Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке
1. Информационная (задача: не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете речи). 2. Воодушевляющая (задача: внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя). 3. Убеждающая (задача: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение). 4. Призывающая к действию (задача: призвать слушателя к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего). 5. Развлекательная (задача: развлечь слушателей).
Оратор и его аудитория Оратор – человек, обладающий даром, способностями произносить речь красиво и убедительно. Требования к поведению оратора: 1) обаяние; 2) артистизм; 3) уверенность; 4) дружелюбие; 5) искренность; 6) объективность; 7) заинтересованность; 8) увлеченность. Риторические позиции оратора в ходе выступления: 1. Информатор (непосредственное изложение материала). 2. Комментатор (использование дополнительных сведений и личная интерпретация материала). 3. Собеседник (использование приема диалогизации). 4. Советчик (расставление акцентов). 5. Эмоциональный лидер (чувственно-эмоциональное, пафосное воздействие на аудиторию). Признаки однородности аудитории: · количественный состав слушателей; · возраст, пол, национальность; · уровень образования, профессиональные интересы, настроения; · социальное положение и др. Типы ораторов Всех ораторов можно разделить на две большие группы: 1) Эмоционально-воодушевленные 2) Рационально-бесстрастные. Вторая группа ораторов распадается еще на группы: 2.1) «Мыслящие вслух» 2.2) Сообщающие готовые истины, причем эти истины бывают двух родов: а) научные сведения и б) житейские истины – доводы «здравого смысла». Поэтому можно еще говорить об ораторах: 2.2.1) Научно-обоснованных (эрудитах) и 2.2.2) Ораторах «здравого смысла». Эмоционально-воодушевленные ораторы Это впечатлительные натуры, которые вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи – драгоценнейший дар для агитатора. Оратором этого типа должно родиться. Речь, исполненная пафоса, должна сочетаться и с глубиной или очевидностью мысли, и с образным языком – иначе она не оставит прочных следов в сознании слушателей. Не о минутном впечатлении, а о прочном внушении должен заботиться оратор.
Вольной или невольной ошибкой ораторов этого типа является значительное уклонение от истины. Гипербола, раздувание из мухи слона – обычное явление трескучих речей. Эмоционально-воодушевленные ораторы склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса – редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов. Жесты и мимика, как и голос, – могучие средства оратора эмоционально-воодушевленного типа. Оратор-эрудит Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями. Ссылаясь на доводы науки, заботьтесь лишь об одном: выяснить затронутый вопрос. Не нужно слишком много научных сведений. Избегайте их вовсе там, где истина и без них вполне ясна – иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в никому ненужное многословие – отличительная, типическая ошибка ораторов «от науки».
Оратор здравого смысла Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки. В простой аудитории оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни – вот все его оружие. Оружие несложное, но часто верно и меткое. Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту; он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием.
Ораторы, мыслящие вслух Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает как вернее решить вопрос. Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей. Под мыслями вслух понимается уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей. Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом.
Этапы подготовки публичного выступления 1. Записать мысли о предмете выступления. 2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления. 3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления. 4. Составить рабочий план выступления. 5. Написать основную часть текста выступления. 6. Написать вступление и заключение выступления. 7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления. 8. Подготовить произнесение речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.). Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему: 1) выбор темы; 2) сбор материала; 3) составление рабочего плана; 4) написание основной части текста, а также введения и заключения; 5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления). Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.01 с.) |