Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты федерации и самоуправление
М. Маликов, доктор юридических наук, профессор, декан Стерлитамакского юридического факультета БГУ Актуальность проблемы объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, основной вопрос для российской государственности представляет не количество субъектов Федерации (89), а закономерности их формирования и пути совершенствования правовой основы самой Федерации. Во-вторых, вопрос о членах Российской Федерации, и по сей день спорный в науке, вызывал дискуссию на стадии разработки Конституции РСФСР еще в 1918 г. В-третьих, он снова обсуждался в период принятия Конституции РСФСР 1925 г. В частности, в «Общих положениях» предварительного проекта Д.И. Курского указывалось, что «автономные республики входят на началах федерации РСФСР». В главе «Об автономных советских социалистических республиках» того же проекта предусматривалось право ВЦИК преобразовывать области, отличающиеся особым бытом и национальным составом, в автономные республики, входящие на началах федерации в РСФСР. Подкомиссия по вопросам, касающимся национальных республик и областей, разрабатывала соответствующую главу, включая в круг членов РСФСР как автономные республики, так и автономные области. К правовым основам Российской Федерации следует отнести и «Декларацию прав народов России» от 2 ноября 1917 г. В ней предусматривались права народов России и принципы национально-государственного устройства с учетом: 1) равенства и суверенности народов России; 2) права народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; 3) отмены всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4) свободного развития национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. В становлении субъектов Федерации значительную роль сыграло и постановление III Всероссийского съезда Советов от 15 января 1918 г. «Об основных положениях Конституции РСФСР». В частности, в нем говорилось: 1) РСФСР учреждается на основе добровольного союза народов России как Федерация советских республик этих народов; 2) высшим органом власти в пределах Федерации является Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, созываемый не реже, чем раз в три месяца;
151 3) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет; 4) правительство Федерации, Совет Народных Комиссаров избирается и смещается в целом и частях Всероссийским съездом Советов или Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом; 5) все местные дела решаются исключительно местными Советами. Опыт конституционного строительства показывает, что квалификацию субъектов Российской Федерации можно определить и с точки зрения субъектов конституционно-правовых отношений. Так, раньше субъектами конституционно-правовых отношений признавались: 1) физические лица (советские граждане, иностранцы и лица без гражданства); 2) совокупности людей: ассоциированные совокупности людей (массовые общественные организации, самодеятельные организации населения, общественные организации), неассоциированные совокупности людей (советский народ, народы советских союзных и автономных республик, население административно-территориальных единиц, избиратели, участники референдумов, хотя последние и не проводились), собрания трудящихся; 3) территориальные образования: политико-территориальные образования (государства) — СССР, союзные и автономные республики; административно — территориальные образования — края, области, автономные области, национальные округа; районы, сельсоветы, внутригородские районы, поселки; территориальные образования по выборам — избирательные округа и избирательные участки; 4) органы государства; органы государственной власти — высшие и местные органы государственной власти; органы государственного управления: центральные и местные органы государственного управления; органы правосудия и прокуратуры; 5) полномочные народные представительные объединения: депутаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы, народные судьи, объединения народных заседателей. Известно, что принципиально новым этапом развития взаимоотношений субъектов в РФ было подписание Федеративного договора.
Цель Федеративного договора заключалась в утверждении Федеративного устройства государства на конституционно-договорной основе, принципа разделения властных полномочий по вертикали, преемственности Декларации прав народов России, Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, резолюции о федеративных учреждениях РФ, Конституции РФ, закрепившей федеративное устройство. Субъекты Федерации определялись на основе принципов договорных отношений, свободного развития субъектов (в том числе 152 автономные области, автономные округа, которые вошли в Федерацию), суверенности субъектов — республик. На характер взаимоотношения субъектов Федерации свое влияние оказали и Декларации о государственном суверенитете союзных республик. Так, Декларацию о государственном суверенитете первой приняла Эстония 16 ноября 1988 г., Азербайджан — 23 сентября 1989 г., Грузия — 12 октября 1989 г., Литва — 11 марта 1990 г., Латвия — 4 мая, РСФСР — 12 июня, Узбекистан — 20 июня, Молдавия — 23 июня, Украина — 16 июля, Белоруссия — 27 июля, Туркмения — 22 августа, Армения — 23 августа, Таджикистан — 24 августа, Казахстан — 25 октября, Кыргызстан — 12 декабря 1990 г. Процесс принятия Деклараций о суверенитете начался и в автономных республиках. Первой республикой, принявшей Декларацию о государственном суверенитете, была Северо-Осетинская республика (20 июля 1990 г.). Далее по времени принятия Деклараций республики разделяются в следующем порядке: Карельская республика — 9 августа, Коми ССР — 29 августа, Татарская ССР — 31 августа, Удмуртская республика — 30 сентября, Якутская Саха ССР — 27 сентября, Бурятская ССР — 10 октября, Башкирская ССР — 11 октября, Калмыцкая ССР — 18 октября, Марийская ССР — 22 октября, Чувашская ССР — 24 октября, Тувинская ССР — 1 ноября, Чечено-Ингушская ССР — 27 ноября, Кабардино-Балкарская ССР — 31 января 1991 г.. В целом можно констатировать, что федеративная форма Российской государственности означает: конституционное признание федеративной формы государственного устройства; 2) объединение и сохранение государственного единства, целостности; 3) обеспечение национальной безопасности; 4) централизацию и децентрализацию суверенной федеральной власти субъектов Федерации; 5) взаимное уважение и взаимную ответственность федерации и субъектов; 6) обеспечение в рамках Федерации прав человека и гражданина в соответствии с международными нормами; 7) разработку юридических механизмов разрешения конфликтов. В литературе встречается также утверждение, что не может быть государства в государстве, а следовательно, суверенитета в суверенитете. При этом отмечается, что если государство входит в состав другого государства, то потеря, а не просто ограничение суверенитета, неизбежна. Суверенитет — не просто независимость государства, которая всегда относительна. Суверенитет полагает их неподчиненность друг другу. С таким мнением трудно согласиться, так как главная цель суверенитета — объединение ряда государств в единое федеративное 153 государство, а не установление подчиненности друг другу. Таким образом устанавливается союз между федерацией и ее субъектами для обеспечения более эффективного их функционирования и развития. Не теряя своего суверенитета, они образуют новое общее для всех суверенное государство, наделив его соответствующей компетенцией в осуществлении внутренней и внешней политики. Каждый субъект федерации сохраняет политико-правовое качество суверенной государственности, но его суверенитет в определенной мере ограничивается в рамках переданных федеральным органам компетенций, равно как ограничен суверенитет федерации компетенцией ее субъектов. Поэтому вырабатываются и закрепляются новые принципы федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно — необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей.
В решении проблем государственного суверенитета РФ на основе права наций на самоопределение следует учесть следующие обстоятельства. Во-первых, признание права на самоопределение народа как этнического образования означало признание суверенитета нации, что поставило вопрос о соотношении его с государственным суверенитетом. Во-вторых, суверенитет народа проявляется в возможности обретения государственного суверенитета в любой его форме, причем народ, обретавший свою государственность, не теряет своего суверенитета в том смысле, что он сохраняет право изменять избранную им форму своего государственного бытия. При этом недопустимо нарушение прав других народов. В-третьих, проблема заключается в установлении соотношения понятия народа в федеративном государстве, в котором народ составляет все население, проживающее в границах федерации, с понятием народа государства, входящего в состав федерации. В-четвертых, народ федерации — понятие более общее по отношению к народу государства-федерации, которая призвана объединить все проживающее в ее границах население на федеративных отношениях. Опорой последних является гражданство РФ и ее субъектов и федеральные органы государственной власти (Совет Федерации и Государственная Дума), обеспечивающие прежде всего равноправие граждан вне зависимости от места их проживания. В-пятых, противопоставление народа всей федерации народу, составляющему часть его и проживающему в пределах государства — члена федерации, всегда приведет к разрушению федерации, 154 поскольку делает невозможным установление единства в обеспечении прав свобод человека в федеративном образовании. В-шестых, суверенитет (суверенность) Российской Федерации выражается в: а) свойстве государственной власти на основе воли многонационального народа; б) реализации международных норм и Декларации о государственном суверенитете; в) правовом закреплении источников суверенитета (ст. 3), территориальной целостности (ст. 4), верховенстве федеральных законов (ст. 40) и Конституции (ст. 15). В-седьмых, с подписанием Федеративного договора и инкорпорацией его содержания в Конституции РФ закреплено положение РФ как суверенного государства в мировом сообществе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.01 с.) |