Педагогическая целесообразность. Пояснительная записка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая целесообразность. Пояснительная записка



Пояснительная записка

      Приобщение к искусству – это этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Художественная обработка требует определенных знаний и умений. Изготовление своими руками красивых изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Технология художественной обработки материалов относится к области науки и искусства, которая включает совокупность средств, приемов, способов и методов обработки различных материалов с целью создания изделий декоративно прикладного искусства из ткани, бумаги, металлов, древесины, пластилина и т. п.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка материалов» составлена в полном соответствии с учетом требований, закреплённых в следующих нормативных документах:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-Р);

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки России от11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных   требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО ЧМР «Центр дополнительного образования

Направленность программы художественная.

Актуальность

В программу заложено обучение, основанное на развитии интереса  к искусству и творческих возможностей детей. Все объекты художественной обработки подбираются так, чтобы они были познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки материалов.

Педагогическая целесообразность

              

В процессе изготовления простейших поделок, наглядных пособий, игрушек обучающиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применение, знакомятся с элементами графической грамоты, производят разметку несложных изделий. Занятия призваны расширить и углубить знания, умения и навыки детей по обработке различных материалов.  

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – модульная;

Уровни реализации программы

1 модуль «Скульптурная лепка» - стартовый уровень;

2 модуль – «Сувенир»- базовый уровень;

3 модуль – «Батик» - базовый уровень

Адресат программы – Программа ориентирована на обучающихся в возрасте с 6 до 16 лет, с разной степенью развития способностей и подготовки. Каждый модуль программы предполагает разновозрастный состав обучающихся. При организации учебно-воспитательного процесса учитываются возрастные особенности детей, учебный материал теоретической и практической работы дифференцируется по сложности и технологичности выполнения изделия

Объем программы:

1 модуль «Скульптурная лепка» - стартовый уровень, 36 недель; 72 часа в год

2 модуль – «Сувенир»- базовый уровень; 36 недель; 144 часов в год

3 модуль – «Батик» - базовый уровень, 36 недель; 72 часов в год

Формы обучения - очная, возможностью дистанционных форм обучения

Мелкогрупповая по 10-15 человек.

С рок освоения программы  - 3 года

1 модуль «Скульптурная лепка»- 1год обучения;

2 модуль «Сувенир» - 1 год обучения;

3 модуль «Батик» - 1 год обучения.

Р ежим занятий – периодичность и продолжительность занятий;

1 модуль «Скульптурная лепка» - 1год обучения; 2 раза в неделю по 1 часа (два занятия по 45 минут, между занятиями предусматриваются перерывы 10 минут)

2 модуль «Сувенир» - 1 год обучения; 2 раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут, между занятиями предусматриваются перерывы 10 минут)

3 модуль «Батик» - 1 год обучения. 1 раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут, между занятиями предусматриваются перерывы 10 минут).

Формы подведения итогов реализации программы – промежуточная и итоговая аттестация.                                                                                                 

Цель: Формирование практических умений и навыков проектирования, выполнения и презентации изделий на основе художественной обработки материалов, развитие художественного вкуса и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- обучать основным приёмам и способам художественной обработки различных материалов,  созданию изделий в декоративных техниках

- знакомить с разнообразием декоративно-прикладного творчества:

- формировать  умение проектировать работу над изделием от разработки эскиза и до его завершения.

- обучить презентовать творческие работы, сувенирную продукцию, выставочные композиций.

  Развивающие:

- развивать творческие способности; мелкую моторику пальцев рук, речь и логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес.

- развивать эстетическое восприятие через красоту окружающего мира;

 Воспитательные:

- формировать общественно-активную личность, создать условия для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения.

- прививать культуру художественного труда, умение ценить прекрасное;

- воспитывать аккуратность, внимание, взаимопомощь;

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, уважение к своему и чужому труду.

Учебный план программы

год обучения

Название модуля

Количество часов

Форма аттестации / контроля

всего теория практика
1 «Скульптурная лепка» 72 13 59 промежуточная за полугодие итоговая конец уч.года
2 «Сувенир» 144 35 109 промежуточная за полугодие итоговая конец уч.года
3 «Батик» 72 22 50 промежуточная за полугодие итоговая конец уч.года

 

Стартовый уровень

Учебный план 1 модуля

№ п/п

Название модуля

Количество часов

Форма аттестации / контроля

всего теория практика
  «Скульптурная лепка» 72 13 59  
1 Введение. 2 1 1 входящий контроль, беседа
2 Лепка из пластилина Плоские изделия 16 2 14 текущий контроль просмотр творческих работ
3 Лепка из пластилина Объёмные изделия 16 2 14 Тестирование Мини-выставка
4 Лепка из солёного теста 18 3 15 текущий контроль просмотр творческих работ
5 Лепка из глины 8 2 6 текущий контроль, опрос, мини-выставка
6 Изготовление изделий из пластической массы. 10 2 8 текущий контроль просмотр творческих работ
7 Итоговое занятие 2 1 1 Итоговый контроль Тестирование Мини-выставка

Содержание учебного плана   1 модуля

Тема 1 Введение.

Теория. Знакомство с деятельностью объединения, работой кабинета. Ознакомление с правилами по ТБ работы с пластическими материалами, правилами поведения во время занятий и перемен, правилами дорожного движения. Знакомство с планом работы и задачами. Сведения о пластических материалах. Показ изделий из различных пластических материалов. Ознакомление с правилами организации рабочего места. Знакомство с инструментами, их использованием, приспособлением. 

Тема 2 Лепка из пластилина. Плоские изделия

Теория. Ознакомление с правилами поведения во время экскурсии. Правила

хранения природного материала. Понятие о рельефе. Понятие о скульптуре,

декоре. Беседы о красоте природы родного края. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, надавливание, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Способы лепки:

- конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

- скульптурный – из предмета целого куска, превращая его в фигуру.

- комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Демонстрация изделий, выполненных простым способом. На основе шара, овала, капли, жгута и др. Изготовления плоских изделий, технология изготовления

Практика. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Освоение технологии лепки из пластилина с использованием природных материалов, семян, ореховых скорлупок. Формирование практических навыков конструирования. Лепка фигурок с натуры, по памяти, представлению. Выполнение композиций на плоскости. Лепка простых форм различными приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Лепка крупных деталей и простых элементов, скрепление деталей между собой.

Практика. Изготовление плоских изделий на основе шара, овала, жгута, и др. с использованием природных материалов, Лепка изделий на плоскости различными приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание.

Тема 3 Лепка из пластилина. Объёмные изделия

Теория. Демонстрация изделий, выполненных простым способом. На основе шара, овала, капли, жгута и др. Изготовления объёмных изделий, технология изготовления

Практика. Изготовление изделий на основе шара, овала, жгута, и др. Лепка изделий на плоскости. Лепка простых форм различными приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Лепка крупных деталей и простых элементов, скрепление деталей между собой. Лепка объёмных фигурок конструктивным способом.Контрольное занятие Теория. Выполнение теоретических заданий. Практика. Выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, выставках, и т.д. Форма занятия (беседа, опрос, кроссворд, тест и другие формы) по любой из пройденных тем + выставка лучших работ

Тема 4  Лепка из солёного теста

Теория. Знакомство с пластическими свойствами солёного теста. Изучение рецепта солёного теста. Технология приготовления солёного теста. Приёмы и способы лепки из солёного теста (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание). Беседы о ведении домашнего хозяйства, о народных праздниках, традициях.

Практика. Приготовление солёного теста. Рельефное изображение морских обитателей из теста различными приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание Изготовление простых плоскостных фигурок из теста с использованием трафаретов и шаблонов. Раскрашивание фигурок. Оформление панно.

Подведение итогов. Выставка

Тема 5 Лепка из глины

Теория. Знакомство с пластическими свойствами глины. Приёмы и способы лепки из глины. Понятие о художественной обработки изделий. Беседы о народных промыслах, праздниках, традициях.

Практика. Приготовление глины к работе. Рельефное изображение из глины. Изготовление простых объемных фигурок пластическим способом из глины. Изготовление глиняных игрушек из формообразования "шар", "цилиндр". Раскрашивание фигурок. Оформление композиций.

Тема 6 Изготовление изделий из пластической массы.

Теория. Знакомство со свойствами самозатвердевающих пластических материалов (пластическая масса для лепки). Беседыо сувенире, подарке.  Практика. Выполнение упражнений, индивидуальных и коллективных творческих работ из пластических материалов. Использование в работе различных фактур. Декорирование. Свободная лепка.

Тема 7 Итоговое занятие

Теория. Выполнение теоретических заданий.

Практика. Выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, выставках, и т.д.

Форма занятия (беседа, опрос, кроссворд, тест и другие формы) по любой из пройденных тем + выставка лучших работ.

 

Обучающиеся должны

знать:

- требования техники безопасности при работе с пластическими материалами, правила личной гигиены;

- правила сбора, обработки и хранения природного материала,

- этапы изготовления изделий из пластических материалов,

- технологию лепки изделий;

- виды изделий из глины, народные промыслы,

- виды художественной обработки изделий из глины,

- некоторые приёмы в изготовления фигурки из пластических материалов

 уметь:

- самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,

- изготовлять мини-игрушки из формообразования «шар», «цилиндр» конструктивным способом.

- с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из пластических материалов

- технологией лепки простейших изделий из пластических материалов.

 

Предметные результаты

знать:

- материалы и инструменты, используемые в изучаемых техниках создания вещей ручной работы;

- технологию изготовления изделий в техниках

Уметь:

- выполнять  изделия в изученных техниках 

-знание этапов работы, особенности техники художественной обработки материалов

- декорировать различными способами готовые изделия, руководствуясь правилами: уместность, достаточность и гармоничность использования

 

Способы определения результатов

Параметры Критерии Показатели Метод изучения Инструментарий
Теоретические знания Соответствие теоретических Знаний ребенка программным требованиям В – теоретический материал, предусмотренный программой, освоен в полном объеме; термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, умеет объяснять правила деятельности и обосновывать последовательность действий С – теоретический материал освоен более чем на ½, сочетает специальную терминологию с бытовой. Может с помощью педагога обосновать последовательность действий. Н – теоретический материал освоил менее чем на ½, избегает употреблять специальную терминологию, путает последовательность действий. Опросные методы   Тесты
Практические умения   Соответствие практических умений и навыков ребенка программным требованиям   В – овладел всеми практическими умениями, предусмотренными программой; самостоятельно работает с инструментами и оборудованием, не испытывая затруднений. С – овладел практическими умениями более чем ½; при работе с инструментами и оборудованием требуется помощь педагога. Н – овладел практическими умениями менее чем на ½; при работе с инструментами и оборудованием испытывает затруднения и требуется постоянная помощь педагога. Анализ продуктов деятельности   Алгоритм анализа продукта деятельности
личностное развитие аккуратность, целеустремленность, трудолюбие. - Самостоятельность в выполнении заданий - Организованность и собранность на занятиях - Стремление исправить допущенные ошибки - Аккуратность выполнения изделия - Способность довести работу до конца В – ребенок выполняет работу самостоятельно, на занятии сосредоточен, собран; при наличии ошибок стремится их исправить; выполняет работу аккуратно, способен довести работу до конца. С – ребенок нуждается в небольшой помощи со стороны взрослого при создании поделки; организован и собран на протяжении большей половины занятия; стремится исправить допущенные ошибки, если на них указывает взрослый; не всегда аккуратен; стремится довести работу до конца. Н - ребенок постоянно ждет помощи взрослого при выполнении работы; не организован, отвлекается, не настроен на работу; ошибки исправить не стремится даже при указании на них взрослого; не аккуратен, не всегда доводит работу до конца и не стремится этого делать. Наблюдение   Диагностическая карта наблюдений  
  - Творческие способности - оригинальность замысла и оформления работы - способность самостоятельно воплотить свой замысел В – ребенок сам придумывает идею для воплощения, проявляет оригинальность, не ориентируется на образец, способен воплотить свой замысел самостоятельно С – ребенок самостоятельно придумывает замысел с незначительной помощью взрослого, наблюдается ориентация на образец, обращается за помощью к взрослому при воплощении идеи Н – ребенок не проявляет самостоятельности при выдвижении идеи, затрудняется в ее реализации, ориентируется на образец Наблюдение Диагностическая карта наблюдений    

 

Формы подведения итогов реализации программы – промежуточная и итоговая аттестация. Формы аттестации –итоговая творческая работа, выставка, тестирование, опрос, собеседования, разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы, оформляются в Паспорте аттестации по ДООП.          

Список использованной литературы

Список литературы для педагогов.

1. Воронина Г. Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга.- М.: Эксмо,2011. – 80 с.: ил. – (Азбука рукоделия)

2. Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. – М.: Издательский Дом МСП, 2006 – 96с.: ил.

3. Давыдов С.Г. Энциклопедия. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М., - 2005

4. Декупаж. Лучшая книга о декорировании / С.Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256 с.: ил.

5. Дьюберри Донна. Роспись по ткани: 40 стильных проектов. – М., - 2009.

6. Журналы «Скрап-Инфо»

7. Зайцева А.А. Энциклопедия декупажа / Анна Зайцева.- М.: Эксмо, 2009. –192с.: ил.

8. Капитунова А.А., Коблова О.А. Дополнительное художественное образование. Поиски и решения. – М., 2007.

9. Кастль-Брайтнер Коринна. Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани. – М., - 2008.

10. Лаптева Т.Е. Скрапбукинг: основы искусства оформления фотографий. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с.: ил.

11. Латышева Ольга Альбомы своими руками: пошаговый мастер-класс. –СПб.: Питер, 2013. – 32с.: ил.

12. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 347

13. Скрапбукинг.- М.: АСТ, 2013.- 160 с.: ил.- (Мир увлечений).

14. Энциклопедия художника. Для начинающих и студентов художественных вузов. Модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика. Электронная версия.

Список литературы для обучающихся.

 

1. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги.- М.: Издательский Дом МСП, 2007. – 128с.: ил.

2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М., - 2005.

3. Давыдов С.Г. Энциклопедия. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М., - 2005

4. Дадашова З. Р. Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников. Шаг вперёд / З. Р. Дадашова. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 95,[1] с.: ил. – (Город мастеров).

5. Дадашова З. Р. Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников / З. Р. Дадашова. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 90,[3] с.: ил. – (Город мастеров).

6. Декупаж. 100 лучших идей / Е.А.Бойко – М.: АСТ: Астрель, - 128с.: ил.

7. Синеглазова М.О. Батик. – М., 2004.

8. Сокольникова Н.М. Основы композиции, Основы рисунка,Основы живописи. – О., - 1996.

9. Терешина Г.В. серия «Ручная работа». Батик своими руками. – М., - 2007

интернет ресурсы

оформляется в соответствии с требованиями библиографического описания источников.

 Результативность программы

- мотивация обучающихся, сохранность контингента;

- эффективность программы (результаты мониторинга развития физических качеств, специальных умений, дипломы, грамоты и т.п.);

- отзывы детей, родителей других педагогов о программе
и т.п.

Приложение к ДООП:

- план досуговой деятельности обучающихся по программе.

- паспорт аттестации

 

Пояснительная записка

      Приобщение к искусству – это этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Художественная обработка требует определенных знаний и умений. Изготовление своими руками красивых изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Технология художественной обработки материалов относится к области науки и искусства, которая включает совокупность средств, приемов, способов и методов обработки различных материалов с целью создания изделий декоративно прикладного искусства из ткани, бумаги, металлов, древесины, пластилина и т. п.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка материалов» составлена в полном соответствии с учетом требований, закреплённых в следующих нормативных документах:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-Р);

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки России от11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных   требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО ЧМР «Центр дополнительного образования

Направленность программы художественная.

Актуальность

В программу заложено обучение, основанное на развитии интереса  к искусству и творческих возможностей детей. Все объекты художественной обработки подбираются так, чтобы они были познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки материалов.

Педагогическая целесообразность

              

В процессе изготовления простейших поделок, наглядных пособий, игрушек обучающиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применение, знакомятся с элементами графической грамоты, производят разметку несложных изделий. Занятия призваны расширить и углубить знания, умения и навыки детей по обработке различных материалов.  

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – модульная;

Уровни реализации программы

1 модуль «Скульптурная лепка» - стартовый уровень;

2 модуль – «Сувенир»- базовый уровень;

3 модуль – «Батик» - базовый уровень

Адресат программы – Программа ориентирована на обучающихся в возрасте с 6 до 16 лет, с разной степенью развития способностей и подготовки. Каждый модуль программы предполагает разновозрастный состав обучающихся. При организации учебно-воспитательного процесса учитываются возрастные особенности детей, учебный материал теоретической и практической работы дифференцируется по сложности и технологичности выполнения изделия

Объем программы:

1 модуль «Скульптурная лепка» - стартовый уровень, 36 недель; 72 часа в год

2 модуль – «Сувенир»- базовый уровень; 36 недель; 144 часов в год

3 модуль – «Батик» - базовый уровень, 36 недель; 72 часов в год

Формы обучения - очная, возможностью дистанционных форм обучения

Мелкогрупповая по 10-15 человек.

С рок освоения программы  - 3 года

1 модуль «Скульптурная лепка»- 1год обучения;

2 модуль «Сувенир» - 1 год обучения;

3 модуль «Батик» - 1 год обучения.

Р ежим занятий – периодичность и продолжительность занятий;

1 модуль «Скульптурная лепка» - 1год обучения; 2 раза в неделю по 1 часа (два занятия по 45 минут, между занятиями предусматриваются перерывы 10 минут)

2 модуль «Сувенир» - 1 год обучения; 2 раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут, между занятиями предусматриваются перерывы 10 минут)

3 модуль «Батик» - 1 год обучения. 1 раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут, между занятиями предусматриваются перерывы 10 минут).

Формы подведения итогов реализации программы – промежуточная и итоговая аттестация.                                                                                                 

Цель: Формирование практических умений и навыков проектирования, выполнения и презентации изделий на основе художественной обработки материалов, развитие художественного вкуса и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- обучать основным приёмам и способам художественной обработки различных материалов,  созданию изделий в декоративных техниках

- знакомить с разнообразием декоративно-прикладного творчества:

- формировать  умение проектировать работу над изделием от разработки эскиза и до его завершения.

- обучить презентовать творческие работы, сувенирную продукцию, выставочные композиций.

  Развивающие:

- развивать творческие способности; мелкую моторику пальцев рук, речь и логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес.

- развивать эстетическое восприятие через красоту окружающего мира;

 Воспитательные:

- формировать общественно-активную личность, создать условия для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения.

- прививать культуру художественного труда, умение ценить прекрасное;

- воспитывать аккуратность, внимание, взаимопомощь;

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, уважение к своему и чужому труду.

Учебный план программы

год обучения

Название модуля

Количество часов

Форма аттестации / контроля

всего теория практика
1 «Скульптурная лепка» 72 13 59 промежуточная за полугодие итоговая конец уч.года
2 «Сувенир» 144 35 109 промежуточная за полугодие итоговая конец уч.года
3 «Батик» 72 22 50 промежуточная за полугодие итоговая конец уч.года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.115 с.)