Жесты и физическое поведение чтеца на сцене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жесты и физическое поведение чтеца на сцене.



Жестом можно огорчить, развеселить, объяснить, дать сигнал, выгнать вон, умолять — жестом можно выразить и вызвать самые сложные эмоции. М. Горький рассказал, как однажды знакомый ссудил его деньгами. «...Меня оттолкнул его жест, которым он дал мне три рубля взаймы, он протянул мне деньги молча, стоя спиной ко мне». Так и видишь этот оскорбительный жест, унижающий человеческое достоинство.

Жесты столько же говорят глазу, сколько речь слуху. Жестами убеждают, спорят, призывают. Жесты обладают огромной эмоциональной силой.

Известный деятель театра и кино В. Гардин в своих интересных воспоминаниях рассказал, с какими муками сопряжен порой поиск нужного жеста. Работая над образом американского миллионера, этот прославленный мастер настойчиво искал «из десяти возможных» всего один-единственный, нужный, точный жест... «В разработке жеста, — заключает он, — я всегда обращал внимание на возраст, национальную принадлежность, эмоциональную возбудимость данного персонажа. Все это налагает свой отпечаток на характер жеста».

Слушание литературного произведения может происходить в разных ситуациях: при непосредственном визуальном контакте с читающим и без него. В первом случае мы не только слушаем чтеца, но и смотрим на него, а это дает ему возможность усилить воздействие на слушателей с помощью неязыковых средств выразительности. К ним относятся:

– мимика – движения лица;

– жесты – движения рук;

– движения тела, позы и передвижение по сцене.

Мимические средства выразительности вам хорошо знакомы. Меняя положение бровей, губ, изменяя направление взгляда, напрягая или расслабляя мускулы лица, мы можем получить разные выражения лица, каждое из которых в сознании человека связано с определенными эмоциями. Улыбка – растягивание губ – выражает либо светлые, радостные чувства, либо иронию, насмешку, сарказм. Отличить эти улыбки друг от друга нетрудно. При неодобрительной улыбке губы сомкнуты или лишь чуть-чуть раскрыты (узкая улыбка), один уголок губ несколько приподнят относительно другого (кривая улыбка). Глаза в этот момент прищурены, сведены к переносице и сосредоточенно смотрят на вызвавшего неодобрение.  При доброжелательной улыбке губы раскрыты (широкая открытая улыбка), глаза распахнуты или чуть прищурены в уголках (глаза улыбаются), смотрят прямо.

Глаза и брови – участники любого мимического движения, а не только улыбки. Сведенные брови делают лицо хмурым, угрюмым. Если при этом опустить взгляд, то получим выражение лица обиженного человека. При таком положении бровей и глаз невозможно улыбнуться. Если вы растянете губы, то получится гримаса боли, страдания.

Поднятые вверх брови – знак удивления, вопроса.

Если подбородок выдвинуть вперед и опустить кончики губ, то получится выражение агрессивности, которое можно усилить, сощурив глаза.

Жестикуляция – движение рук – очень сильное выразительное средство. Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова. “Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К.С. Станиславский. Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т.п.), эмоциональное состояние говорящего, его намерения.

Исполнение любого литературного произведения (поэзии, прозы, публицистики...) всегда есть речевое действие, поступок, рассчитанный на изменение ситуации.

Словесное действие при исполнении стихов имеет свою специфику. Специфика — сама форма стиха и, прежде всего, его ритм. Форма стиха — не просто внешняя сторона произведения (со своим размером, рифмами, строфами, паузами, темпо-ритмом, звукозаписью...), это сама плоть поэзии, ее сущность, инобытие речевого действия.

Палитра движений тела при чтении тоже разнообразна. Можно принять различные позы: сгорбиться или выпятить грудь колесом, отставить ногу в сторону или вытянуться в струнку, опустить голову или запрокинуть ее, склонить ее набок, упереть руки в бока, скрестить их на груди; можно сделать несколько шагов, изобразить какое-то конкретное движение (танцевальный шаг, поворот), присесть на стул, подпрыгнуть, сделать вид, что вглядываешься вдаль, что-то разыскиваешь и т.п. Однако любое действие должно быть строго мотивировано текстом исполняемого произведения.

Движения тела при чтении литературного произведения используются гораздо реже, чем мимика или жесты. Это связано с тем, что исполнитель литературного произведения не играет какую-то конкретную роль, а воплощает в слове все произведение. Поэтому, чтобы не мешать слушателю воспринимать именно слово, чтец очень скрупулезно, тщательно, придирчиво отбирает средства неязыковой выразительности. Однако есть такие произведения, которые так и просятся быть не просто прочитанными, но и сыгранными. Тогда продуманные движения чтеца-актера оказываются уместными.

Чаще всего чтецы сочетают средства неязыковой выразительности, особенно мимику, жесты и позы. Дело в том, что любое несоответствие жеста выражению лица, выражения лица – позе, интонации – мимике и т.п. будет восприниматься как фальшь и снизит эстетическое впечатление не только от исполнения, но и от самого произведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.004 с.)