Значение соединения регистров в постановке голоса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение соединения регистров в постановке голоса.



   В вокальной практике, под соединением регистров подразумевается сглаживание регистровых переходов в зоне стыков. Но исследуя регистровые приспособления певческого голоса, обнаружили наличие смешанного слияния регистров у наиболее одаренных академических переходов в связи с тем, что голосовые складки работают в едином, гибком режиме от низких до верхних звуков диапазона. Народные ровные голоса большого диапазона, с природной постановкой голоса, следует отнести по механизму смыкания голосовых складок к смешанному типу.

   Ориентируясь на природную постановку голоса, мы добиваемся единообразного и ровного звучания голоса и раскрытия потенциальных возможностей его резонирования на всем протяжении диапазона, соединяя, связывая, или смешивая (эти термины, подразумевают один и тот же смысл) регистры. Мы это делаем соединяя головное и грудное резонирование на каждом звуке диапазона в естественной, удобной, не нарушающей органичного и плавного течения голоса, пропорции.

Можно сказать, что смешанное пение, на соединении регистров, необходимо для полноценного акустического звучания голоса.

Совмещение грудного и головного резонирования на каждом звуке диапазона обеспечивает полноценный объем обертонов и ровность голоса на всем протяжении.

Чаще всего приходится иметь дело с голосами, которые неплохо звучат на каком-то отрезке не больше октавы. На нескольких средних звуках родного диапазона они звучат хорошо, а по мере движения вверх и вниз звучание ухудшается. Ограниченный диапазон распевов в фольклорном однорегистровом пении, в различных фольклорных группах, очевидно, ограничен этой наилучшей зоной звучания голосов. Тем не менее, помимо однорегистрового «широкого» пения в фольклорном (аутентичном) пении существуют и разные типы звукообразования. Обратимся к примерам:

  1.ОДНОРЕГИСТРОВОЕ ГРУДНОЕ пение «широким» звуком в южнорусских областях с якающим говором.

  2.ОКТАВНОЕ, более округленное пение грудного, или микстового / на слух автора/ голосообразования. Оно характерно для северо- русских областей с окающим говором. Здесь наблюдается «столбовое» пение, где органично сливаются высокие и низкие голоса.

  3.МИКСТОВОЕ(смешанное) пение, распространенное в некоторых областях России, расположенных ближе к центру. Автор слышал такое пение в Рязанской, Смоленской, Брянской, Ульяновской и других областях.

В некоторых районах Московской области было распространено полнообъемное хоровое звучание большого диапазона. Ярчайшим представителем такого пения был хор Яркова, уроженца Бронницкого уезда. По манере звукообразования он был очень близок к хорам Архангельской области, отличаясь лишь более светлым и теплым звучанием, которое придавал ему московский стиль музыкального распева и акающий говор.

Соединение головного и грудного резонироваяния (высокой позиции звука и диафрагмальной опоры) необходимо не только для пения в большом диапазоне, но и для свободного качественного звучания во всех региональных стилях, в том числе и южно-русском стиле «широкого» пения.

  Как мы знаем, каждый звук, имеет обертоновые призвуки, которые обогащают его тембр. Чем больше в голосе обертонов, тем красочнее звучание.

  Для выравнивания голоса необходимо:

   - Освобожденное и естественное певческое дыхание.

   - Слитное проведение, на звуковом потоке, образно-смысловой интонации, по всем гласным сверху.

   - Совмещение округления звука с интенсивным открытием гласных по принципу, чем больше гласные звуки ОКРУГЛЯЮТСЯ, и сужаются, тем больше в энергичном распеве гласные ОТКРЫВАЮТСЯ за счет того, что язык и нижняя челюсть естественным способом выносятся вперед и вниз.

 

 

.

Артикуляционный аппарат.

Речевая основа. Дикция и орфоэпия.Роль нижней челюсти. Язык за челюстью. Челюсть, которая находится в правильном положении (вниз-вперед), помогает вынести звук вперед. Круглое положение рта дополнительная область резонирования. Работа губ. Позиция языка. Мягкое небо. Обратная связь. Проговариваем. Работа глотки (широкая и свободная). Формирование с помошью кончика языка и на кончике языка.

Для того чтобы вокальный текст был естественен, каждый певец должен знать некоторые закономерности. Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна в той мере, в которой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных.

Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит, как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных.

Для того, чтобы при утрированном, активном произношении согласных не нарушалась мелодия, певучесть, кантилена, следует, согласно общеизвестному правилу, произносить их быстро, присоединяя к последующей гласной: Я-ва-слю-блю, лю-блю бе-зме-рно; Бе-зва-сне-мы-слю дня про-жить. При таком произнесении согласные выбивают голосовой аппарат из его вокальной установки всего на краткие мгновения. Если же утрируя, растягивать их, то кантилена, певучесть будет рваться, и звук не будет литься. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в середине фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов. Чистота, красота, культура речи имеет чрезвычайно большое значение и для пения. Если ученик говорит в быту неряшливо или имеет дефекты в произношении отдельных согласных (картавит, шепелявит, гнусавит), их необходимо исправить с помощью логопеда.

Следует помнить, что активное произношение согласных обеспечивает большую четкость и ясность образования последующих гласных. Момент зарождения гласного звука имеет большое значение для его разборчивости (динамическая форманта). Становление гласного звука при активном произношении предшествующего согласного получается особенно четким, что и обеспечивает его разборчивость для слуха. Полноценное впечатление от слова, даже если оно дикционно четко, получается только в том случае, если оно звучит естественно, просто – как в речи. Эта простота и естественность зависит от соблюдения в пении некоторых норм произношения речевых слов. Хотя, как мы это уже знаем, вокальность нарушает речевые качества гласных, все же некоторые нормы речи могут быть в пении соблюдены.

 

Это касается прежде всего вопроса чистых и смешанных гласных. Неопытный, начинающий певец делает все гласные чистыми, т.е. доводит их звучание до всей полноты и ясности, которая возможна. Такое пение чистыми гласными немедленно искажает естественность звучания слова. Слушатель говорит про такого певца, что у него «нет фразы». Естественное произношение слова в пении всегда предполагает умение петь чистые и смешанные гласные. Чистыми гласными должны быть только те, которые являются в слове ударными, а остальные редуцируются, смешиваются в той или иной степени.

Сложность пения смешанных и чистых гласных зависит в музыкальной фразе от того, что выразительное пение музыкальной фразы требует ведения звука к кульминации и заставляет слова подчиняться этой задаче, музыкальной выразительности. Все же совершенно необходимо уметь в каждом слове сделать одни гласные чистыми, другие смешанными, не нарушая музыкального хода и ровности фразы. Например: Мне грустно потому, что весело тебе.

Никакой естественности не получится, если все гласные попытаться спеть полными, чистыми. В сущности, естественное произношение будет близко такому. Мне гр[у]-сна па-та-м[у], што в[е]-си-ла ти-б[е].

Чистые гласные в этом примеры мы выделили скобками. Конечно, в написании трудно изобразить смешанные гласные, но все же если прислушаться, то звучание из будет близко к изображенному.

Сложность состоит в умении, не нарушая музыкальной фразы, ее движения и ее кульминации, сохранить естественность слов. Например, в словах «что весело тебе» длинная нота и кульминация музыкальной фразы падает на последний слабый неударный слог слова «весело». Сделать чистым звуком последнее О, как это приходится иногда слышать у неопытных певцов – это исказить слово. Здесь в слове «весело» надо сделать чистым и полным Е первого слога – ее, а конечное О – смешанным, хотя оно и долгое по звучанию и к нему стремится мелодия вверх.

Такие несовпадения музыкальных кульминаций с ударными слогами слова встречаются весьма часто, не говоря уж о переводных текстах. Каждый певец должен уметь преодолевать это несовпадение. Для этого совершенно необходимо научится искусству смешивать вокальные гласные, отталкиваясь от их естественного смешения и редукции при речевом произнесении текста.

Для естественности слова играет большую роль также умение перенести на пение элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным. Для этого чрезвычайно полезно продекламировать текст без музыки и прислушаться к звучанию отдельных слов, акцентов, речевых кульминаций, тембровой окраски и постараться перенести в музыку те элементы речевой выразительности, которые не нарушали бы развития музыкальной фразы. Конечно, здесь невозможно ни перенести интонационные скольжения, ни задержать отдельные слоги с целью их выделения и акцентировки, ни сделать динамические акценты – все регламентировано музыкой, строением музыкальной фразы. Однако характер атаки слога, бесконечное разнообразие тембровых окрасок звука в зависимости от эмоций, манеры артикуляции согласных – все это может быть перенесено в пение.

Наконец, четкое, естественное и выразительное слово в пении должно быть вокальным, т.е. как бы нанизанным на линию ровного, гибкого и выразительного звучания голоса. Как мы уже знаем, это результат единообразной певческой работы гортани, формирующей основные качества правильно поставленного певческого голоса: постоянное, устойчивое вибрато, постоянная интенсивность образования высокой и низкой певческих формант. Практически в ощущениях певца этому соответствует единство места звучания всех гласных, хорошее «озвучивание их в головном и грудном резонаторах», устойчивый, льющийся характер певческого звука.

Тем не менее певец должен удерживать в сознании смысл и содержание слов – ДУМАТЬ словесным образом, в результате чего у слушателя должно СОЗДАВАТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ живой разговорной речи. достигнуть этого можно только «переучив» автоматику речи. Переучивание заключается в наработке новых координаций, подчиненных законам пения и творческому замыслу исполнителя.

Разговорная речь скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. В разговоре смысловая информация сообщается протяженным интонационном посылом только на смысловых, ударных гласных, например: «Ой да, заболе---ла моя голо---вушка». Неударные гласные, на слуховое впечатление, почти не произносятся. Они как бы «съедаются», сохраняя лишь намек на гласные фонемы, необходимые для слитного произношения СОГЛАСНЫХ звуков.

В пении, которое условно можно представить как «распев слов на голошении», словесный ряд звучит непрерывной цепью открытых и интонационно окрашенных ГЛАСНЫХ. Согласные подзвучиваются на волне и на пути к ним. Однако в вокальном «оркестре» согласные, помимо их значения в словообразовании, играют роль своего рода ударных инструментов, каждый из которых имеет свой тембр.

При пении артикуляционный аппарат должен находиться в состоянии постоянной готовности к осуществлению непрерывного и осмысленного посыла СЛОВОЗВУКА. В это время мышечные ткани ротоглоточного рупора, сжимаясь, становятся упругими, открывая его пространство и усиливая акустический эффект резонанса. (По аналогии, вспомните резонанс инструмента, сделанного из рыхлого – сырого, и упругого – сухого дерева).

Следовательно, певец в процессе активного певческого ДВИЖЕНИЯ (мысли, слова, звука) должен сохранять стабильное положение ротоглоточного рупора и ЯЗЫКОМ ФИКСИРОВАТЬ форму гласной на время ее музыкальной длительности.

Однако язык не только фиксирует и выносит (посылает) гласные звуки, но и формирует их произношение.

Исходя из требований нашей певческой установки (собранное и единообразное произношение гласных), все гласные должны поизноситься в единой ОКРУГЛЛЕННОЙ форме, которая достигается посланным вперед и СОБРАННЫМ у основания нижних зубов языком. Язык при этом энергично подается вперед, опуская гортань и открывая зев.

Встреченное на пути препятствие (нижние зубы) не позволяет ему вытянуться во всю длину языка и строения ротоглоточной полости. Это положение создает как бы дополнительный «МИКРОРЕЗОНАТОР», который СОБИРАЕТ и ПОСЫЛАЕТ звук в нужном направлении. К вышесказанному следует добавить, что при округленном пении внутренняя и внешняя форма ротоглоточного рупора принимает значительно более ВЕРТИКАЛЬНОЕ положение по сравнению с горизонтальным, которое наблюдается при плоском и крикливом пении.

Особенности произношения согласных звуков.

  Как мы знаем, согласные звуки бывают звонкие, глухие, шипящие, свистящие, вибрирующие, мычащие и т.д., каждый на свой лад. По формированию – задненебные, верхненебные, губные, зубные (для более подробного ознакомления отсылаем к учебнику орфоэпии). В данном случае для нас важно то, что согласные не только мешают петь, но и содержат прекрасные звуковые возможности. Озвучиваясь гласными, они дают им, в свою очередь, красочную, характерную подзвучку. В «речевом оркестре» гласные можно уподобить непрерывно звучащим смычковым и духовым инструментам, а согласные, в разном сочетании, - всем остальным в составе оркестра.

Наша задача озвучить в распеве все звуки так, чтобы они не мешали, а помогали друг другу. В этом основную роль играет подготовительный момент.

     

Значение подготовительного момента в процессе пения.

Усваивая или отрабатывая тот или иной отдельный элемент техники, студент должен всегда ощущать его в связи и последовательности общей логики речи. при работе над песней он должен как бы внутренне видеть ее сквозное действие, стремясь к конечной художественной цели – «сверхзадаче» (по Станиславскому).

Каждый момент технического или эмоционального действия должен быть подчинен этой цели и, соответственно, подготовлен. Например, пешеход при ходьбе, опуская и ставя одну ногу, одновременно поднимает другую, готовя следующий шаг; пианист, нажимая пальцем клавишу рояля, одновременно поднимает другой, готовя извлечение нового звука. Поэтому действия пешехода и пианиста последовательны и логически связаны: отдельные шаги сливаются в целенаправленную ходьбу, а звуки в музыкальную речь.

Также и в пении: язык, к примеру, еще фиксирует положение фонемы А, а артикуляционный аппарат уже должен готовиться к произнесению последующего слога, ну скажем, РО. Нижняя челюсть начинает плавное движение НАЗАД и ВВЕРХ. В последнее момент к ней присоединяются язык и губы, которые, единым последовательным движением вперед и вниз, пропевают слог РО, открывая фонему О. если бы челюсть, как более громоздкая часть артикуляционного аппарата, не делая подготовительных движений, язык и губы не успели бы выполнить свою работу. Это и происходит у певцов, которые не владеют техникой распева слов.

То же самое происходит с диафрагмой, регулирующей подсвязочное давление (опору звука) на каждой гласной. Например, в последовательности звуков А-И во время звучания А, диафрагма опускается для подготовки «опоры» более узкого И и т.д., таким же образом она регулирует изменение высоты звука (особенно перед скачком мелодии вверх), обеспечивая плавное и ровное звучание голоса (подробнее см. в разделе «Система распеваний»).

Особо следует остановиться на подготовке акцентов. Как мы знаем, пение народных исполнителей отличается плавной текучестью голосоведения. Одновременно мы наблюдаем, что они не только делают, по желанию, акценты, но и специально акцентируют согласные звуки в целях своеобразной звуковой и ритмической игры, которая нисколько не мешает звуковедению.

Такой результат достигается тем, что народные певцы выполняют акценты артикуляционными средствами. Они УПРУГО АКЦЕНТИРУЮТ подготовленными отталкивающими движениями языка СОГАСНЫЕ звуки, не мешая интонационно-смысловому распеву гласных.

Необученные певцы, наоборот, акцентируют ГЛАСНЫЕ, ударяя по ним впереди стоящим согласным звуком. Последний, в свою очередь, «поддается» грудным воздухом снизу (при этом диафрагма подскакивает вверх). В результате, мы слышим грубое скандирование слов по слогам. Вряд ли нужно убеждать, что такая «техника» не отвечает ни смысловым, ни художественным задачам.

Думается, что основную причину здесь нужно искать в неосознанности исполнителем СМЫСЛА пения. В сознании «засело» УДАРНЫЕ гласные. Однако ударность осуществляется интонационной растяжкой гласный, но не лобовым ударом.

Помимо этого срабатывает речевой скороговорочный механизм «съедания» неударных гласных, в результате которого неударные гласные недопеваются т.к. язык, по привычке, торопится к следующему согласному звуку.

Об опосредствующем значении неударных (проходящих) гласных в процессе пения будет сказано в следующем разделе. Сейчас, в связи с вышесказанным, важно выяснить их роль в подготовке распева ударных гласных. Неударные гласные в распеве речи выполняют роль АУФТАКТА, ПОДГОТАВЛИВАЯ энергичный распев УДАРНОЙ гласной. Например, в распеве слова АРОМАТ, ударная гласная А (в слоге МА). Ей предшествует неударный гласный звук О.

Если представить пение в виде волнообразного движения, то О – это большая волна, на гребне которой распевается ударная А. О в данном примере – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ гласная. Отсюда вывод:

       Подготовительные неударные гласные должны распеваться с нарастающей энергией волны, в которой уже ЗАЛОЖЕНА энергия последующей ударной гласной.

 На основании вышеизложенного можно вывести правило:

Пение – творческий процесс, состоящий из непрерывного ряда подготовительных энергетических действий, которые обеспечивают его динамику и развитие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.02 с.)