Из доклада владивостокского морского общества от 10. 02. 13. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из доклада владивостокского морского общества от 10. 02. 13.



 

В 1841г. на Суксунском заводе был построен первый в России пароход с железным, более долговечным, корпусом, имевший к тому же небольшую осадку.

В 1843 г., когда закончилась привилегия Берда, в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам и послуживший мощным толчком к развитию парового и металлического су­достроения.

В 1846г. образовалось «Пермское пароходное общество». В следующем, 1847г. компания Гакса и Тета построила для Пермской пароходной линии буксирный пароход «Пермь» в 60 сил. В 1851г. открыло свои действия «Камско-Волжское пароходное общество», позже появились общества «Самолет» (1853г.), «Пароходная компания Ильина и Севостьянова» (1856г.), «Дружина» (1858г.), «Кавказ и Меркурий» (1859г.), «Польза» (1860г.), «Турчанинов и К0» (1860г.).[6] Владели пароходами на Каме, помимо вышеназванных компаний купцы и промышленники И.Ф.Любимов (впоследствии передавший всё сыну И.И Любимову), Д.Гран, Н.М.Григорьев, У.С.Курбатов, Ф.К. и Г.К. Каменские, А.Всеволожский, И.С.Колчин, В.И.Мельников, А.В.Черных, А.Г.Кузнецов, Г.М.Лунегов, М.К.Кашина, господа Житков, Гуллет, Классен, Винцевич, Подошвенников, Протопопов, Паудебар, Соваж и Миронов (инициалы последних не известны). Аналогичная ситуация наблюдалась по всей России.

       Количественный и качественный рост флота в Европейской части России вызвал потребность в технически грамотных специалистах. Поэтому в конце XIX в. открывается целый ряд учебных заведений, готовивших кадры для речного транспорта.

    В 1887г. открывается речное училище в Нижнем Новгороде, в 1893 – в Рыбинске, в 1903 в Казани.

По переписи МПС в 1890г. «Камский флот состоял из 276 пароходов в 23440 л.с. с подъемной способностью в 1 млн. 707 тыс. 850 пудов первоначальной стоимостью в 14 млн. 500 тыс. 867 рублей и с 5428 чел. служащих».

Паровой флот Камского бассейна состоял из:

пассажирских – 9                      буксиро-пассажирских – 27

    буксирных – 202                       товаро-пассажирских – 31

    товарных – 4                    служебных – 5

Из них на русских заводах было построено 250 пароходов, за границей – 26.[7]

П.В.Сюзев в своем «Путеводителе..» уточняет, что из этих 276 пароходов почти 200 построены на прикамских заводах. Назрела острая необходимость в основании учебного заведения, способного удовлетворить возросший спрос в специалистах-речниках, знакомых с механикой пароходов.

    Вопрос об открытии в Перми речного училища поднимался ещё, когда открывалось училище в Нижнем Новгороде. Однако пройти все чиновничьи инстанции царского аппарата было нелегко. Вопрос затянулся на долгие годы. Только в 1912г. последовало высочайшее повеление об открытии с 1 июля 1913г. в г.Перми речного училища первого разряда 3хклассного образования Ведомства путей сообщения.

    Первый набор состоял из 36 курсантов. «Пустяковой провинности было достаточно для того, чтобы оказаться отчисленным из училища», вспоминал П.В.Гроцикский, один из первых курсантов ПРУ. И, действительно, за 1913-1914г. было отчислено 9 учащихся. Через три года, в 1916г. училище выпустило первую группу капитанов второго разряда речного и озерного плавания.

    Однако некоторые училища в России испытывали некоторые трудности с набором учащихся. Способствовала этому недобрая слава об устройстве быта и условиях труда на речном флоте.

А.С.Воловин, революционер-большевик, работник частного пароходного общества так описывал жизнь речников: «Условия труда и жизни речников на кораблях были неимоверно тяжелыми. Они были подлинными пролетариями, в большинстве своем не имевшими на берегу ни имущества, ни угла, ни приюта. На случай болезни и по старости не давалось никакого обеспечения. Отсутствовало законодательство об охране труда. Эксплуатация была жесточайшая, особенно на парусных судах и баржах. На пароходах условия работы были несколько легче, но и там трудовое напряжение доводилось до предела.»

 

4. Флотское образование в 1917-1941г.г.

 

а) Военно-морское образование

После окончания Гражданской войны Советское руководство уделяло пристальное внимание возрождению отечественного военно-морского флота. Первым его этапом был ремонт оставшихся кораблей. Самым распространенным среди моряков девизом был «Скорее даешь ремонт – и в море!» В короткий срок были отремонтированы один крейсер, пять эсминцев, две подводные лодки и другие боевые корабли. Осенью 1922 года были проведены первые маневры с участием всех крупных боевых кораблей Балтийского флота.

В апреле 1920г. первый выпуск произвели Соединенные классы для подготовки специалистов Высшего командного состава флота, а в июне 1922г. – Училище командного состава флота, на базе которого впоследствии было создано Морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского. С апреля 1919г. началась подготовка командных кадров Красного Флота в Военно-морской Академии.

В октябре 1918 на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ – Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В.М.Альтфатер, Е.А.Беренс, А.К.Векман, М.В.Викторов, А.В.Немитц, М.В.Иванов, А.П.Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В.А.Алафузов, Л.М.Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, адмиралы А.Г.Головко, Ф.С.Октябрьский, В.Ф.Трибуц, вице-адмиралы В.В.Григорьев и В.С.Чероков, а также адмиралы флота Г.М.Егоров, В.А.Касатонов, С.М.Лобов, Н.Д.Сергеев, Н.И.Смирнов, В.Н.Чернавин, адмиралы Н.Н.Амелько, Ф.В.Зозуля, В.В.Михайлин, А.Е.Орел, В.С.Сысоев, В.А.Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек – Героями Социалистического Труда.

Однако стоит отметить, что в вышеперечисленные учебные заведения комиссарами и командирами боевых кораблей направлялись отличившиеся матросы и старшины, прошедшие предварительную подготовку в учебных отрядах и школах при соединениях кораблей. Второй способ попасть в ВМУ – после «рабфака» (специальные подготовительные курсы по программе общеобразовательной школы). Естественно, что возраст этих «абитуриентов» был совсем не «детский»[8].

О приеме несовершеннолетних (до 18 лет) сведений в доступных источниках не встречается.

 

 

б) Соловецкая школа юнг

Тяжелое положение на фронтах в начале войны, приходящие «похоронки» о погибших членах семьи, способствовали тому, что на фронт рвались не только взрослые, но и дети. Подростки толпами осаждали военкоматы, писали письма-просьбы в ЦК ВЛКСМ, Наркомат обороны, сбегали из дома, пытаясь добрать самостоятельно до линии фронта. Для того, чтобы как-то остановить эти самовольные побеги, и учитывая затяжной характер войны, Наркомат ВМФ и ЦК ВЛКСМ приняли решение о создании Школы юнг Военно-Морского флота. В Приказе от 25 мая 1942г., подписанном народным комиссаром ВМФ Николаем Герасимовичем Кузнецовым, говорилось: «…Школу укомплектовать юношами комсомольцами и некомсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами…». Приказом были определены области, из которых осуществлялся набор и квоты (количество человек от области).

Аналогичные протоколы о наборе в эту школу были приняты всеми обкомами комсомола в течение июня 1942г.[9] Желающих было намного больше, поэтому проводился строгий отбор. Преимущественным правом зачисления пользовались сироты, воспитанники детских домов, дети погибших военнослужащих, дети из многодетных семей. Отбирали физически развитых и здоровых, имеющих значки ГТО, БГТО, «Юный Ворошиловский стрелок» и др. Например, не брали (за очень редким исключением) детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда[10].

На овеянном легендами Большом Соловецком острове на плечи подростков выпали совсем не детские испытания. В условиях сурового Севера, живя в палатках, питаясь под открытым небом, ребята строили кубрики, столовую, клуб – рыли для землянок котлованы, валили и пилили лес, корчевали пни и все это – под угрозой постоянных налетов и бомбежек. Юные моряки, как полноправные бойцы истребительного батальона, обороняющего Соловецкий архипелаг, занимались прочесыванием лесов, обезвреживанием сбрасываемых с самолетов диверсантов и лазутчиков, тушением пожаров, несли охрану островных боевых объектов. Все это совмещалось с овладеванием морскими и военными знаниями: устройство боевых кораблей, корабельных двигателей, электрооборудования, средств связи, всем, что необходимо боцманам, мотористам, рулевым, радистам, судовым артиллеристам и электрикам. Подробно о жизни и учебе в школе юнг написал выпускник этой школы знаменитый писатель Валентин Саввич Пикуль в повести «Мальчики с бантиками».

Возглавлял Школу юнг опытный моряк, педагог-воспитатель, автор многих работ по морскому делу, кавалер целого ряда боевых орденов начальник школы Николай Юрьевич Аврамов, сам обучавший юнг морскому делу и морской практике, лично руководивший шлюпочным походами на веслах и под парусом в море.

Программа была рассчитана на год. Школа выпустила за три военных года более 4000 верных защитников Родины[11], из них 1500 были расписаны по кораблям, остальные несли службу в береговых частях.

В 1945г. Школа прекратила своё существование в связи с открытием в 1943г. первых Нахимовских училищ.

в) Речное образование

    Еще до войны, в 1920-40г.г. многие речные училища[12] были преобразованы в речные техникумы. Появились новые факультеты – электромеханический, судостроительный, гидротехнических сооружений и обслуживания внутренних водных путей. Речники-выпускники училищ и техникумов принимали активное участие в реализации Ленинского декрета о национализации флота, Стахановском движении, первыми осваивали новую технику и новые ускоренные методы работы.

    С началом Великой Отечественной войны многие речники ушли на фронт. К штурвалам встали женщины и дети. Подготовка специалистов велась форсированными темпами, появились краткосрочные курсы переподготовки.

За время войны, например, Пермский речной техникум выпустил 173 судоводителя и судомеханика, их них 43 женщины. Многие выпускники (более 300 человек), получив диплом, уходили на фронт. Во время Сталинградской битвы и боев за Волгу в навигацию 1942г. непосредственное участие принимали пермские пароходы «Большевик» и «Память Гурьянова», капитаны которых Кузнецов И.В. и Дубровский А.И., являлись выпускниками Пермского речного техникума. Погибли «смертью храбрых» выпускник 1933г. Герой Советского Союза Танцоров Г.В. и заместитель директора училища Тараскин В.А. Мужественно защищали Ленинград выпускники техникума Колмаков А.Л., Мокин Р.Н., Поскребышев Г.А. Отважно сражались на Балтике Бушуев В.А., Ю.Магиев, на Ладожском озере – Сафронов И.А., Мальцев Т.П., Козьминых В.Т. и др[13].

 

 

г) Внешкольные учреждения флотского профиля

В 1927г. образовалось Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). По всей стране в его кружках молодежь и подростки занимались военно-прикладными видами спорта, изучали военную технику, обучались мероприятиям гражданской обороны, готовились к военной службе. На основе этих кружков позднее будут созданы первые учреждения внешкольного образования флотской направленности – клубы юных морячков и речников, детские пароходства и флотилии. Многие выпускники этих учреждений во время Великой отечественной войны станут командирами подразделений на боевых кораблях и в береговых частях флота.

5. Сеть учреждений основного общего, дополнительного

и профессионального образования морского и речного профиля в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.011 с.)