Методы и методики отслеживания результатов РАЗВИТИЯ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и методики отслеживания результатов РАЗВИТИЯ



· Наблюдение с фиксацией фактов развития ребенка

· Тестовые задания по профилю занятия на выявление фактов развития специальных способностей

· Сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики параметров развития

· Анализ и независимое экспертное оценивание детских творческих достижений (в разных формах)

· Анализ продуктов деятельности детей

· Сравнительный анализ успешности выполнения специальных заданий, даваемых педагогом на начальном и итоговом этапах освоения образовательной программы

· Специальные методы психолого-педагогической диагностики развития познавательных процессов (консультации и привлечение для этой работы специалистов)

· Беседы с учащимися

· Опросные методы, анкеты

 

К универсальным способам отслеживания результатов педагогической деятельности можно отнести:

1. Наблюдение

2. Устный опрос

3. Анкетирование

4. Тестирование

5. Анализ результатов профессиональной деятельности

НАБЛЮДЕНИЕ – этометод получения информации непосредственно через органы чувств. Это преднамеренное, систематическое восприятии человека с целью изучения особенностей его поведения и деятельности, отыскания смысла этих проявлений лич­ности, изучения специфических изменений в определенных условиях.

Типы наблюдения:

· включенное (участвующее) и стороннее (невключенное);

· постоянное, повторное, однократное;

· сплошное (охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка, описывает общую картину поведения) и выборочное (фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее, например, выражение эмоций у ребенка или особенности речевого развития);

· прямое (непосредственное), косвенное (опосредованное);

· внешнее и самонаблюдение.

Возможные задачи:

- анализ деятельности (например, организации образовательного процесса);

- изучение качеств личности и особенностей развития учащихся;

- выявление динамики изменений личностных особенностей учащихся.

Условия эффективности:

- целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью);

- систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически);

- планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), критерии и показате­ли (что фиксировать), предполагаемые результаты; при этом надо точно опреде­лить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение;

- объективность - в процессе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, особенности поведения;

- фиксация - полученные результаты, материалы должны записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени. Для со­кращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.п.

Наблюдение может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требует создания особых условий (метод универсален), позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естестве­нен). Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения пред­варительных фактов.

 

УСТНЫЙ ОПРОС - это метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему.

Интервью - это беседа по заранее сформулированным вопросам, которые задаются в определенной последовательности, чтобы легче было обрабатывать. Свободная беседа позволяет менять последовательность и варьировать содержа­ние вопросов с целью получения более точных развернутых сведений.

Возможные задачи, решаемые в ходе опроса:

-определение отношения к чему-либо;

-получение информации о чем-либо;

-выявление позиции, мотивов поведения;

-определение степени осознания и понимания собеседником того, что он делает;

-выявление особенностей характера.

Условия эффективности опроса:

- наличие четко продуманного плана опроса;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- личные качества организатора опроса;

- гибкость и чуткость в ходе проведения опроса;

- умение организатора опроса слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

К несомненным достоинствам следует отнести:

- наличие контакта с собеседником;

- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение; оценивать поведение, от­ношение к содержанию разговора;

- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;

- неформальная обстановка для получения информации.

Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический матери­ал, полученный в ходе наблюдения, анкетирования, социометрии и т.п.

 

АНКЕТИРОВАНИЕ – это метод получения информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения, с помощью вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

Типы опроса:

· групповым или индивидуальным.

· очный (организатор сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполне­нии) или заочный.

· анонимное (побуждает к откровенности) или персонифицированное.

Вопросы анкеты:

- по содержанию - вопросы о фактах, действиях в прошлом, в настоящем, а также о продуктах деятельности;

-  вопросы о мотивах деятельности, оценках и мнениях;

- по форме - открытые (предполагают свободные ответы), закрытые (с готовыми ответами-подсказками), полузакрытые (можно выбрать варианты от­ветов из предлагаемого перечня и/или записать свои).

Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными по смыслу, доступными для понимания, простыми, конкретными.

Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А4. Данный метод не рекомендуется использовать для детей млад­ше 10-ти лет.

Условия эффективности метода анкетного опроса;

1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе.

2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам.

3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников.

4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий.

5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов на вопросы в зак­рытой форме.

6. Отсутствие намеков на желательные ответы.

К достоинствам анкетного опроса можно отнести:

- возможность охвата большого числа отвечающих;

- минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

- довольно большая скорость сбора информации;

- возможность сравнения результатов нескольких исследований.

Метод анкетирования дает разные сведения о личностных качествах, ценно­стях, отношениях, мотивах деятельности учащихся. Сведения, полученные анкети­рованием, сопоставляются с данными из других источников: анализа документов, интервью, наблюдения.

 

ТЕСТИРОВАНИЕ – это метод диагностики, в котором используются стандартизированные задания (вопросы и задачи), имеющий определенную шкалу значений.

Виды тестирования:

• Прогностическое - отбор учащихся в группы, классы и потоки раз­ных направлений (связано с профильной дифференциацией обучения).

• Диагностическое - сбора информации об успешности учащих­ся в освоении учебных программ.

• Ориентированное на обратную связь - отражает общую направ­ленность образования на развитие каждого учащегося и снабжает учащегося информацией о том, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей.

Условия эффективности данного метода:

- соблюдение техники тестирования (на всех этапах тестирования желательно участие квалифицированного психолога);

- применение тестов в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой проверены;

- адаптированность тестовых методик, опора на куль­турный, жизненный опыт и особенности среды обитания ребенка.

- тесты должны использоваться только в сочетании с анализом конкретных условий формирования личности.

К достоинствам данного метода можно отнести:

- простота процедуры и используемых при этом средств;

- минимальные затраты времени (экспресс-метод);

- возможность быстрого получения результатов испытания;

- удобство количественного анализа и оценки, наличие нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта;

- возможность массового обследования.

При грамотном использовании метод тестирования дает возможность определить уровень умственного развития и степень одаренности, измерить качество знаний, умений и навыков, установить состояния человека и их особенности, изу­чить структурные качества личности, прогнозировать границы возможностей даль­нейшего развития человека. Неоднократное использование тестов в процессе обу­чения способствует более адекватной оценке его эффективности.

 

АНАЛИЗ – это изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предме­та или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.

Ана­лиз существует в двух формах: практическое действие и мыслительная операция.

Анализ продуктов деятельности учащихся - позволяет педагогу получать информацию об уча­щихся, основываясь на анализе различных поделок, рисунков, сочинений, фото­графий, творческих работ и др. По качеству продуктов деятельности можно сде­лать заключение об аккуратности, ответственности, точности учащегося.

Анализ рабочих документов педагога - э то система аналитических действий, логически взаимосвязанных между собой.

Этапы работы с документами:

- общее знакомство с материалами;

- дифференциация и ранжирование материалов. В основе лежит назначение материалов:

· нормативная база;

· проектно-программные материалы (модели опыта работы);

· научные и научно-методические материалы {концепции, общие методики,

·теории);

·учебно-методические материалы (комплексы): материалы, направленные на организацию образовательной деятельности детей (познавательный, раздаточный, дидактический материал для детей, наглядные средства и ТСО);

·контрольно-аналитические материалы;

·рабочая документация (приказы, должностные инструкции, функционал,

·тарификация, текущие планы работы);

·детальное изучение материалов, значимых для решения аналитических задач;

·методические выводы (на основе задач анализа).

Анализ учебного занятия – это метод педагогического анализа занятия, представляет собой систему опера­ций, необходимых для изучения процесса осуществления занятия, а также причин, влияющих на его конечный результат.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

Комплексный (полный) - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного.

Аспектный - отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия. Такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным.

Краткий - проводится для обшей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).

Анализ учебного занятия может осуществлять сам педагог, другие педагогические работники, они это могут делать совместно.

Анализ занятия - это основной аналитический способ текущего мониторинга.

 

ШКАЛИРОВАНИЕ – это метод, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.

Используется для оценки качеств личности учащихся, выявления их отношения к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой) и т.д.

Выделяют три вида шкал

1. Оценочные шкалы - какие-либо реальные психические явле­ния (качества) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по зара­нее обусловленным оценкам (баллам). Одним из видов оценочного шкалирования является рейтинг (от англ. Rating - оценка). Это диагностический метод измерения психичес­ких явлений путем сбора суждений и разносторонних оценок качеств какого-либо человека (учащегося, педагога и т.п.)

2. Шкалы ранжирования - сравнивание отдельных показателей друг с другом. Так, учащихся можно расположить в ряд по степени их активности, продуктивности усвоения темы и т.д. На этом основании каждый учащийся получает определенный ранг (от нем. rang – ряд).

3. Социометрические шкалы - используются для изучения межлич­ностных отношений в группах и коллективах. Суть заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то за­данных условиях (сидеть за одним столом, выполнять задания, готовить мероприятие и т.п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из членов коллектива он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость меж­личностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого учащегося и коллектива в целом.

 

В УДО существуют традиционные технологии отслеживания результатов, которые часто рассматриваются как формы деятельности или формы контроля. К ним относятся такие технологии, как выставки, зачеты, игры, смотры, конкурсы, творческие книжки, творческие отчеты и др.

Выставка - проводится с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз.

Зачет - применяется как форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Он строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме. Может осуществ­иться взаимопроверка знаний и умений в минигруппах, проводить­ся фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы за­четов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, математических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.

Конкурс творческих работ - проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, если есть нео6ходимость, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.

Смотр знаний, умений и навыков - проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей. Строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм. Проводится, как правило, в творческой форме: например, «Аукцион знаний», «Рассказ-эстафета», «Пресс-конференция» и т.д. Смотры знаний могут стать традиционными в организации образовательного процесса. В таком случае целесообразно вести экран достижений и результатов учебной деятельности. Смотры знаний как коллективная деятельность способствуют формированию положительного психологического климата в коллективе, а также развитию творческих способностей детей и подростков.

Творческий отчет – направлен  на подведение итогов работы образовательного объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков учащихся образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы; например, концерт, презентация фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественного, эстетического и прикладного направлений, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.

Творческая книжка ученика (воспитанника) - используется как форма текущего контроля с целью фиксации творческих достижений каждого ребенка, педагогического анализа реализации образовательной программы и потенциальных возможностей обучающихся, приобщения детей к самостоятельной деятельности, прогнозирования развития личности. В творческой книжке могут записываться выполненные творческие задания по программе обучения или самостоятельно сверх программы (творческие работы, рефераты, макеты, модели, рисунки, упражнения, выступления и т.д.), призовые места на конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях, выставках и т.п. Записи в творческой книжке системати­чески обобщаются педагогом и доносятся до сведения родителей, творческая книжка может храниться как у ребенка, так и у педаго­га. Она выдается ребенку по окончании полного курса обучения.

Портфолио (учебный портфель) - набор  работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.

Портфолио выполняет «накопительную» и модельную функцию, отражая динамику развития ребенка, его отношений, результатов его самореализации. 

В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:

• В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

1. портфолио - собственность (собирается для себя);

2. портфолио - отчет (собирается для преподавателя).

• По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

1. портфолио достижений: включает в себя результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными, известными, доступными, способами;

2. рефлексивный портфолио включает в себя материалы и оценки (самооценки) достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; анализ особенностей работы с различными источниками информации ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.

Содержание портфолио связано с работой учени­ка по конкретной проблеме.

Функции портфолио:

• диагностическая — фиксация изменений и роста за опреде­ленный период времени;

• целеполагающая - поддержание учебных целей;

• мотивационная - поощрение результатов работы учащихся и преподавателей;

• содержательная - раскрытие всего спектра выполняемых работ и заданий;

• рейтинговая - выявление и оценка диапазона знаний, уме­ний и навыков;

• накопительная - накопление достижений: грамот, сертифи­катов, поздравлений, отзывов и т.д.;

 

Образовательные программы дополнительного образования детей

 

Программное обеспечение деятельности УДО содержит документы трех уровней:

• уровень образовательного объединения – образовательные программы дополнительного образования детей, планы работы образовательных объединений;

• уровень структурного подразделения УДО — образовательные программы, программы деятельности или развития структурных подразделений, годовые или оперативные планы работы структурных подразделений;

• уровень учреждения — образовательная программа учреждения, программы деятельности и развития, перспективные, годовые или оперативные планы деятельности УДО.

Реализуя идею образования как фактора развития личности, в настоящее время дополнительное образование идет по пути обновления содержания, форм и методов деятельности в сфере свободного времени детей. Достижению целей обновления способствует разработка новых дополнительных образовательных программ, способствующих реализации социально-педагогических целей.

В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения своего предмета; направления деятельности, поэтому умение разрабатывать собственные программы деятельности является весьма актуальным для педагогических работников системы дополнительного образования детей. Педагогическая программа чаще всего рассматривается как документ или модель, определяющая цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты деятельности. Оформление модели в документ позволит представить образовательный процесс на бумаге.

Программы дополнительного образования детей можно классифицировать по трем основаниям:

• по уровню разработки дополнительной образовательной программы;

• по реализуемым функциям дополнительного образования;

• по направленностям дополнительного образования.

Выделются   следующие виды программ:

типовая (примерная) программа утверждается Министерством образования и рекомендуется к использованию по той или иной области или направлению деятельности;

модифицированная или адаптированная программа - это программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.

экспериментальная программа — это программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий;

авторская программа - это программа, которая полностью написана педагогом или коллективом педагогов, её содержание – это предложение средств решения проблемы в образовании, оно обязательно отличается новизной, актуальностью.

Если программирование ведется на основе образовательной деятельности УДО, программа является дополнительной образовательной программой. Но, разделяя далее образовательную деятельность на функции, можно предложить следующую классификацию программ:

учебная программа, если она реализует модель обучения, то есть цели, содержание, методы обучения и в результате знания, умения и навыки по предмету обучения;

воспитательная программа, если она реализует модель воспитания детей, то есть ведет к формированию личностного смысла того, что усваивается ребенком в процессе образования, формированию определенной направленности личности: социальной, нравственной, патриотической, общекультурной и др.;

развивающая программа, если она реализует соответственно модель развития ребенка, то есть, направлена на реализацию процесса качественного изменения личности, предполагающего изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции;

комплексная дополнительная образовательная программа, если она реализует комплексную модель, содержащую цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития триединого процесса (могут быть варианты комплексных двуединых программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая).

Несомненным социально-педагогическим потенциалом обладают социально-педагогические программы. Рассматривая социально-педагогическую деятельность через модели функций, можно предложить следующую классификацию социально-педагогических программ:

досуговая программа, реализующая модель досуговой деятельности и направленная на удовлетворение духовных, физических и других социально значимых потребностей детей в их свободное время;

программа допрофессионалъной или начальной профессиональной подготовки, которая реализует модель этой функции и направлена на формирование профессионального интереса детей, их профессионального самоопределения, адаптацию к избранной профессии;

программа оздоровления, реализующая модель оздоровле­ния детей и направленная на формирование физического, психического, физиологического здоровья детей или здорового образа жизни;

программа социальной защиты, помощи и поддержки детей, реализующая модель социальной защиты, помощи и поддержки направленная на создание условий для социальной, медицинской, правовой, экономической, предметно-практической и другой защиты ребенка и его семьи;

программы адаптации детей, реализующая модель социальной адаптации детей и направленная на п­омощь ребенку в освоении окружающей среды;

программы рекреации, компенсации, коммуникации детей, реализующие модели соответствующих функций.

К социально-педагогическим программам можно отнести также программы работы с родителями или семьей, направленны­ми на решение проблем, возникающих во взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Образовательные программы дополнительного образования детей можно классифицировать по уровню предлагаемого освоения программы. Например, выделяются следующие уровни:

ознакомительные программы знакомят детей с определенным видом деятельности (одним или несколькими), дают основы знаний по выбранному направлению, обеспечивают мотивацию к выбранному виду деятельности и нацелены на развитие познавательного и творческого потенциала ребенка;

однопредметные (базовые) программы закладывают базовые знания, умения и навыки по выбранному направлению (необходимые для овладения данным направлением), нацелены на развитие мотивации детей к выбранному виду деятельности, творческих способностей;

однопредметные (углубленные) программы способствуют получению расширенного образования в выбранном направлении, овладению мастерством в определенном виде деятельности, профессиональной ориентации учащихся;

межпредметные программы закладывают основы знаний, умений и навыков нескольких учебных предметов;

межпрофильные программы характеризуются комплексностью содержания и ориентированы на разные сферы жизнедеятельности ребенка;

краткосрочные программы предполагают знакомство ребенка с одним или несколькими видами деятельности и реализуют ориентировочную функцию.

Опираясь на складывающуюся практику, также можно выделить уровни дополнительного образования детей по признаку «общее – профессиональное»:

общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные на решение задач формирования культуры ребенка, расширение его знания о мире и о себе, его социального опыта;

специализированные (профилированные) программы, содержащие основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;                                           

профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям ознакомиться с той или иной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы знаний и мастерства, в том числе сопряженных с определенными профессионально-квалификационными требованиями.

Специфика дополнительного образования требует от УДО многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. Процесс дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если обеспечить органическое сочетание видов деятельности, функций, факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязь образовательных областей, то есть обеспечить комплексный, интегративный подходы в определении содержания деятельности. Используя эти подходы, можно создать комплексные программы, дающие, например, возможность в рамках образовательной деятельности вести оздоровление или социальную защиту ребенка, включать родителей в образовательный процесс и, соответственно, получать комплексный результат деятельности.

 

Лит-ра: Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2003. – 56 с.

А.В. Золотарева Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 200 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.095 с.)