Екатерина II (Великая), 1782 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Екатерина II (Великая), 1782 г.



Введение

 

Первой морской школой в России по праву считается Переславская флотилия, созданная Петром I в Переславле-Залесском. Летом 1689г. на воду Плещеева озера были спущены два небольших фрегата и две яхты, началось строительство «Потешной флотилии». Летом 1692г. было готово уже несколько десятков кораблей, прошли маневры Переславской флотилии и Бутырского полка. Однако обучались там морскому делу, судя по описаниям, уже далеко не дети.

В нашем городе уже более 40 лет существует Детский морской центр «Нептун», раньше он назвался Клубом юных моряков и речников. Именно здесь подростки, мечтающие о профессии моряка и речника, могут попробовать эту специальность на деле, «примерить ее на себя», чтобы вовремя понять – мое это или нет.

Березники – город молодой, и хотя стоит он на судоходной реке, и от нашего города начинается «Камское море» – Камское водохранилище, он не имеет многовековой истории, и в том числе истории морского-речного образования. Поэтому, когда я читал о моряках, смотрел фильмы о гардемаринах, у меня возникали вопросы: «Когда и где появились первые морские и речные школы для детей? Как и чему они учились? А где может учиться современный подросток, которому нравятся корабли, который мечтает о штурвале?».

Итак, цель моего исследования – систематизировать сведения об истории морских и речных учебных заведений для несовершеннолетних в России.

Задачи:

1. Обобщить данные об истории появления в России первых учебных заведений морского-речного профиля, принимавших для обучения несовершеннолетних.

2. Собрать и обобщить сведения о работе учебных заведений флотского профиля в России в разные периоды истории.

3. Проанализировать современное состояние и возможности получения образования морского-речного профиля в учреждениях разного типа (основного общего, дополнительного, профессионального (начального, среднего и высшего) образования).

Объект исследования – История Российского флота.

Предмет исследования – история флотского образования несовершеннолетних.

Методы исследования:

Ø изучение литературных и документальных источников;

Ø поиск информации и общение в Интернете;

Ø опрос и интервьирование работников и ветеранов речного и морского флота, выпускников и курсантов специальных (флотских) учебных заведений;

Ø статистические методы обработки информации;

Ø обобщение и анализ полученных данных.

2. Флотское образование в XVIII -первой половине XIX в.

а) Первая Навигацкая школа

«Избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением».

Из Указа об учреждении Навигацкой школы

     

План создания навигационной школы в России была высказана Петром I еще в 1697 г. Поставив перед собой цель, овладеть наукой кораблестроения, молодой царь предпринял полуторагодовую поездку в Голландию. В течение полугода он под именем Петра Михайлова работал плотником на верфи Ост-Индской компании в Саардаме. Туда же он направил сто молодых людей, которым предстояло познакомиться с морским делом. Затем Петр I переехал в Англию, где на королевской верфи в Детфорде под руководством А. Дина составлял чертежи кораблей и совершенствовался в теории кораблестроения. Мысль о создании отечественной морской школы не покидала его, и в следующем, 1698-м, году он пригласил на русскую службу трех англичан — профессора Абердинского университета Генри Фарварсона, в России именовавшего себя Андреем Даниловичем Фарварсоном, Стефена Гвына (Степана Гвына) и Ричарда Гриса (Рыцаря Грейса).

До этого на корабли, идущие с товаром за границу, посылали трех-четырех русских для знакомства с корабельной оснасткой и командными словами. Иногда русские суда отдавали на откуп иностранным шкиперам, которые должны были обучать по ходу дела русский экипаж. В результате появлялись русские шкиперы, которым доверяли суда.

К весне 1699 года из-за границы возвратились волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К.Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”. Среди выдержавших экзамен были Ф.Урусов, князь А.Голицын, Ф.Плещеев. Другим же наука не далась.

Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими. В своем письме от 1711 года он просил не посылать больше навигаторов в Англию, т.к. пользы от них было мало: ”…для того, чтобы и старые научились там больше пить и деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги“. Надо было готовить кадры в своем Отечестве …

Острая нужда в образованных русских военоначальниках заставила приступить к регулярной подготовке офицеров. Постепенно создавались кадры образованных, хорошо обученных русских офицеров. От них требовали «рассуждения», т.е. умения применять устав, а не держаться его «яко слепой стены, ибо там порядки написаны, а времён и случаев нет». Командир должен был быть «доброго жития и смелого сердца», уметь действовать по собственному разумению, а не уповать исключительно на старших начальников, быть сообразительным, деятельным, стойким. Особенно это касалось флотских офицеров.

    Необходимо отметить, что до XVIII века подготовкой офицеров в России не занимались. Командные должности, замещались в основном, по родовому признаку. При назначении на должности прежде всего принималось во внимание родовитое происхождение, а не наличие военных знаний. Особый недостаток в грамотных офицерах появился в начале XVIII века в период создания регулярной армии и флота. Только срочная необходимость заставила Петра направить в армию и на флот 300 иностранных офицеров, числившихся на учёте в Иноземном приказе. Но вскоре выяснилось, что большая часть иностранцев совершенно не способна обучать подчинённый личный состав и управлять им. Генерал А.Головин, получивший в свою дивизию иностранных офицеров, писал Петру: «…они своего дела не знают, сперва их нужно учить и труды пропадают даром … а я истинно то делать рад. Лучше своих учить, нежели тех, которые присланы из иноземного приказу». В связи с этим, в начале XVIII века в России была разработана своя система комплектования офицерским составом. Офицерский корпус состоял из русских дворян. А выходцы из недворянских слоёв, ставшие офицерами, получали дворянство. «Все обер-офицеры, - гласил указ Петра, - которые произошли не из дворянства, отныне их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патент на дворянство». Это было серьёзным стимулом к службе для недворянских сословий.

Указ об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения» был подписан 14 января 1701 г. Этот день и считается днем рождения Навигацкой школы, которая должна была готовить кадры прежде всего для флота. Она выпускала моряков, механиков, геодезистов, математиков, чиновников. В школу принимали детей не только дворян, но и солдат, подъячих и прочих «различных чинов людей» в возрасте от 12 до17 лет. Число учащихся быстро росло. Если в 1703 г. их было 200, то в 1712 году – 538 человек.

Состав учащихся в зависимости от сословий приведён в таблице:

 

Годы

Дети

дворян ловчих и конюхов боярских людей посадских духовных солдат и унтер-офицеров других категорий
1705 30 46 17 28 32 12 36
1711 126 41 33 51 32 203 19
1715 116 20 32 15 24 194 26

 

    Из этих данных видно, что, когда правительство остро нуждалось в офицерских кадрах, в школу принимали детей не только дворян, но также духовных, посадских, и других лиц. Не принимались только дети крепостных крестьян и работных людей.

    До 1706 г. школа находилась в ведении Оружейной палаты, а потом её передали Приказу морских дел. Придавая школе большое значение, Пётр обращал внимание Апраксина на то, чтобы он систематически наблюдал за её комплектованием и развитием.

    Учебный план составлял сам Пётр. Поскольку школа готовила не только моряков, но также артиллеристов и инженеров, то и программа её была универсальной. В школе изучали русский язык, арифметику, геометрию, тригонометрию с практическим приложением её к геодезии, артиллерию, фортификацию, математическую географию, мореплавание, навигацию и астрономию. Кроме того, преподавали «рапирную науку», или фехтование. После окончания теоретического курса учащихся посылали на практику.

    Основные предметы в школе вели видные русские педагоги. Для работы в будущей школе был приглашен выделявшийся талантом, знаниями и добрыми человеческими качествами Леонтий Филиппович Магницкий, выпускник московской Славяно-греко-латинской академии, один из образованнейших людей того времени. Изучив, по существу, самостоятельно математику, он составил учебник «Арифметика, сиречь наука численная и т. д.» (1703), в котором изложил основы арифметики, элементарной алгебры, практической геометрии, собрал данные о вычислении тригонометрических таблиц, а также начальные сведении из астрономии, геодезии и навигации. Петр I питал симпатию к Л.Ф. Магницкому, который, «как магнит», притягивал к себе учеников.

Что касается иностранцев – Гвина и Грейда, преподававших морское дело, то дьяк Курбатов писал Головину: «они учат нерадетельно, а ежели б не опасались Магницкого, многое бы у них было продолжение для того, что которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших». Исключение составлял Генрих Фарварсон, который вместе с Магницким старался улучшить качество преподавания.

Навигацкая школа принесла большую пользу: она дала армии и флоту много офицеров-инженеров, артиллеристов, моряков, топографов и других специалистов.

Воспитанники Навигацкой школы, успешно сдавшие экзамены, получали сертификат с подписями всех учителей, но моряками становились не все. Из их числа тех, кто был поспособнее и побогаче, посылали за границу под именем навигаторов. Выпускников происхождением попроще также практиковались за рубежом в качестве штурманских учеников. Практика могла проходить в Испании, Голландии, Англии, Дании, Франции, Венеции. Формой прохождения практики было волонтерство. По возвращению на родину навигаторов ждал суровый экзамен перед комиссией, возглавляемой государем. Особо отличившиеся на этом экзамене могли претендовать на низшее офицерское звание унтер-лейтенанта, остальные – в лучшем случае на звание мичмана, тогда считавшееся неофицерским. Штурманы, по возвращению в Россию, шли на те же корабли, что и навигаторы. Обладая знаниями, до которых порой не «добирались» многие их навигаторов, штурманы оказывались обреченными на подчиненное положение.

б) Петербургская Морская академия

 

В 1715 году в Петербурге открылась «Морская академия», директором которой был Сент-Илер, а общее руководство осуществлял А. Матвеев. Впрочем, Сент-Илер не долго находился в должности директора; через два года его выслали из России, и академию целиком поручили Матвееву. Брауншвейгский резидент Вебер в 1716 году доносил: «В это лето окончательно устроена Морская академия, и в целой обширной России не было ни одной знатной фамилии, которая не обязалась бы выслать в эту академию сына или другого родственника от 10 до 18 и старшего возраста». Академия, как привилегированное учебное заведение, была рассчитана на 300 учеников. Но уже в 1718 году число учащихся увеличилось до 865; из них 500 человек обучались в Петербурге, а остальные – в Москве (Московская навигацкая школа еще какое-то время существовала как начальный этап подготовки к Морской академии). В академии учили «арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисованию, живописи, и воинским обучениям мушкетами и на рапирах и некоторых – астрономии». Морская академия вскоре стала основным учебным заведением, готовившим офицеров для флота.

    Для подготовки унтер-офицерских кадров создавались особые школы. Наиболее многочисленными из них были гарнизонные школы, число которых доходило до 50. Во всех крупных портах находились так называемые русские или адмиралтейские школы. Первая такая школа была открыта в 1703 году на Воронежской верфи, а вторая – в Архангельске. В последующие годы адмиралтейские школы открылись в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Таврове, Астрахани, Казани и на Сестрорецком заводе. Всего было открыто 13 таких школ.

    Усилия правительства в этом направлении увенчались успехом: русская армия и флот получили достаточное количество квалифицированных инженеров, артиллеристов и моряков. С 1720 года Россия больше не приглашала иностранных военных специалистов.

 

в) Морское гражданское образование

В конце XVIII века была предпринята попытка начать подготовку судоводителей не только для военного флота, но и для торгового. В 1781г. в Холмогорах, при Адмиралтейской верфи, была открыта «водоходная школа», переведенная спустя пять лет в Архангельск. Точных сведений о дате ее закрытия нет, однако известно, что к 1800г. в Архангельске уже такой школы не упоминается.

В 1786г. в Петербурге была открыта еще одна «водоходная школа», просуществовавшая до 1797г. Позднейшие начинания в этом направлении не приводили к устойчивым решениям и только с открытием специальных мореходных классов началась планомерная подготовка моряков транспортного и торгового флота.

г) Речное образование

 

Однако речному делу, по-прежнему, нигде не обучали. Как и в допетровский период, искусство кораблевождения, особенно на Поморском Севере и у нас на Урале, переходило в семье от деда к отцу, от отца к старшему сыну под строгой клятвой не передавать сведения о навигационных приметах плавания вдоль морского побережья, по узкостям и перекатам рек никому. Для себя «шкиперы» (судоводители) на необычных мысах, горах, у заходов в поселения и в других нужных для определения местах примечали себе или специально ставили каменные опознавательные знаки – «гурии», или деревянные кресты. Нарушивший обещание и разболтавший тайну судового хода становился изгоем, проклятием семьи[1]. Естественно, почти не существовало и карт (за исключением небольшого количества кожаных или берестяных «расписаний» с зарисовками берегов, которые могут служить прообразом современных лоций)[2]. В принципе, это объяснимо: Беломорье и Урал часто подвергались набегам и разорениям иноземцев. Доступность сведений о труднопроходимых местах, изложенная в картах и лоциях, облегчала возможность вторжений. О каких школах могла идти речь?

Например, в Прикамье судовладельцы нанимали лоцманов-проводников из числа местных жителей, а те, в свою очередь, опасаясь конкуренции, держали свои особые приметы при себе. По берегам Камы и ее притоков существовали целые поселки, мужское население которых традиционно занималось проводкой судов[3]. Положение почти не менялось до появления в середине XIX века большого количества судов, прежде всего пароходов, в связи с бурным развитием промышленности, образованием большого количества пароходных компаний и обществ.

 

3. Военное и гражданское морское образование

во второй половине XIX в.- 1917г.        

       

а) Морской кадетский корпус

 

15 декабря 1752г. указом императрицы Елизаветы Петровны были упразднены Московская школа и Петербургская Морская академия. Этим же Указом упразднена гардемаринская рота. На их основе было создано новое учебное заведение, получившее название Морской шляхетный кадетский корпус.

В Морской корпус перешли только дворянские дети. Остальные были определены либо в «мастерские школы» при Адмиралтействах, либо в так называемую «штурманскую роту». Теперь строго было определено количество обучавшихся – три строевые роты по 120 человек каждая. Воспитанники старшей (по возрасту) роты назывались гардемаринами, средней – кадетами второго класса, младшей – кадетами третьего класса. Каждая строевая рота разделялась на три учебные роты – по 40 человек. Обучение вели 27 педагогов. Воспитанников обучали артиллерийскому и корабельному делу, математическим наукам, фортификации, географии, генеалогии, риторике, истории, политике, английскому, немецкому и французскому языкам, русскому языку и правописанию, фехтованию, рисованию, танцам. Морскую практику воспитанники проходили на 10-пушечном фрегате «Надежда» (до 1798г.), и 38-пушечном фрегате «Богоявление» (1798-1816 г.г.). Далее практика проходила на случайных судах, временно зафрахтованных для практикантов, пока не были построены «Урания» (1820-1834г.), «Россия» (1830г.) и две «Надежды» (1828г., 1845г.).

Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели, ученые и деятели культуры, революционеры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту. Среди них Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, А.И.Казарский, Г.И.Бутаков, В.С.Завойко, А.И.Чириков, С.И.Челюскин, С.Г.Малыгин, Д.Я.Лаптев, X.П.Лаптев, И.Ф.Крузенштерн, Ф.П.Врангель, О.Е.Коцебу, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Г.И.Невельской, В.И.Даль, Н.А.Римский-Корсаков, К.М.Станюкович, А.П.Боголюбов, А.А.Попов, В.В.Верещагин, А.Н.Крылов, Ю.М.Шокальский, А.И.Берг, Н.А.Бестужев, К.П.Торсон, А.П.Арбузов, П.П.Шмидт.

Морской шляхетный кадетский корпус, единственное военно-морское учебное заведение в России, просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции 1917г.

б) Мореходные классы

«…приложить старания о заведении, по городам, откуда отправляется купеческое водоходство, водоходных школ.»

Заключение

История государственного флотского образования для несовершеннолетних начинается с создания в Москве в 1701г. Школы математических и навигацких наук.

До середины XIX века не существовало гражданских мореходных и речных учебных заведений. Знания передавались, в основном, в рамках семьи.

С развитием промышленности, в том числе пароходостроения, появилась потребность в подготовке большого количества специалистов морского и речного флота. Создаются государственные и частные мореходные школы и училища, речные училища и курсы.

После революции сеть флотских учебных заведений пополнилась новым видом – детским внешкольным учреждением. В годы Великой Отечественной войны возникает новый вид учебного заведения – одногодичная Школа юнг, готовившая детей 15-16 лет к несению флотской службы в условиях боевых действий, впоследствии преобразованная в Нахимовские училища.

В современной России спектр флотского образования для несовершеннолетних представлен учреждениями основного общего (Нахимовские училища, кадетские корпуса); начального, среднего и высшего профессионального образования (речные и мореходные училища, речные техникумы, колледжи, речные и морские высшие учебные заведения (институты и Академии); дополнительного образования (детские морские центры, клубы юных моряков и речников, детские флотилии и пароходства).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Акопиан А.И. Потомкам в пример. Л., «Знание», 1990г., 32с.

2. Аммон Г.А. Морские памятные даты. М., ''Военное издательство'', 1987 г., 398с.

3. Барбашев Н.И. «К истории мореходного образования в России». М., Изд. АН СССР,  1959г.

4. Болгурцев Б.Н. «Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки».  Владивосток, «Уссури», 1998г.

5. Глинка М.С. Петровская набережная. Л., «Детская литература», 1986г., 156с.

6. Гришин Ю. А. «История мореплавания». М., «Транспорт», 1972г.

7. Губанов П.П. Путь в Колу. Л., «Детская литература», 1986г., 141с.

8. Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло. М., «Прогресс», 1993г., 352с.

9. Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школа под парусами. Л., ''Судостроение'', 1989 г., 232с.

10. Морской транспорт СССР. Под ред. Т.Б.Гуженко. М., «Транспорт», 1984г., 272с.

11. Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. Л., ''Судостроение'', 1988 г., 384с.

12. Рябчиков П.А. Морские суда. М., ''Морской транспорт'', 1959 г., 632с.

13. Пикуль В.С. Реквием каравану PQ-17. Мальчики с бантиками. М., «Вече», 2004г., 432с.

14. Черкашин Н.А. Судеб морских таинственная вязь. М., «Воениздат», 1990г., 460с.

15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 3 CD-R), М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007г.

16. CD-R-энциклопедии: «Энциклопедия кораблей: Справочник военно-морского флота», «Флот во славу России».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Санкт-Петербургское (Ленинградское) НВМУ Адрес: 197046, Санкт-Петербург, П-46, Петроградская наб.,2/4 Телефон: (812) 232-86-94  
  Кронштадский морской кадетский корпус Адрес: 197760, Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Зосимова, 15 Телефон: (812) 236-62-28

 

Нахимовские военные училища в России

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Введение

 

Первой морской школой в России по праву считается Переславская флотилия, созданная Петром I в Переславле-Залесском. Летом 1689г. на воду Плещеева озера были спущены два небольших фрегата и две яхты, началось строительство «Потешной флотилии». Летом 1692г. было готово уже несколько десятков кораблей, прошли маневры Переславской флотилии и Бутырского полка. Однако обучались там морскому делу, судя по описаниям, уже далеко не дети.

В нашем городе уже более 40 лет существует Детский морской центр «Нептун», раньше он назвался Клубом юных моряков и речников. Именно здесь подростки, мечтающие о профессии моряка и речника, могут попробовать эту специальность на деле, «примерить ее на себя», чтобы вовремя понять – мое это или нет.

Березники – город молодой, и хотя стоит он на судоходной реке, и от нашего города начинается «Камское море» – Камское водохранилище, он не имеет многовековой истории, и в том числе истории морского-речного образования. Поэтому, когда я читал о моряках, смотрел фильмы о гардемаринах, у меня возникали вопросы: «Когда и где появились первые морские и речные школы для детей? Как и чему они учились? А где может учиться современный подросток, которому нравятся корабли, который мечтает о штурвале?».

Итак, цель моего исследования – систематизировать сведения об истории морских и речных учебных заведений для несовершеннолетних в России.

Задачи:

1. Обобщить данные об истории появления в России первых учебных заведений морского-речного профиля, принимавших для обучения несовершеннолетних.

2. Собрать и обобщить сведения о работе учебных заведений флотского профиля в России в разные периоды истории.

3. Проанализировать современное состояние и возможности получения образования морского-речного профиля в учреждениях разного типа (основного общего, дополнительного, профессионального (начального, среднего и высшего) образования).

Объект исследования – История Российского флота.

Предмет исследования – история флотского образования несовершеннолетних.

Методы исследования:

Ø изучение литературных и документальных источников;

Ø поиск информации и общение в Интернете;

Ø опрос и интервьирование работников и ветеранов речного и морского флота, выпускников и курсантов специальных (флотских) учебных заведений;

Ø статистические методы обработки информации;

Ø обобщение и анализ полученных данных.

2. Флотское образование в XVIII -первой половине XIX в.

а) Первая Навигацкая школа

«Избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением».

Из Указа об учреждении Навигацкой школы

     

План создания навигационной школы в России была высказана Петром I еще в 1697 г. Поставив перед собой цель, овладеть наукой кораблестроения, молодой царь предпринял полуторагодовую поездку в Голландию. В течение полугода он под именем Петра Михайлова работал плотником на верфи Ост-Индской компании в Саардаме. Туда же он направил сто молодых людей, которым предстояло познакомиться с морским делом. Затем Петр I переехал в Англию, где на королевской верфи в Детфорде под руководством А. Дина составлял чертежи кораблей и совершенствовался в теории кораблестроения. Мысль о создании отечественной морской школы не покидала его, и в следующем, 1698-м, году он пригласил на русскую службу трех англичан — профессора Абердинского университета Генри Фарварсона, в России именовавшего себя Андреем Даниловичем Фарварсоном, Стефена Гвына (Степана Гвына) и Ричарда Гриса (Рыцаря Грейса).

До этого на корабли, идущие с товаром за границу, посылали трех-четырех русских для знакомства с корабельной оснасткой и командными словами. Иногда русские суда отдавали на откуп иностранным шкиперам, которые должны были обучать по ходу дела русский экипаж. В результате появлялись русские шкиперы, которым доверяли суда.

К весне 1699 года из-за границы возвратились волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К.Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”. Среди выдержавших экзамен были Ф.Урусов, князь А.Голицын, Ф.Плещеев. Другим же наука не далась.

Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими. В своем письме от 1711 года он просил не посылать больше навигаторов в Англию, т.к. пользы от них было мало: ”…для того, чтобы и старые научились там больше пить и деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги“. Надо было готовить кадры в своем Отечестве …

Острая нужда в образованных русских военоначальниках заставила приступить к регулярной подготовке офицеров. Постепенно создавались кадры образованных, хорошо обученных русских офицеров. От них требовали «рассуждения», т.е. умения применять устав, а не держаться его «яко слепой стены, ибо там порядки написаны, а времён и случаев нет». Командир должен был быть «доброго жития и смелого сердца», уметь действовать по собственному разумению, а не уповать исключительно на старших начальников, быть сообразительным, деятельным, стойким. Особенно это касалось флотских офицеров.

    Необходимо отметить, что до XVIII века подготовкой офицеров в России не занимались. Командные должности, замещались в основном, по родовому признаку. При назначении на должности прежде всего принималось во внимание родовитое происхождение, а не наличие военных знаний. Особый недостаток в грамотных офицерах появился в начале XVIII века в период создания регулярной армии и флота. Только срочная необходимость заставила Петра направить в армию и на флот 300 иностранных офицеров, числившихся на учёте в Иноземном приказе. Но вскоре выяснилось, что большая часть иностранцев совершенно не способна обучать подчинённый личный состав и управлять им. Генерал А.Головин, получивший в свою дивизию иностранных офицеров, писал Петру: «…они своего дела не знают, сперва их нужно учить и труды пропадают даром … а я истинно то делать рад. Лучше своих учить, нежели тех, которые присланы из иноземного приказу». В связи с этим, в начале XVIII века в России была разработана своя система комплектования офицерским составом. Офицерский корпус состоял из русских дворян. А выходцы из недворянских слоёв, ставшие офицерами, получали дворянство. «Все обер-офицеры, - гласил указ Петра, - которые произошли не из дворянства, отныне их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патент на дворянство». Это было серьёзным стимулом к службе для недворянских сословий.

Указ об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения» был подписан 14 января 1701 г. Этот день и считается днем рождения Навигацкой школы, которая должна была готовить кадры прежде всего для флота. Она выпускала моряков, механиков, геодезистов, математиков, чиновников. В школу принимали детей не только дворян, но и солдат, подъячих и прочих «различных чинов людей» в возрасте от 12 до17 лет. Число учащихся быстро росло. Если в 1703 г. их было 200, то в 1712 году – 538 человек.

Состав учащихся в зависимости от сословий приведён в таблице:

 

Годы

Дети

дворян ловчих и конюхов боярских людей посадских духовных солдат и унтер-офицеров других категорий 1705 30 46 17 28 32 12 36 1711 126 41 33 51 32 203 19 1715 116 20 32 15 24 194 26

 

    Из этих данных видно, что, когда правительство остро нуждалось в офицерских кадрах, в школу принимали детей не только дворян, но также духовных, посадских, и других лиц. Не принимались только дети крепостных крестьян и работных людей.

    До 1706 г. школа находилась в ведении Оружейной палаты, а потом её передали Приказу морских дел. Придавая школе большое значение, Пётр обращал внимание Апраксина на то, чтобы он систематически наблюдал за её комплектованием и развитием.

    Учебный план составлял сам Пётр. Поскольку школа готовила не только моряков, но также артиллеристов и инженеров, то и программа её была универсальной. В школе изучали русский язык, арифметику, геометрию, тригонометрию с практическим приложением её к геодезии, артиллерию, фортификацию, математическую географию, мореплавание, навигацию и астрономию. Кроме того, преподавали «рапирную науку», или фехтование. После окончания теоретического курса учащихся посылали на практику.

    Основные предметы в школе вели видные русские педагоги. Для работы в будущей школе был приглашен выделявшийся талантом, знаниями и добрыми человеческими качествами Леонтий Филиппович Магницкий, выпускник московской Славяно-греко-латинской академии, один из образованнейших людей того времени. Изучив, по существу, самостоятельно математику, он составил учебник «Арифметика, сиречь наука численная и т. д.» (1703), в котором изложил основы арифметики, элементарной алгебры, практической геометрии, собрал данные о вычислении тригонометрических таблиц, а также начальные сведении из астрономии, геодезии и навигации. Петр I питал симпатию к Л.Ф. Магницкому, который, «как магнит», притягивал к себе учеников.

Что касается иностранцев – Гвина и Грейда, преподававших морское дело, то дьяк Курбатов писал Головину: «они учат нерадетельно, а ежели б не опасались Магницкого, многое бы у них было продолжение для того, что которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших». Исключение составлял Генрих Фарварсон, который вместе с Магницким старался улучшить качество преподавания.

Навигацкая школа принесла большую пользу: она дала армии и флоту много офицеров-инженеров, артиллеристов, моряков, топографов и других специалистов.

Воспитанники Навигацкой школы, успешно сдавшие экзамены, получали сертификат с подписями всех учителей, но моряками становились не все. Из их числа тех, кто был поспособнее и побогаче, посылали за границу под именем навигаторов. Выпускников происхождением попроще также практиковались за рубежом в качестве штурманских учеников. Практика могла проходить в Испании, Голландии, Англии, Дании, Франции, Венеции. Формой прохождения практики было волонтерство. По возвращению на родину навигаторов ждал суровый экзамен перед комиссией, возглавляемой государем. Особо отличившиеся на этом экзамене могли претендовать на низшее офицерское звание унтер-лейтенанта, остальные – в лучшем случае на звание мичмана, тогда считавшееся неофицерским. Штурманы, по возвращению в Россию, шли на те же корабли, что и навигаторы. Обладая знаниями, до которых порой не «добирались» многие их навигаторов, штурманы оказывались обреченными на подчиненное положение.

б) Петербургская Морская академия

 

В 1715 году в Петербурге открылась «Морская академия», директором которой был Сент-Илер, а общее руководство осуществлял А. Матвеев. Впрочем, Сент-Илер не долго находился в должности директора; через два года его выслали из России, и академию целиком поручили Матвееву. Брауншвейгский резидент Вебер в 1716 году доносил: «В это лето окончательно устроена Морская академия, и в целой обширной России не было ни одной знатной фамилии, которая не обязалась бы выслать в эту академию сына или другого родственника от 10 до 18 и старшего возраста». Академия, как привилегированное учебное заведение, была рассчитана на 300 учеников. Но уже в 1718 году число учащихся увеличилось до 865; из них 500 человек обучались в Петербурге, а остальные – в Москве (Московская навигацкая школа еще какое-то время существовала как начальный этап подготовки к Морской академии). В академии учили «арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисованию, живописи, и воинским обучениям мушкетами и на рапирах и некоторых – астрономии». Морская академия вскоре стала основным учебным заведением, готовившим офицеров для флота.

    Для подготовки унтер-офицерских кадров создавались особые школы. Наиболее многочисленными из них были гарнизонные школы, число которых доходило до 50. Во всех крупных портах находились так называемые русские или адмиралтейские школы. Первая такая школа была открыта в 1703 году на Воронежской верфи, а вторая – в Архангельске. В последующие годы адмиралтейские школы открылись в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Таврове, Астрахани, Казани и на Сестрорецком заводе. Всего было открыто 13 таких школ.

    Усилия правительства в этом направлении увенчались успехом: русская армия и флот получили достаточное количество к



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.121 с.)