Когнитивная регуляция эмоций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная регуляция эмоций



 

Любая система, как органическая, так и неорганическая, пассивного характера или целеустремленного, находится в непосредственной связи с окружающей средой. Регуляция является адаптированным изменением параметров работы, окружающей нас среды.

Понятие регуляция заключает в себе, во-первых, функции направленные на поддержание сохранности и постоянства системы с одной стороны, а во-вторых, адаптацию к условиям окружающего мира, благодаря чему образуется взаимосвязь обоих сторон и создается цельный процесс.

Условия в которых протекает жизнедеятельность современного человека можно по праву назвать стрессогенными. На протяжении всей своей жизни почти каждый человек сталкивается с трудными ситуациями переживаемые в качестве стрессовых. Регуляция эмоций является важным фактором для благополучия и успешного функционирования личности.

К личностным признакам принадлежит определенный стиль защиты, или копинг-стратегии, которые влияют на поведение при стрессе. Копинг-стратегии – это стратегии, предназначенные для борьбы со стрессом, а именно с дистрессом.

Многие исследователи, которые занимаются проблематикой копинг-стратегий склонны придерживаться ресурсного подхода, который в свою очередь делает акцент на процесс так называемого распределения ресурсов, благодаря которому людям удается сохранять психическое и физиологическое здоровье и адаптироваться при различных жизненных обстоятельствах. Так, например, М. Селигман в качестве основного ресурса в совладании со стрессовым состоянием рассматривает оптимизм. Многие исследователи рассматривают «жизнестойкость» в качестве одного из ресурсов, влияющих на использование копинг-стратегий. Конструкт самоэффективности произведенный А. Бандурой, также рассматривается в качестве ресурса, оказывающего влияние на копинговое поведение.

Ресурсный подход подразумевает что обладание и управление ресурсами и использованные копинг-стратегии могут оказывать взаимное влияние друг на друга, например, при отсутствии у человека стремления на эффективное взаимодействие с окружающими людьми, количество дружественных связей будет сокращено. И в обратном направлении, если количество ресурсов у человека ограничено, то он может прибегать к довольно частому применению выбранных им копинг-стратегий для совладания со стрессом.

Копинг-стратегий на сегодняшний существует большое количество, различными исследователями представлено более 400 стратегий преодоления жизненных трудностей и приложено большое количество попыток по их классификации. Несмотря на внушительное количество копинг-стратегий, общепринятая классификация пока отсутствует.

Первоначально Р. Лазарус предлагал выделять из всех копинг-стратегий те, которые сконцентрированы на решении проблемы и на эмоциях. Цель эмоций в данном случае — это уменьшение дистресса, который в свою очередь вызывается стрессом. Другие деления содержат в своей структуре копинг-стратегии, которые направлены на проблему или уход от нее.

В современных исследованиях личности с максимальным интересом изучаются восемь основных защитных механизмов: отрицание - являясь первым шагом защиты, сохраняет «Я» индивида от угроз внешнего мира; вытеснение; проекция – прибавляет окружающим различные отрицательные качества как рациональную основу для их отторжения и самопринятия на данном фоне; регрессия – представляет из себя механизм возвращения к ранним, связанным с детством стилям поведения, и актуализированием в прошлом успешных способов реагирования; подавление – ограничивает эмоции страха, проявление которого невозможно для позитивного самовосприятия; замещение – освобождение скрытых эмоций на менее опасные для человека предметах, животных или людях, чем на тех, которые на самом деле вызвали эмоции; интеллектуализация – осуществляемый контроль над эмоциями на бессознательном уровне и путём чрезмерного полагания на осмысленное истолкование событий; реактивное образование – выступает в качестве предупреждения выражения неприемлемых желаний путём усовершенствования или акцентирования на противоположное отношение и поведение; компенсация – нахождение замены или попытка исправления.

Классификаций способов регуляции эмоций существует немного. Согласно Томпсону, регуляция эмоций – это совокупность всех процессов, ответственных за мониторинг, оценивание и модификацию эмоциональных реакций, особенно их силы и временных характеристик для достижения определенных целей. Регуляция эмоций возможна через биологические, социальные, поведенческие факторы, а также сознательными и бессознательными познавательными процессами.

По мнению В. Крайг и Н. Гарнефски когнитивные компоненты эмоциональной регуляции раньше не изучались раздельно от других аспектов копинга, т. е. осознанного поведения субъекта, нацеленного на психологическое преодоление стресса. Когнитивная регуляция эмоций – это регуляция эмоций с помощью когниций, которая позволяет человеку контролировать собственные эмоции, находящиеся под воздействием стрессовых ситуаций.

 В современной научной литературе, чаще всего присутствуют девять способов когнитивной регуляции эмоций предложенные Н. Гарнефски и В. Крайг:

1) Самообвинение. Обращение человека к мыслям о том, что вина за случившееся, лежит непосредственно на нем;

2) Обвинение. Перенос вины за то, что испытывается или было испытано, на другого человека или окружающий мир;

3) Принятие. Мысленное примирение с тем что случилось;

4) Перефокусировка на планирование. Размышлениях о мерах, которые должны быть предприняты, для того чтобы справиться с случившемся событием;

5) Положительная перфокусировка. Обращение человека к радостным и приятным событиям, вместо обдумывания актуального на данный момент события;

6) Сосредоточение. Обдумывание чувств и эмоций, связанных с негативной ситуацией;

7) Позитивный пересмотр. Перефокусировка, обращение к мыслям, направленным на создание позитивного для личностного роста значения;

8) Помещение в перспективу. Отстранение от серьезности события, мысленное подчеркивание его относительности в сравнении с другими событиями;

9) Катастрофизация. Размышления или мысли, явно преувеличивающие разрушительную силу того, что было испытано.

В различных ситуациях используются разные способы когнитивной регуляции эмоций, однако, есть преобладающий набор, который в свою очередь и составляет индивидуальный стиль регуляции эмоций.

В зарубежной психологии одним из ведущих в области эмоций является психолог К. Изард, который исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. Так, К. Изард выделяет следующие способы для регуляции эмоционального состояния:

1) взаимодействие эмоций – сознательная замена другой эмоцией, противоположной переживаемой, для снижения интенсивности последней или ее подавления;

2) когнитивная регуляция – использование внимания и мышления для контроля над эмоцией или ее подавлением;

3) моторная регуляция – снижение интенсивного эмоционального переживания через физическую активность.

По мнению Р. Лазарус и С. Фолкман копинг-стратегии выполняют две главные функции: 1) регуляция эмоций (копинг, направленный на изменение эмоции); 2) управление проблемами, которые вызывают дистресс (копинг, направленный на проблему или стрессора). И в дополнение стабилизация ситуации является одной из функций копинга, которая приходится завершающей и целевой по отношению к предыдущим двум. Эмоционально- сфокусированный копинг представляется действенным только при отсутствии решения проблемы.

Р. Моос и Дж. Шеффер выделяли три копинг-стратегии:

1) Сосредоточение на оценке (т. е. установление для себя значения ситуации)

2) Сосредоточение на проблеме (принятие решения и совершение действия для преодоления стресса)

3) Сосредоточение на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Аналогичную классификацию представили Л. Перлин и К. Шулер. Р. Моос и Дж. Шеффер, а также Л. Перлин и К. Шулер в своих классификациях практически повторяют копинг-стратегии Р. Лазаруса и С. Фолкмана. При этом Моос, Шефер и Перлин, Шулер выделяют в стратегии «сосредоточение на проблеме» действие таких типов как: 1) когнитивные (сосредоточение на оценке и изменение способа видения проблемы); 2) поведенческие (сосредоточение на проблеме и стратегии изменения проблемы).

Э. Фрайденберг представляет классификацию, состоящую из восемнадцати стратегий, которые систематизируются в три категории:

1) эффективный копинг. Включает в себя работу над проблемой, сохраняет положительный взгляд и общественные отношения;

2) обращение к другим. Подразумевает запрос за поддержкой к родителям, сверстникам и др. окружению;

3) неэффективный копинг. Содержит в себе стратегии избегания от ситуации, связанные с невозможностью самостоятельно справится.

Несмотря на специфику направленности данной стратегии на продуктивность или непродуктивность, четко прослеживается попытка исследователей направленная на выделение еще одного измерения, которое не может оцениваться однозначно.

Р. Фэйбс и Н. Эйзенберг разделяют виды эмоционального совладания на регуляцию переживаемой эмоции, регуляцию поведения, связанного с переживаемой эмоцией и регуляцию контекста, вызывающего эмоцию. Л. И. Анцыферова расчленяет способы регуляции эмоций на: а) преобразующие (когнитивная подготовка к решению проблемы, в ходе которой практические действия могут быть заменены вербальными); б) приспособительные (толкование тяжелых переживаний в позитивном контексте); в) вспомогательные (уход из трудной ситуации). И. М. Никольская и Р. М. Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегий:

1) поведенческие стратегии;

2) эмоциональную проработку подавленного;

3) изменение субъективной оценки ситуации.

Данные три стратегии регуляции эмоций выполняют функции защиты от травмирующей информации. Таким образом, большинство исследователей описывает и акцентирует внимание на отдельных методах и приемах регуляции эмоций, по их мнению, наиболее эффективных, не обобщая их в классификации. Существующие немногочисленные классификации регуляции эмоций отличаются односторонностью и сосредоточены на какой-либо одной категории способов изменения эмоциональных состояний (чаще всего на позитивном толковании или подавлении). Они не охватывают все известные на настоящий момент способы регуляции эмоции. Анализ всех этих работ позволяет заключить, что наиболее полной моделью регуляции эмоций, подкрепленной достаточным количеством исследований, охватывающей широкий спектр регуляторных стратегий и рассредоточение их на достаточном временном отрезке, является процессуальная модель Дж. Гросса.

Модель регуляции эмоций или «процессуальная модель регуляции эмоций» описанная в работах Дж. Гросса, является наиболее полной, охватывающей широкий диапазон регуляторных стратегий. Регуляция эмоций в данной модели рассматривается как развернутый во времени процесс, в котором выделяются два этапа, «границей» между которыми является момент зарождения эмоционального импульса. В соответствии с этим обозначаются два типа стратегий регуляции эмоций:

1. Стратегии, сосредоточенные на восприятии и оценке ситуации субьектом, предшествовавшие образованию эмоциональной реакции (регуляции подвергается не сама эмоция, а «направленность» субъекта на ситуацию, которая может вызвать эмоцию).

2. Стратегии, использованные уже после возникновения эмоционального ответа (стратегии, сконцентрированные на реакции).

Данные типы стратегий могут применятся как адаптивно, так и дезадаптивно. В данной модели выделяют пять классов стратегий регуляции эмоций, которые находятся во временной шкале процесса образования эмоциональной реакции:

1) Выбор ситуации основывается на прошлом опыте человека, от этого же фактора зависит ее принятие или избегание. Избегание определенных ситуаций может характеризоваться адаптивным характером при управлении собственной жизнью, однако использование данной стратегии часто сопровождается определенными проблемами.

2) Трансформация или модификация ситуации имеет ввиду усилия, которые субъект направляет на ситуацию для того чтобы поменять эмоциональное воздействие в свою сторону, путем модификации конкретных аспектов ситуации, например, использование шуток, чтобы вызвать смех у собеседника.

3) Распределение внимания представляет из себя стратегию с изменяющейся фокусировкой внимания внутри ситуации и по отношению к ней. Распределение внимания используют, когда нет возможности смены и модифицирования ситуации. Включает в себя две формы реагирования — это отвлечение внимания и концентрацию внимания.

4) Когнитивные изменения предполагают направление усилий на переоценку ситуации для изменения эмоциональной значимости, или на изменение своего отношения к ситуации.

5) Модуляция ответа — это более поздняя стадия в процессуальном раскрытии эмоций, которая подразумевает воздействие на физиологические, поведенческие системы реагирования и субъективное переживание в момент уже возникшей эмоциональной реакции.

Эмоционально-экспрессивное поведение и супрессию в данной стратегии трактуют как подавление выразительности и силы эмоций. Дж. Гросс и Р. Томпсон отмечали, что еще в работах К. Изарда по результатам психофизиологических исследований было показано что открытая эмоциональная экспрессия не только не снижает интенсивность переживаний, а даже наоборот повышает. Эффективность открытой эмоциональной экспрессии возможна только тогда, субъект находит социально приемлемые формы выражения присутствующей эмоции. Подавление экспрессии может приводить к забыванию деталей эмоционального события, например, человек не может вспомнить детали разговора, при котором он пользовался данным методом подавления. Такое подавление требует больших затрат множества ресурсов и при частом его использовании приводит человека к избегающему поведению, отчужденности и социальной изоляции. Однако в ряде случаев, такое подавление имеет адаптивный характер, в случае того, если это соответствует социальным требованиям ситуации. К. Койфман и его коллеги в своих исследованиях выявили, что люди, которые умеют самостоятельно регулировать появление супрессии, склонны к меньшему проявлению проблем психического здоровья, и являются более адаптивны. Излишнее использование таких стратегий как избегание и подавление экспрессивного компонента эмоций приводит к снижению эмоциональной вовлеченности, что в итоге может привести к хроническому повышению активации симпатической системы.

Из данной работы выделяют две стратегии регуляции эмоций: 1) подавление экспрессии эмоций; 2) стратегия когнитивной переоценки эмоций. Выделяют именно эти стратегии, в связи с тем, что они являются наиболее часто используемыми людьми в повседневной жизни и могут быть достаточно понятно представлены из всего списка стратегий и смоделированы в эксперименте. Хотя модель Дж. Гросса и является процессуальной, в связи с тем, что имеет описание возможных проявлений регуляторных стратегий, но все-таки она по своей сути не является динамичной, так как ее применение не позволяет приблизится к пониманию психологических механизмов, осуществляющих эффективность регуляции эмоций и поэтому представляет прогностических суждений.


Заключение

 

Проведенный теоретический анализ научной литературы, как зарубежных авторов, так и отечественные показал, что нет общего взгляда на определение такого понятия как посттравматическое стрессовое расстройство.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) определяется как непсихотическая отсроченная реакция организма на травматический стресс или событие, способное вызвать психические нарушения. При этом надо понимать что травматический стресс есть результат нетипичного взаимодействия человека и окружающей среды. ПТСР – это целый комплекс реакций человека на травму, т.е. переживание, потрясение, вызывающие у большинства людей чувства страха, ужаса, беспомощности. В основном, это ситуации, когда человек сам непосредственно пережил угрозу собственной жизни, а также явился свидетелем смерти или ранения другого человека. Таже отмечается, что симптомы ПТСР могут проявится как сразу после нахождения в травматической ситуации, так и спустя много лет.

На сегодняшний день существует несколько теоретических моделей, объясняющих механизмы возникновения и развития ПТСР. Среди них можно выделить такие основные направления как психодинамическое, психосоциальное, психобиологическое и когнитивное.  В настоящее время можно также выделить три основных тенденции объяснения формирования ПТСР: научающе-бихевиоральная, подход с точки зрения изменения когнитивных схем и дисфункциональных когниций, а также биологический подход.

Важную роль в протекании ПТСР играет когнитивная регуляция эмоций, т.е. стратегий, предназначенных для борьбы со стрессом, а именно с дистрессом. В современной научной литературе, чаще всего присутствуют девять способов когнитивной регуляции эмоций предложенные Н. Гарнефски и В. Крайг: самообвинение, обвинение, принятие, перефокусировка на планирование, положительная перефокусировка, позитивный пересмотр, сосредоточение, помещение в перспективу, катастрофизация.

Целью данного исследования являлось изучение психологических факторов развития посттравматического стрессового расстройства. В результате проведенного теоретического анализа научной литературы были полностью решены поставленные задачи.

Результаты исследования углубляют научные знания о проблеме ПТСР и связанных с ним копинг-стратегий, поскольку они обусловлены потребностями современного общества, а также выступают основой для проведения дальнейших исследований и разработки новых теоретических моделей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.02 с.)