Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда полпредам дадут контроль над бюджетными средствами.
Г. Павловский Ясно всем, что контроль и распоряжение — это разные функции. Если бы было распоряжение — придать позиции полпреда хотя бы в малой степени позиции собственника, — то это могло бы обернуться катастрофой. Полпреды видят, что все инструменты управления находятся у местных территориальных собственников, губернаторов, тогда они сами начинают искать собственные рычаги. Это очевидно, если взглянуть на информационные рынки: все полпреды стремятся обзавестись собственными медиа-холдингами. 168 Любой человеческий институт, в том числе и полпредов Президента в Федеральных округах, ухудшается по определению. Поэтому он должен находиться под прессингом — под прессингом других федеральных структур, под прессингом вообще. Контролирующих инстанций у нас более чем достаточно. Но чтобы они заработали, нужен низовой прессинг. Без этого не обходилась даже советская система, а демократия и подавно. Если федеральная власть не получит поддержки в виде местных оппозиций неправовым режимам власти, если низовые оппозиции губернаторскому произволу не сложатся в стабильный, укорененный в жизни региона институт контроля местной администрации, будет беда. Первоначально предполагалось, что они будут что-нибудь вырабатывать, но поскольку они только жаловались, с ними перестали встречаться. Группа, кажется, все еще существует, но разве кто-то помнит, кто в нее входит? 10 июля 2001 года. Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов обратился к главе Российского государства Путину с предложением признать договор о предметах совместного ведения между Российской Федерацией и республикой утратившим силу. «Целый ряд пунктов заключенного ранее между президентом России Ельциным и прежним президентом республики Кислициным договора не выполняется или противоречит во многом федеральному законодательству. В договоре шло упоминание об оффшорной зоне республики и предоставлении ей ряда налоговых льгот. Безусловно, сейчас, в условиях жесткой налоговой дисциплины, эти положения выполняться не будут. По словам Маркелова, в письме, направленном главе государства, он предложил заключить новый договор о предметах совместного ведения». Комментарий. Таким образом, Маркелов подтвердил информацию, прошедшую в «Интерфаксе» 7 июля, согласно которой «ряд глав субъектов Федерации готов аннулировать подписанные ранее с федеральным центром договоры о разграничении полномочий. Речь идет о группе губернаторов регионов, входящих в Приволжский федеральный округ».
«Известия» уточнили имена подписантов 9 июля: это губернатор Пермской области Трутнев, Ульяновской — Шаманов, Нижегородской — Скляров, а также президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов. А «Газета.ру» 7 июля отметила, что «в Приволжье из 12 подписанных с тамошними субъектами федерации документов семь уже недействительны, а срок действия остальных истекает в 2002 г. Активисты-губернаторы, руководствуясь этими соображениями, решили 169 облегчить работу Кремлю, а заодно продемонстрировать товарищу Путину свою полную лояльность и понимание политической ситуации в стране. И он такую покладистость явно оценит». Мне (Р. А.) так не кажется. Для Президента и для всех важно повысить уровень управляемости и эффективность работы государственного организма в целом, законность и правопорядок в стране, а не чья-то формально-бюрократическая лояльность. Казань за реальный федерализм. К шестилетнему юбилею Договора Российской Федерации и Республики Татарстан 1 Ф. Мухаметшин, председатель Госсовета Республики Татарстан, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В феврале 1994 г. был заключен, а потом пролонгирован Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между государственными органами власти Российской Федерации и государственными органами власти Республики Татарстан. Принцип римского права, предусматривающий, что договоры должны соблюдаться, известен с давних пор. Договорное разграничение предметов ведения и полномочий, сложившееся в последние годы в Российской Федерации, остается, пожалуй, наиболее сложной и противоречивой областью в системе федеративных отношений России начала XXI в. В условиях незавершенности и противоречивости реформ, отсутствия правовых и административных механизмов, способных налаживать связи между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации, а также в силу ряда субъективных факторов исчезает сама суть гарантированного Конституцией РФ федеративного устройства, основанного на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти. В сложившихся условиях практически не реализуется положение ч. 3 ст. 11 федеральной Конституции о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различных уровней осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Естественной гарантией сохранения Федерации выступает единство интересов субъектов, понимание выгодности их совместного существования. 170 Республика готова и впредь участвовать в многостороннем диалоге с федеральными органами власти в целях решения наиболее острых проблем и противоречий в области федеративных отношений. Естественной гарантией сохранения Федерации выступает единство интересов субъектов, понимание выгодности их совместного существования. Происходящие в обществе процессы свидетельствуют, что сегодня всем нам необходимо приложить максимум усилий для изменения и дальнейшего развития рамочных конституционных характеристик российского федерализма, в том числе создания целостной системы федеральной власти, в которой конструктивное сотрудничество, формируемое на принципах взаимодействия и согласования интересов сторон, доверительный уровень отношений между органами власти всех уровней будет олицетворять собой демократический путь развития общества не на словах, а на деле. Мы за такую Российскую Федерацию! Укрепление российской государственности и совершенствование федеративных отношений — двуединая задача, поставленная перед нами самой историей. От ее решения во многом зависит судьба России в XXI в. Думский комитет по делам федерации и региональной политике подготовил к рассмотрению проект федерального закона «Об институте федерального вмешательства» Законопроект предусматривает наделение Центра правом вмешиваться в дела любого региона, в котором установлены прямые нарушения действующей Конституции и федеральных законов, вплоть до отстранения от должности губернатора. Разработчики проекта утверждают, что подобные институты вмешательства существуют во многих странах мира. Это некий механизм, который может быть задействован Центром только в том случае, если в грубой форме попраны права человека и основы федерализма. В этом случае федеральный Центр будет иметь право через решение Верховного суда отстранить от должности руководителей того или иного региона, а также распустить его законодательный орган. Очевидно, что для любой цивилизованной страны, где действуют федеративные отношения, этот закон необходим. Но вопрос в том, утвердит ли такой законопроект Совет Федерации? Сенаторы могут усмотреть в нем попытку ущемить их права, ограничить их полномочия. Авторы же проекта утверждают, что он направлен в конечном итоге на укрепление федеративных отношений, а также основ государства. Закон предусматривает и исключение произвола самого Центра по отношению к территориям.
171 Бег по вертикали. В. Лысенко, зам. Председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, доктор политических наук Исполнилось два года, как в стране появились федеральные округа, а в них — полномочные представители президента. По замыслу Владимира Путина, который ввел это новшество, институт полпредов должен был стать стержнем жесткой вертикали исполнительной власти, основным инструментом политики главы государства в регионах страны. Спорным (и ключевым) остается с тех пор вопрос: инструментом какой политики станет со временем институт полпредов? Будет ли он служить демократической, либеральной модернизации общества, ведущей к свободному рынку и правовому государству, или окажется востребованным для авторитетной модернизации, основанной не на праве, а на политической целесообразности, внеэкономическом принуждении, доминировании одной партии и одной идеологии? В целом, минувшие два года показали, что институт полпредов — это институт кризисного управления, институт эпохи «управляемой демократии». Его создание является проявлением не силы, а слабости власти — ее стремления пойти по наиболее легкому, привычному для России патерналистскому пути, укрепить себя в условиях отсутствия гражданского общества, развитых правовых институтов и политического плюрализма. Как нам реструктуризовать Федерацию? На смену временным мерам должна прийти продуманная стратегия 2 Р. Абдулатипов Реформа Федерации занимает центральное место в становлении российской государственности на современном этапе. Федеративная модель нашего государства, утвержденная Конституцией, разработана с учетом международного опыта строительства территориально сложных и многонациональных государств. К сожалению, наши политики и ученые воспринимают современный российский федерализм лишь как формальную уступку регионам, прежде всего национальным республикам — как будто края и области не заинтересованы в 172 демократизации государственного устройства и государственного управления. Как сказал на Заседании Совета Федерации Юрий Лужков: «Кому-то хочется нас держать постоянно у унитарного стойла». Когда Президент России начал укреплять вертикаль власти, хор унитаристов запел еще громче. Россия была поставлена вновь перед выбором между феодальной раздробленностью и феодально-имперским унитаризмом. И то и другое является отрицанием федерализма.
Ту жизненно необходимую работу по упорядочению разрыхленных федеративных отношений, которую Владимир Путин вынужден сегодня проводить, многие восприняли как долгожданный возврат к временам имперского унитаризма. Между тем в современных условиях, если мы хотим быть цивилизованным государством и сохранить свое единство, у нас нет другого пути, — как подчеркнул в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин, — кроме как быть полнокровной Федерацией. Соответственно задача состоит не в отказе от федеративной модели, а в совершенствовании, реструктуризации, если можно так сказать, федеративных отношений. Представляется, что в качестве основных направлений федеративной реформы должны быть выбраны следующие. Первое. Ни в коем случае не пытаться переписывать раздел Конституции «О федеративном устройстве». Более того, дать время «успокоиться» модели федеративного устройства, которая нам досталась по наследству. В свое время нам, разработчикам Федеративного договора и раздела Конституции о федеративном устройстве, пришлось соотносить свои идеи с реальным состоянием российской государственности. Чрезмерно радикальные, резкие движения были невозможны в условиях, когда развалился Советский Союз. Качественное состояние Федерации определяют не количество субъектов и их названия, а те реальные экономические и правовые отношения, в которые вступают субъекты Федерации и федеральные органы власти. Второе. От Федерации политической, декларативной следует перейти к правовой, с четко отработанными «правилами игры». Нужны такие законы, которые обеспечивали бы на практике как целостность и жизнеспособность единого государства, так и самостоятельность субъектов Федерации. Надо учитывать, что чиновники в Центре и в федеральных округах могут довести меры федерального вмешательства до абсурда, перекладывая ответственность перед своим населением на президента и правительство страны. Третье. Наша Конституция перегружена совместными полномочиями. И так получилось не от хорошей жизни. Важно было на фоне 173 развала Советского Союза скорее собрать Федерацию. И все вопросы, которые не удавалось согласовывать, мы отправляли в корзину совместных полномочий, надеясь, что со временем законодатель распишет все как надо. В 1995 г. мною был внесен законопроект «О механизмах реализации ст. 72 Конституции Российской Федерации». Но, как ни странно, Совет Федерации не принял законопроект к рассмотрению, а в Государственной Думе он получил 14 голосов. Это еще раз продемонстрировало формальное отношение нашей политической элиты к федерализму. Четвертое. Суть федерализма заключается в выводе системы управления на местные сообщества, в корректировке управленческой деятельности с учетом потребностей и особенностей местных сообществ. У нас же местное самоуправление не только оторвано от государственной власти, но и отделено от системы федеративных отношений. Разграничивая полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, мы не довели принцип федерализма до местных сообществ.
Пятое. Наша Федерация была и остается конституционной, а не договорно-конституционной или конституционно-договорной, как считают многие. Договоры и соглашения лишь определяют механизмы реализации положений действующей Конституции. Я согласен с теми, кто говорит, что нет необходимости сохранять практику договорного регулирования федеративных отношений — но это лишь если будут срочно приняты необходимые законы. А их только в связи с статьей 72 необходимо более тридцати. Шестое. Некорректны и необоснованны рассуждения о том, что так называемый этнический принцип формирования Федерации является ее разрушителем и что республики якобы обладают особыми правами, — начиная с формально-декларативного гражданства и кончая необходимым государственным статусом родных языков. Борьба с национальностями и республиками ничего созидательного для Федерации не несет. Мы очень много говорим о льготах для республик, а на деле из 21 республики 18 относятся к категории депрессивных. Кроме того, почему-то у нас господствует мнение, что, скажем, Рязанская область не имеет отношения к этническому принципу. Все это проявление старых и пагубных подходов, когда русская нация была искусственно исключена из отношений этничности. Тут фундаментальная проблема, решение которой отдано на откуп крайним силам. Вместо дальнейшей разработки и реализации программы этнокультурного развития русской нации, — чем мы начали заниматься в Миннаце, — началось навязывание безграмотного по своей сути закона о русском 174 народе. Соответственно национальные вопросы русского и других народов обретают этнополитическую окраску. Это опасная ситуация и справиться с ней будет трудно. Этнические и конфессиональные проблемы развития нашего общества и государства пока не стали предметом единой стратегии, предметом повседневных управленческих усилий чиновников и гражданского общества. Седьмое. В первую очередь необходимо реализовать федеративный потенциал, заложенный в Конституции, и создать правовые механизмы для регулирования всего комплекса федеративных отношений. Парламентская группа «Федерация» с самого начала предложила разработку пакетного федерального закона «О правовых основах развития федеративных отношений в Российской Федерации». Главное требование федерализма — создание единой системы гарантий прав и свобод человека независимо от его национальной принадлежности и места проживания. И здесь основополагающую роль играет экономический фактор. Сегодня бюджетная система устроена так, чтобы уничтожить всякие стимулы к эффективному хозяйствованию. Видимо, следует перейти на метод поощрения деятельности регионов-лидеров как локомотивов экономического развития, а для остальных продумать систему «выживаемости» при стандартной ситуации и «мощных рывков» при благоприятных условиях. Федеративные отношения у нас сводятся почему-то к взаимодействию между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. На деле же все уровни федеративных отношений напрямую должны выходить на гражданина Российской Федерации, в том числе в плане ответственности органов власти, чиновников, законодателей перед гражданином. От стратегически выверенного правового, а не субъективно-административного, конъюнктурно-политического решения задач федеративной реформы зависит перспектива целостности развития Российского государства, благополучие граждан и самочувствие народов. На смену импульсивным, до конца не продуманным временным мерам должна прийти серьезная работа по переходу от декларированной Федерации к Федерации прочной, реальной. Конституция Российской Федерации. Раздел второй. В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти 175 176 177 178 Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — действуют положения Конституции Российской Федерации. * * * Включает в себя договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашение о разграничении полномочий и конкретных предметов совместного ведения. 179 1 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. С. 170. 1 Нарутто С. В. Федерализм и единство государственной системы. Хабаровск, 2001. С. 255. 1 См., например: Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. С. 199-204. 2 Конституция Российской Федерации. Комментарии / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1994. С. 35-36. 1 Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995. С. 171. 1 Нарутто С. В. Федерализм и единство государственно-правовой системы. Хабаровск, 2001. С. 276. 1 См. Интернет-версию газеты «ВЕК». 2001. № 27. 1 Статья опубликована в: Независимая газета. 2000. 15 февраля. 1 Статья опубликована в: Московские новости. 2002. 14 мая. 2 Статья опубликована в: Независимая газета. 2001. 18 июля.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.033 с.) |