Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды ораторской речи по преобладающей целевой установке



    1. Информационная (задача: не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете речи).

    2. Воодушевляющая (задача: внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя).

    3. Убеждающая (задача: логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение).

    4. Призывающая к действию (задача: призвать слушателя к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего).

    5. Развлекательная (задача: развлечь слушателей).

 

Оратор и его аудитория

Оратор – человек, обладающий даром, способностями произносить речь красиво и убедительно.

Требования к поведению оратора:

1) обаяние;

2) артистизм;

3) уверенность;

4) дружелюбие;

5) искренность;

6) объективность;

7) заинтересованность;

8) увлеченность.

Риторические позиции оратора в ходе выступления:

1. Информатор (непосредственное изложение материала).

2. Комментатор (использование дополнительных сведений и личная интерпретация материала).

3. Собеседник (использование приема диалогизации).

4. Советчик (расставление акцентов).

5. Эмоциональный лидер (чувственно-эмоциональное, пафосное воздействие на аудиторию).

Признаки однородности аудитории:

· количественный состав слушателей;

· возраст, пол, национальность;

· уровень образования, профессиональные интересы, настроения;

· социальное положение и др.

Типы ораторов

Всех ораторов можно разделить на две большие группы:

1) Эмоционально-воодушевленные

2) Рационально-бесстрастные.

Вторая группа ораторов распадается еще на группы:

2.1) «Мыслящие вслух»

2.2) Сообщающие готовые истины, причем эти истины бывают двух родов: а) научные сведения и б) житейские истины – доводы «здравого смысла». Поэтому можно еще говорить об ораторах:

2.2.1) Научно-обоснованных (эрудитах) и

2.2.2) Ораторах «здравого смысла».

Эмоционально-воодушевленные ораторы

Это впечатлительные натуры, которые вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи – драгоценнейший дар для агитатора. Оратором этого типа должно родиться.

Речь, исполненная пафоса, должна сочетаться и с глубиной или очевидностью мысли, и с образным языком – иначе она не оставит прочных следов в сознании слушателей. Не о минутном впечатлении, а о прочном внушении должен заботиться оратор.

Вольной или невольной ошибкой ораторов этого типа является значительное уклонение от истины. Гипербола, раздувание из мухи слона – обычное явление трескучих речей. Эмоционально-воодушевленные ораторы склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса – редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов.

Жесты и мимика, как и голос, – могучие средства оратора эмоционально-воодушевленного типа.

Оратор-эрудит

Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями.

Ссылаясь на доводы науки, заботьтесь лишь об одном: выяснить затронутый вопрос. Не нужно слишком много научных сведений. Избегайте их вовсе там, где истина и без них вполне ясна – иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в никому ненужное многословие – отличительная, типическая ошибка ораторов «от науки».

 

Оратор здравого смысла

Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки.

В простой аудитории оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни – вот все его оружие. Оружие несложное, но часто верно и меткое.

Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту; он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием.

 

Ораторы, мыслящие вслух

Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает как вернее решить вопрос. Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей. Под мыслями вслух понимается уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей. Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом.

 

Этапы подготовки публичного выступления

1. Записать мысли о предмете выступления.

2. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

3. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления.

4. Составить рабочий план выступления.

5. Написать основную часть текста выступления.

6. Написать вступление и заключение выступления.

7. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления.

8. Подготовить произнесение речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

1) выбор темы;

2) сбор материала;

3) составление рабочего плана;

4) написание основной части текста, а также введения и заключения;

5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).

Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.01 с.)