1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
2. Примерная программа основного общего образования по музыке.
3. Авторская программа по музыке.
4. Хрестоматии с нотным материалом.
5. Сборники песен и хоров.
6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
8. Учебники по музыке.
9. Книги о музыке и музыкантах.
10. Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1. Плакаты музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1. Карточки с признаками характера звучания.
2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2. Фортепиано.
3. Компьютер.
4. Экран.
5. Проектор.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Тематическое планирование
Класс
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополни- тельного содержания
| Домашнее задание
| Дата
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
Музыка и литература
|
1
| Что роднит му- зыку с литера- турой
| 1
| Вводный
| Что стало бы с музы- кой, если бы не было литературы? Во все времена музы- ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите- ратуры
| Знать: что роднит музыку с литературой;
- о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.
Уметь выявлять связи музыки и литературы
| Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение
|
| Закрепление полученных знаний
|
|
|
2-4
| Вокальная му- зыка
| 3
| Расширение и углубление знаний
| Песня - самый рас- пространенный жанр музыкально-литера- турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи- ли песню?
Романс - лирическое стихотворение, поло- женное на музыку
| Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:называть основные жанры русских народ- ных песен;
- определять значение песни в жизни общества;
- отличать романс от песни, роль сопровож- дения в исполнении ро- манса и песни
| Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки
| Жанры ка- зачьих пе- сен: исто- рические, лирические, служивские, игровые, частые, об- рядовые
| Запись на- званий из- вестных на- родных пе- сен, люби- мых в семье
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
5-6
| Фольклор в му- зыке русских композиторов
| 2
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Связи музыки с лите- ратурой: произведения программной инстру- ментальной музыки и вокальные сочине- ния, созданные на ос- нове различных лите- ратурных источников
| Знать понятие про- граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело- дию, ритм, темп, дина- мику, лад
| Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение
|
| Рисунок героя из на- родной сказ- ки «Кикимо- ра», запом- нившегося больше всего.
|
|
|
7
| Жанры инстру- ментальной и вокальной музыки
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Вокальная и инстру- ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра- зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола
| Знать понятия: вокаль- ная, инструментальная музыка.
Уметь называть основ- ные жанры вокальной и инструментальной музыки
| Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение
|
| Закрепить
полученные
знания
|
|
|
8-9
| Вторая жизнь песни
| 2
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Широкое отражение народной песни в рус- ской профессиональ- ной музыке. Связи между композитор- ским и народным му- зыкальным искус- ством
| Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять свя- зи между композитор- ским и народным музы- кальным искусством
| Устный и письмен- ный контроль (за- полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин- струментах). Хо- ровое пение
| Использо- вание ка- зачьих на- родных пе- сен в творче- стве компо- зиторов
| Закрепить
полученные
знания
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
10
| «Всю жизнь мою несу роди- ну в душе...»
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Колокольный звон в музыке. Звучащие картины
| Знать значение коло- кольного звона в жизни человека.
Уметь выявлять родст- венные средства выра- зительности музыки и живописи
| Интонационно- образный анализ музыкального и художественно- го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме.
|
| Подбор про- изведений, близких по настрое- нию музыке и картинам
|
|
|
1l- 13
| Писатели и по- эты о музыке и музыкантах
| 3
| Расширение и углубление знаний
| Значимость музыки в творчестве писате- лей и поэтов; нацио- нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози- торов
| Знать:
-что благодаря музыке появились многие про- изведения литературы;
- основные события из жизни и творчества композиторов
| Хоровое пение. Беседа. Интонаци- онно-образное со- поставление музы- ки и литературных произведений
|
|
|
|
|
14
| Первое путеше- ствие в музы- кальный театр. Опера
| 1
| Расширение и углубление знаний
| История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - ли- тературное произве- дение.
| Знать:
-историю развития оперного искусства;
- понятия: опера, либ- ретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при- меры к понятиям
| Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль
|
|
|
|
|
15
| Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко»
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Опера Н. А. Римского- Корсакова «Садко»
| Знать сюжет (либрет- то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази- тельности
| Интонационно- образный анализ фрагментов из оперы
|
|
|
|
|
16
| Второе путеше- ствие в музы- кальный театр. Балет
| 1
| Расширение и углубление знаний
| История развития ба- летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале- та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»
| Знать:
-историю развития ба- летного искусства;
- понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази- тельности
| Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из ба- лета
|
|
|
|
|
17
| Музыка в теат- ре, кино, на те- левидении
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче- ских видах искусства: в театре, кино, на те- левидении
| Уметь определять зна- чение литературы и му- зыки в синтетических видах искусства
| Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за- нятия
|
|
|
|
|
18
| Третье путеше- ствие в музы- кальный театр. Мюзикл
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Расширение представ- лений о жанре мюзик- ла. История возникно- вения жанра. Основ- ные его отличия от оперы (театр «легко- го» стиля). Наиболее известные мюзиклы
| Знать:
-историю возникнове- ния мюзикла;
- чем мюзикл отличает- ся от оперы.
Уметь называть наибо- лее известные мюзиклы и их композиторов
| Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ
|
|
|
|
|