Общая характеристика учебного курса. Рабочая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного курса. Рабочая программа



Рабочая программа

      логопедических занятий для обучающихся 1А класса с НОДА(вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ)

 

учителя- логопеда

 

Сухаревой Элеоноры Юрьевны

                                                                                                                                                    

2019-2020 учебный год

                                                       

Рассмотрено на заседании ШМО

                    Руководитель ШМО

                                          _________ _________________

                                            «_____»________________2019 г.

                                                                     

                                                            

                                                                            

                                        

                                                

Пояснительная записка

 

Рабочая программа логопедических занятий составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. №1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями:

- с учетом Примерных программ по учебным предметам начального общего образования (русский язык); Адаптированной образовательной программы начального общего образования ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Логопедические занятия наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Логопедическая работа организуется с группой учащихся и индивидуадьно после уроков для проведения коррекции нарушенных ВПФ и всех сторон речи школьников.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Данная рабочая программа предназначена для работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения развития и реализуется в ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с НОДА в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Для составления Рабочей программы был АООП реализован вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ. 

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы с детьми с НОДА.

В настоящее время все более актуальной становится проблема медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации детей с НОДА. Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике. Актуальность данной программы заключается и в социальном запросе родителей детей с нарушениями речи и трудностями усвоения ими школьной программы.

 Для формирования устойчивого интереса к деятельности детей данной группы педагоги учитывают их существенные потребности и опираются на внешнюю мотивацию: поощрение любимым развлечением (игра с мыльными пузырями, игрушка и др.). Ребёнок получает положительную оценку и поощрение сразу после успешного завершения задания.

Процесс обучения предметной деятельности детей второй группы происходит на индивидуальных занятиях. В качестве мотива педагоги используют интерес обучаемых к двигательным действиям, пище, звукам, запахам, зрительным эффектам, тактильным и кинестетическим ощущениям. Такие желанные объекты, как музыкальные игрушки, духи, фонарик, мыльные пузыри, качели, используются в качестве поощрения за успешно осуществленную деятельность с новым объектом.

Дети учатся захватывать, удерживать, рассматривать предметы, выполнять с ними различные действия: сжимание, надавливание, встряхивание, бросание и др. На данном этапе начинается обучение предметно-игровой деятельности с использованием звучащих игрушек, кубиков, машинок, кукол, матрешек и др.; формируются представления о функциональном назначении некоторых материалов (бумага, пластилин, глина, вода, краски и др.) и инструментов (нож, ножницы, клеевой карандаш, кисточка, карандаш и др.); начинается формирование действий с использованием данных материалов и инструментов на занятиях по лепке, рисованию, аппликации.

Первоначально в процессе занятий дети учатся выполнять простые действия по подражанию: взять/положить предмет на стол, помахать флажком, позвенеть колокольчиком и др., следовать словесным инструкциям: «смотри на меня», «делай как я» и т.д. Дети учатся брать, удерживать, передавать предметы. В процессе обучения педагоги формируют представление о структуре действия: начало, выполнение операций и окончание действия.

Снять трудности исполнительной части позволяет расписание (алгоритм) действия,составленное, в зависимости от уровня понимания ребенка.Формирование интереса к деятельности детей происходит на групповых и индивидуальных занятиях в процессе игровой и учебной деятельности. С момента прибытия детей и до конца учебного дня поддерживается атмосфера доброжелательного доверительного общения, создаются ситуации успешного активного участия детей в повседневной деятельности..

, надавливанием и размазыванием, применение форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из керамики выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно (листики, рыбки и др.).

                                                                     Сотрудничество с родителями

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребёнка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Зачастую при поступлении ребёнка в школу родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребёнка становятся прерогативой педагогов, и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечает нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребёнком в семье, ссылаясь на недостаточность своих знаний о подходах к обучению и воспитанию ребёнка. Многие родители недостаточно чётко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.

Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения и укрепить уверенность родителей в себе и своём ребёнке.

Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в осуществлении индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего, с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.

Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд консультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным для обучения и воспитания их ребёнка проблемам.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребёнка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. В процессе реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий и участие в совместной с ребёнком деятельности на занятии, просмотр фрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребёнком.

.Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи.

Обучение речевой деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий, направленных на коммуникацию с окружающими людьми и является основой дальнейшего обучения доступной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

В ходе обучения воспитывается интерес к речи, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-временных представлений, формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребёнком серии последовательных действий. Занятия проводится преимущественно в индивидуальной форме.

 

Основной целью учебного курса является коррекция нарушенных ВПФ и формирование речи данной группы обучающихся, чтобы на основании психолого-педагогической диагностики формировать у них все стороны речи: коммуникативные навыки орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, речевую систему в целом 

 В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного стандарта на другой, которое необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования.

Определение варианта данной программы для обучающихся с НОДА осуществляется на основе рекомендации ПМПК, ИПР, степени тяжести нарушений и индивидуальных особенностей обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Вариант 6.3 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения. Нормативный срок освоения данной Рабочей программы по логопедии для работы с детьми со сложной структурой дефекта рассчитан на данный учебный год.

Основные принципы отбора логопедического материала, дополняемые и находящиеся в соответствии с принципами обучения:

-принцип деятельностного подхода;

-принцип опоры на сохранное звено нарушений психической функции;

 -принцип учета симптоматики и степени тяжести дефекта;

-онтогенетический принцип.

Принципы обучения:

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип сознательности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

-принцип наглядности, доступности;

-принцип рационального сочетания индивидуальных и групповых форм занятий и способов работы.

   Предполагаемы результаты уровня подготовки обучающихся по данной программе предусматривает:

I. Звуковую культуру речи - это

- уметь выделять в произношении заданный звук;

-определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в скороговорках, стихах, подбирать слова с заданным звуком;

-находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);

-качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий), правильно употреблять соответствующие термины;

-производить звуковой анализ слов: количество звуков, последовательность фонем, место звука в слове, количество слогов;

-уметь внятно и отчетливо произносить звуки, слова, короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями, соблюдая установленные Правила речи.

II. Обучение грамоте – это:

- уметь различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- делить слова на слоги, выделять словесное ударение;

-иметь представление о предложениях, их видах, составлять слова из слогов, предложения из слов.

III. Формирование словаря - это:

-уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, мебель, одежда и т.п.);

-употреблять в речи названия предметов и их частей, деталей;

-различать и называть характерные свойства и качества предметов;

- образовывать новые слова по аналогии;

-понимать и употреблять слова- антонимы, синонимы, омонимы;

-использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

IV. Развитие связной речи - это:

-уметь составлять небольшие связные рассказы, например: об игрушках, о своем классе, о своей семье;

-уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;

-понимать содержание литературного текста.

V. Формирование грамматического строя речи - это:

-уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

- употреблять существительные с предлогами (в,на,за,под);

-употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;

-употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения.

VI. Письмо - это:

-уметь правильно держать ручку;

-формирование и совершенствование графических навыков;

-закрепить навык правописания строчных и заглавных букв на письме;

-уметь правильно писать слова, словосочетания, короткие предложения (под дикт

 Речь и альтернативная коммуникация.

Основные задачи реализации содержания: Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Использование альтернативных средств коммуникации. Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге. Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка предел.

Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных математических представлений: о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Развитие умения самостоятельно пользоваться знаниями при решении элементарных житейских задач.

        

Содержание учебного курса.

Программа состоит из следующих разделов:

Коррекция ВПФ

- коррекция звукопроизношения;

- коррекция фонематических процессов;

- коррекционная работа на лексическом уровне;

- коррекционная работа на синтаксическом уровне;

- формирование связной речи;

-формирование учебных навыков и умений.

Календарно-тематическое планирование отражает содержание индивидуальных и групповых логопедических занятий в соответствии с программным материалом по русскому языку и чтению. При проведении индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи используются следующие приемы логопедического воздействия:

- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий);

-пассивная и активная артикуляционная гимнастика;

-развитие понимания речи;

- развитие речевого дыхания;

- голосовые     упражнения;

- оживление мимики лица;

- глазодвигательные упражнения;

- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;

- коррекция звукопроизношения (постановка отсутствующего или искаженного звука, автоматизация коррегируемого звука, дифференциация смешиваемых фонем);

- развитие тонкой моторики.                                                                                                                                                                                Логопедическая работа по коррекции тяжелого нарушения речи, как дизартрия различной степени тяжести, проводится учителем-логопедом, обученным методике проведения логопедического массажа, и имеющим соответствующий сертификат. Необходимый логопедический массаж при дизартрии проводится при наличии справки на его разрешение от врача-невролога.                                                                                                                                                                                                              Основными направлениями работы при проведении занятий с детьми являются:

- развитие игровой деятельности с использованием речевого материала;

- развитие речевого общения с окружающими, обогащение пассивного и активного словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя и обучение связной речи;

- работа по устранению дисграфических и дислексических ошибок;

- развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие зрительного и слухового памяти и внимания, развитие логического мышления;

- развитие двигательных функций;

- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений.

Тематическое планирование

Раздел учебного курса Кол-во часов Элементы содержания  
Обследование  7 Пересказ прочитанного текста  
Предложение 16 Вставь пропущенные слова в предложение
Предлоги 12 Вставь недостающее слово
Звуковой анализ 16 Рассели слова по домикам  
Твёрдые и мягкие согласные 16 Разложи картинки  
Состав слова 10 Подобрать однокоренные слова из текста  
Словосочетание 10 Подберите подходящие по смыслу слова
Текст 15 Работа с деформированным текстом
Всего часов 102  

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

А» кл. 102 часа

№ п/п Дата

Тема занятия.

Ча сы. Элементы содержания Деятельность учащихся Материалы к занятию, ИКТ
1 3-7.09

Обследова-ние связной речи.

1 Пересказ прочитанного текста Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. ПК, презентация, цветные иллюстрации, магнитная доска
3 3-7.09

Обследование чтения.

(зрительного воприятия графических объектов)

1 Чтение незнакомого текста (Игры «Без чего?», «Узнай предмет по контуру», «Найди различия») Выявить наличие нарушений чтения ПК, презентация, цветные иллюстрации, магнитная доска, настольно-печатные игры
7 17-21.09

Обследова

Вводное занятие

Ний.

2 Знакомство детей с лого­педическим кабинетом, его оборудованием, и с новыми требованиями Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему Должны уметь: - слушать и слы­шать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия. - уметь понять и принять учебное задание, поставлен­ное в вербальной форме. Должны быть сформированы элементарные оптико-пространственные и временные представления. ПК, презентация, цветные иллюстрации.
10-12. 24-28.09

Звуки речи и слова,звук А,

 Лексическая тема «Осень»

3 Выделение начального гласного в слове. Должны уметь: - слушать и слы­шать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия. - уметь понять и принять учебное задание, поставлен­ное в вербальной форме. Должны быть сформированы представления о времени года ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла.
16-18 8-12.10

Звуки речи и слова,звук У

Дифференциа

цияК-К*, Воспроизведение прямых и обратных слогов

Дифференциа

Ция П-Т-К

Лексическая тема «Деревья»

3 Артикуляционная характеристика звука. Звуковой анализ прямого и обратного слога типа «ка» «ак» Расширение и активизация словаря по теме. Составление словосочетаний со словом «много» ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова.
37-39 3-7.12

Дифференциа

ция Й-Л*,Образова-ние относитель-ных прилагатель-ных

Описание дерева по схеме.

3 Артикуляционная характеристика звуков, сравнение Звуковой анализ прямого и обратного слога. Расширение и активизация словаря по теме. Составление словосочетаний со словом «много» ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова.
40-42 10-14.12

Дифференциа

ция Х-Х*, К-Х Согласование количествен

Дифференциа

Ция.

Ы, Ы-И, М.

 Большая буква.

Лексическая тема. «Зима»

3 Звуковой анализ слов типа «Гуси», «Гусь» Работа с деформированным предложением, Выделение ударного гласного. Определение места в слове, деление слова на слоги ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
52-54 21-25.01

Лексическая тема «Мебель»

3 Анализ слов типа «бант», «бинт» Уменьшительно-ласкательные суффиксы. ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
58-60 4-8.02

Э, Е, Ё

Лексическая тема: «Посуда»

3 Образование прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Притяжательные прилагательные. ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомоловой. И. «Живые звуки».
67-69 25.02-1.03

С-Ш

Лексическая тема:

«Одежда и обувь»

3 Артикуляционная характеристика звуков, Определение места в слове, деление слова на слоги.Относительные прилагательные Относительные прилагательные. Образование. ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
76-78 18-22.03

Лексическая тема«Профессии»

3 Артикуляционная характеристика звуков, Определение места в слове, деление слова на слоги. Приставочные глаголы Приставочные глаголы Родственные слова ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
79-81 1-5.04

Ж-Ш, Ж-З

Лексическая тема

«Весна»

 3 Артикуляционная характеристика звуков, Определение места в слове, деление слова на слоги. етыЗвонкие и глухие согласные(повторение) Выделение начального и последующего гласного в слове, сравнение артикуляции гласных, Расширение и активизация словаря по теме. ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
88-90 22-26.04

Предложение

3   Артикуляционная характеристика звуков, Определение места в слове, деление слова на слоги. Звонкие и глухие согласные(повторение) Выделение начального и последующего гласного в слове, сравнение артикуляции гласных, Расширение и активизация словаря по теме. ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
91-93 39.04 -3.05

Тельные среднего рода

Лексичес

Кая тема «Перво цветы»

3

Артикуляционная характеристика звуков, Определение места в слове, деление слова на слоги. Звонкие и глухие согласные(повторение) Выделение начального и последующего гласного в слове, сравнение артикуляции гласных, Расширение и активизация словаря по теме. ПК, презентация, цветные иллюстрации, лопаточки слов, логопедическая кукла, сборники Лопухиной И.С., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., РАУ, Богомолова. И. «Живые звуки».
94-96 6-10.05

Рабочая программа

      логопедических занятий для обучающихся 1А класса с НОДА(вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ)

 

учителя- логопеда

 

Сухаревой Элеоноры Юрьевны

                                                                                                                                                    

2019-2020 учебный год

                                                       

Рассмотрено на заседании ШМО

                    Руководитель ШМО

                                          _________ _________________

                                            «_____»________________2019 г.

                                                                     

                                                            

                                                                            

                                        

                                                

Пояснительная записка

 

Рабочая программа логопедических занятий составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. №1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями:

- с учетом Примерных программ по учебным предметам начального общего образования (русский язык); Адаптированной образовательной программы начального общего образования ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Логопедические занятия наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Логопедическая работа организуется с группой учащихся и индивидуадьно после уроков для проведения коррекции нарушенных ВПФ и всех сторон речи школьников.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Данная рабочая программа предназначена для работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения развития и реализуется в ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с НОДА в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Для составления Рабочей программы был АООП реализован вариант 6.3 ФГОС НОО ОВЗ. 

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы с детьми с НОДА.

В настоящее время все более актуальной становится проблема медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации детей с НОДА. Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике. Актуальность данной программы заключается и в социальном запросе родителей детей с нарушениями речи и трудностями усвоения ими школьной программы.

 Для формирования устойчивого интереса к деятельности детей данной группы педагоги учитывают их существенные потребности и опираются на внешнюю мотивацию: поощрение любимым развлечением (игра с мыльными пузырями, игрушка и др.). Ребёнок получает положительную оценку и поощрение сразу после успешного завершения задания.

Процесс обучения предметной деятельности детей второй группы происходит на индивидуальных занятиях. В качестве мотива педагоги используют интерес обучаемых к двигательным действиям, пище, звукам, запахам, зрительным эффектам, тактильным и кинестетическим ощущениям. Такие желанные объекты, как музыкальные игрушки, духи, фонарик, мыльные пузыри, качели, используются в качестве поощрения за успешно осуществленную деятельность с новым объектом.

Дети учатся захватывать, удерживать, рассматривать предметы, выполнять с ними различные действия: сжимание, надавливание, встряхивание, бросание и др. На данном этапе начинается обучение предметно-игровой деятельности с использованием звучащих игрушек, кубиков, машинок, кукол, матрешек и др.; формируются представления о функциональном назначении некоторых материалов (бумага, пластилин, глина, вода, краски и др.) и инструментов (нож, ножницы, клеевой карандаш, кисточка, карандаш и др.); начинается формирование действий с использованием данных материалов и инструментов на занятиях по лепке, рисованию, аппликации.

Первоначально в процессе занятий дети учатся выполнять простые действия по подражанию: взять/положить предмет на стол, помахать флажком, позвенеть колокольчиком и др., следовать словесным инструкциям: «смотри на меня», «делай как я» и т.д. Дети учатся брать, удерживать, передавать предметы. В процессе обучения педагоги формируют представление о структуре действия: начало, выполнение операций и окончание действия.

Снять трудности исполнительной части позволяет расписание (алгоритм) действия,составленное, в зависимости от уровня понимания ребенка.Формирование интереса к деятельности детей происходит на групповых и индивидуальных занятиях в процессе игровой и учебной деятельности. С момента прибытия детей и до конца учебного дня поддерживается атмосфера доброжелательного доверительного общения, создаются ситуации успешного активного участия детей в повседневной деятельности..

, надавливанием и размазыванием, применение форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из керамики выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно (листики, рыбки и др.).

                                                                     Сотрудничество с родителями

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребёнка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Зачастую при поступлении ребёнка в школу родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребёнка становятся прерогативой педагогов, и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечает нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребёнком в семье, ссылаясь на недостаточность своих знаний о подходах к обучению и воспитанию ребёнка. Многие родители недостаточно чётко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.

Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения и укрепить уверенность родителей в себе и своём ребёнке.

Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в осуществлении индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего, с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.15 с.)