Комплект компетентностно-ориентированных заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплект компетентностно-ориентированных заданий



Комплект компетентностно-ориентированных заданий

Кейс-задачи

Задания для решения кейс-задач:

Заполните таблицу "Эволюция брака и семьи в истории человеческих обществ"

 

Воспитательные традиции и семейный уклад народов Функции семьи Культурно-этнические аспекты семейных отношений
     

 

Заполните таблицу "Этапы и циклы жизнедеятельности семьи"

 

Периодизация семейной жизни (этапы) Содержание этапа
1. Формирование супружеской пары. Психология предбрачного общения 2.......... 1.......... 2.

 

Заполните таблицу "Основные компоненты психологической готовности к браку"

 

Основные компоненты психологической готовности к браку Содержание компонента
1. Способность любить, ответственность друг за друга и за будущую семью, высокая коммуникативная культура, знание специфики семейной жизни и готовность к самоограничению 2.......... 1.......... 2.

 

Заполните таблицу "Теории выбора брачного партнера"

 

Теории выбора Содержание теории
1. Теории "фильтров" 2. Теории "максимальной выгоды" 3. Теории "дополняющих потребностей".    1.......... 2.......... 3...........

 

Заполните таблицу "Мотивы вступления в брак".

 

Мотивы вступления в брак  Содержание мотива
1. Мотив №1 2. Мотив №2 3. Мотив №3    1.......... 2.......... 3...........

Заполните таблицу " Семейные кризисы и их влияние на функционирование семьи и характер семейных отношений"

 

Семейные кризисы    Содержание кризисного периода
1. Кризис №1 2. Кризис №2 3. Кризис №3  1.......... 2.......... 3...........

 

Ответы:

1. Характеристика первого кризисного периода (адаптация молодоженов к условиям совместной жизни),

2. Второй кризисный период (рождение первого ребенка),

3. Третий кризисный период (ситуация ухода из родительской семьи последнего ребенка).

 

Заполните таблицу " Психологические проблемы первых лет супружества. Типы проблем. Конструктивные способы разрешения конфликтов".

 

 Семейные кризисы    Содержание кризисного периода
1. Ценностные ориентации. 2. Распределение хозяйственных ролей. 3. Варианты распределения ролей.  1.......... 2.......... 3...........

Заполните таблицу " Конфликты в семье: причины и последствия"

Конфликты в семье    Содержание конфликта в семье
1. Принцип "каузальной причинности" в семейных отношениях.  2. Распределение хозяйственных ролей. 3. "Семейный миф", "презумпция виновности партнера" и другие психологические защиты.  1.......... 2.......... 3...........

Заполните таблицу " Конфликты в семье: разрешение и профилактика"

 

Условия деконфликтации супружеских отношений Содержание конфликта в семье
1. Отказ от эгоцентрической позиции, "презумпции виновности" партнера и идеализации своего "я"; готовность идти на компромисс.  2. Конструктивность (адекватность отражения, открытость и эффективность коммуникации, взаимное доверие и сотрудничество, определение существа конфликта). 3. Необходимость владения психотехникой общения. 1.......... 2.......... 3...........

 

Заполните таблицу " Юридическое и психологическое понятие развода".

 

Юридическое и психологическое понятие развода       Содержание конфликта в семье
1. Факторы риска, вызывающие развод. 2. Социальные последствия разводов. 3. Юридические последствия разводов. 4. Психологические последствия разводов. 5. Повторные браки. 1.......... 2.......... 3...........

 

Кейс-задача

 

Составить классификацию методов воспитания. Показать особенности использования методов в работе с младшими школьниками.

Кейс-задача

 

Изучить опыт В.А. Сухомлинского: прочитать книги «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива». Составить аннотацию на них.

Кейс-задача

Изучить опыт Ш.А. Амонашвили. Прочитать книги «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели». Подготовить сообщение «Гуманно-личностная педагогика Ш. Амонашвили».

Кейс-задача

 

Один раз в месяц готовить обзоры по педагогическим журналам «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др. по проблемам воспитания.

Кейс-задача

 

Составить аннотированный список журнальных статей (не менее 20) по проблемам воспитания.

Кейс-задача

 

Перечислить основные требования к коллективу. Назвать особенности путей формирования коллектива в начальной школе. Изучить работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по проблемам коллектива. Составить аннотацию на одну из книг.

Кейс-задача

 

Выявить специфику применения методов воспитания в работе с младшими школьниками. Составить таблицу: «Методы воспитания в начальной школе». Продумать и разработать формы внеклассной воспитательной работы по: а) эстетическому; б) нравственному; в) физическому; г) половому воспитанию.

 

Сделать методическую разработку: а) КТД; б) родительского собрания; в) классного часа.

 

Кейс-задача

 

Прочитать работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по проблемам семейного воспитания «Книга для родителей», «Родительская педагогика». Составить аннотации.

Кейс-задача

 

Составить тематику родительских собраний с 1 по 4 класс.

Кейс-задача

 

Изучить диагностики воспитательной деятельности в начальной школе. Выбрать любую диагностику и провести ее на одном классе. Обработать и проанализировать результаты.

 

Кейс-задача

 

Опишите стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка.

Кейс-задача

 

Как родители могут преодолеть конфликтное поведение подростков?

Кейс-задача

 

Раскройте условия формирования молодой семьи и охарактеризуйте качества, необходимые для создания гармоничной семьи.

 

Кейс-задача

Выберите методы для диагностики особенностей детско-родительских отношений

 

Задание по моделированию

Разработать и представить организационную модель "Клуба для пожилых людей" в микрорайоне, в программу работы которого были бы включены темы, регулирующие:

 

1. Взаимоотношения супругов и детей со старшим поколением в семье

2. Прародители в системе семейных отношений.

3. Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе.

4. Связь старших и младших поколений в семье как механизм психологического наследования.

5. Личные отношения прародителей и их детей и внуков. Зоны возможных конфликтов: между супружеской парой в целом и родителями одного или обоих супругов; между супругом и его родителями.

6. Взаимоотношения внуков и прародителей. Конфликты между родителями и прародителями по поводу воспитания детей.

 

Задание по моделированию

Разработать и представить организационную модель факультатива по "Психологии семейных отношений" в программу работы которого были бы включены следующие темы:

 

 1. Полоролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов.

2. Физиологическая, психологическая и социальная природа дифференциации полов.

3. Образы «типичного мужчины» и «типичной женщины» в исследованиях американских и отечественных ученых.

4. Стереотипизация представлений о способностях мужчины и женщины. Половые стереотипы и социальный контекст. Функции полоролевых стереотипов.

5. Проблематика пола в отечественной психологии. Социальные аспекты формирования маскулинности и феминности. Понятия «полоролевая идентификация» и «полоролевая социализация».

6. Процесс становления половой идентичности. Основные противоречия и трудности периода полоролевой идентификации в современной России. Последствия этих противоречий для семьи и профессиональной деятельности.

7. Психология семейного общения.

8. Брак как основа и ядро семьи.

9. Специфика общения в семье. Открытость и "рассекречивание" брачных партнеров как фактор "эффекта новизны" в межличностной перцепции.

10. Привыкание к "достоинствам" и повышение сензитивности к "недостаткам", рассогласование между ожидаемым и реальным.

11. Семейные роли и лидерство. Власть и инструментально-экспрессивные роли. Традиционное и эгалитарное распределение ролей: "патриархальная", "матриархальная" и "биархатная" семьи.

12. Семейный договор: принцип коллективизма и справедливости, внутрисемейное сотрудничество и кооперация, трансформация равноправия в фактическое равенство.

Задание по моделированию

Разработать и представить организационную модель лектория по "Детско-родительским отношениям", в программу работы которого были бы включены следующие темы:

1. Родительские позиции, детские роли и стили семейного воспитания.

2. Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции.

3. Определение родительского отношения, родительских установок и стиля семейного воспитания. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительского отношения.

4. Типология родительского отношения: неприятие, гиперсоциализация, эгоцентризм, потворство, гиперпротекция, доминирование, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение, безнадзорность, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость, активная любовь.

5. Родительское отношение к младенцу. Родительские ожидания в отношении ребенка и их влияние на его психическое здоровье. Особенности отношения к перворожденному: сверхожидания и низкая родительская компетентность. Психологические особенности родительского отношения ко второму, третьему и последующим детям.

6. Типология воспитания по степени выраженности эмоционального отношения к ребенку. Материнское поведение (А.Я.Варга): тревожная, тоскливая, уверенная и уравновешенная мама. Типы общения матери с ребенком (К.Броди). Отцовское поведение: современный отец, традиционный отец, отец, главным образом озабоченный семейным благополучием. Типология отцовского поведения по А.Н.Баркану. Роль отца в воспитании мальчика и девочки.

7. Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений: психоаналитическая модель семейного воспитания, бихевиористская, гуманистическая. Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития». Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие.

8. Детско-родительские отношения в течение второго-третьего года жизни ребенка. Первый возрастной кризис 3-х лет. Потребность в самостоятельности и нерешительность. Психологические следствия несформированной самостоятельности. Несовпадение темпераментов ребенка и родителей. Основные психологические потребности ребенка от 3 до 6 лет. Стиль родительского воспитания и сценарийные предписания. Родительское поведение как модель для ребенка.

9. Детско-родительские отношения в школьном возрасте. Изменение семейной системы в связи с поступлением ребенка в школу: переструктурирование времени, появление новых функций у матери и отца. Шесть типов родительского отношения и шесть видов психопатии у подростков. Влияние супружеских конфликтов на изменение родительского отношения к подростку.

10. Основные психологические потребности старшего подростка (11 - 15 лет): самоутверждение, эмансипация, формирование личной идентичности. Позитивная роль конфликтов родителей и ребенка в этом возрасте.

11. Материнство как предмет культурно-исторического изучения. Материнство как предмет донаучного осмысления. Древнейшие представления о материнстве. Определение понятия «материнство» в философии, социологии, педагогике, физиологии, демографии и психологии. Разнообразие научных подходов к проблеме материнства. Культурно-исторические аспекты материнства. Н. Инамото, Ю. Бронфенбреннер, Э. Бадинтер: характер материнской заботы в обществах с различной культурой и менталитетом.

12. Биологические предпосылки детско-материнского контакта (К.Лоренц). «Запуск» врожденного материнского инстинкта. Биологические, физиологические и психофизиологические аспекты материнства. Психологические аспекты материнства: феноменологические исследования, психолого-педагогическое направление, психотерапевтическое направление. Структура и содержание материнства. Функции материнства – разнообразие классификаций. Понятие психологической готовности к материнству

13. Родительское отношение к младенцу.

14. Детско-родительские отношения в дошкольном, младшем школьном возрасте. взаимоотношения супругов и детей со старшим поколением в семье.

 

Критерии оценки (соответственно показателям оценивания результатов обучения (по уровням) (таблица) и критериям и показателям оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций:

1. Когнитивный (знать):

-​ научность информации (глубина, полнота и системность знаний)

-​ психолого-педагогическая грамотность (глубина, полнота и системность знаний)

-​ глубина и системность содержания (глубина, полнота и системность знаний)

2. Деятельностный (уметь):

-​ логичность изложения (умение соблюдать логические последовательности)

-​ ясность и точность выводов (умение формулировать выводы)

-​ практико-ориентированность (умение использовать научную информацию в прикладных целях)

3. Поведенческий (владеть):

-​ самостоятельность суждений (владение приемами продуктивной самостоятельной мыследеятельности)

 

Аннотация

Составить аннотации книг и электронных ресурсов:

1. Жигинас, Н. В. Психическое здоровье семьи: монография / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке; МОиН, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. – 303 с.

2. Карпова, В. М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В. М. Карпова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2013. – N 4. – С. 84-94.

4. Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой: Учебное пособие / Т. К. Ким. – Москва: Прометей, 2013 г., – 166 с.

5. Перепелкина Н. О., Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров Н. О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи, Н.И. Ермакова. Москва: ИТК Дашков и К 2016. – 224. Дашков и Ко, Ай Пи Эр Медиа Источник: http://www.niv.ru/shop/book/1-2-2-5/1140676/1140695/psihologiya-lichnosti-psihodiagnostika.htm

6. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие, 5-е изд., перераб. и доп. / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова (Кузнецова). – Москва: Дашков и К, 2012 г. – 260 с.

7. Туник, Е. Психодиагностика супружеских отношений: [психологический анализ] / Е. Туник. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 96 с.: ил. – (Практическая психология).

8. Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. – Петрозаводск, 2009.

9. Антонов, А. И. Социология семьи. / А. И. Антонов. – Москва, 2007.

10. Амонашвили, Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Просвещение, 1987.

11. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Просвещение, 1983.

12. Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Просвещение, 1986.

13. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И Антонов, В. М. Медков. – Москва, 2008.

14. Аргентова, Л. В. Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола: автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Л. В. Аргентова; науч. рук. В. И. Кабрин; ГОУ ВПО ТГУ. – Томск: Издательство Кемеровского государственного университета, 2007. – 24 с.

15. Варга, А. Я. Система семейной психотерапии / А. Я. Варга. – Самара, 2009.

16. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская и др. – Москва, 2007.

17. Байтковская, Л. А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / Л. А. Байтковская, Л. К. Гребенкина, О. В. Жокина. – Москва: Педагогический поиск, 1999.

18. Вестермарк, Э. История брака / Э. Вестермарк. – Москва, 2007.

19. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – Москва, 2008.

20. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – Москва, 2007.

21. Дудина, С. Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.05 / С. Ю. Дудина; науч. рук. М. В. Сапоровская. – Кострома: 2013.

22. Иванов, И. П. Методика коммунистического воспитания / И. П. Иванов. – Москва: Просвещение, 1990.

23. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – Москва, 1989.

24. Иванов, М. А. Прежде всего мы – родители / М. А. Иванов. – Москва: Советская Россия, 1986.

25. Калейдоскоп родительских собраний / под ред. Алексеева. – Москва, 2001.

26. Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский. – Москва, 1987.

27. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2009.

28. Куфтяк, Е. В. Совладающее поведение супружеской пары: динамика и структура / Е. В. Куфтяк // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, N 3. – С. 17-24.

29. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи / А. Г. Лидерс. – Москва, 2008.

30. Лузинский, В. М. Практическое воспитание в школе / В. М. Лузинский. – Москва: Педагогический поиск, 2002.

31. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Э. Ле Шан. Пер. с англ. – Москва, 1990.

32. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – Москва, 1988.

33. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма: книга для родителей / А. С. Макаренко. – Москва, 1988.

34. Настольная книга учителя начальных классов / под ред. Л. С. Бескоровайной, О. В. Перекатьевой. – Ростов: Феникс, 2001.

35. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – Москва, 2006.

36. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А. Г. Лидерса. – Москва, 2007.

37. Петрушин, В. И. Праздник, который всегда с тобой / В. И. Петрушин. – Москва, 2001.

38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова. Москва, 2005.

39. Реан, А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. – Москва, 2009.

40. Общая психология и психология личности / Под ред. А. А. Реана. – Москва; Санкт-Петербург, 2007.

41. От Я до Мы: Азбука семейной жизни / С. В. Ковалев. – Москва, Педагогика, 1989.

42. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – Москва; Санкт-Петербург, 2007.

43. Практическая психология для родителей / А. А. Бодалев. – Москва, Педагогика, 1988.

44. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав./ Е. И. Артамонова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – Москва: Изд.центр «Академия», 2007. – 192 с.

45. Райгородский, Д. Я. Психология семьи / Д. Я.Райгородский. – Самара, 2008.

46. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие, 5-е изд., перераб. и доп Л. И. Савинов, Е. В. Камышова (Кузнецова). – Москва: 2012 Москва: Дашков и К, 2012. 

47. Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп: учебное пособие для вузов / А. В. Сидоренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 380 с.

48. Cтоляренко, Л. Д. Психология личности: учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 574 с.

49. Психология и педагогика:учебник для вузов: для бакалавров / Под ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. - Москва: Юрайт, 2013. – 609 с.

50. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций: учебное пособие для вузов / В. Г. Крысько. – Москва: Вузовский учебник, 2014. – 256 с.

51. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Москва: Кнорус, 2014. – 332 с.

52. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2005. – 517 с.

53. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для вузов / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - Москва: Академия, 2008. - 190 с.

54. Хоменко, И. А. Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России / И. А. Хоменко // Воспитательная работа в школе. – 2012. – N 10. – C. 31-37.

55. Шипова, Н. С. Совладание с переживанием измены в близких отношениях: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. н.,: Спец. 19.00.05 / Н. С. Шипова; Костромской государственный университет (КГУ); науч. рук. Т. Л. Крюкова. – Кострома: 2014. – 26 с.

56. Щуркова, Н. Е. Школа и семья: педагогический альянс / Н. Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 110 с.

57. Фамилистика: Психология и педагогика: практикум. – Москва, 2010.

58. Юртайский, В. В. Семья и ребенок с особыми нуждами / В. В. Юртайский, О. Г. Комаров. – Москва, 1996.

59. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. – Санкт-Петербург, 2008.

 

Электронные ресурсы:

1. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом [Электронный ресурс]: интерактивный учебник. Тесты, упражнения, ролевые игры / Г. В. Старшенбаум. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 317 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31705. – ЭБС «IPRbooks»

2. Холлис Джеймс. Обретение смысла во второй половине жизни. Как наконец стать по-настоящему взрослым [Электронный ресурс] / Джеймс Холлис – Электрон. текстовые данные. — М.: Когито-Центр, 2012.— 334 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15270.— ЭБС «IPRbooks»

3. Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход [Электронный ресурс] / М. Стайн– Электрон. текстовые данные. — М.: Когито-Центр, 2009. – 160 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15237. – ЭБС «IPRbooks»

4. Кочюнас Р. Групповая психотерапия [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Р. Кочюнас– Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Трикста, 2015. – 222 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36748.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

5. Перепелкина Н.О. Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи, Н.И. Ермакова. Москва: ИТК Дашков и К 2016. – 224 с. – Режим доступа: http://www.niv.ru/shop/book/1-2-2-5/1140676/1140695/psihologiya-lichnosti-psihodiagnostika.htm

 

Презентации

1. Психология семейных отношений.

2. Конфликты в семье: причины и последствия.

3. Детско-родительские отношения.

 

Критерии оценки (соответственно показателям оценивания результатов обучения (по уровням) (таблица) и критериям и показателям оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций:

1. Когнитивный (знать):

-​ научность информации (глубина, полнота и системность знаний)

-​ психолого-педагогическая грамотность (глубина, полнота и системность знаний)

-​ глубина и системность содержания (глубина, полнота и системность знаний)

2. Деятельностный (уметь):

-​ логичность изложения (умение соблюдать логические последовательности)

-​ ясность и точность выводов (умение формулировать выводы)

-​ практико-ориентированность (умение использовать научную информацию в прикладных целях)

3. Поведенческий (владеть):

-​ самостоятельность суждений (владение приемами продуктивной самостоятельной мыследеятельности)

 

Семья и семейные роли.

Семья с приемным ребенком.

Семья с ребенком-инвалидом: социальная помощь.

Современное отцовство.

Типология и детерминанты родительского отношения.

Вопросы к зачету

1. Теоретические подходы к изучению семьи: исторический, эмпирический, кризисный и т.д.

2. Интеграция знаний о семье в отрасль «фамилистика».

3. Главное назначение семьи.

4. Задачи семейного воспитания.

5. Функции взаимодействия школы и семьи.

6. Условия семейного воспитания.

7. Виды родительских авторитетов.

8. Методы изучения семьи.

9. Работа с родительским активом (родительский комитет).

10. Содержание работы с родителями.

11. Методика проведения родительских собраний.

12. Формы педагогического просвещения родителей.

13. Индивидуальная работа с родителями.

14. А.С. Макаренко «Книга для родителей».

15. В.А. Сухомлинский «Родительская педагогика».

16. Опыт работы Ш.А. Амонашвили с родителями.

17. Методика проведения «Дня открытых дверей», «Дня семьи», «Дня мамы», «Дня бабушек и дедушек», спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья».

18. Формы сотрудничества школы и семьи. Методика проведения родительских лекториев, конференций.

19. Семья как малая социальная группа. Особенности развития семьи в современных условиях.

20. История формирования семьи и брака. Типология семьи: обзор классификаций. Типы и стили семейных взаимоотношений.

21. Семья как система, основные циклы ее развития, основные функции семьи как социального института.

22. Русская православная семья, обряд русской народной свадьбы. Обряд венчания в православной традиции.

23. Развитие отношений в предбрачном периоде, функции предбрачных отношений.

24. Основные и дополнительные мотивы вступления в брак

25. Понятие любви в философии и психологии, ее роль в формировании супружеских

отношений

26. Удовлетворенность браком: общая характеристика. Факторы воздействия на удовлетворенность браком, понятие полоролевой идентификации и дифференциации.

27. Полоролевая идентификация девочек и мальчиков. Последствия противоречий полоролевой идентификации в современном российском обществе.

28. Формы полоролевой дифференциации и причины ее изменения.

29. Понятие психологического климата в семье.

30. Общение в семье: особенности и специфика. Психологические барьеры общения, механизмы познания и восприятия друг друга

31. Понятие супружеской совместимости, уровни супружеской совместимости.

32. Общая характеристика конфликта, структура конфликта. Основные конфликтогены семейных конфликтов. Алкоголизм супругов как причина возникновения конфликта.

33. Неверность как причина возникновения конфликта. Эгоцентризм и ревность как причина возникновения конфликта.

 34. Стили реагирования в конфликтной ситуации.

 35. Понятие "кризисного периода в браке". Адаптация молодоженов к семейной жизни.

 Ситуация рождения первого ребенка. Стадия "вылета детей из родительского гнезда"

36. Развод как социально-психологическая проблема. Основные причины развода. Последствия развода для бывших членов семьи.

37. Основные подходы в исследованиях семьи. Методы диагностики внутрисемейных отношений.

38. Взаимосвязь общесемейных и сексуальных компонентов супружеских отношений.

39. Методы исследования детско-родительских отношений.

40. Роль матери в пренатальный и натальный период развития ребенка. Родительское отношение к младенцу. 

41. Детско-родительские отношения в школьном возрасте ребенка, в период отрочества и ранней юности ребенка

42. Взаимоотношения супругов и детей со старшим поколением в семье.

43. Организация работы психологической консультации. Психодиагностика в практике психологического консультирования. Основные проблемы и вопросы семейного консультирования

44. Консультативная помощь при коррекции взаимоотношений между родителями и

детьми-дошкольниками, между родителями и детьми - младшими школьниками, при решении психолого-педагогических проблем подросткового возраста

45. Психологическое консультирование родителей юношей и девушек.

46. Психология супружеской измены.

47. Психологический климат в семье и удовлетворенность браком.

48. Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте ребенка.

49. Обобщить семейные стили в виде таблицы, представить соответствующие каждому стилю методы воспитания, прокомментировать особенности использования методов и стилей, (См.табл.) в работе с младшими школьниками.

50. Адаптация молодоженов к семейной жизни.

51. В семейной консультации гиперактивные дети.

52. В семейной консультации семья с приемным ребенком

 53. Характеристика видов консультативной помощи

54. Консультирование семей с трудными подростками

55. Модели взаимоотношений супругов в браке.

 56. Основные направления психологической помощи в ситуации развода.

57. Основные подходы в исследованиях семьи.

 58. Основы семейного консультирования.

 59. Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

60. Отношение к детям в семьях от древности до наших дней.

61. Изучить опыт В.А. Сухомлинского в воспитании подрастающего поколения: прочитать книги «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива». Составить аннотацию на них.

62. Изучить опыт Ш.А. Амонашвили. Прочитать книги «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели». Подготовить сообщение «Гуманно-личностная педагогика Ш. Амонашвили».

63. Сделать аннотации следующих статей по проблемам семьи и семейного воспитания - журнал Вестник ТГПУ: 1. 2006 №10 С.77-79; 2. 2001 №3 С.41-51; 3. 2008 № 4 С.40-43; 4. 2009 №2 С.113-116; 5. 6 2009 №4 С.28-31; С.51-55; 7, 8 2009,№5 С.40-44 С.117-119; 9. 2009 №7 С.79-83; 10, 11. 2009 №8 С.54-58; С.59-62; 12. 2009 №8 С.100-103; 13. 2009 №9 С.116-119; 14, 15. 2009 № 11 С.113-119 С. 120-125; 16. 2010 №2 С.83-88 89-92; 17. 2010 №5 С.135-141 С.150-152; 18. 2010 №8 С.73-79; 19. 2010 №10 С.10-14; С.110-115; С. 121-126; С.131-135 С.141-144; 23. 2011 № 1 С.114-118; 24. 2011 №2 С. 141-145;

64. Сделать аннотации следующих статей по проблемам семьи и семейного воспитания - журнал - Научно-педагогическое обозрение: 1.2014 №1Мазепа Дети и эти; 2.2014 №3 Шубович Результаты брачно-семейн. отношений;

65. Сделать аннотации следующих статей по проблемам семьи и семейного воспитания из журнала Вестник ТГУ: Ю.А. Генварева. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы. Вестник ТГУ. 2009. №3 23 Июнь. С.312-315.

Пример аннотации:

Статья посвящена актуальной проблеме самореализации подростка в системе взаимодействия семьи и школы. Уточнена сущность понятий «взаимодействие семьи и школы», «самореализация», «самореализация подростка». Выявлены уровни самореализации подростка и дана характеристика содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы; самореализация; самореализация подростка; уровни самореализации.

66. Сделать аннотации следующих статей по проблемам семьи и семейного воспитания из журнала (электронные ресурсы) 1. Командин Е.Н. 10 июля 2012 «Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»: http://www.b17.ru/articles/komandin/ С.29.; 2. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Текст] / Ж. А. Мухатаева // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182; 3. Вдовина социальная работы с семьей: подготовка специалистов. 2005 — №4 Высшее образование для XXI века; 4.. Костина Л. М. Подготовка кадров для работы с семьей // Вестник Герценовского университета 2010 №3 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kadrov-dlya-raboty-s-semiey (дата обращения: 06.12.2012)

67. Показать специфику применения методов семейного воспитания в работе с младшими школьниками. Специфика методов школьного воспитания: составить таблицу: «Методы воспитания в начальной школе». Продумать и разработать формы внеклассной воспитательной работы по: а) эстетическому; б) нравственному; в) физическому; г) половому воспитанию.

68. Разработать: а) коллективно-творческое дело, мероприятие; б) родительское собрание; в) классный час по эффективным методам детско-родительских отношений.

Критерии оценки (соответственно показателям оценивания результатов обучения (по уровням) (таблица) и критериям и показателям оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций:

1. Когнитивный (знать):

-​ научность информации (глубина, полнота и системность знаний)

-​ психолого-педагогическая грамотность (глубина, полнота и системность знаний)

-​ глубина и системность содержания (глубина, полнота и системность знаний)

2. Деятельностный (уметь):

-​ логичность изложения (умение соблюдать логические последовательности)

-​ ясность и точность выводов (умение формулировать выводы)

-​ практико-ориентированность (умение использовать научную информацию в прикладных целях)

3. Поведенческий (владеть):

-​ самостоятельность суждений (владение приемами продуктивной самостоятельной мыследеятельности)

-​ следование нормам формально-логического стиля изложения (владение техникой формально-логического стиля)

-​ ясность, полнота и точность ответов на вопросы.

 

Шкала оценивания сформированности каждого из результатов обучения

Баллы Уровень
5 высокий
4 выше среднего
3 средний
2 низкий

 

Шкала оценивания сформированности всех планируемых результатов обучения

Сумма баллов Уровень Оценка
14-15 высокий отлично
11-13 выше среднего хорошо
8-10 средний удовлетворительно
менее 8 низкий неудовлетворительно

 

Оценочные и методические материалы учебной дисциплины составлены

Никольской О.Л. к.п.н., доцентом кафедры педагогики и методики начального образования.

Комплект компетентностно-ориентированных заданий

Кейс-задачи

Задания для решения кейс-задач:

Заполните таблицу "Эволюция брака и семьи в истории человеческих обществ"

 

Воспитательные традиции и семейный уклад народов Функции семьи Культурно-этнические аспекты семейных отношений
     

 

Заполните таблицу "Этапы и циклы жизнедеятельности семьи"

 

Периодизация семейной жизни (этапы) Содержание этапа
1. Формирование супружеской пары. Психология предбрачного общения 2.......... 1.......... 2.

 

Заполните таблицу "Основные компоненты психологической готовности к браку"

 

Основные компоненты психологической готовности к браку Содержание компонента
1. Способность любить, ответственность друг за друга и за будущую семью, высокая коммуникативная культура, знание специфики семейной жизни и готовность к самоограничению 2.......... 1.......... 2.

 

Заполните таблицу "Теории выбора брачного партнера"

 

Теории выбора Содержание теории
1. Теории "фильтров" 2. Теории "максимальной выгоды" 3. Теории "дополняющих потребностей".    1.......... 2.......... 3...........

 

Заполните таблицу "Мотивы вступления в брак".

 

Мотивы вступления в брак  Содержание мотива
1. Мотив №1 2. Мотив №2 3. Мотив №3    1.......... 2.......... 3...........

Заполните табли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 2016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.186 с.)