ТЕСТ 17. Политическая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕСТ 17. Политическая культура



 

1. Политическая культура представляет собой:

 

А) институциональный аспект политики;

Б) идеологический аспект политики;

В) субъективный аспект политики;

Г) географический аспект политики.

 

2. Современное, наиболее распространенное понимание политической культуры включает в себя:

 

А) Политическое сознание;

Б) Политическое сознание и политическое поведение;                             

В) Политическое поведение;

Г) Политическую идеологию.

 

3. Ктипам политической культуры, выделенным Г. Алмондом и С. Вербой, относят:

 

А) Патриархальную  

Б) Интегрированную

В) Подданническую        

Г) Культуру участия

4. Смешанным типом политической культуры в теории Г.Алмонда и С.Вербы является:

 

А) Патриархальная культура        

Б) Гражданская культура

В) Подданническая культура       

Г) Культура участия

 

5. Отсутствие общезначимых политических ценностей характеризует:

 

А) Фрагментарную политическую культуру;

Б) Интегрированную политическую культуру;

В) Гражданскую политическую культуру;

Г) Патриархальную политическую культуру.

6. Тип культуры, противоположный интегрированной политической культуре называется:

 

А) Мобилизационный  

Б) Фрагментарный

В) Подданнический    

Г) Патриархальный

 

7. Тип культуры, противоположный автономной политической культуре называется:

 

А) Мобилизационный    

Б) Фрагментарный

В) Подданнический        

Г) Патриархальный

 

8. Такая функция политической культуры как «функция идентификации»:

 

А) Выражает потребность субъекта в приспособлении к политической среде

Б) Характеризует процесс усвоения человеком политических знаний

В) Реализует потребность индивида в групповой принадлежности

Г) Характеризует процесс усвоения человеком навыков политического поведения

 

9. «Формирование осознанной системы политических ценностей, способность противостоять индоктринации» характерны для…

 

А) Первичной социализация   

Б) Вторичной социализация

В) Агитации                              

Г) Пропаганды

 

10. Процесс усвоения человеком или группой норм и ценностей политической культуры называется:

 

А) Политическая адаптация;

Б) Политическая интеграция;

В) Политическая социализация;

Г) Политическая мобилизация.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 18. Прикладная политология и политические

Технологии

Прикладная политология

Прикладная политология начинает активно формироваться во второй половине ХХ века. Целью прикладной политологии является решение практических задач.

Интегрируя результаты, полученные в политической теории, психологии, социологии, кибернетике и других отраслях научного знания она акцентирует внимание на решение таких конкретных политических проблем, как:

- выработка механизмов направленных на минимизацию политических конфликтов;

- технология ведения политических переговоров;

- разработка эффективных стратегий в ходе организации и проведения выборов в представительные органы власти;

- создание благоприятного политического имиджа лидерам, политическим партиям, государственным институтам (парламентам, правительству и др.);

- технология манипулирования политическим сознанием и т. п.

Прикладная политология тесно связана с теоретической, что позволяет эффективно решать практические задачи.

Прикладная политология – это составная часть политической науки, которая занимается исследованием конкретной политической проблемы, анализирует определённую политическую ситуацию и разрабатывает технологии решения этой политической проблемы или технологии управления этой политической ситуацией.

Главный предмет прикладной политологии – конкретная ситуация как элемент развёртывающегося политического процесса.

Различия между теоретической и прикладной политологией заложены в постановке цели. В теоретической политологии целью является развитие науки, разработка теоретических вопросов: что есть власть и политическая власть, что есть «политическое» в отличие от экономического, духовного и т.п.

В прикладной политологии – решение практических задач.

Важнейшими функциями прикладной политологии являются:

- изучение политического рынка и информационное воздействие на его формирование;

- процедуры и этапы подготовки, принятия и реализации политических решений, отражающих интересы и требования социальных групп;

- анализ складывающейся политической ситуации и формирующихся тенденций политического развития, выработка практических советов и рекомендаций участникам политических событий, конфликтов и др. в целях нормализации политического положения и достижения социального консенсуса.

Среди основных методов – наблюдение, контент-анализ, фактор-анализ, опрос, а также другие современные количественные и качественные методы.

Наблюдение — это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий. При этом принято различать включенное и не включенное наблюдение. Вероятность степени объективности выше при использовании метода включенного наблюдения.

Контент-анализ – предполагает целенаправленное изучение определенных документов (например, программ политических партий) или других непосредственных носителей информации (например, кинофильмов).

Фактор-анализ представляет собой сведение множества эмпирических данных к основным, определяющим.

Опрос — это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам. В последнее время стал активно использоваться Интернет опрос.

Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

Игровые методы предполагают предварительное конструирование ситуации, имитацию того или иного варианта развития политического процесса.

Выводы прикладной политологии могут быть направлены на разработку или корректировку вектора политического, экономического, социального, культурного развития компетентными органами государственной власти, на формирование общественного мнения, определения оптимальной стратегии развития институтов гражданского общества и т. п. Ее основное назначение состоит в формировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов различным политическим акторам в целях повышения эффективности по достижению поставленных ими задач. Вместе с тем следует подчеркнуть, что материалы и наработки прикладной политологии является одним из эмпирических источников для обобщений и проверки выводов теоретической политологии.

Основным средством целедостижения в прикладной политологии выступают политические технологии.

Политические технологии

В современной науке есть несколько подходов к определению понятия «политическая технология». Это обусловлено тем, что исследователи по-разному трактуют понятия «технология» и «политическое».

В широком смысле технология есть инструментальный способ рационального действия. Под технологией в этом смысле принято понимать науку и искусство получения запланированного результата, совокупность приемов и методов эффективного целедостижения. Так, О.Ф. Шабров под технологией понимает «совокупность приемов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека».

Политические технологии представляют собой целенаправленно разработанную совокупность приемов и способов достижения результатов, использование которых влияет на распределение власти в обществе, затрагивает государство и потенциально конфликтные интересы значимых социальных групп.

Известный французский психолог П. Рабардель в работе «Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов» (1999 г.) отмечает, что технологический процесс включает в себя субъектно-объектные отношения. Кроме прямых отношений «субъект-объект», могут быть и другие многочисленные взаимодействия. Среди наиболее распространённых:

- взаимодействия «субъект-технология»;

- взаимодействия «технология-объект»;

- взаимодействия «субъект-объект», опосредованные технологией.

Появление исследований, где уделяется специальное внимание взаимодействию людей и технологий порождено в первую очередь развитием современных интернет-технологий, которые стали проникать во все сферы жизни человека. Политическая сфера также всё больше насыщается технологиями.   

Определяя область применения политических технологий, необходимо подчеркнуть, что изучение политических технологий находиться в сфере прикладной политологии. Политические технологии являются предметом комплексного исследования в политическом менеджменте с использовании таких областей знания, как: политический маркетинг; политическая конфликтология; политический консалтинг; теория избирательных процессов. 

  Структура политических технологий состоит из следующих элементов:

- аналитического (составление портрета изучаемого актора и/или института, региона);

   - процедурного (выбор стратегии и тактики, посредством подбора команды);

- функционального (непосредственная реализация политических технологий с анализом, как достоинств, так и недостатков, т. е. допущенных ошибок и недоработок).

    Политические технологии можно классифицировать по различным основаниям. Например, по степени открытости принято выделять публичные (ориентированные на широкую общественность) и латентные (скрытые, так называемые «кабинетные» технологии).

По масштабу применения можно выделить международные, национально-государственные, местного масштаба.

По степени воспроизводства – стандартные и уникальные.

По степени применения силы – жесткие и мягкие технологии, по сфере применения: избирательные технологии, технологии ведения переговорных процессов, консалтинговые технологии и др;

    Применительно к поставленной задаче и в соответствии со спецификой конкретной политической ситуации разработкой и применением политических технологий занимаются консультанты, эксперты, аналитики и др. М. Вебер подчёркивал: «…главными фигурантами в механизме политической борьбы не бывают одни только политики в силу их «призвания» в собственном смысле этого слова. Но в высшей степени, решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении». Политические акторы вкладывают огромные материальные ресурсы в интеллектуальное обеспечение, разработку и внедрение эффективных политических технологий для достижения поставленных целей, особенно в избирательных кампаниях.

Рассмотрим особенности наиболее распространённых политических технологий:

Технологии выборов (или избирательные технологии) направлены на то, чтобы обеспечить конкретному актору - отдельному лицу, политической партии или общественно-политическому объединению, победу в процессе выборов. (См. подробнее следующий параграф 3.)  

Технологии политической рекламы тесто связаны с избирательными технологиями. Политическая реклама представляет собой одну из форм коммуникации современного общества. По мнению политолога В. Евстифеева в России «лучшие рекламные продукты, в том числе и политические, вполне сопоставимы с западными образцами». Эффективная политическая реклама с точки зрения политолога О. Гришина должна «учитывать национально-территориальные особенности менталитета избирателей, их культурные и конфессиональные различия, а также уровень технических носителей политической рекламы». В последние два избирательных цикла: парламентские 2007 и 2011 года выборы и президентские 2008 и 2012 года выборы в России стали активно использоваться технологии интернет-рекламы.

Если избирательные технологии используют преимущественно в период выборных кампаний, то технологии политического маркетинга широко применяется и вне указанных процессов. Некоторые российские исследователи именуют политические технологии в целом как политический маркетинг [95] .

Основное предназначение политического маркетинга заключается в том, чтобы подать в наиболее выгодном ракурсе «своего» кандидата или политическую партию (избирательное объединение/избирательный блок). Политический маркетинг активно использует некоторые наработки коммерческого рынка, например, исследование коньюнктуры политического рынка и методы продвижения «политического товара» на рынке и др.

Технологии Р R«паблик рилейшинз» (или отношения с общественностью) направлены на установление с общественностью достаточно прочных связей. Данные технологии подразумевают осуществление следующих действий:

- установление контактов со СМИ, которые позволяют не только влиять на общественное мнение, но и формировать его отношение к данному вопросу;

- установление контактов с различными организациями и заинтересованными акторами;

- выстраивание взаимосвязей сотрудничества с необходимыми структурами;

Наряду с технологией так называемого «белого РR» применяются технологии «черного РR». «Черный РR» направлен на формирование у общественности, как правило, нелегальными методами негативного мнения о конкретном объекте.

Информационные технологии как методы и способы практического использования информации в управлении государством, чтобы прямо или косвенно влиять на политический процесс. В современном обществе Интернет оказывает существенное влияние на политическое сознание аудитории. Блогосфера становиться инновационной площадкой для обкатки новых информационных технологий в политике. По мере развития блогосферы появляется тенденция к взаимодействию реальных и виртуальных политических сообществ. Интернет превращается в реальную политическую силу.

Технологии политического консультирования предполагают взаимоотношения, основанные на рекомендациях и советах для конкретной пространственно-временной ситуации. При этом степень ответственности консультанта достаточно четко определяется рамками его деятельности и не должна выходить за ее пределы.

Технологии переговорного процесса как методы и способы достижения цели предполагают прохождение несколько стадий:

- подготовка к ведению переговоров (всесторонний анализ проблемы, требующей решения);

- процесс переговоров, на котором вырабатывается программа действия;

- достижение договоренности;

- анализ результатов.

Любой переговорный процесс начинается с уточнения точек зрения сторон. Затем происходит выработка основных параметров решения проблемы и собственно практическое осуществление работы по реализации достигнутых договорённостей.

Политические технологии представляют собой взаимосвязь структурных, функциональных, ценностных и иных составляющих политики и подчинены целям политического актора. Одна из задач политических технологий - оптимизация политико-управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Эффективность политических технологий выражается в экономии времени и различных ресурсов при получении конечного продукта. Среди основных показателей эффективных технологий можно выделить:

- простота (технологии не должны быть излишне сложными);

- гибкость (адаптация к изменяющейся политической ситуации);

- надежность (наличие некоторого «запаса прочности»);

- адаптивность к объекту технологизации (технология должна быть незаметной или удобной для объекта).

Современные политические технологии многообразны и в большей степени ориентированы на ненасильственные методы. Грамотное их применение повышает эффективность политической деятельности и позволяет достигать цели оптимальным образом.

 

Избирательная кампания

 

Выборы представляют собой важнейший институт политики, способ формирования органов государственной власти и управления посредством выражения воли граждан. Они представляют процедуру, в ходе которой граждане, обладающие активным избирательным правом принимать участие в формировании органов власти.

Избирательное право – это совокупность норм, регламентирующих участие граждан в выборах и референдумах, их организацию и проведение, взаимоотношения избирателей и выборных органов, порядок отзыва депутатов.

Активное избирательное право – это право граждан избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Пассивное избирательное право – установленное законом право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную государственную должность.

Избирательная кампания начинается после того как официально объявлено о проведении выборов:

- составляются списки избирателей;

- организуются центральная (ЦИК) и местные избирательные комиссии;

- осуществляется выдвижение и регистрация кандидатов;

- ведется предвыборная агитация; 

- проводится голосование;

- осуществляется подсчет голосов и объявляются результаты выборов.

Основными акторами избирательной кампании являются кандидаты (политические партии и т. п.), ведущие борьбу за получение мандата. При этом избирательные комиссии должны создать для кандидатов равные условия для состязаний и контролировать соблюдение правовых норм.

Смысл проведения предвыборной агитации состоит в том, чтобы дать избирателю возможность познакомиться с программами претендентов и сделать по возможности осознанный выбор. Каждый кандидат (политическая партия либо избирательное объединение, либо избирательный блок) стремиться заручиться поддержкой наибольшего числа избирателей и убедить их, что именно данный соискатель способен защищать интересы своих избирателей может предложить наиболее эффективные способы решения стоящих перед обществом неразрешённых проблем. Предвыборная кампания – сложное и дорогостоящее мероприятие, в котором принимают участие множество людей, но главные фигуры на этой шахматной доске, как уже было сказано выше, – кандидаты и партии в органы власти. Они ставят цель перед командой специалистов, которые оценивают ситуацию и применяют политические технологии в условиях конкретной избирательной кампании. В этом процессе можно выделить основные этапы:

- общеорганизующий (происходит подбор команды или предвыборного штаба, включающего специалистов из области – социологии, психологии, имиджмейкерства, политического консалтинга, «паблик рилейшинз» др.);

- оценочно-личностный (происходит оценка различных ресурсов и возможностей кандидата или партии (избирательного объединения/избирательного блока) и противников, разрабатывается модель имиджа кандидата, его позиционирование);

- оценочно-электоральный (анализируется структура электората, выявляются сторонники, сомневающиеся, пассивные (абсентеисты), противники, определяется целевая группа избирателей);

- командный (разрабатывается стратегия и тактика ведения избирательной кампании, а также разработка предвыборной платформы и программы кандидата (избирательного объединения/избирательного блока));

- «внедренческий» - (осуществляется непосредственное продвижение «товара» (то есть кандидата или партии) на политическом рынке);

- заключительный (анализируются результаты избирательной кампании, выявляются удачные решения и действия, а также ошибки, недоработки и провалы для учета в последующих кампаниях).

 Для выбора максимально эффективных избирательных технологий следует структурировать аудиторию, на которую будут направлены определённые технологии, с целью достаточного для победы влияния на электоральное поведение различных групп или сегментов избирателей. Разбивка избирателей на сегменты с целью более точной агитации называется сегментацией. Задача сегментации – выявить целевую аудиторию, то есть те сегменты избирателей, на которые будет направлена основная рекламная кампания.

    Команда кандидата разрабатывает стратегию действий с учетом целевой аудитории, их интересов и желания принять участия в выборах. Общеизвестно, что интерес избирателей к федеральным выборам выше, чем к региональным и местным. Содержание стратегии зависит от целей. Победа на выборах – это естественная цель избирательной кампании. При этом кандидаты могут ставить и друге цели. Например, повышение уровня известности в обществе. Но в любом случае одна из важных задач перед командой кандидата – осуществить позиционирование кандидата/партии в органы власти. Позиционирование - это совокупность средств и методов, направленных на определение собственной позиции, которую кандидат должен занять в ходе предвыборной борьбы в сравнении с другими кандидатами и донесение этой позиции до сознания избирателя. Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. День, предшествующий дню голосования принято называть «днем тишины», так как избиратели в этот день должны самостоятельно обдумать свой выбор и принять окончательное решение.

Ключевые понятия темы: прикладная политология, политические технологии, политический анализ, политический маркетинг, электоральный маркетинг, политический менеджмент, политический рынок, политическая реклама, позиционирование, сегментирование, адресная группа.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите и охарактеризуйте основные уровни политологического знания?

2. Дайте определение понятия «политические технологии».

3. Каковы основные классификации политических технологий?

4. Раскройте совокупность политических технологий, применяемых в процессе избирательной кампании.

5. Что означают понятия «позиционирование» и «сегментирование»?

6. Какие технологии используются в избирательных кампаниях современной России?  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.044 с.)