Роль первых рюриковичей в истории Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль первых рюриковичей в истории Руси



 

Роль первых Рюриковичей, особенно в деле Крещения Руси, в последних главах этой книги оценивалась неоднозначно. Да, С. Лесной (Парамонов), несмотря на свою антихристианскую риторику, совершенно справедливо писал: «Момент появления Рюрика в Новгороде нельзя принять за начало Русского государства уже потому, что нельзя путать начало династии с началом государства». Тем не менее «русская государственность» и «династия Рюриковичей» – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах ее появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племен, факт остается фактом: Рюриковичи были одними их тех, кто стоял у истоков Русского государства. Не первыми, но и не последними.

Кстати, о «русах», которым, по утверждению норманистов, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чем основано их предположение, что это племя было норманнским, т. е. германо-скандинавским (о чем писал еще Ломоносов). В «Повести временных лет» о призвании варяжских князей (а «варяг», как говорил Л. Н. Гумилев, это не национальность, а профессия) сказано так: «И пошли за море к варягам, к руси.

Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свей (шведы. – A.B.), а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти назывались». Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем «другими», то есть вовсе не теми, кто пришел в 862 г. «княжити» в Новгороде, Белоозере и Изборске. Все это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего племени ругов, называемого еще бодричами. Приверженцы «немецкой исторической школы» отрицают, что руги – славяне, но они не могут отрицать, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть еще «прусская теория» возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и «русы» происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам. В предыдущей главе мы приводили слова Ломоносова, что корень *russ- в названии Пруссия, звучащем по-немецки как Borussia, вовсе не совпадение, и Пруссия – это Поруссия, соседствующая с Неманской Русью, а древние пруссы – соответственно, балтославянские поруссы (нем. Borussi). Вот и «Киевский Синопсис», созданный пруссаком Иннокентием (Гизелем), указывает, что варяги «народу словенского были». То есть, согласно «рюгенской» и «прусской» теориям, получается, что в 862 г. одни русы призвали на княжение других, дальних родственников.

Не забудем также, что в 862 г. речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего для правления чужих князей. Но это не дает никаких оснований считать Русь IX – начала X в. «варяжской вотчиной». Если так называемые русы-норманны, существование которых еще никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс «ск» и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из современных языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об «иностранной династии», если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были «иностранными династиями», поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с другими германцами – саксами, ютами и фризами – вторглись в V–VI вв. н. э. с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского народа бриттов, а остальных поработили. Затем, в VIII–IX вв., англосаксов на Альбионе основательно потеснили даны (датчане). Примечательно, что в называемом «древнеанглийским» эпосе «Беовульф» нет ни слова об Англии и англах, зато очень много о Дании и данах! В свою очередь, породнившихся англосаксов и датчан разбил в 1066 г. норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королем. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово «parliament» – французского происхождения, даже старофранцузского, потому что формы «parlier» (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется «parler», — и, соответственно «parlement»). Отчего же англичане выбрали именно «parliament» для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI в. (и много позже) означало – парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот «parliament», не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного – один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Норманисты насчитали в русском языке всего 16 (!) варяжских слов, однако на самом деле после тщательно проведенного С. Лесным (Парамоновым) лингвистического анализа их оказалось только 6: «ларь», «стяг», «ящик», «тиун», «гридь», «ябедник», причем Лесной оговаривается, что лично ему и они кажутся тюркскими.

Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Говорят еще, что первые Рюриковичи были вассалами, данниками иудейской верхушки Хазарского каганата. Однако Л. Н. Гумилев и другие сторонники этой версии забывают, что, согласно Несторовой летописи, поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, а северяне и вятичи – до призвания Рюрика. К тому же внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат. Это, я полагаю, имеет большее значение для истории, чем тот факт, что Рюриковичи, накапливая силы, платили в течение нескольких десятилетий хазарам дань.

При всей противоречивости политики первых Рюриковичей, именно они окончательно привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию священной в сознании русских, украинцев, белорусов. В этой книге мы много говорили о том, что принятая дата Крещения Руси – 988 год, возможно, не соответствует действительности, что Византией было признано Аскольдово Крещение Руси, свершившееся на 128 лет раньше, и т. п., но надо сказать и о том, что официальная версия вовсе не ошибочна. Этот парадокс легко уяснить на примере тех народов, которые в древности крестились, но так и не стали христианскими. Вот, скажем, некогда православная Албания. Есть там сейчас и православные, и католики, но вообще это, как хорошо известно, мусульманская страна. И вот если в Албании произойдет второе, окончательное Крещение, то какое из них войдет в албанскую историю как официальное? Я полагаю, второе. Оттого и мы ведем отсчет от полного, окончательного Крещения Руси великим князем Владимиром. Но о нем (и о том, что ему непосредственно предшествовало) я уже не буду рассказывать, поскольку сделал это достаточно подробно в своей книге «Крещение Руси» (М., Вече, 2012).

Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как еще говорят, автохтонности, абсурдны. Вспомним тех же бриттов и галлов: язычество не помогло им сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе появилось новое могучее христианское государство – Великое княжество Киевское. Оно контролировало торговые пути «из варяг в греки», и «из варяг в персы», и восточноевропейский отрезок Великого шелкового пути, прежде «оседланный» хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые между тем ни королями, ни царями себя не называли.

Но находившийся выше Днепровских порогов, плохо связанный дорогами с городами страны на западе, юге и востоке, Киев, «мать городов русских», мало годился для столицы государства. Уже Святослав хотел перенести столицу в Переяславец-на- Дунае.

Задолго до Батыева нашествия Рюриковичи создали в глухих лесах Восточной Руси «запасные центры» русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Рейтенфельс, который, как мы имеем основания предполагать, читал не дошедшие до нас древние летописи, писал в «Сказании о Московии» (кн. 1, гл. 3), что Владимир-на-Клязьме основал не Владимир II Мономах в 1108 г., как принято считать в нашей исторической науке, а Владимир Святой на рубеже IX и X вв. и «определил ему быть царским местопребыванием, находя, что здесь – средоточие всего царства и земля богата плодами всякого рода, хотя в 1001 г. при Ярославе царский Двор снова, как бы после временного изгнания, вернулся в Киев». Ярослав Мудрый, конечно, не мог править в 1001 г., потому что Владимир I умер только в 1015-м. Но мнение о том, что именно Владимир Святой построил Владимир-на-Клязьме и перенес в него столицу, было, по-видимому, весьма распространено в России XVII века. Так, в записках австрийца Августина фон Мейерберга «Путешествие в Московию», написанных раньше (1662), чем «Сказания о Московии» Рейтенфельса (1676), и опубликованных лишь в 1820 г. (так что Рейтенфельс их не читал), сказано: «Володимирское княжество между Волгою и Окою замечательно плодородною почвой и названием города, построенного рожденным вне брака Владимиром на реке Клязьме, которая, по соединению с Окою, в 60 верстах оттуда, становится судоходною. Володимир укрепил его деревянным детинцем и, покинувши Киев, хотел сделать местопребыванием великих князей русских».

Мы не будем обсуждать сообщения Мейерберга и Рейтенфельса об основании Владимира-на-Клязьме, поскольку не знаем источников, на которые они опирались, но отметим, что движение русов на восток, к Волге, к будущей Москве стало фактом еще при великом князе Владимире.

 

 

* * *

 

Но всё это относится к известной уже истории русского народа, а наша, «неизвестная», увы, подошла к концу.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1976.

Бенвенист Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр. — М., 1995.

Бор Матей, Томажич Иван. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации. Пер. со словен. — СПб., 2008.

Брайчевський М. Ю. Біля джерел слов’янської державності. – Київ, 1964 (укр).

Брайчевський М. Ю. Утвердження християнства на Русі. – Київ, 1988 (укр).

Бузина Олесь.  Тайная история Украины-Руси. — Киев, 2007.

Википедия. — Интернет-энциклопедия.

Воронцов A. B. Крещение Руси. — М., 2012.

Воронцов A. B. Почему Россия была и будет православной. — М., 2006.'

Голубинский Е. Е. История русской церкви. — М., 1901. – Т. 1, —Ч. 1.

Густынская летопись. — РГБ, отдел рукописей. Ф. 205, № 118. Пер. на укр. Крекотня В. И.

Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. — М., 1993.

Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1–4.— М., 1981 (репринт изд. 1880–1882).

Историки античности: В 2-х т. — М., 1989.

Карташев A. B. Очерки по истории Русской Церкви в 2-х т. — М., 1997.

Киевский Синопсис http://litopis.org.иа/synopsis/syn04. htm (скан).

Kossinna Gustaf. Altgermanische Kulturhöhe. Eine Einführung in die deutsche Vor- und Frühgeschichte. — Leipzig, 1935 (нем.).

Кузнецов П. Ф., Плаксин A. B. Край Самарский. Древности Нефтегорского района. — Самара, 2004.

Лер-Сплавинский Тадеуш. К современному состоянию проблемы происхождения славян. — Вопросы языкознания. — М., 1960. – № 4. – С. 20–30 (пер. с пол.).

Лесной С. История руссов. Славяне или норманны? — М., 2012.

Литаврин Г. Г. Византия и Русь в IX–X вв. // История Византии. — М., 1967. – Т. 2.

Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). — М., 1984.

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М.; Ленинград, 1947.

Ломоносов Михайло. Избранная проза. — М., 1986.

Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. — Л., 1945.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. — М., 1991–1992.

Московский летописный свод конца XV в. — М., 2004.

Нидерле Любор. Славянские древности. Пер. с чеш. — М., 2000.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001.

Повесть временных лет // Т. 1. – М.; Л., 1950.

Полный церковно-славянский словарь. Сост. Дьяченко Григорий, протоиерей. —М., 1993 (репринт).

Рейтенфельс Яков. Сказания о Московии // Утверждение династии. — М., 1997.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIV вв. —М., 1982.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.

Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1988.

Севастопольское благочиние: Справочник-путеводитель. — Севастополь, 1997.

Словарь античности. Сост. Ирмшер И., Йоне Р. Пер. с нем. — М., 1994.

Словарь церковно-славянского и русского языка. — СПб., 1847 (скан).

Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. – Т. 1.

Тихомиров М. Н. Начало славянской письменности и Древняя Русь // Исторические связи России со славянскими странами и Византией. — М., 1969.

Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка: Т. 1–4. Пер. с нем. — М., 1973.

Хрестоматия по русской военной истории. Сост. Бескровный Л. Г. — М., 1947.

Шавли Йожко. Венеты: наши давние предки. Пер. со сло- вен. — М., 2003.

 

выходные данные издания

 

ББК 63.3(2) УДК 94(47) В75

 

 

Художник И. Савченко

Воронцов, A.B.

В75 Неизвестная история русского народа. Тайна Графенштайнской надписи / A. B. Воронцов. — М.: Вече, 2013.— 288 с. — (Неведомая Русь). ISBN 978-5-4444-0220-7 Знак информационной продукции 16Научно-популярное издание Неведомая Русь Воронцов Андрей Венедиктович НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА Тайна Графенштайнской надписи

Выпускающий редактор Н. М. Смирнов Художник И. Савченко Корректор Р. Ф. Зайнуллина Дизайн обложки Е. А. Забелина Верстка Н. В. Гришина ООО «Издательство «Вече»

Юридический адрес:

129110, г. Москва, ул. Гиляровского, дом 47, строение 5. Почтовый адрес:

129337, г. Москва, а/я 63.

Адрес фактического местонахождения:

127566, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 48, корпус 1. E-mail: veche@veche.ru http://www.veche.ru Подписано в печать 14.02.2013. Формат 84x108 Гарнитура «Tempora LGC Uni». Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 9. Тираж 2500 экз. Заказ № 6480.

Отпечатано в филиале «Тульская типография *

ОАО «Издательство «Высшая школа«.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

ООО «ВЕСТЬ» является основным поставщиком книжной продукции издательства «ВЕЧЕ»

Юридический адрес:

129110, г. Москва, ул. Вшяровского, дом 47, строение 5.

Почтовый адрес:

129337, г. Москва, а/я 63.

Фактический адрес:

127566, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 48, корпус 1. Тел.: (499) 940-48-70 (факс: доп. 2213), (499) 940-48-71.

Интернет: www.veche.ru Электронная почта (E-mail): veche@veche.ru

По вопросу размещения рекламы в книгах обращаться в рекламный отдел издательства «ВЕЧЕ». Тел.: (499) 940-48-70 E-mail: reklama@veche.ru

ВНИМАНИЮ ОПТОВЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ! Книги издательства «ВЕЧЕ» вы можете приобрести также в наших филиалах и у официальных дилеров по адресам:

В Москве:

Компания «Лабиринт»

115419, г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8, стр. 4. Тел.: (495) 780-00-98,231-46-79 www.Iabirint-shop.ru

В Киеве:

ООО «Издательство «Арий» г. Киев, ул. Леся Курбаса, д. 26 Тел.: (380 44) 537-29-20,(380 44) 407-22-75.

E-mail: info@ariy.com.ua

Всегда в ассортименте новинки издательства «ВЕЧЕ» в московских книжных магазинах:

ТД «Библио-Пюбус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Новый книжный».

 


[1]  Афет – Иафет.

 

[2]  На полудне – в данном значении – на юге (старослав.).

 

[3]  Муринская земля – земля, где живут мурины, то есть негры (Африка).

 

[4]  Полунощ – в данном значении – север (старослав.).

 

[5]  Лентулий – имеется в виду, может быть, Косс Корнелий Лентулий (?-35), римский консул, который в 14 г. н. э. подавил восстание в Паннонии.

 

[6]  Одонацер – Одоакр (433–493), предводитель одной из германских военных дружин, что служили императорам Западной Римской империи. Захватив власть, он в 476–493 гг. правил Италией; по средневековому славянскому преданию, зафиксированному польскими хронистами, был русским князем.

 

[7]  Трацийская – Фракийская.

 

[8]  Траки – фракийцы.

 

[9]  Карвацких – хорватских.

 

[10] Показательно, что и «Синопсис» Гизеля мне удалось найти только в украинском источнике (на этот раз на древнерусском языке). Такое ощущение, что в России наши «древности» от нас старательно «припрятывают». Нет, что ни говори об украинских историках, которые «считают Украину родиной слонов», а в их сфере нет такого засилья славянофобов и норманистов, как у нас.

 

[11]  Сарматия – страна сарматов, индоевропейских кочевых племен (аорсов, языгов, роксоланов, аланов и др.) Европейская Сарматия занимала земли над Черным морем (между Доном и Вислой), азиатская Сарматия – от Дона до Урала.

 

[12]  Азия Младшая – Малая Азия.

 

[13]  …А потому сами о себе ничего не могут сказать… — автор Густынской летописи не знал о существовании древней венетской письменности типа «черт и резов», многочисленные образцы которой расшифрованы в XX в. с использованием в качестве ключа славянских языков А. Берлотом, Г. Гриневичем, М. Бором и И. Томажичем. Их книги, если не считать Берлота, изданы в России. Правда, опубликованные ими венетские надписи в большинстве своем имеют бытовой и ритуальный характер, как и знаменитые новгородские берестяные грамоты. Но практика археологии показывает, что если имеется письменность, то рано или поздно найдутся и исторические документы.

 

[14]  Иосиф Флавий (37 – ок. 100) — древнееврейский военачальник и писатель-историограф.

 

[15]  Апполлионий  (Апполлона) — скорее всего, Аполлон Родосский (ок. 295–215 до н. э.), древнегреческий поэт и грамматик; возглавлял Александрийскую библиотеку; стремился возродить старинный эпос; автор поэмы «Аргонавтика».

 

[16]  Сабелликус – вероятно, Сабеллико, Марк Антоний Коккио (1436–1506), итальянский историк и ритор, автор трудов по истории Венеции. Разделял теорию происхождения славян от венедов-яфетидов.

 

[17]  Гвагнин (Гваньини) Александр (1538–1614) – польский историк-хронист, по происхождению итальянец; автор историко-географического «Трактата о двух Сарматиях, азиатской и европейской, и о том, что у них есть». В нем представлены сведения о польских, литовских, белорусских и украинских землях. Автор «Краткой хроники Польши».

 

[18]  Каппадокия – восточная часть Малой Азии.

 

[19]  …брата Асканового … – наверное, речь идет о Асконе Педиане (9-76), древнеримском филологе и историке, авторе комментария к речам Цицерона. Его исторические труды известны только из цитат и пересказов.

 

[20]  …к морю Венединскому … – к Адриатическому морю.

 

[21]  Антенор – персонаж древнегреческой мифологии и истории, троянец, считающийся некоторыми историками венедом. Был сторонником мира с греками, по разрушении Трои заложил на Апеннинском полуострюве город Патавию (Падану, Падую), по другим преданиям – город Киренну, где обожествлялись его потомки.

 

[22] … Меотийским болотом… – речь идет об Азовском море.

 

[23]  Черкасы и пятигорцы – жители Северного Кавказа.

 

[24]  Диодор Сикуль (Сицилийский; ок. 80–21 до н. н. э.) — древнеримский историк; автор произведения «Библиотека», включающего сведения о всемирной истории от сотворения мира до Галльской войны Цезаря, то есть до 60 г. до Р. Х., а также сведения по географии, этнографии и истории культуры.

 

[25]  …с …царем …Партским … – то есть царем Парфии, страны в Азии, к югу от Каспийского моря, ее население — парты, парфяне — зависело от Ассирии, Мидии, Персии и империи Александра Македонского; в III в. до н. э. учредило собственное государство, которое в конце концов покорила Персия.

 

[26]  Трогус Помпеюс (I в. до н. н. э. — I в. н. э.) древнеримский историк, автор «Истории Филиппин», в которой пытался трактовать мировую историю с позиций македонских царей; описал, в частности, Скифию.

 

[27]  Павсаний Перигет (ок. 115 – после 180) – греческий писатель, автор произведения «Путешествия по Элладе», где дает немало исторических, географических, мифологических сведений.

 

[28]  Филипп – то есть Филипп II (ок. 382–336 до н. э.), царь Македонии, отец Александра Македонского.

 

[29]  Йовиш (Зевс, Юпитер) – по греко-римской мифологии, верховный бог, царь и отец людей и богов.

 

[30]  Апиной Александриец – вероятно, Аппиан из Александрии (II в. до н..э.), автор «Римской истории».

 

[31]  Когда волохи,т. е. римляне … – «Волохами-римлянами» могли быть только византийцы, которые в раннем Средневековье и позже именовали себя римлянами (см. у Прокопия Кесарийского, Льва Диакона и др.).

 

[32] Озеро Ильмер – Ильмень.

 

[33]  Длугош Ян (1415–1480) – польский историк; автор синтетической «Истории Польши» и «Анналов, или Хроники славного Королевства Польского». Упоминание Густынским летописцем его как «нашего» свидетельствует о том, что летопись была написана не позже 1648 г., когда Левобережная Малороссия еще входила в состав Речи Посполитой.

 

[34]  Первый Леон – Лев I (400–474) – византийский император с 457 г.; воевал с вандалами; противник ереси монофизитов.

 

[35]  …город великий Ругия … – вероятно, Аркона на острове Ругия (Рюген) в Балтийском море, заселенном в Средние века славянским племенем ругов; центр культа славянского бога Световита.

 

[36]  …пока в год … — об этом событии Я. Рейтенфельс, ссылаясь на неназванный источник (возможно, это была именно Густынская летопись без отмеченного пропуска), писал в своей книге «Сказания о Московии» (1676); «В 552 г. руссы вспоминают в своих летописях, что они выступили против императора Юстиниана в качестве союзников царя Тотилы вместе с соседями-готами из Скандинавии…»

 

[37]  Вандалы – восточногерманские племена; вышли из Скандинавии; в I–IV вв. заселяли земли над верхними течениями Одера и Дуная; в V в. под давлением готов двинулись на юго-запад и, вторгшись на Пиренейский полуостров, осели в Андалузии; 429 г. покорили Северную Африку и основали свое государство, завоевав Корсику, Сардинию, Балеары и часть Сицилии. М. Стрыйковский выводил вандалов и вообще германцев от древнерусского князя Алана II, «который первым пришел из Азии (Асии) в Европу. Он имел четырех сыновей, из которых старшим был Вандал, по имени которого названа река Висла и от которого пошли вандалиты» (1582).

 

[38]  Гелимер (? – 577) — последний вандальский король в Африке (530–539), пленник Велизария в 534 г.

 

[39] Это событие хронологически совпадает с пропуском в Густынской летописи: «…начав от года 548-го и далее, пока в год […]» (см.).

 

[40] То есть для разметки границ авестийский «проточеловек» Йима пустил бежать по кругу привязанную на очень длинном поводу лошадь.

 

[41]  Дерябин В. Е. Современные восточнославянские народы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под редакцией Т. Н. Алексеевой. — Издание 2-е, дополненное. — Москва: Научный мир, 2002. – С. 30–59. – 342 с. — 1000 экз.

 

[42]  Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. — Москва: Наука, 1965. — Т. 88 (новая серия). — (АН СССР. Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая).

 

[43]  Дерябин В. Е. Указ. соч. — С. 30–59.

 

[44]  Чебоксаров H. H. Монголоидные элементы в населении Центральной Европы (рус.) // Уч. зап. МГУ. — Москва: 1941. – В. 63. – С. 235–270.

 

[45]  Балановская Е. В., Балановский О. П. Русский генофонд на Русской равнине. — Москва: Луч, 2007. – 416 с.

 

[46]  БалановскаяЕ.В., ПежемскийД.В., Романов А. Г., Баранова Е. Е., Ромашкина М. В., Агджоян А. Т., Балаганский А. Г., Евсеева И. В., Виллемс Р., Балановский О. П. Генофонд Русского Севера: Славяне? Финны? Палеоевропейцы (рус.) // Антропология. — Вестник Московского университета. Серия XXIII, 2011. – В. 3. – С. 27–58.

 

[47] Oleg Balanovsky, Siiri Rootsi, Andrey Pshenichnov, Toomas Kivisild, Michail Churnosov, Irina Evseeva, Elvira Pocheshkhova, Margarita Boldyreva, Nikolay Yankovsky, Elena Balanovska, and Richard Villems. Two Sources of the Russian Patrilineal Heritage in Their Eurasian Context (англ.) // Am J Hum Genet. — 2008. – T. 82. – № 1. – C. 236–250.

 

[48] Dmitry A. Verbenko, A. N. Knjazev, A. I. Mikulich, E. K. Khusnutdinova, N. A. Bebyakova, S. A. Umborska. Variability of the 3’ApoB Minisatellite Locus in Eastern Slavonic Populations (англ.) // Hum Hered. — 2005. – T. 60, – № 1. – C. 10–18.

 

[49]  Балановская E. B., Балановский О. П. Указ. соч. — 416 с.

 

[50] Boris Malyarchuk, Miroslava Derenko, Tomasz Grzybovsky, Arina Lunkina, Jakub Chamy, Serge Rychkov, Irina Morozova, Galina Denisova, Danuta Miscicka-Sliwka. Differentiation of Mitochondrial DNA and Y Chromosomes in Russian Populations (англ.). — 2005.

 

[51] В. А. Mayarchuk, Т. Grzybovski, М. V. Derenko, J. Czarny, М. Wotnyak, D. Miscicka-Sliwka. Mitochondrial DNA variaiblity in Poles and Russians (англ.). - 2002.

 

[52] И русского «деверь».

 

[53] И русская «золовка».

 

[54] Тройная ошибка Длугоша. Свержение Одоакром императора Ромула Августула произошло в 476 г., когда папы Льва I (ум. в 461) и византийского императора Льва I (ум. в 474) уже не было в живых.

 

[55]  Стриковского  – М. Стрыйковского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.7 (0.133 с.)