Лекция 2. Основные категории статистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Основные категории статистики



В.И. Нестеренко

 

Статистика

 

 

Курс лекций

 

 

ВОРОНЕЖ

2020


 

Лекция 1. Статистика как наука

 

1.1. Предмет и метод статистики

Термин статистика происходит от латинских“Status”, что означает

«определенное состояние явления, положение вещей», и“Stato”, означающее

«государство». Он был введен в научный оборот в1749 году немецким

ученым Готфридом Ахенвалем, опубликовавшем книгу под названием

«Статистика», в которой приводилось описание политического устройства

государств Европы. Как наука статистика возникла в17-ом веке, однако

статистический учет проводился уже в глубокой древности. Так, известно,

что в5-м веке до н. э. в Китае проводились переписи населения; в Древнем

Риме велся учет имущества граждан. В античных Афинах проводился учет

естественного движения населения: число родившихся и умерших

определялось посредством подсчёта подношений жрице богини Миневры-

за каждого родившегося приносился дар в1 меру пшеницы, за каждого

умершего- 1 мера ячменя. На Руси в10-12 вв. собирались разнообразные

сведения, связанные с налогообложением населения.

Как научная дисциплина статистика оформилась в середине18 в. в

результате слияния двух научных школ: немецкой описательной школы(Г.

Ахенваль), которая трактовала статистику как государствоведение и

английской школы политических арифметиков(В.Петти). От немецкой

описательной школы современная статистика взяла систему словесного

описания социально-экономических явлений без цифр, вне динамики; от

английской школы политических арифметиков- изучение общественных

явлений с помощью числовых характеристик, статистическое обобщение

полученных характеристик с целью выявления закономерностей развития

изучаемых явлений.

Представители описательной школы пытались систематизировать

существующие способы описаний«государственных

достопримечательностей» - территорию, государственное устройство,

население, религию, внешнюю политику и т.п. Описание таких

«достопримечательностей» они проводили в словесной форме, без цифр и внединамики, только на момент наблюдения.

Политические арифметики своей целью ставили изучение общественных

явлений с помощью числовых характеристик, они пытались выявить

закономерности развития и взаимосвязи экономических явлений с помощью

математических расчетов, осознавали необходимость учета в статистических

исследованиях требований закона больших чисел, поскольку закономерность

может проявиться только при большом объеме статистической

совокупности.

В первой половине19в. возникло третье направление статистики–

статистико-математическое(А. Кетле), представители которого считали

основой статистики теорию вероятностей.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической

статистической работы привели к изменению содержания термина

«статистика».

В настоящее время под статистикой понимается:

- совокупность итоговых сведений, количественно

характеризующих различные стороны общественной жизни:

производство, распределение и обмен товарами, политику, культуру и т.д.;

- практическая деятельность по сбору, обработке и анализу

количественных данных об общественной жизни и их публикацию;

- научная дисциплина, отрасль знаний, изучающая

количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной

связи с их количественной стороной с целью выявления

закономерностей их развития.

Статистика является важным элементом плана подготовки

специалистов высшей экономической квалификации.

Современная статистика– это особая наука, имеющая свой объект,

предмет и специфические методы исследования.

Объектом изучения статистики являются массовые явления и

процессы любой природы, в том числе и в экономике.

Массовыми называются явления, повторяющиеся в пространстве и

времени, и отражающие определенную статистическую закономерность.

Массовое явление обладает следующими признаками:

состоит из множества индивидуальных элементов; каждый элемент– это

реально существующие материальные объекты, обладающие некоторым

общим свойством, именуемым в статистике– признаком;

вариация индивидуальных значений признака- каждый элемент должен

иметь значение изучаемого статистического признака, отличное от других;

частичная или полная независимость элементов друг от друга.

Статистика изучает массовые общественно-экономические явления в

конкретных обстоятельствах места и времени.

Предметом статистики выступают размеры и количественные

соотношения массовых общественных явлений в неразрывной связи с их

качественной стороной с целью выявления закономерностей их развития.

Свой предмет  статистика изучает на основе особой методологии,

представляющей собой совокупность общих правил(принципов) и

специальных приемов и методов статистического исследования. Общие

правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они

составляют теоретическую базу статистики.

Социально-экономическая теория объясняет сущность изучаемых

явлений или процессов, законы их развития в конкретных обстоятельствах.

Одновременно статистика обогащает социально-экономические науки

численными данными, полученными в исследованиях, используется для

подтверждения или опровержения выдвигаемых ими теоретических гипотез.

В соответствии с диалектическим методом познания статистика

изучает массовые явления в их взаимосвязи, в движении и изменении,

выявляя их количественные и качественные изменения. Для этого

используются специальные статистические методы, такие, например, как

сводка и группировка, индексный метод, корреляционно-регрессионный и др.

Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет

специфический метод, который находит свое выражение в трех стадиях

статистического исследования:

- Статистическое наблюдение, заключающееся в сборе первичной

информации об отдельных фактах изучаемого явления.

• Группировка и сводка собранного материала, позволяющие

провести их систематизацию и классификацию.

• Обработка статистических показателей, полученных в результате

группировки и сводки, и анализ полученных результатов с целью

получения выводов о состоянии и закономерностях развития

изучаемого явления.

В статистике, как научной дисциплине выделяют три уровня:

• общая теория статистики, которая занимается разработкой

понятийного аппарата и системы категорий статистической науки,

общих принципов и правил проведения статистических исследований,

универсальных методов обработки информации, то есть разработкой

общей методологии статистического исследования массовых

общественных явлений;

• экономическая и социальная статистики.

Экономическая статистика- занимается исследованием

экономических явлений и процессов, их количественной оценкой и

разработкой синтетических экономических показателей, таких как валовое

национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход идр. Социальная статистика– соответственно исследованиями и разработкой

обобщающих показателей в различных областях общественной жизни:

культура, политика, наука и т.д.

Задачами отраслевых статистик является изучение массовых

явлений, имеющих место в соответствующих отраслях и сферах

общественно-экономической жизни, разработка обобщающих показателей

этих отраслей, выявления тенденций и закономерностей развития указанных

сфер общественно-экономической жизни.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли

содействует ее совершенствованию в целом.

Статистика имеет огромное познавательное значение, которое

заключается в следующем:

- статистика дает численное и содержательное освещение изучаемых

явлений и процессов, служит надежным способом оценки действительности;

- статистика дает доказательную силу экономическим выводам

позволяет проверить выдвигаемые гипотезы, отдельные теоретические

положения;

- статистика раскрывает взаимосвязи между явлениями, показывает их

конкретную форму и силу;

- статистика первой обнаруживает новые явления, процессы и

закономерности, дает их количественную и качественную характеристику.

Статистика является важным элементом плана подготовки

специалистов высшей экономической квалификации. Знание статистики

необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях,

когда анализируемые явления подвержены влиянию случайностей, для

анализа элементов рыночной экономики, прогнозирования и разработки

сценариев поведения экономических систем при изменении условий их

функционирования.

Теоретическую основу курса статистики, как и любой другой научной

дисциплины, составляют категории, через которые выражаются её основные

принципы, к важнейшим из которых относятся:

• отрасли экономической и социальной статистики

В экономической статистике выделяются такие ее отрасли как

статистика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительств,

торговли, связи, природных ресурсов, и т. д., в социальной статистике-

статистика науки, права, здравоохранения, политическая статистика,

населения и т.д.

• статистическая совокупность;

• статистическая единица;

• статистический признак;

• статистическая закономерность;

• статистические показатели.

 

Относительные показатели

Относительным статистическим показателем называется обобщающая характеристика, выраженная в виде числовой меры

соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Такие

показатели используются в различных целях: для выяснения структуры

изучаемого явления, для сравнения его уровня развития с уровнем развития

другого явления, для оценки происходящих в изучаемом явлении изменений

и т. д. Относительный статистический показатель получают путём деления одного абсолютного показателя на другой. Схема расчета относительного показателя выглядит следующим образом:

 

ОП =Величина сравнения: база сравнения

где ОП– относительная величина,

 

величина сравнения и база сравнения– сравниваемые абсолютные

показатели. Таким образом, по способу получения относительные показатели всегда являются величинами производными, их можно получить только расчетным путем. Относительные показатели выражаются в разных формах- коэффициентов, процентов, промилле. Если база сравнения

принимается за единицу, то относительный показатель выражается в форме

коэффициента. Например, в2013г в Санкт-Петербурге родилось40,3тыс.

детей, а в2012г. – 37,2тыс. Коэффициент роста числа родившихся составит

1,083 (40,3/37,2). Если база сравнения принимается за100 единиц, то относительный показатель выражается в процентах. По предыдущим данным рост количества  родившихся составит108,3%.

Если база сравнения принимается за1000 единиц, то относительный

показатель выражается в промилле (десятая часть процента), если– за

10 000,то относительный показатель выражается в продецимилле (сотая

часть процента). Промилле широко применяются в демографической

статистике для характеристики рождаемости, смертности населения и других

демографических процессов. Продецимилле используются для оценки

обеспечения населения больничными койками, местами в высших учебных

заведениях и т.д. Следует заметить, что безразмерным по форме относительным показателям может быть приписана конкретная единица измерения. Например, показатели естественного движения населения– коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, исчисляется в промилле, но показывает число родившихся или умерших за год в расчёте на1000 чел. Например, показатель рождаемости в Санкт-Петербурге в2013г. составил8,9 промилле, что означает8,9 рождений на тысячу населения.

По содержанию выражаемых количественных соотношений

выделяют шесть видов относительных показателей: динамики, плана и

выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и уровня

экономического развития, сравнения.

 

3.3.1. Относительный показатель динамики  характеризует

изменение изучаемого явления во времени и представляет собой

соотношение показателей, характеризующих явление в текущем периоде и

предшествующем(базисном) периоде.

 

ОПД = текущий показатель: предшествующий показатель (базовый)

 

Рассчитанный таким образом показатель, называется коэффициентом

роста(снижения). Он показывает, во сколько раз показатель текущего

периода больше(меньше) показателя предшествующего(базисного) периода.

Выраженный в%, относительный показатель динамики называется темпом

Роста(снижения).

Например, если численность населения РФ по данным переписи

Населения2002г. составила145 181,9тыс. чел., а по данным переписи1989г. –

147 021,9тыс. чел., то коэффициент (темп) снижения численности населения

составил: К=145181,9/147021,9=0,987 или98,7%.

3.3.2. Относительный показатель плана(прогноза) и выполнения плана

Относительный показатель плана (ОПП) и относительный показатель

выполнения плана (ОПВП) используют все субъекты финансово-хозяйственной деятельности, осуществляющие текущее и стратегическое

планирование. Они рассчитываются следующим образом:

 

ОПП = плановый показатель данного периода: фактический показатель предшествующего периода.

ОПВП = фактический показатель данного периода: плановый показатель данного периода

 

Относительный показатель выполнения плана характеризует

напряженность планового задания, а относительный показатель выполнения

плана– степень его выполнения.

Пример расчета ОПП и ОПВП: фактический оборот фирмы в 2014 г.

Составил 2млрд. руб., анализ рынка показал, что за 2015 г. реально довести

оборот до 2,6 млрд. руб., фактический же оборот в 2015 г. Составил 2,5 млн.

руб.

 

ОПП = 2,60: 2,00 = 1,3, а ОПВП = 2,50: 2,60 = 0,96

 

3.3.3. Относительные показатели структуры (ОПС)

характеризуют доли (удельные веса) составных частей совокупности в общем ее объеме. Они показывают структуру совокупности, ее строение. Расчет относительных показателей структуры заключается в исчислении удельных весов отдельных частей во всей совокупности:

ОПС обычно выражаются в форме коэффициентов или процентах, сумма коэффициентов должна составлять 1, а сумма процентов - 100, так как удельные веса приведены к общему основанию.

Относительные показатели структуры используются при изучении состава сложных явлений, распадающихся на части, например: при изучении состава населения по различным признакам (возрасту, образованию, национальности и др.).

Структура розничного товарооборота города в 2019 г.

 

Пример расчёта структуры розничного товарооборота приведен в таблице.

Показатели Сумма, млрд. руб. В % к итогу
Розничный товарооборот, всего: 83,1 100
в том числе: 1.Организации розничной торговли 42,4 51
2.Неторговые организации 20,8 5
3. Физические лица на рынках 19,9 21

 

3.3.4. Относительные показатели координации (ОПК)

характеризуют отношение частей данных статистической совокупности к одной из них, взятой за базу сравнения и показывают, во сколько раз одна часть совокупности больше другой, или сколько единиц одной части совокупности приходится на 1,10,100 и т.д. единиц другой части. За базусравнения выбирается часть, имеющая наибольший удельный вес или являющаяся приоритетной в совокупности.

Так, приняв за базу в предыдущем примере товарооборот организаций розничной торговли, можно рассчитать ОПК для неторговых организаций:

ОПК = 20,8/83,1 = 0,24; что означает следующее - на каждый рубль товарооборота розничной торговли приходится 24 копейки товарооборота неторговых организаций.

Относительные показатели координации играют важную роль в экономическом анализе, так как с их помощью существующие в совокупности соотношения представляются более отчетливо и наглядно.

3.3.5. Относительные показатели интенсивности и уровня экономического развития (ОПИ) характеризуют степень распространения или уровень развития изучаемых явлений или процессов в определённой среде и образуются как результат сравнения разноименных, но определенным образом связанных между собой величин. Указанные показатели рассчитываются следующим образом:

ОПИ =    Показатель характеризующийявление:

Показатель, характеризующий _ среду _ распространения _ явления

ОПИ исчисляются в расчете на 100, 1000, 1000 и т.д. единиц изучаемой совокупности и используются в тех случаях, когда невозможно по значению абсолютного показателя определить масштаб распространения явления. Так, при изучении демографических процессов рассчитываются показатели рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли) населения как отношение числа родившихся (умерших) или величины естественного прироста за год к среднегодовой численности населения данной территории на 1000 или 10 000 человек.

Например, по состоянию на 1.01.14г. в Санкт-Петербурге родилось 40,3тыс. новорожденных, в Ленинградской области -13,4тыс. Сопоставление абсолютных показателей не позволяет оценить уровень рождаемости, определить, где этот уровень выше. Это можно сделать через ОПИ - коэффициенты рождаемости в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Население Санкт-Петербурга в 2013г.составило – 4631тыс.чел.,в Ленинградской области - 1662 тыс. чел.

 

Сравнивая полученные значения показателей рождаемости, можно сделать следующий вывод: рождаемость в Санкт-Петербурге выше, чем в Ленинградской области.

В эту же группу включаются относительные показатели уровня экономического                         развития,  характеризующие эффективность

использования ресурсов и эффективность производства. Это показатели выработки продукции, затрат на единицу продукции, эффективности использования производственных фондов и т.д., поскольку их получают сопоставлением разноименных величин, относящихся к одному и тому же явлению и одинаковому периоду времени.

Средние показатели

Средние показатели являются наиболее распространённой формой статистических показателей, используемых в социально-экономических исследованиях. Средним называется обобщающий показатель статистической совокупности, характеризующий наиболее типичный уровень явления. Он выражает величину признака, отнесённую к единице совокупности. Особенности средних показателей заключаются в том, что они, во-первых, отражают то общее, что присуще всем единицам совокупности; во-вторых, в них взаимно погашаются те отклонения значений признака, которые возникают под воздействием случайных факторов. Это означает, что средний показатель отражает типичный уровень признака, формирующийся под воздействием основных доминирующих неслучайных факторов. Применение средних величин позволяет охарактеризовать определенный признак совокупности одним числом, несмотря на то, что у разных единиц совокупности значения признака отличны друг от друга.

Пример использования средней арифметической: рассчитать среднюю продажную цену товара по данным, приведенным в таблице 2.3:

Магазины Продажная цена единицы, руб. Объём продаж, шт.
Космос 20 25000
Ариадна 18 40000
Вега 19 40000
Итого ? 105000

 


-

- Использовать среднюю арифметическую простую в данном случае нельзя, так как в разных магазинах продано разное количество товара А. Для расчёта средней продажной цены товара А. следует применить среднюю арифметическую взвешенную:

- m

- Z

- x• n.

- ' ' 20*25000 +18*40000 +19*40000

- х = -------------------------------- = = 18,86    руб.

- m 105.000

 

Сопоставимость показателей

- Главнейшим требованием статистики является требование обеспечения сопоставимости показателей, так как без сопоставимости нет сравнения, а значит, нет объективных выводов об изучаемом социально-экономическом явлении или процессе.

- В статистике выработана определённые правила, обеспечивающие сопоставимость показателей:

•  показатели должны обладать общим содержанием: еще древние говорили, что абсурдно сравнивать “что длиннее - дерево или ночь” или “чего больше - ума или зерна”.

•  статистические показатели должны выражаться в одинаковых

единицах измерения: расстояние - в километрах,, вес в_килограммахи                                 

т.д. Если используются стоимостные измерители, то для обеспечения          

сопоставимости должны применяться сопоставимые цены - цены базисного, либо отчётного периода.

Например: если сравниваются стоимостные объёмы продаж 2005 и 2015

гг., то для обеспечения корректности сравнения необходимо физические (натуральные) объёмы продаж выразить либо в ценах 2005г, либо в ценах 2015 г. Кроме этого, сопоставимость разных по содержанию главного компонента разновидностей продукта может быть обеспечена применением условно-натуральных измерителей.

•  сравниваемые показатели должны рассчитываться по единой

методике.

Например, нельзя непосредственно сравнивать показатели безработицы в России и в США, так как они рассчитываются по разным методикам.

• сравниваемые статистические показатели должны быть однородными по времени и территории - они должны определяться за одинаковые периоды времени, на одни и те же даты, по одной территории.

В соответствии с перечисленными правилами для обеспечения сопоставимости статистических показателей на практике используются следующие статистические приёмы:

-  для обеспечения общего содержания - разделение разнородных совокупностей на однородные части, т.е. группировку;

-  для приведения к одинаковым единицам измерения - использование единой системы мер и весов, условно-натуральных измерителей, сопоставимых цен или индексов при сравнении стоимостных показателей;

-  пересчёт несопоставимых показателей по единой методике;

-  приведение показателей к одинаковым периодам и моментам времени;

-  приведение показателей к единой территории или кругу охватываемых единиц.

Например, с изменением границ Санкт-Петербурга для обеспечения сопоставимости показателей промышленного производства или розничного товарооборота за 1970 и 2004г., необходимо показатели 1970г пересчитать по новой территории - к данным по г. Ленинграду за 1970г. приплюсовать данные за тот же год по присоединённой территории.

-  Замена несравнимых абсолютных показателей относительными

или средними показателями: показателями структуры, координации и т.д.

Все статистические показатели исчисляются на основе первичных данных, собранных и определённым образом обработанных в процессе статистического исследования.

Типы группировок

В зависимости от степени сложности изучаемого явления и от

поставленных задач статистические группировки могут выполняться по

одному или несколькимгруппировочным признакам. Группировка          

называется простой (одномерной), если однородные группы формируются по одному признаку одновременно.

Если однородные группы образуются по двум и более признакам, то группировка называется сложной.

В классе одномерных группировок выделяют следующие типы:

• структурные - предназначены для выявления состава изучаемого явления;

• типологические - предназначены для выделения в статистическойсовокупности различных социально-экономических типов явлений;

• аналитические (факторные) - используютсядля изучения связей и зависимости между варьирующими признаками.

С труктурны е группировк и

Структурные группировки используются для изучения внутреннего_

строения статистической.совокупности и. характеристики структурных     

сдвигов.

Они дают информацию о текущем состоянии массовых явлений и применяются в целях оперативного управления.

Структурная группировка выполняется в несколько этапов:

• выбор группировочного признака;

       - определение необходимого числа групп;                                            

      - определение параметров групп;


- распределение единиц наблюдения по выделенным группам; расчет структурных характеристик; =формулировка выводов.

Выбор группировочного признака осуществляется в соответствии с целями статистического исследования. В качестве группировочного обычно выступает существенный признак. Обязательным условиемвыполнения любой группировки, в том числе и структурной являетсяупорядочение статистической совокупности по значениям группировочного признака.

Определение необходимого числа групп Число групп должно быть достаточным для объективного представления изучаемой совокупности. При большом числе групп различия между ними становятся малозаметными, а в самих группах в виду их малой наполняемости перестает действовать закон больших чисел и возможно проявления случайности. При малом жеих числе в одну группу могут попасть статистические единицы ссущественно различающимися значениямипризнака.

Удалено:

На количество выделяемых групп влияют ^следующиефакторы:

• уровень колеблемости группировочного признак - чем значительнеевариация признака, тем большее количество групп необходимо выделять при прочих равных условиях;

• размер изучаемой статистической совокупности - чем большеразмер исследуемой совокупности, тем большее количество группнеобходимо выделять.

Выделенные группы должны быть достаточно заполненными. Наличие пустыхгрупп или малое число статистических единиц в них свидетельствуют о неправильном определении ихчисла.

 

Ориентировочно число групп можно определить использую эмпирическую зависимость, называемую формулой Стерджесса:mи 1 + 3,322 х lgN,

где m- количество групп;

N- численность единиц статистической совокупности.

В практических расчетах можно использовать следующие соотношения, полученные на основании формулы Стерджесса:

N 15-24 25-44 45-89 90­ 179 180-359 360 и более
m 5 6 7 8 9 10

 

Зависимость Стерджессадает хорошие результаты, если совокупность состоит из большого числа единиц, распределение близко к нормальному, и при этом используются равные интервалы.На основе анализа показателей структуры делаются соответствующие выводы.

Формулировка выводов о составе совокупности Для структурных группировок в выводах отражаются два положения:

•  Какие значения признака встречаются в совокупности наиболее часто, какие наиболее редко.

•  Каков характер изменения структуры в зависимости от изменения значения признака. С увеличением xдоля может увеличиваться, либо уменьшаться. Это довольно типично для экономических показателей.

Выводы должны быть сделаныобязательно, иначе пропадает смысл группировки.

Данные структурных группировок обычно представляются в форме соответствующей таблицы.

Пример выполненияструктурной группировки:_ требуется произвести группировку с равными интервалами по данным о стаже_________

работы рабочих участка. На участке работает 50рабочих,со стажем    работыот 0 до 26 лет.По формуле Стерджесса рассчитаем оптимальное             количество групп:

m= 1+ 3,332 lg50«7                                                                        

Далее рассчитывается постоянная ширина интервалов;

Структурная группировка, выполненная по рассчитанным

параметрам приведена в таблице5.1:

.

Группировка рабочих участка по стажу.работы №

группы

Параметры групп, лет

Число рабочих в группе

Удельный

вес

рабочих в группах, %

Границы

интервалов

Ширина

интерва

ла

Середина

интервала

нижняя верхняя
1 0 4 4 2 6 12
2 4 8 4 6 8 16
3 8 12 4 10 11 22
4 12 16 4 14 13 26
5 16 20 4 18 6 12
6 20 24 4 22 4 8
7 24 28 4 26 2 4
Итого 0 28 28 14 50 100

 

По проведенной группировке можно сделать следующие выводы:

 

1.  Больше всего на участке имеетсярабочих со стажем работы от 12 до 16 лет, они составляют 26% от общей численности рабочих участка;меньше всего^_ со стажем от 24 до 28 лет, их доля составляет _ 4%.

2.  С увеличением стажа работы число рабочих вначале растет, достигает, максимума в 4-ой группе, азатем снижается.

 

Типологическая группировка

Ее цель состоит в изучении распространенности различных типов экономических явлений в статистической совокупности.

Типологические группировки применяются, как правило, к неоднородной

совокупности и осуществляются посредством_______ сложных

неравноинтервальныхгруппировок. Результатом типологических

группировок является разделение совокупности на классы, социально­экономические типы, однородные группы единиц.

По своей сути типологическая группировка представляет собой группировку-классификатор. Такие группировки часто основываются на устойчивом перечне групп, не меняющихся или меняющихся незначительно во времени.

Примером такой группировки является группировка предприятий по форме собственности (государственная, муниципальная, частная,смешанная) или группировка секторов экономики.

Удалено:Ц

Удалено: Ц

При выполнении типологическихгруппировок важно правильно выбрать основание группировки. Для этого необходимо предварительновыявить возможные типы явления на основе анализа сущности изакономерностей его развития.Число групп и их параметры устанавливаются неформально на основе выделенных качественных закономерностей, часто с привлечением количественных признаков.

Например, _при _ выполнении группировки населения _по возрастномусоставу выделяются 4 возрастные категории: дошкольный возраст - до7лет; школьный - с 7 до 17 лет; рабочий - с 17 до 55(60) лет; пенсионный -с 55 (60) лет.

Удалено:,

По технике выполнения типологическая группировка похожа на структурную группировку, за исключением первых этапов - группировочный признак, количество групп, их параметры определяются на основе качественного анализа. В таких группировках очень часто применяются специализированные интервалы^ Типологические, группировкипредставляются в табличной форме, объектом анализа в нихявляются показатели структуры. Пример типологической группировки приведен в таблице_4.2:


Таблица 4.2

Группировка населения поселка городского типа по возрастным

категориям.

Возрастные Границы   Численность Показатель
категории

интервалов.

в группе. структуры
населения

лет

чел. в %
  * i * в    
Дошкольный до 7 192 14.3
возраст        
Школьный 7 17 218 16.3
рабочий 17 55(60) 574 42.8
Пенсионный 55(60) и более 357 26.6
Итого - - 1340 100.0

 

Удалено:

Аналитические группировк и

Аналитические группировки предназначены для выявлениясвязи между изучаемыми признаками. Они позволяют выявить наличиеи направление связи, а также измерить ее тесноту и силу.

Все исследуемые признаки в этом случае делятся на две группы: факторные и результативные. Взаимосвязь между ними проявляется в том, что с изменением среднего значения факторного признака систематически изменяется среднее значение результативного признака.

Аналитические группировкиотличаются от структурных и типологических по _ _ технике выполнения. _ которая заключается вудалено:. следующем:

1.  Производится группировка единиц совокупности по факторномупризнаку. она выполняется как структурная.

2.  Вкаждой выделенной группе отбираются соответствующие значениярезультативного признака. и на их основе рассчитывается некоторыйобобщающий показатель. обычно. среднее значение.

3.  Анализируются изменения обобщающего показателя- среднего значения результативного признака по группам. и делается вывод оналичии или отсутствии взаимосвязи и ее направлении. Если приизменении значений факторного признака. положенного в основу

группировкиизменяется величина результативного. то признается

наличие связи между признаками; при этом. если с увеличением значенийфакторного признака увеличивается значение результативного. то связьотносится к прямой; в противном случае - к обратной.Статистические таблицы

Результаты сводок и группировок заносятся в статистические таблицы, являющиеся средством наглядного выражения результатов исследования. Статистическая таблица представляет собой рационального и наглядного изложения статистических данных об исследуемых явлениях. Основу статистической таблицы составляет графленная сетка, вертикальные столбцы которой называются графами, а горизонтальные - строками. Если строки и графы имеют название, то это будет макет таблицы (рис.3.1).

Рис. 4.1. Макет статистической таблицы


 

В таблице различают: заголовок, подлежащее и сказуемое. Заголовок таблицы отражает содержание таблицы, место и время, к которому относятся ее данные, единицы измерения, если они являются общими для приведенных данных. Подлежащим таблицы являются перечень единиц совокупности или группы, т. е. объект изучения, сказуемым - цифровые данные, характеризующие подлежащее, т. е. результаты сводки. Обычно подлежащее располагается слева в виде названий строк, а сказуемое - сверху в виде названий граф.

По содержанию подлежащего все статистические таблицы можно разделить на следующие группы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.219 с.)