Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что главное в них сродно и различно?
Мир привык свое, мирское, мыслить в противопоставлении церковному. Это противно истине. Святым открывалось помазание Духа Святого и на творениях светского искусства. Светская жизнь висит на благодати Божией над адской бездной, даже когда отчаянно противится Удерживающему. "Все, что мы, люди, в этом мире пишем, все это (хотим мы того или не хотим) имеет отношение к богословию нашей веры... Мир богословствует, даже когда молчит о Боге и изгоняет Божию святыню из человечества. Я склонен считать и светскую литературу... родом богословия жизни и культуры", — писал выдающийся пастырь Церкви.1 Если "духовный мир и есть реальность и сущность вещей"; если в духовности и состоит "rerum natura", как писал Византийский Старец начала XV века, то только духовный мир, стоящий вне ограничений, цепей и рамок вещного мира, может давать ему объяснение и смысл. Как связаны две ветви культуры? Соотнести ли церковное пение с красотой Божией, а светскую музыку — с красотой тварного мира? Так полагает В.Мартынов. Но не открылась ли и в светском искусстве — хоть в какой-то степени — красота первообразная? На выставке детского рисунка под девизом: христианство задавило драгоценное языческое прошлое Руси, к нему надо вернуться, — что нарисовали самые маленькие? Вот Лада, богиня языческой "любви"... А рисунок, детски неловкий, умиляет смиренно-целомудренной неземной чистотой. Что открылось детскому взору? Неужто только красота человека? Тогда почему ничего подобного не находим мы во времена язычества? "Корень девства и неувядаемый цвет чистоты", Богородица дивным, непонятным образом напечатлелась в душе ребенка, которого хотели обмануть растлители духа. Сказались века христианской жизни народа! Заостряя мысль, можно сказать, что и главный предмет гуманистических восторгов — белоснежная языческая Греция — в каком-то смысле есть порождение богооткровенной христианской веры: время убелило некогда ярко раскрашенные мраморные статуи, чистота христианской веры убелила дух (по сказанному: "для чистых все чисто" — Тит. 1:15). Любуясь ее храмами, полезно все же вспомнить о запахе крови: даже и в пору наивысшего ее расцвета приносились человеческие жертвы! Можно восхищаться мужественной простотой диких славян. Но захотели бы мы жить среди людей, в строительную жертву богам-демонам замуровывавших в стену младенцев? "Все прежнее изменено... Новая благодать Божия все плотское переменила на духовное, отерши так сказать Евангелием своим всю древность как бы губкою". 2 "В конце X века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели — русский народ, течение шести веков … вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении".3
Невероятна мощь христианской традиции! Если б сохранилась древнегреческая музыка, то и она была бы преображена этой чистой преображающей силой христианства. Немногие сохранившиеся образцы подтверждают сказанное. Вот перед нами легкомысленная, судя по словам, песенка второго века, высеченная на надгробном памятнике (Сколия Сейкиля): Пример Смысл слов — пей и веселись, пока жив. Но сам напев в современном восприятии слышится по-иному: великая традиция христианства преображает легкомыслие в духовную легкость. Начальный скачок мелодии претворяется в невесомо-свободное возлетание души в прозрачную чистоту и небесную радость. Может ли современное ухо вычеркнуть из себя эту прозрачную чистоту квинты, которую вписала в себя через множество гениальных мелодий? Бессмертная неотмирная красота христианской культуры покорила себе вселенную. Ведь не просто так весь мир на международных конкурсах играет концерты Моцарта и других композиторов. Индийские раги, японское искусство гагаку остались явлениями локальными. И в них свет, ибо, как доказал Тертуллиан анализом словоупотребления язычников, "всякая душа христианка". Но здесь — "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Вот и потянулись к красоте христианской культуры души-христианки со всех концов земли, даже и из тех мест, где сознание, казалось, было удержано в кругу понятий ветхой жизни.
В чем же тогда связь и различие богослужебного пения и светской высокой музыки? Где провести разграничительную линию между ними? Такой критерий — в различии действий благодати, которая, будучи единой, по-разному живет в людях в соответствии с их духовным состоянием и характером деятельности в данный момент. Всякую душу она призывает к пиру веры, увлекая сердца красотою небесных истин. "Много званых" (Мф. 20:16; 22:14; Лк. 14:24)! Избранных же, откликнувшихся на призыв, обручивших себя Христу, получивших залог Духа для уверенности в спасении, — благодать просвещает, преображает, перерождает рождением свыше, усовершает, усыновляет, обоживает. Последнее — лишь в лоне Церкви, Тела Христова; токи преображающей благодати пронизывают и богослужебное пение. Начальная же, призывающая благодать, по мысли св. праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Игнатия (Брянчанинова), струится и в произведениях светского искусства. Она-то и составляет сокровенное содержание серьезной музыки. Потому-то для оценки серьезной музыки используются и могут быть использованы полнее религиозные термины. В призывающей благодати Божественное начало дивно сопряжено с человеческим. Призвание Божие предлагает человеку отнюдь не чуждое ему, а родное. То, что вложено в него как его сущность и энтелехия, как сокровеннейшая потребность жизни. То, без чего его нельзя назвать и человеком. Самая глубинная и высочайшая потребность человека — в бессмертии, в вечности, Истине, Красоте, Любви Божией, в Жизни преизбыточествующей, блаженной, святой. Потребность в Боге. Ее-то и распаляет серьезная музыка своей неотмирной красотой и высотой, рождая в слушателях тяготение к небесной вышине. Отблеском Божией красоты светская музыка возбуждает духовную жажду, будучи не в силах ее удовлетворить, отчего в ее красоте возникает щемящая нотка: предчувствие недостижимости Бога в рамках светского искусства. "Созерцание идеальной красоты всегда рождает боль". "Должна быть еще другая, не знакомая мне жизнь, которая говорит языком книг, картин и музыки, будит во мне тревогу, манит меня", — говорит героиня Ремарка (Жизнь взаймы, М., 1960, с. 43). Откуда эта боль, эта тревога? Тревожат укоры совести: далека душа от Бога, не живет по заповедям, потому не имеет мира, залога вечности. Задача духовно-нравственного анализа и будет заключаться в том, чтобы увидеть, что именно влечет дух человеческий ввысь… Это и есть анализ в исходном святоотеческом смысле слова: восхождение от видимых и слышимых образов к неизреченному Первообразу. Поскольку светская культура выделилась из расцерковлявшейся церковной культуры, перестававшей быть "иконосферой" — окном в Божию реальность, то и начать анализ соотношений двух рукавов музыки гуманистической эпохи нужно с исторически и сущностно первичного.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.005 с.) |