Физическая культура – как органичная часть культуры общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура – как органичная часть культуры общества



В определении термина «физическая культура» указывается, что она является частью культуры.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [].

Основой культуры человека является соотношение областей его «знания» и «незнания». С помощью простой модели (в качестве «инструмента №2») на рисунке 2.1 рассмотрим области «знание» – «незнание». Необходимо отметить, что область «незнания», не ограничивается рамкой, закрашенной в серый цвет, она распространяется далеко за пределы листа – в бесконечность. Используем понятие «вектор познания». На рисунке 2.1 векторы в виде стрелок с обозначением Х1Х n условно показывают направление и величину наших усилий в процессе познания внутреннего или окружающего мира. Если вектор нашего познания Х1 и Х2 вращаются в области наших знаний (во внутреннем мире), то все вокруг нам кажется знакомым, а обстановка – комфортной. Здесь мы себе говорим: «молодец», «правильно», «хорошо» и т.п., но мы подтягиваемся 3 раза, не бегаем, не сильно напрягаемся. Во внутренней области нашего знания мы чувствуем себя чемпионами до тех пор, пока не повернем векторы нашего познания в направлении выхода за границы области нашего внутреннего мира – в сторону области незнания Х3 - Хn. Оказывается, в области незнания нам нечем похвастаться. Здесь нужно подтягиваться на перекладине 15 раз, быстро бегать, передвигаться на лыжах, уметь играть в футбол, волейбол и многое другое.

 

Рис. 2.1. Модель соотношения областей «знание» – «незнание»

 

От области незнания иногда для неподготовленного студента веет ужасом и страхом. Однако эти требования определены в учебной программе в виде нормативов и определенных знаний. Можно уверенно говорить о том, что каждый студент, регулярно посещающий занятия по физическому воспитанию, на протяжении учебного года становится способным освоить необходимые знания и выполнить требуемые нормативы. Освоение области незнания в физической культуре не всегда бывает легким процессом. Он иногда требует достаточно больших физических и психических усилий. Знакомство с областью незнания в любых учебных дисциплинах является нелегким занятием. Поэтому ожидание только положительных эмоций от занятий по физическому воспитанию не соответствует логике. Повышение уровня физических качеств, получение прочного двигательного навыка происходит только через преодоление высоких ступеней таких как «не хочу», «не могу», «не буду» и др. Поэтому студенты не должны обращать внимания на «предательские уважительные причины» и без лишних сомнений направлять вектор познания во внешнюю сторону области знаний по физической культуре. Только в этом случае студент становится создателем, носителем и потребителем материальных и духовных ценностей физической культуры и спорта. Таким образом, у студента постепенно будет расширяться область знаний, совершенствоваться двигательные умения и навыки здорового образа жизни.

Однако следует не забывать, что наряду с полезными знаниями могут быть бесполезные и даже вредные знания. Это такие знания, которые ведут к потере материальных и духовных ценностей. Например, известно, что в начале занятий по физическому воспитанию необходимо выполнить подготовительную часть занятия (разминку). Невыполнение этого методического требования часто приводит к травмам в основной части занятия. Каждый человек должен знать о травмоопасности некоторых физических упражнений, но не для того, чтобы травмировать себя и других, а чтобы избегать любых травм. Таким образом, травмы следует отнести к потере материальных ценностей. Можно привести примеры потери духовных ценностей. Например, бесполезно и вредно на своем опыте «узнавать», что означает для человека потеря таких духовных ценностей как дисциплинированность и терпение, с трудом приобретаемых с помощью приобщения к физической культуре. Такая потеря случается при частых пропусках занятий. Эта потеря сказывается не только при физических, но и при интеллектуальных нагрузках, проявляясь в виде самоуспокоения и самообмана, что все возникающие проблемы сами собой разрешатся. Словесно это выражается так: «Все равно нам зачет поставят…». Другим примером потери духовных ценностей является потеря веры в собственные силы. Такая потеря возникает при завышенных требованиях студента к себе и при несоблюдении принципа постепенности, регулярности и адекватности физической нагрузки. Наиболее ярко это проявляется в спорте. Известно, что применение в спорте стимулирующих препаратов (иногда запрещенных) приводит к потере веры в свои собственные силы.

В область культуры входит наука, медицина, религия, производство (производственная культура), физическая культура и многие другие области. В свою очередь, то пространство, на котором отсутствуют соответствующие области культуры, кратко можно назвать областью бескультурья, которая обозначена(БК) на рис. 2.2. Назовем бескультурьем то пространство, в котором отсутствуют духовные и материальные ценности культуры. Поэтому бескультурье может проявляться в самых непредсказуемых образах. На рис. 2.2 схематично представлены эти области и их взаимопроникновение.

 

 

Рис. 2.2. Соотношение областей непознанного мира, областей культуры и областей бескультурья (БК)

 

По объективным и субъективным причинам происходит проникновение культуры в область бескультурья и обратно – возникновение бескультурья в тех областях, где оставляются и попираются духовные и материальные ценности культуры. Следует отметить, что происходит проникновение ценностей науки, медицины, искусства и других областей культуры в область физической культуры, а также влияние ценностей физической культуры на эти области.

По аналогии с рис. 2.1 и рис. 2.2 можно представить взаимоотношение областей «физической культуры» и «физического бескультурья». Если есть физическая культура, то следует ожидать, что есть и физическое бескультурье, в их диалектическом единстве.

На рис. 2.3 в виде секторов размечены некоторые составные части физической культуры: физическое воспитание, физическая подготовка, рекреация, наука, массовые спортивные мероприятия и спорт.

В первой лекции отмечалось, что физическая культура является совокупностью ценностей норм и знаний, которыми владеет общество и в какой-то степени каждый человек. Но чтобы приобщиться к этим ценностям, человеку необходимо находиться в процессе определенной деятельности по их созданию, сохранению и потреблению. Из определения «физическая культура» это происходит путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Здесь возникают новые термины, которые также необходимо уточнить, сверяясь с понятиями из Федерального закона:

физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание человека, развитие его физических возможностей, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [];

физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик [];

физическое развитие это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека [].

Физическое развитие происходит в отсутствие целенаправленного педагогического воздействия на человека под влиянием биологических (генетических), возрастных, природных (физических) и социальных факторов.

 

 

 

Рис. 2.3. Соотношение областей непознанного, разделов физической культуры и гипотетических областей физического бескультурья (1)

 

Для дальнейших рассуждений нам следует подчеркнуть, что спорт, физическое воспитание, физическая подготовка и физическое развитие по определению являются процессами, а сама физическая культура не является процессом. По определению физическая культура представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний.

В процессе высокой двигательной активности сам человек является создателем, потребителем и носителем (хранителем) материальных и духовных ценностей физической культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.006 с.)