Изготовление игрушек по замыслу детей. Цель изготовления игрушек по замыслу — научить ребят самостоятельно подбирать тему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изготовление игрушек по замыслу детей. Цель изготовления игрушек по замыслу — научить ребят самостоятельно подбирать тему



.

Цель изготовления игрушек по замыслу — научить ребят самостоятельно подбирать тему для работы, используя при этом имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствовать умение детей определять последовательность изготовления задуманной игрушки; развивать инициативу и творчество в оформлении своих поделок.

Методика проведения занятий. Время проведения таких занятий определяется самим воспитателем. Оно зависит от степени подготовленности детей делать игрушки легкой конструкции. Обычно дети в итоге работы над легкими поделками (4—5 игрушек по темам) овладевают необходимыми навыками ручного труда и могут приступить к самостоятельному созданию игрушек по замыслу.

Обычно проводят 2—3 занятия по замыслу детей.

В начале первого занятия воспитатель во вступительной беседе побуждает детей вспомнить и сказать, какие игрушки из природного материала они делали, какой материал для этого использовали, в какой последовательности выполняли работу.

В итоге беседы можно показать и рассмотреть игрушки, сделанные детьми ранее. Затем каждый ребенок задумывает тему для работы, планирует основные этапы создания игрушки и приступает к осуществлению замысла под контролем взрослого. Однако вначале воспитатель не ограничивается только контролем за действиями детей, он оказывает им необходимую помощь на разных этапах работы, стимулируя их интерес к достижению поставленной цели, к завершению задуманной поделки. В основном с этой целью проводятся и анализ, и оценка готовых игрушек. В ходе анализа готовых поделок воспитатель укрепляет в детях веру в свои возможности сделать задуманные игрушки, чувство радости от процесса и результата труда.

На втором и третьем занятии по изготовлению игрушек по замыслу детям предоставляют большую самостоятельность в работе, следят за тем, чтобы дети больше опирались на имеющийся опыт ручного труда, умения планировать работу. Выполнение детьми задуманного хотя и осуществляется под контролем воспитателя, однако его руководство, его влияние должно быть незаметным детям; они должны осознавать свою полную самостоятельность в исполнении задуманного, проявлять инициативу, творчество, воспитатель должен руководить работой как бы исподволь.

Проводя анализ и оценку готовых изделий, педагог особое внимание обращает на качество работы, на то, как в процессе изготовления игрушек дети общались, оказывали друг другу помощь, насколько самостоятельно и инициативно выполняли задуманное.

Вертолет

рис. 27

Цель. Познакомить детей с использованием нового природного материала — пробкой для изготовления игрушки; воспитывать интерес к применению разнообразного материала; развивать самостоятельность в работе над более сложными конструкциями игрушек.

Материал и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин; шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка.

Подготовительная работа. Воспитатель заостряет ножом веточки, дети внимательно наблюдают за его действиями. Вне занятий детей можно поупражнять в этой работе, предварительно рассказать, как действовать ножом. Для этого левой рукой надо придержать веточку, один конец которой (ближе к основанию) положить на деревянную дощечку под углом, а правой рукой ножом заострять веточку. Делать это надо до тех пор, пока ребята не научатся правильно держать нож и действовать им на занятиях.

Ход работы. Воспитатель предлагает для анализа изготовленную им ранее игрушку-образец, просит детей рассмотреть, из каких частей она состоит, какой материал для ее изготовления использован. Затем сообщает, что фюзеляж вертолета они будут делать из незнакомого им ранее материала — из пробки. Предлагает взять разложенный заранее на столах материал, рассмотреть его, ощупать поверхность. Дети убеждаются, что с пробкой удобно работать — ее нетрудно проколоть шилом, она легка и упруга.

Как мастерить вертолет?

Для кабины и салона вертолета используют пробку цилиндрической формы. В ней шилом делают два отверстия (одно — сверху, посередине, другое — в конце пробки, сбоку). Затем берут небольшую ровную веточку (2—2,5 см) или спичку, заостренную с одного конца, и вставляют в верхнее отверстие пробки (надо слегка надавить для прочности скрепления). На другой конец этой же веточки прикрепляют маленький шарик из пластилина. В него втыкают четыре крылатки — получился пропеллер с лопастями. После этого можно приступить к изготовлению хвоста. Для этого надо взять веточку потолще (диаметром 1 см и длиной 5—:6 см), заостренную с одного конца, вставить ее в отверстие пробки сзади. Затем прикрепить к ней с помощью пластилинового шарика крылатки клена. Самолет готов.

После того как дети усвоят последовательность работы над вертолетом, они могут делать игрушку. Воспитатель следит за соблюдением правил техники безопасности, поощряет проявление дружеской взаимопомощи, по мере необходимости в ходе работы оказывает индивидуальную помощь.

В итоге проводят анализ детских поделок, воспитатель побуждает ребят, оценивая свои поделки и работы товарищей, быть справедливыми, проявлять к товарищам доброжелательные чувства.

Павлин

рис. 28

Цель. Закреплять навыки работы с разным природным материалом; продолжать учить детей пользоваться шилом; развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета.

Материал и инструменты: шишка еловая или сосновая среднего размера, желудь, метелка камыша, веточки деревьев, цветная бумага, клей, пластилин; деревянный брусок, шило, ножницы, кисточка.

Ход работы. Игрушку легче изготовить, соблюдая следующую последовательность в работе: для туловища подобрать еловую или сосновую шишку среднего размера, сделать в ней шилом четыре отверстия: с противоположных концов для шеи и хвоста и внизу для ног павлина. Для головы подойдет желудь без чашечки, в нижней части которого надо сделать прокол для веточки-шеи. Голову и туловище соединить заостренной с обоих концов удлиненной веточкой так, чтобы центральная ее часть осталась снаружи,— это шея. Для прочности скрепления концы веточки смазать клеем. Две веточки, одинаковые по размеру, вставить в отверстия, сделанные в шишке-туловище снизу — будут ноги. Глаза и клюв, украшения для головы делают из пластилина. На голове можно сделать три прокола, вставить в них три спички, окрашенные в разные цвета, укрепить на их концах разноцветные шарики из пластилина. В сделанное отверстие в шишке-туловище вставляют хвост (метелка камыша или птичьи перья). Метелку и перья можно раскрасить, украсить разноцветными маленькими кружочками из бумаги. Для устойчивости птицу-павлина укрепляют на подставке или на ветке.

В украшении игрушки павлина дети проявляют много творчества: для хвоста они используют птичьи перья, бумагу, травы.

Собачка

рис. 29

Цель. Закрепить знания детей о земляном орехе и приемах работы с ним, воспитывать у них настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, продолжать формировать умение самостоятельно планировать работу.

Материал и инструменты: два земляных ореха, веточки дерева, пенопласт, клей, краски, пластилин; шило, карандаш черный, кисточка, деревянная дощечка.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец, вместе с детьми устанавливает последовательность изготовления этой игрушки. Для туловища игрушки подойдет земляной орех с несколькими извилинами. В нем следует сделать шесть отверстий для передних и задних лап, шеи и хвоста. От второго земляного ореха отрезать заостренную часть для головы и со стороны среза сделать отверстие для соединения с туловищем. С помощью веточки, заостренной с обоих концов, соединяют голову и туловище собачки, для чего веточку вставить в отверстия, предварительно заполненные пластилином.

Затем подобрать четыре маленькие веточки, заострить их с одного конца и вставить заостренным концом в туловище - это лапы. Чтобы сделать собачке уши, необходимо отрезать одну извилину ореха, разрезать ее пополам так, чтобы остались две выпуклые скорлупы. Их приклеить к голове клеем или пластилином. Глаза и нос нужно нарисовать черным карандашом или красками. Их можно вылепить и из пластилина. Для хвоста подобрать изогнутую веточку, заострить с одного конца и вставить в отверстие туловища.

Готовую игрушку лучше укрепить на подставке из дерева или пенопласта. Для этого соответственно положению лап сделать углубления в подставке шилом, залить их клеем и плотно вставить туда лапы собачки. Игрушка получилась забавная, так как туловище собачки несколько необычное — имеет извилистую форму.

Лошадка

рис. 30

Цель. Учить детей делать игрушку лошадку из разного природного материала; закрепить умение соединять детали поделки при помощи заостренных веточек; воспитывать настойчивость в достижении цели.

Материал и инструменты: початки кукурузы, веточки дерева, кукурузное или липовое мочало, желудь, семена огурца или арбуза, клей; деревянный брусок, шило, нож, кисточка.

Подготовка к работе. До занятий воспитатель (один или вместе с детьми) отрезает острые концы початков (для головы лошадки), заостряет веточки.

Ход работы. Берут утолщенный початок кукурузы (не очень длинный). Голову делают из заостренной части початка. Затем при помощи толстой веточки (оба ее конца заострены) скрепляют туловище и голову, которой придают желаемый наклон.

Для ног лошадки используют небольшие веточки, концы которых также нужно заострить для соединения с туловищем. Гриву и хвост делают из кукурузного мочала, которое сначала скрепляют тонкой проволокой или ниткой, затем расщепляют и приклеивают к голове; сзади туловища конец початка слегка разрезают ножом1, образовавшуюся щель смазывают клеем и в неё вставляют кукурузные волоски.

Глаза лошадки — арбузные семечки или семечки подсолнуха. Уши можно сделать из семян огурца или вырезать их из оболочки желудя.

Плот

рис. 31

Цель. Познакомить детей с новой поделкой—плотом; учить детей мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине; развивать глазомер, точность движений; воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде. 1 Работу ножом выполняет воспитатель, а если к этому привлекаются дети, то все операции осуществляются детьми под его неослабным наблюдением.

Материал: веточки, береста или бумага, нитки, проволока.

Подготовка к работе. До занятий надо подготовить материал: подровнять ножом ветки, чтобы каждые 5—10 веточек были одинаковой длины.

Ход работы. Ветки одинаковой длины (желательно и одинаковой толщины) укладывают ровными рядами так, чтобы они до половины свисали над краем стола. Сверху поперек их кладут одну веточку и связывают ее с основанием плота (в местах соприкосновения палочек) крест-накрест ниткой или тонкой проволокой. В середине плота между бревнами-веточками вставляют мачту-ветку с флагом. Флаг можно сделать из бересты или из кусочка материи, бумаги, яркого листа дерева. Чтобы дети, играя с плотом, развивали сюжетную игру, «на берегу» можно поставить палатку из бумаги или бересты. Делается это так: прямоугольный или квадратный лист складывают пополам, затем его распрямляют, и палатка готова. Воспитатель не оставляет без внимания игры детей с поделками, выполненными ими на занятиях. Исподволь руководя развивающейся по инициативе ребят сюжетной игрой с плотом, он побуждает их к дальнейшему развитию действий, формируя при этом конструктивное мышление и воображение ребят: «В палатках живут геологи, они ищут полезные ископаемые для нашей страны,— говорит педагог.— Скоро прибудет еще одна группа, и одной палатки будет мало». Дети решают, что здесь надо разбить палаточный городок, чтобы геологи жили просторно. Каждый ребенок вносит предложения о совершенствовании палаток, их украшении, о том, как сделать улицу в этом городке, посадить деревья (дети учились делать деревья из бумаги на занятиях конструированием) и т. д. Так дети осознают важность результата труда и от этого испытывают большую радость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.015 с.)