Лекция 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества



Лекция 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

1. Введение в учебный цикл «Физическая культура».

2. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

Определенный порядок процесса физического воспитания можно представить в виде иерархической структуры (рис. 1.1). Как отмечалось в предисловии, назовем его «инструментом №1» для исследования процесса физического воспитания.

1.Целью физического воспитания студентов вузов является формирование высокого уровня физической культуры человека, основанной на способности направленного использования материальных и духовных ценностей физической культуры, разнообразных средств и методов физического воспитания и спорта для сохранения и укрепления здоровья и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

Воспитательные

· формирование ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и воспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· понимание социальной роли физической культуры в развитии человека и подготовке его к профессиональной деятельности;

образовательные

· знание научно-теоретических, биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Развивающие

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· использование навыков активной двигательной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

Оздоровительные

· использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, а также использование методов самоконтроля в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

 

 

Рис. 1.1. Общая структура процесса физического воспитания

3. Средства физического воспитания. Для решения задач физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать задачи физического воспитания студентов.

4. В физическом воспитании применяются методы общепедагогические и специфические. Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания, спортивной подготовки) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам относятся:

  1. метод строго регламентированного упражнения;
  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  1. словесные методы;
  2. методы наглядного воздействия.

Оптимальное сочетание перечисленных выше методов в соответствии с методическими принципами (см. Лекция 8) может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

5. Формы организации: учебные занятия, самостоятельные занятия (утренняя физическая зарядка, физические упражнения в режиме дня), массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за организацию и проведение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физической культуры и спорта. Массовая оздоровительная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физической культуры и спорта и общественными организациями.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

1. Учебные занятия: теоретические, практические, контрольные;

2. Самостоятельные занятия: утренняя физическая зарядка, выполнение физических упражнений в режиме дня;

3. Массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедры физической культуры и спорта.

Теоретические занятия направлены на приобретение студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убежденности в необходимости творческого приобщения к ценностям физической культуры и спорта.

Практические занятия включают программный материал, обязательный для всех учебных групп, который содержит разделы, регламентирующие применение различных средств, направленных на овладение двигательными навыками, на повышение уровня физических качеств и поддерживание интереса к занятиям по физическому воспитанию и спортом среди студентов.

Программный материал практических занятий состоит из двух подразделов:

1) учебно-методического, обеспечивающего практическое овладение методами физического воспитания, физической подготовки и спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей человека;

2) учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеурочное время по заданию преподавателей или в спортивных секциях [,, ].

Массовые оздоровительные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студентов к регулярным занятиям по физическому воспитанию и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия организуются и проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физической культуры и спорта и активном участии профсоюзной организации вуза.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

· систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические), предусмотренные учебным расписанием;

· повышать уровень физической подготовленности;

· выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачеты по физическому воспитанию в установленные сроки;

· соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

· регулярно заниматься утренней физической зарядкой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом;

· активно участвовать в массовых оздоровительных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

· проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за уровнем своей физической и спортивной подготовленности;

· иметь спортивную форму и спортивную обувь в соответствии с проведением занятий в зале или на открытом воздухе.

6. Результат физического воспитания отражаетсяна уровне теоретических знаний, методических и двигательных навыков и умений, в морфофункциональных изменениях организма, на уровне физических качеств.

7. Контроль – завершающий этап процесса, на котором сравнивается соответствие результата поставленным в начале процесса задачам. Здесь определяется достаточность теоретических и методических навыков и умений, уровня физических качеств, а также необходимость коррекций в процессе физического воспитания студента.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований и упражнений определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания и доводятся до сведения студентов. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы. К выполнению зачетных упражнений допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Практические контрольные упражнения и нормативы с градацией оценки показателей приводятся в приложении 2. Отметка о выполнении зачетных требований по физическому воспитанию вносится в зачетную книжку студентов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какими общекультурными компетенциями (ОК), относящимися к физической культуре, должен обладать выпускник – бакалавр?

2. Что такое физическая культура?

3. Опишите иерархию общей структуры процесса физического воспитания в вузе.

4. Что является целью физического воспитания студентов вузов?

5. Какие средства применяются для решения задач физического воспитания?

6. Перечислите формы организации физического воспитания.

7. Какие обязанности возлагаются на студентов для успешного освоения ими программы физического воспитания?

 


Лекция 2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту

1. Физическая культура – как органичная часть культуры общества.

2. Сущность понятия «физическая культура человека».

3. Современное состояние физической культуры и спорта.

Таблица 4.1

«Инструмент» ознакомления с различными

Опорно-двигательная система

Описание данной системы представлено в табл. 4.2.

Функция опорно-двигательной системы связана с механическими воздействиями со стороны окружающей среды. Эти воздействия могут быть как непрерывными, так и кратковременными. Непрерывно воздействуют на опорно-двигательный аппарат сила тяжести, атмосферное давление. Кратковременное воздействие внешних сил человек испытывает при погружении в воду и в плавании, при выполнении физических упражнений, при метании спортивных снарядов, при контактах с соперником в единоборствах и т.п.

По характеру действия механические воздействия условно делятся на статические и динамические [,, ]. Дозированные статические нагрузки (с незначительными ускорениями) на определенные группы мышц приводят к увеличению их объема и силы (гантели, штанга, тренажеры).

Таблица 4.2

Опорно-двигательная система

Операция ознакомления Содержание системы
Определение Опорно-двигательная система – единая система, объединяющая скелет и систему мышц обеспечивающая целенаправленную функцию движения конечностей и туловища в пространстве.
Назначение Поддержание позы, прикрепление к скелету мягких тканей и внутренних органов, защита головного мозга, внутренних органов.
Состав 206 костей (85 парных и 36 непарных). Скелет: череп, позвоночный столб, кости грудной клетки, кости верхних и нижних конечностей. Система мышц, приводящих в движение отдельные кости и перемещение тела в пространстве.

Окончание таблицы 4.2

Операция ознакомления Содержание системы
Функции Механические: локомоторная, опорная, рессорная. В суставах могут происходить следующие движения: сгибание, разгибание, приведение, отведение, пронация, супинация. Биологические: кроветворная, выделение синовиальной жидкости для уменьшения трения на суставных поверхностях
Результат Сохранение заданной позы. Целенаправленное перемещение туловища, конечностей в пространстве в физических упражнениях. Перемещение предметов, выполнение трудовых операций.
Влияние повышенной двигательной активности Высокий уровень гибкости позвоночника, подвижности в суставах. Способность поддерживать высокий уровень механических и биологических функций.

 

 

Статические упражнения для растягивания мышц позволяют увеличить эластичность мышц и связок. Динамические воздействия сопровождаются значительным ускорением тела или его отдельных частей. Перегрузки, возникающие при кратковременных воздействиях, выражают отношением ускорения движения тела к ускорению свободного падения: n=a/g. Большие значения величины и длительности воздействия перегрузки могут привести к травмам. Влияние перегрузки на организм может зависеть как от уровня механических напряжений в тканях, так и от перемещения жидких сред организма (крови).

Поступательные перемещения человека, его конечностей происходят в результате маятниковых, круговых движений конечностей в определенных суставах. Имеется два основных режима работы мышц. Один из режимов происходит в условиях противодействия силе тяжести при поднимании вверх конечностей или груза, ходьбы или бега в гору. Другой режим происходит в условиях использования силы тяжести при опускании груза вниз, ходьбы или бега под гору и т.п.

В организме человека насчитывается более 500 мышц, общая их масса составляет от 30 % у женщин, до 40-45 % у мужчин. Конечности приводятся в движение путем сокращения мышц. Мышцы, содействующие движению в одном направлении, называются синергистами, а мышцы, противодействующие друг другу в разных направлениях, называются антагонистами. Сила мышцы зависит как от его поперечного размера, так и от степени его предварительного растягивания. Предварительное растягивание мышц происходит при различных бросках, ударных действиях, в упражнениях на гимнастических снарядах. Например, подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание в упоре на брусьях легче выполнять при незначительных размахиваниях, чем из статической позы.

Сенсорная система

Сенсорные системы являются координаторами взаимодействия всех систем организма в условиях повышенной двигательной активности человека (табл. 4.3). Уровень чувствительности сенсорных систем является важным фактором при обучении двигательным действиям. Между центрами отдельных сенсорных систем образуются специфические связи.

Двигательный анализатор является основным при выполнении любых (простых и сложных) движений. Афферентные импульсы, идущие от двигательных рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках, передаются в двигательный центр, обеспечивая управление движениями.

Зрительный анализатор обеспечивает восприятие окружающего пространства и изменения параметров пространства при движении. Зрительная информация необходима для управления двигательными действиями во всех видах деятельности человека и, особенно в физических упражнениях.

Слуховой анализатор обеспечивает начало, завершение, выбор и поддержание необходимого ритма двигательных действий.

Вестибулярная система способствует ориентации в пространстве, обеспечивает сохранение равновесия тела и координацию двигательных действий.

Таблица 4.3

Сенсорная система

Операция ознакомления Содержание системы
Определение Сенсорная система (анализатор) – совокупность специализированных нервных структур, осуществляющих восприятие определенных раздражений, передачу возникающих при этом возбуждений и их высший анализ в ЦНС.
Назначение Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды (рецепция).
Состав Анализаторы: двигательный, зрительный, вестибулярный, слуховой, тактильный.
Функции Передача энергии внешнего воздействия через проводящие пути в центральную нервную систему (ЦНС), где эти воздействия воспринимаются и анализируются.
Результат Поступление информации в корковый центр соответствующего анализатора, где завершается анализ и происходит синтез ощущений.
Влияние повышенной двигательной активности Устойчивость к укачиванию в транспорте, вибрации, гравитационным перегрузкам, кислородному голоданию, вынужденной гиподинамии на лекциях и других учебных занятиях.

 

Рецепторы тактильного анализатора, действуя в единой системе с рецепторами двигательного анализатора, обеспечивают информацией о силе и амплитуде движений. Они передают импульсы при движении кожного покрова. Эти сигналы имеют большое значение при выполнении точных координированных двигательных действий.

Нервная система

Описание данной системы представлено в табл. 4.4.

Поступающая сенсорная информация в ЦНС подвергается обработке, проходя последовательность центров, связанных длинными аксонами, которые образуют специфические проводящие пути, например болевые, зрительные, слуховые.

Таблица 4.4

Нервная система

Операция ознакомления Содержание предмета
Определение Нервная система – целостная морфологическая и функциональная совокупность различных нервных структур, которая обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Назначение Получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем
Состав Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Вегетативная, или автономная, нервная система (ВНС)

Окончание таблицы 4.4

Операция ознакомления Содержание предмета
Функции Нейроны ЦНС выполняют две основные функции: обеспечивают рефлекторную деятельность, а также сложную обработку информации в высших мозговых центрах. ВНС регулирует деятельность непроизвольных мышц, сердечной мышцы и различных желез.
Результат ЦНС: та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез. ВНС: поддержание гомеостаза, т.е. относительно стабильного состояния внутренней среды организма, например постоянной температуры тела или кровяного давления, соответствующего потребностям организма.
Влияние повышенной двигательной активности Совершенствование управления ориентацией тела в пространстве, координации взаимодействия функциональных систем организма.

Чувствительные (восходящие) проводящие пути идут в восходящем направлении к центрам головного мозга. Двигательные (нисходящие) пути связывают головной мозг и двигательные нейроны черепно-мозговых и спинномозговых нервов.

ВНС включает в себя симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Как правило, симпатическая система стимулирует те процессы, которые направлены на мобилизацию сил организма в экстремальных ситуациях или в условиях стресса. Парасимпатическая же система способствует накоплению или восстановлению энергетических ресурсов организма. Симпатическая и парасимпатическая системы действуют координированно, и их нельзя рассматривать как антагонистские. Они сообща поддерживают функционирование внутренних органов и тканей на уровне, соответствующем интенсивности стресса и эмоциональному состоянию человека. Обе системы функционируют непрерывно, но уровни их активности колеблются в зависимости от ситуации.

Сердечно-сосудистая система

Описание данной системы представлено в табл. 4.5.

Сердце представляет собой биологический насос, благодаря работе которого кровь движется по замкнутой системе сосудов. Сердце выбрасывает кровь в сосуды импульсами (порциями) и в норме создает максимальное давление в 120 мм рт. ст., такое же оно и в крупных сосудах. Однако в то время, когда кровь из сердца не поступает в сосуды, давление там не падает ниже 80 мм рт. ст. В организме взрослого человека имеется 5-6 л крови, этот объем совершает полный кругооборот за 1 мин. сердечно-сосудистая система человека образует два круга кровообращения: большой и малый.

Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, отходящим от правого желудочка сердца. По малому кругу кровообращения кровь доставляется в систему легочных капилляров, где она отдает углекислый газ и насыщается кислородом, превращаясь из венозной в артериальную. Большой круг кровообращения начинается самым крупным артериальным сосудом – аортой. Аорта разветвляется на большое число артерий средней величины, которые ветвятся на тысячи мелких артериол. Последние, в свою очередь, распадаются на бесчисленное множество капилляров во всех органах и тканях тела, в стенках полостей, голове и конечностях. Стенка капилляров обладает высокой проницаемостью, благодаря чему происходит обмен веществ между кровью и тканями (питательные вещества и кислород переходят через стенку капилляров в тканевую жидкость, а затем в клетки; в свою очередь клетки отдают в тканевую жидкость углекислый газ и другие продукты обмена, которые поступают в капилляры). В итоге кровь становится бедной кислородом и богатой углекислотой. Эта венозная кровь оттекает сначала по мельчайшим венам, а затем по все более крупным и, наконец, через две самые крупные – верхнюю и нижнюю полые вены – вливается в правое предсердие.

Таблица 4.5

Сердечно-сосудистая система

Операция ознакомления Содержание предмета
Определение Система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных
Назначение Обеспечение циркуляции крови для доставки к тканям питательных веществ и кислорода и удаления продуктов обмена и углекислого газа.
Состав Сердце и кровеносные сосуды (артерии, капилляры и вены) с заполняющей их жидкой тканью – кровью. В состав сердечно-сосудистой системы входит также лимфатическая система. Два круга кровообращения – большой и малый.
Функции Транспорт питательных веществ и продуктов обмена, газов (кислорода и углекислого газа); газообмен в тканях и клетках; терморегуляция; защитная функция; гуморальная регуляция функций систем организма.
Результат Артериальное давление 80/120 мм рт. ст.; температура тела 36,6 °С; гомеостаз.
Влияние повышенной двигательной активности Рост сократительной способности сердца и уровня максимальных значений ЧСС. Образование специальных защитных комплексов крови, повышение иммунологического статуса организма.

 

Таким образом, только пройдя через малый (легочный) круг кровообращения, кровь поступает в большой круг и так непрерывно движется по замкнутой кровеносной системе. Скорость кругооборота крови по большому кругу кровообращения в среднем составляет 22 сек., а по малому – 5-6 сек.

Регуляция кровообращения осуществляется нервной системой, изменением содержания гормонов в крови и за счет саморегуляции сердца. Сигналы о состоянии кровообращения, о кровяном давлении и концентрации кислорода, углекислого газа и водородных ионов поступают в центральную нервную систему от нервных окончаний (рецепторов), находящихся в аорте и крупных сосудах. От всех внутренних органов в центральную нервную систему поступает информация об их потребности в кровоснабжении.

Активная мышечная деятельность и подвижность в разумных пределах, соответствующие возрасту и физическому состоянию является главным направлением профилактики сердечнососудистых заболеваний. Двигательная активность и тренированность не служат, конечно, «лекарством ото всех бед», но оказываются лучшей защитой от многих болезней, даже если к той или иной из них имеется унаследованная предрасположенность. Необходимо также предостеречь от чрезмерной самотренировки без участия опытных специалистов, от слепого выполнения различных «советов», «режимов» и «методик».

Система дыхания

Описание данной системы представлено в табл. 4.6.

Дыхание – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови. В процессе дыхания различают четыре звена: внешнее (легочное) дыхание, диффузия газов в альвеолах, транспорт газов кровью, внутреннее (тканевое) дыхание.

Человек дышит атмосферным воздухом, который имеет следующий состав: 20,94 % кислорода, 0,03 % углекислого газа, 79,03 % азота. В выдыхаемом воздухе обнаруживается 16,3 % кислорода, 4 % углекислого газа, 79,7 % азота. Альвеолярный газ по составу отличается от атмосферного воздуха. В альвеолярном газе резко уменьшается содержание кислорода и возрастает количество углекислого газа. Процентное содержание отдельных газов в альвеолярном газе: 14,2—14,6 % кислорода, 5,2—5,7 % углекислого газа, 79,7—80 % азота.

Таблица 4.6

Система дыхания

Операция ознакомления Содержание предмета
Определение Система органов, участвующих в газообмене (кислорода и углекислого газа) между окружающей средой и организмом в соответствии с его метаболическими потребностями.
Назначение Обмен газов между атмосферным и альвеолярным воздухом и газообмен между кровью легочных капилляров и альвеолярным воздухом
Состав Дыхательные пути, легкие, плевра, скелет грудной клетки и ее мышцы, диафрагма
Функции Обеспечение организма кислородом и освобождение его от избытка углекислого газа. Внешнее (легочное) дыхание, диффузия газов в альвеолах, транспорт газов кровью, внутреннее (тканевое) дыхание. Нервная и гуморальная регуляция дыхательных движений.
Результат Адекватные потребностям ритм, глубина, частота дыхания, величина и соотношение легочных объемов, показатели поглощения кислорода и выделения углекислого газа
Влияние повышенной двигательной активности Повышается мощность дыхательных движений, растет ЖЕЛ. Приобретаются наиболее совершенные формы регуляции дыхания в физических упражнениях, возрастает экономичность дыхания.

 

 

Вдох (инспирация) обеспечивается расширением грудной клетки вследствие сокращения дыхательных мышц (наружных межреберных и диафрагмы). Поступление воздуха в легкие в значительной степени зависит от отрицательного давления в плевральной полости. Выдох (экспирация) осуществляется в результате расслабления дыхательной мускулатуры, а также вследствие эластической тяги легких, стремящихся занять исходное положение. Дыхательные движения совершаются с определенной частотой, которую определяют по числу экскурсий грудной клетки в 1 мин. У взрослого человека частота дыхательных движений в покое составляет 12-18 в 1 мин. Жизненная емкость легких у мужчин молодого возраста составляет 3,5 - 4,8 л, у женщин – 3-3,5 л.

Система пищеварения

Описание данной системы представлено в табл. 4.7.

Система пищеварения человека осуществляет переваривание пищи путем ее механической и химической обработки, всасывания продуктов расщепления через слизистую оболочку в кровь и лимфу и выведения не переработанных остатков.

После поступления пищи в ротовую полость или при виде пищи, ее запахе и действии на организм других раздражителей, связанных с едой, начинается выделение слюны. Сокоотделение в желудке начинается через 5-9 мин после того, как человек начал есть.

Продолжительность секреторного процесса, количество и качество желудочного сока находятся в строгой зависимости от характера пищи. Обнаружено, что больше всего сока выделяется после приема мяса, меньше – хлеба и молока. Длительность секреции сока различна: на мясо сок выделяется в течение 7 ч, на хлеб – 10 ч, на молоко – 6 ч.

Самая высокая кислотность желудочного сока наблюдается после употребления мяса и наиболее низкая – после приема хлеба.

 

Таблица 4.7

Система пищеварения

Операция

ознакомленияСодержание предмета Определение

Система пищеварения – целостное морфологическое и функциональное структурное объединение различных органов, осуществляющих физические, химические и физиологические процессы, обеспечивающие обработку и превращение пищевых продуктов в простые химические соединения, способные усваиваться клетками организма.НазначениеПоддерживание относительно постоянного уровня питательных веществ в организме.

 

Состав

Желудочно-кишечный тракт: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник.

Вспомогательные органы: слюнные железы, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь и др.

 

Функции

Моторная: жевание, глотание, передвижение пищи по пищеварительному тракту и удаление из организма непереваренных остатков.

Секреторная: выработка слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи.

Всасывающая: осуществляется слизистой оболочкой желудка и кишечника.

Экскреторная: выделение продуктов обмена (мочевины, аммиака, желчных пигментов), воды, солей тяжелых металлов, лекарственных веществ, которые затем удаляются из организма.

 

Окончание таблицы 4.7

Операция

Ознакомления

Содержание предмета

Результат

Гомеостаз. Субъективные ощущения жажды, голода, насыщения и поведенческие реакции на удовлетворение этих чувств.

 

Влияние

повышенной двигательной активности

Легкие физические нагрузки усиливают, а тяжелые (интенсивные) – угнетают функции системы пищеварения. Переваривание пищи при наполненном желудке отрицательно влияет на двигательную деятельность.

 

 

После приема пищи возбуждение пищевых центров и отток крови от мышц к органам брюшной полости снижает эффективность физической работы. Известно, что после приема пищи кровоток в системе пищеварения увеличивается от 30 до 130% в зависимости от характера и объема пищи. Наполненный желудок способствует высокому стоянию диафрагмы, что неблагоприятно влияет на функции сердца и дыхательной системы. В связи с этим между приемом пищи и занятиями спортом рекомендуется делать перерыв около 2 – 2,5 часов. При вынужденных меньших перерывах пища должна состоять в основном из углеводов.

Контрольные вопросы и задания:

Чем определяется функциональное состояние организма?

Как повышенная двигательная активность оказывает влияние на состояние функциональных систем организма?

Какие механические и биологические функции осуществляет опорно-двигательная система?

Поясните влияние повышенной двигательной активности на систему внешнего дыхания и кровообращения.

 


Лекция 5. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) как основные средства физического воспитания студентов

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Методические приемы при выполнении общеразвивающих упражнений.

1 Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами

С помощью общеразвивающих упражнений в процессе физического воспитания студентов решаются задачи повышения координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп [,,, ]. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений повышает активность функциональных систем организма, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов. Комплекс этих упражнений разнообразен (рис. 5.1 и 5.2). При выборе ОРУ важно соблюдать некоторые требования. Во-первых, они должны быть разнообразными, чтобы обеспечивать всестороннее развитие физических качеств у студента. Во-вторых, они должны обеспечивать систематическое повышение уровня двигательного опыта (двигательных навыков и умений).

Условно туловище человека можно связать с тремя плоскостями, в которых выполняются перемещения конечностей, головы и туловища. Это фронтальная, горизонтальная и сагиттальная плоскости. Сагиттальной (боковой) называется та плоскость, которая делит тело человека на левую и правую половины. В этих трех плоскостях выполняются следующие движения: сгибание-разгибание, отведение-приведение, круговые движения, наклоны, махи, повороты.

 

Таблица 6.1

Качества

Методы тренировки

Быстрота

Интервальный, игровой, соревновательный

 

Сила

Повторный, переменный

 

Ловкость

Переменный, интервальный, игровой, соревновательный

 

Выносливость

Равномерный, повторный, переменный, интервальный, соревновательный

 

Гибкость

Равномерный, повторный

 

 

Существуют некоторые закономерности, позволяющие выбрать оптимальный темп упражнений. Для студентов – это выполнение упражнения в пределах собственных аэробных возможностей. Темп и продолжительность выполнения упражнения должна быть доступной для студента. Одним из признаков выполнения упражнения в аэробном режиме является возможность разговаривать. Но как только дыхание затрудняется и становится невозможным вести разговор, значит, темп является повышенным. Повышение аэробных возможностей организма в процессе практических занятий позволяет в дальнейшем выдерживать более высокий темп.

Наиболее распространенный способ определения интенсивности выполнения упражнения – измерение пульса. Исходя из максимального значения пульса, определяемой при физической нагрузке предельной интенсивности, рекоменду



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.121 с.)