, учитывалось террористами. В результате терактов на улице погибли 223 человека. 18 человек стали жертвами взрыва жилого дома в Волгодонске. В этих терактах, по разным оценкам, погибли от 10 до 15 детей. А места взрыва стали эпицентрами распространения страхов и среди взрослых, и среди детей. Теракт в школе № 1 в Беслане 1 сентября 2004 года стал самым крупным и шокирующим в хронике терактов в России. В результате захвата заложников, по официальным данным, погибли 330 человек, более 700 раненых. Среди погибших – 156 детей.

 

Из сообщений в прессе было видно, что уже буквально в первые часы после терактов в Волгодонске, в Москве, а потом и в Беслане самые крупные и влиятельные организации заявили о своей готовности помогать пострадавшим. Ассоциация экспертов детства во главе с детским нейрохирургом Леонидом Рошалем, специалисты Института психологии РАН, Института психиатрии РАН, Института судебной медицинской экспертизы имени Сербского, Центра психологической и педагогической реабилитации ЦАО г. Москвы, Центра экстренной психологической помощи МЧС России объявили о своей готовности принимать участие в психологической реабилитации детей.

Однако реальный опыт работы с жертвами терактов у нас только накапливается. Мы учимся у психологов Израиля, обмениваемся информацией с американцами. Две первые диссертации, в которых хоть как‑то обозначена проблема особенностей посттравматического стресса именно у детей, были защищены на базе Института психологии РАН только в 2004 году, то есть совсем недавно. В остальном психологам приходится работать вслепую, полагаясь на интуицию, здравый смысл и профессиональный опыт работы в аналогичных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.048 с.)