Г. Л. Гладков, М. В. Журавлев, Ю. П. Соколов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Л. Гладков, М. В. Журавлев, Ю. П. Соколов



Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, Ю.П. Соколов

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ.

ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ

 

 

Учебное пособие

 

Санкт – Петербург

2018


УДК 627.09:627(28)

ББК

Г Гладков Г.Л. Содержание внутренних водных путей. Часть 1. Путевые работы. / Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, Ю.П. Соколов. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2018. – 247 с.

ISBN

Учебная дисциплина «Содержание внутренних водных путей» предназначена для ознакомления магистрантов, обучающихся по программе «Водные пути, порты и судопропускные сооружения» (направление 08.04.01 – «Строительство»), с основными разделами нормативного обеспечения, а также с современными методами и средствами содержания внутренних водных путей Российской Федерации.

Обучающимся в процессе освоения дисциплины предстоит изучить состав и порядок производства путевых работ на внутренних водных путях, а также методы и современные технические средства осуществления навигационно – гидрографического обеспечения условий плавания судов.

Настоящее учебное пособие подготовлено в качестве источника основной литературы для изучения первой части учебной дисциплины «Содержание внутренних водных путей», посвященной ознакомлению с составом, содержанием и основными методами выполнения путевых работ на внутренних водных путях.

Пособие может быть рекомендовано в качестве дополнительного источника литературы для бакалавров, обучающихся по направлению 08.03.01 – «Строительство», а также в качестве пособия для специалистов, занимающихся практической деятельностью в области содержания внутренних водных путей.

 

Ил. –, табл. –, библиогр. – 26 назв.

 

 

Введение и главы 1,3 и 5 написаны докт. техн. наук, проф. Гладковым Г.Л., глава 2 – профессором Журавлевым М.В. и доцентом Соколовым Ю.П.,

глава 4 – доцентом Соколовым Ю.П.

Рецензенты:

Колосов М.А., д.т.н., профессор кафедры гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, заслуженный деятель науки РФ;

Рудых В.Г., к.т.н., заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волго–Балтийского бассейна внутренних водных путей».

 

 

Ответственный редактор – д.т.н., проф. Г.Л. Гладков

Печатается по решению Редакционно–издательского совета университета.

 

 

ISBN                     ©ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», 2018

                                                 ©Гладков Г.Л., Журавлев М.В., Соколов Ю.П., 2018


ВЕДЕНИЕ

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации [1] (КВВТ) содержание внутренних водных путей в бассейне внутренних водных путей осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей. Для обеспечения безопасности судоходства администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет в бассейне внутренних водных путей навигационно–гидрографическое обеспечение условий плавания судов и выполняет путевые работы на внутренних водных путях – дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.

Категории внутренних водных путей, определяющие для участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно–гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти[2], осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Для установления категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, а также гарантированных габаритов судовых ходов Федеральным агентством морского и речного транспорта определяются верхняя и нижняя границы участков внутренних водных путей и их протяженность; класс и группа внутренних водных путей; гарантированные габариты судовых ходов (глубина, ширина, радиус закругления) при проектном уровне воды; проектные уровни воды по опорным гидрологическим постам; категории внутренних водных путей и категории средств навигационного оборудования; даты начала и окончания действия средств навигационного оборудования; период действия средств навигационного оборудования.

Администрации бассейнов внутренних водных путей разрабатывают и утверждают программы обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов с установленными категориями навигационного оборудования и сроками его действия. В программе обеспечения устанавливаются: объемы и графики выполнения путевых работ по месяцам; объемы работ по капитальным и эксплуатационным дноуглубительным прорезям на внутренних водных путях, а также состав разрабатываемых перекатов с указанием их протяженности, объемов и сроков проведения дноуглубительных работ; объемы изыскательских, выправительных, тральных и дноочистительных работ; состав дноуглубительного, дноочистительного и вспомогательного флота, предназначенного для выполнения путевых работ, с указанием его технических характеристик по мощности, производительности и грузоподъемности.

На внутренних водных путях администрации бассейнов внутренних водных путей выполняют эксплуатационные и капитальные дноуглубительные работы для поддержания и увеличения габаритов водного пути на существующих и вновь открываемых судовых ходах и обеспечения безопасных условий плавания. Эксплуатационные дноуглубительные работы (восстановительные и ремонтные) проводят систематически на существующих судовых ходах для удаления откладывающихся наносов с целью поддержания заданных габаритов водного пути. Капитальные работы выполняют для коренного улучшения судоходных условий на затруднительных участках рек.

Дноуглубительные работы выполняются с помощью дноуглубительных снарядов (земснарядов), которые извлекают и удаляют грунт с затруднительных для судоходства участков водного объекта. Земснаряды углубляют участок дна водного объекта в пределах дноуглубительной (судоходной) прорези до проектного дна в соответствии с установленной гарантированной глубиной водного пути. Слой грунта, удаляемый до отметки проектного дна, является полезным. Для достижения проектного дна на всей площади прорези извлекают определенный объем грунта ниже этой отметки. Среднее по всей прорези технологическое переуглубление дна является запасом на неровность выработки. Этот запас должен быть минимальным.

Капитальные дноуглубительные работы выполняют на основании проектов, содержащих детальные гидравлические расчеты и устанавливающих определенную организацию работ. Проект капитальной прорези должен содержать следующие основные части: анализ русловых переформирований на перекате; анализ судоходных условий; положение капитальной прорези; гидравлические расчеты; подсчеты объемов работ; организация дноуглубительных работ. В состав исходных данных для составления проекта входят: планы переката за многолетний период; последняя русловая съемка переката с показанием отметок пойменных бровок; сведения о глубинах судового хода на перекате за последние 5–10 лет; сведения об объемах дноуглубительных работ за то же время; сведения об авариях транспортного флота на перекате; материалы русловых исследований (продольные профили свободной поверхности, поплавочные наблюдения, расходы воды, расходы наносов, пробы донных отложений).

Выправление русла в комплексе с дноуглублением является одним из наиболее эффективных методов поддержания и коренного улучшения судоходных условий на внутренних водных путях. Выправление рек заключается в устройстве специальных русловых сооружений – полузапруд, запруд и струенаправляющих дамб, под влиянием которых энергия речного потока направляется на углубление мелких мест в речном русле и на удаление продуктов размыва дна вниз по течению или в сторону от судового хода. Для защиты берегов от размыва на реках и каналах возводятся берегоукрепительные сооружения.

Полузапруды представляют собой водостеснительные сооружения, которые перекрывают часть поперечного сечения русла на перекате. Они являются выправительными сооружениями меженного действия. Полузапруды на затруднительном для судоходства участке реки располагаются либо перпендикулярно к основному направлению течения воды или под небольшим углом против течения реки.

Запруда представляет собой выправительное сооружение, которое перекрывает несудоходный рукав от одного берега до другого. В большинстве случаев запруды также являются сооружениями меженного действия.

Струенаправляющие дамбы относятся к продольным выправительным сооружениям. Они предназначены для направления течения воды в сторону судового хода и для обеспечения плавного сопряжения потоков на участках их слияния.

Выправительные сооружения в зависимости от продолжительности их полезной работы подразделяются на сооружения долговременного действия, рассчитанные на многолетний срок – 5 лет и более, и на сооружения кратковременного действия, предназначенные для улучшения судоходных условий в течение одной навигации или только в меженный период времени.

Типы конструкции выправительных сооружений должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.  Тип конструкции выправительных сооружений выбирают в зависимости от расчетного срока его службы и местных условий на затруднительном участке реки: глубины и скорости течения, условий пропуска ледохода, наличия местных строительных материалов и строительного оборудования для их возведения и других факторов.

При производстве путевых работ возможно применение двух систем выправления русел рек: сплошное и выборочное выправление.

При сплошном выправлении сооружения располагают по всей длине реки или большого ее участка. В этом случае удается обеспечить достаточно устойчивое положение судоходной трассы и достичь равномерного распределения глубин и ширин русла на всем выправляемом участке реки.

При выборочном выправлении сооружения располагают только на наиболее затруднительных для судоходства участках реки, преимущественно на перекатах. При этом удается стабилизировать положение судоходной трассы в районе расположения выправительных сооружений, а участки плесовых лощин реки остаются в естественном состоянии.

Выправительные работы производятся по проектам, составленным в соответствии с перспективной схемой улучшения судоходных условий реки, утвержденной администрацией бассейна внутренних водных путей. На каждое выправительное сооружение оформляется технический паспорт сооружения, в котором приводятся следующие сведения: план сооружения; его габаритные размеры с указанием характерных особенностей; состав и объемы материалов (грунтов) сооружения; характерные поперечный и продольный разрезы; копия акта приемки сооружения.

Все принятые в эксплуатацию выправительные сооружения должны находиться под систематическим наблюдением. После прохождения весеннего половодья ежегодно проводится инспекторский осмотр всех эксплуатируемых выправительных и берегоукрепительных сооружений, в результате чего определяются их техническое состояние, эффективность работы, состав и объемы необходимых работ по их текущему и капитальному ремонту.

Определение фактических габаритов судовых ходов производится бригадой, обслуживающей навигационное оборудование обстановочного участка путем систематических промеров глубины, измерения ширины судовых ходов, а на перекатах – дополнительно путем промеров глубины по всему руслу с учетом прогноза деформаций русла на период судоходства. Траление на внутренних водных путях проводится с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению. Регулярное траление должно производиться в подходных каналах судоходных шлюзов, а также на подходах к причалам.

По характеру и срокам проведения траление подразделяется на сплошное, местное и аварийное.

Сплошное траление производится по графику, устанавливаемому администрацией бассейна внутренних водных путей. На реках сплошное траление должно проводиться в следующие сроки: с начала навигации – всех основных транзитных судовых ходов, за исключением плесовых участков, с завершением траления к моменту наступления транзитной глубины, в 1,5 раза превышающей максимальную осадку плавающих судов; в течение остального периода навигации – не реже 2–х раз.

Местное траление проводится в промежутки времени между сплошными тралениями на всех перекатах, порогах, подходах к пристаням и на участках, где имеется сильный размыв берегов или возможно засорение судового хода.

Аварийное траление участка судового хода выполняют в тех случаях, когда на данном участке утоплен якорь, лот или другой предмет, представляющий угрозу для судоходства, а также в случае транспортного происшествия с судном или плотом.

Дноочистительные работы включают в себя: обследование водного пути и отыскание подводных препятствий; обозначение подводных препятствий, находящихся на судовом ходу; очистка русла от предметов, представляющих опасность для судоходства.

Русловые изыскательские партии производят на внутренних водных путях изыскательские работы и выполняют русловые исследования для изучения руслового и гидрологического режимов водных объектов с целью навигационно–гидрографического обеспечения условий плавания судов, обеспечения дноуглубительных, выправительных и других путевых работ технической документацией, контроля за состоянием судовых ходов и их навигационного оборудования, составления и корректуры карт внутренних водных путей и схем судовых ходов.

В состав инженерных изысканий и исследований на внутренних водных путях входят геодезические, гидрографические, гидрологические и геологические изыскательские работы. При необходимости выполняются отдельные виды гидрометеорологических работ.

Инженерно–геодезические работы в составе водных изысканий выполняются с целью создания планового и высотного обоснования. Плановое обоснование является геодезической основой для производства изыскательских и исследовательских работ, составления отчетных гидрографических материалов и переноса в натуру проектов путевых работ. Плановое обоснование является также геодезической основой при создании и корректировке карт внутренних водных путей.

Гидрологическое обоснование заключается в установлении положения проектного уровня или уровня нуля высот и глубин карты (при отсутствии проектного уровня), организации наблюдений на временных постах и приведении к проектному уровню измеренных глубин.

Геологические работы на внутренних водных путях имеют целью выявить геологическое строение дна и берегов водного объекта. Метеорологические работы включают наблюдения за метеорологическими явлениями (температурой и влажностью воздуха, осадками и ветром).

Данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполняемых тральных, дноуглубительных и дноочистительных работах, транспортных происшествиях, установленных габаритах пути, а также схема расстановки знаков судоходной обстановки ежесуточно доводятся до сведения судовладельцев администрациями бассейнов внутренних водных путей в путевой информации.

Планирование основной деятельности в администрациях бассейнов внутренних водных путей осуществляется с целью обеспечения содержания внутренних водных путей с минимальными эксплуатационными расходами и эффективным использованием технического флота и трудовых ресурсов.

Администрации бассейнов внутренних водных путей на основе программы обеспечения и планов подведомственных структурных подразделений (филиалов) составляют производственно– оперативный план путевых работ на предстоящую навигацию. Планы и отчеты администрации бассейнов внутренних водных путей включают показатели и нормативы, отражающие вопросы содержания внутренних водных путей. В производственно–оперативном плане путевых работ указываются виды и объемы путевых работ, сроки и последовательность их выполнения, состав и план использования технического флота, а также мероприятия для эффективной организации и производства всего комплекса путевых работ.


Укладка грунта в воду

Отвал извлеченного из прорези грунта не должен создавать затруднений для движения судов и плотов как при низких, так и при высоких уровнях воды. Грунт с отвала не должен попадать обратно в прорезь. При выполнении дноуглубительных работ на судовом ходу отвал грунта по возможности используют для защиты разработанной прорези и прилегающих участков судового хода от заносимости путем образования выправительных сооружений, повышения побочней, перекрытия второстепенных рукавов и т.п. Место, форму и размеры отвала грунта определяют с учетом требований охраны окружающей среды в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

Грунт, извлекаемый рефулерным землесосом, необходимо укладывать со строгим соблюдением заданных формы и расположения отвала. Грунт в отвале должен быть уложен в форме сплошного вала с равномерной отметкой гребня. При подводном расположении гребня отвала нужно следить за перемещением концевого понтона, добиваясь равномерной подачи грунта вдоль отвала.

Концевой понтон грунтопровода удерживают на течении двумя якорями. При отсутствии течения закладывают дополнительный якорь с концевого или промежуточного понтона.

Время, необходимое для завозки и последующих перекладок якорей учитывается в наряде–задании.

При разработке прорези сериями сверху вниз периодическую перекладку якорей плавучего грунтопровода производят без остановки снаряда.

Концевой понтон следует устанавливать напротив верхней границы разрабатываемой серии, а к моменту завершения разработки серии концевая часть рефулера должна находиться напротив начала данной серии. Для наибольшей плотности укладки намываемого грунта и получения равномерного сечения образуемого отвала концевой понтон следует перемещать как можно чаще короткими подачами длиной не более трех диаметров пульпопровода.

При намыве из грунта полузапруд применяют два способа установки концевого понтона. В случае малой глубины в районе намываемого сооружения во избежание посадки понтонов на дно и для облегчения их передвижки концевой понтон устанавливают поперек течения (рис. 2.7, а), для чего, кроме двух основных его якорей Я1 и Я2, с промежуточного понтона заводят дополнительный якорь Я3. Если глубина достаточна, то может быть применена обычная схема с двумя якорями (рис. 2.7, б).

Для создания массивного сооружения или в случае распределения большего объема извлекаемого грунта на мелководье уширяют отвал следующими способами:

– увеличением дальности и высоты выброса пульпы относительно концевого понтона путем увеличения вылета патрубка или применения конического насадка;

– параллельной укладкой дополнительных валов грунта к намытым ранее;

– боковым смещением концевого понтона в обе стороны от продольной оси сооружения.

Для перемещения грунта на необходимое расстояние от прорези требуется определенный запас длины плавучего грунтопровода.

Рис. 2.7. Схемы намыва полузапруды из грунта

 

На рис. 2.8 помещена номограмма, с помощью которой можно рассчитать длину плавучего грунтопровода L минимально необходимую для отвода грунта на расстояние В по ширине и D по длине прорези. Номограмма составлена для условий работы при малой скорости течения. Она действительна для грунтопроводвов, снабженных соединениями с предельным углом поворота 20–22°. Расстояния В и D и длина пульпопровода L выражены на номограмме числом звеньев плавучего грунтопровода.

 

Рис. 2.8. Номограмма для определения длины

плавучего пульпопровода и дальности отвала грунта

При работе земснаряда на участке с большой скоростью течения во избежание повреждений грунтопровода необходимо предусматривать запас его длины по сравнению с полученным по номограмме на 10–15%. Если длина грунтопровода не дает возможности удалять грунт в отвал на заданное расстояние, иногда целесообразно уменьшить длину траншеи. В отдельных случаях для быстрого намыва крупных сооружений применяют одновременно несколько земснарядов. Выполнение такой групповой работы проектируют в соответствии с конкретными условиями, проект утверждает администрация бассейна внутренних водных путей.

Грунт, уложенный в выправительное сооружение обычным намывом, часто имеет недостаточную плотность, поэтому сооружения, особенно сразу после возведения, подвергаются интенсивному размыву речным потоком. Разрушению сооружений и отвалов способствует беспорядочная укладка грунта в процессе намыва – наличие проранов, впадин и т.п.

Для улучшения качества намыва сооружений необходимы: строгое соблюдение направления намыва и короткие передвижки концевого понтона; повышение насыщения смеси грунтом до возможного предела; отвод воды от намываемого сооружения во время пусков насоса и промывок грунтопровода.

Укладка грунта на берег

Укладку грунта на берег применяют с целью повышения ранее возведенных сооружений и отвалов грунта (гидроотвалов), при намыве выправительных сооружений на сухих песках в условиях низкой межени, при намыве пляжей, создании новых береговых территорий и т.д. Выполняя перечисленные работы, необходимо соблюдать задаваемые условия: расположение выемок, форму сооружений и отвалов, последовательность и качество укладки грунта и др. В зависимости от условий работы намыв может производиться на заранее обвалованные участки (карты) или без обваловывания. При намыве грунта на обвалованные карты необходимо обеспечить сброс осветленной воды с помощью водосборных колодцев или простейших водосборных устройств (металлических труб, закрытых деревянных лотков и т.п.), устанавливаемых вблизи конца каждой карты.

Наиболее эффективен безэстакадный способ намыва, при котором гидросмесь на карту подают по распределительному грунтопроводу, уложенному непосредственно на поверхности намываемого грунта. По мере намыва слоя грунта толщиной 0,3–0,5 м, грунтопровод, собранный из труб с быстроразъемными соединениями, удлиняют или укорачивают с помощью самоходного крана. Для возможности безопасного передвижения по поверхности свеженамытого грунта давление гусениц крана на грунт должно быть не более 25 кПа.

Дня уменьшения трудоемкости работ с береговыми трубопроводами применяют облегченные прорезиненные шланги.

Сооружения, намываемые без обваловывания и организованного водосбора, обычно приобретают распластанный поперечный профиль с боковыми откосами от 1:10 до 1:20. Если растекание грунта допустимо только в одну сторону, следует применять одностороннее обвалование.

При намыве береговой территории все работы на карте с береговыми грунтопроводами выполняют специальные береговые бригады, оснащенные средствами механизации. Работу команды земснаряда и береговой бригады согласовывают командир и вахтенный начальник земснаряда.

При работе землесосного снаряда на каналах или мелководных участках реки, где плавучие грунтопроводы применить невозможно, могут быть использованы конические насадки, через которые извлеченный грунт удаляется выбросом на расстояние 30–40 м. При траншейном способе разработку каждой серии нужно начинать с траншеи, наиболее удаленной от намеченного места отвала грунта. При укладке грунта по обе стороны прорези, например на берегах в случае узкого русла, разработку серии начинают со средней траншеи. В зависимости от требующейся дальности расположения отвала грунта от прорези конический насадок присоединяют непосредственно к корпусному напорному грунтопроводу или укороченному плавучему грунтопроводу.

Землесос, приспособленный для удаления грунта выбросом с корпуса, должен быть снабжен комплектом сменных конических насадков и угловым патрубком на корпусном напорном грунтопроводе, позволяющим выбрасывать гидросмесь с любого борта. Труба с коническим насадком должна быть с максимально возможным консольным выносом за борт, что способствует увеличению дальности выброса.

Дальность полета струи гидросмеси увеличивают сокращением длины плавучего грунтопровода. Для получения максимальной дальности при неизменной технической производительности длину грунтопровода оставляют минимально необходимую по местным условиям.

Удаление грунта лотком

При отводе грунта с помощью лотка для удаления отвала за кромку прорези земснаряд в процессе работы должен перемещаться параллельным папильонажем. На канале, как правило, можно укладывать грунт на обе бровки, а на малой реке – на оба уреза.

Применение лоткового земснаряда целесообразно на узких прорезях, ширина которых меньше длины лотка. Если длины лотка недостаточно для удаления грунта со всей площади прорези за ее кромку, приходится работать с перевалкой грунта, что разрешается в исключительных случаях при отсутствии других технических средств. При отвале лотком на берег легкоразмываемых грунтов необходимо принимать меры к тому, чтобы грунт не смывало в реку.

Удаление грунта шаландами

Шаланды, входящие в состав каравана многочерпакового зем­снаряда, должны по размерам и вместимости соответствовать земснаряду. Ширина грузового трюма шаланды должна соответствовать длине грунтового лотка земснаряда, чтобы грунт попадал в среднюю часть трюма и по мере заполнения шаланды равномерно распределялся по ширине трюма. В процессе эксплуатации необходимо обеспечивать плотность закрытия люков. У шаланды с раскрывающимся корпусом необходимо следить за состоянием уплотнения по всему периметру разъема трюма и заменять неисправные участки.

Для транспортирования глинистого грунта применяют шаланды с вертикальными стенками грунтовых трюмов и с большим просветом люков, а также шаланды с раскрывающимися корпусами.

На шаландах для каменистого грунта тяговые канаты или цепи должны быть защищены щитами или кожухами, а стенки грунто­вых ящиков покрыты деревянным настилом.

Для наполнения грунтом шаланду устанавливают напротив лотка земснаряда кормовой частью и по мере загрузки трюма постепенно продвигают вдоль борта земснаряда. Заполнять трюм шаланды при одном или двух положениях относительно земснаряда запрещается во избежание поломки корпуса.

Загружать шаланды следует поочередно с обоих бортов земснаряда без прекращения его работы на время смены шаланд. При этом клапан грунтового колодца обычно перекладывают без остановки черпаковой цепи. При разработке засоренных грунтов следует проверять полноту перекладки клапана.

С одного борта шаланды загружают только в случае недостаточных глубин с другого борта земснаряда или при работе в стесненных условиях.Разгружают шаланды только на месте, указанном в наряд–задании. При ограниченной площади отвала заполнять его грунтом следует, начиная от наиболее удаленных мест, равномерно по всей площади, для чего границы использованной части отвала грунта нужно обозначать вешками. При укладке шаландами грунта в тело выправительных сооружений контуры их должны быть обозначены створами.

Снятие судов с мели

В практике дноуглубления нередки случаи применения земснарядов для снятия судов с мели. Организацию и технологию выполнения этих работ определяют в каждом отдельном случае с учетом местных условий, положения и размерений снимаемого судна. Основное внимание обращают на сохранность корпуса судна. Если оно находится в стороне от судового хода, в первую очередь необходимо разработать подходную прорезь к нему от судового хода. Направление прорези принимают с учетом типа земснаряда, формы отмели, направления течения, характера грунта и т.п. Многочерпаковый снаряд подводится к корпусу снимаемого судна под прямым углом, а траншейный землесосный снаряд – вдоль одного из его бортов.

После создания подходной прорези земснаряд приступает к выемки грунта непосредственно у корпуса судна. Последовательными проходами земснаряда создается глубокая траншея вдоль борта судна. Земснаряд выполняет рабочие перемещения вдоль корпуса судна все более заглубляя грунтозаборное устройство.

Траншейный землесос разрабатывает траншею вдоль судна за несколько проходов с постепенным заглублением всасывающего наконечника в грунт. По мере углубления траншеи у борта судна грунт из–под корпуса постепенно осыпается в траншею, откуда извлекается земснарядом.

Когда откос траншеи подойдет к диаметральной плоскости судна, оно начинает крениться в сторону траншеи. В этот момент во избежание столкновения и повреждений необходимо быстро оттянуть земснаряд от судна с помощью предварительно заложенных якорей. Если снимаемое с мели судно самостоятельно не сходит на воду, его стаскивают с помощью оперативных лебедок земснаряда или буксирными судами.

Работы по снятию судна с мели, по возможности, следует выполнять с отключенным плавучим грунтопроводом или без шаланд. Этим обеспечивается наилучшая маневренность земснаряда. Грунт от земснаряда целесообразно удалять выбросом через конический насадок, а от многочерпакового снаряда – по временно удлиненному лотку.

Работа земснаряда в затоне

Особенность работы земснарядов в затоне определяется малыми забровочными глубинами, а также наличием на акватории различных плавсредств, осложняющих маневрирование земснаряда, и судов землечерпательного каравана. Для затонов характерна засоренность грунта.

При недостаточных глубинах на затонской акватории следует принимать меры по уменьшению осадки судов земкаравана (уменьшение запасов топлива и воды, загрузки шаланд грунтом), Для облегчения маневрирования земснаряда рекомендуется под становой канат устанавливать поддерживающий понтон. При затруднениях с перемещениями плавучего грунтопровода уменьшают его длину установкой компенсирующего конического насадка соответствующего диаметра 

При засоренности дна крупногабаритным строительным мусором, металлоломом и топляками предварительно производят траление и обнаруженные предметы удаляют водолазным краном. Крупногабаритные предметы, обнаруженные в процессе дноуглубления, также удаляют водолазным краном.

Следует периодически осматривать нижний черпаковый барабан, черпаковую раму и скаты и освобождать их от намотанных канатов и проволоки. Грунтовый колодец периодически очищают от посторонних предметов и грунта. В отдельных случаях для промывки грунтового колодца можно подавать в него черпаками воду.

При работе землесосного снаряда на засоренных грунтах необходимо систематически очищать решетку всасывающего наконечника, не допуская значительного повышения вакуума.

Учет и отчетность

Показателями выполненных земснарядом работ являются: время пребывания земснаряда на объекте работ (включая буксировку и простои); достигнутая глубина разработки прорези; объем извлеченного грунта; использование земснаряда по производительности, по времени и эксплуатации.

Учет показателей работы ведется на земснарядах в вахтенных и рабочих журналах. В вахтенном журнале ведется учет времени работы и простоев земснаряда и записываются данные о выполненной за вахту работе, а также учет работы главного и вспомогательного двигателей. Вахтенные журналы ведут начальники вахт земснаряда.

Результаты работы земснаряда за сутки командир снаряда вносит в рабочий журнал, заполняя его по данным вахтенного журнала. В рабочем журнале подводятся итоги за каждую работу, по крупным профилактическим работам и буксировкам, на которые выданы отдельные наряды–задания, а также за работу в течение месяца и в целом за навигацию.

Поступление и расход топлива, материалов и инвентаря учитывается по единым установленным судовым формам отчетности.

По окончании работы земснаряда на данном объекте (не позднее пяти дней) командир земснаряда должен сдать в филиал администрации бассейна внутренних водных путей следующие документы: утвержденный прорабом наряд–задание со сведениями о выполненной работе; акт о сдаче прорези; план участка реки (акватории) с нанесенными контурами разработанной прорези и отвала грунта; при необходимости – укрупненный план или план, по которому производился подсчет объема грунта на прорези.

Второй экземпляр этих документов хранится на земснаряде. При нанесении на план границы сделанной прорези ее определяют по записям в рабочем журнале. Разработанную прорезь обозначают на плане утолщенной линией; допускается штриховка разработанной прорези.

В качестве месячного отчета о работе земснаряда командир первого числа следующего за отчетным месяца направляет в филиал администрации внутренних водных путей выписку из рабочего журнала с итоговыми данными о работе снаряда. Месячный объем работ определяют суммированием объемов работ по заданиям на выполнение дноуглубительных и профилактических работ, а также на буксировки длительностью более суток. Если задание выдано на работу или буксировку, переходящую на следующий месяц, объем выполненной в отчетном месяце части работы принимают пропорционально объему извлеченного грунта или пройденному расстоянию.


Производство тральных работ

Виды и сроки проведения тральных работ

На внутренних водных путях различают следующие виды тральных работ: сплошное траление судовых ходов; местное траление, выполняемое на отдельных участках водных путей, требующих особенно тщательного наблюдения (на каменистых перекатах, порогах, подходах к портам, пристаням, рейдам, затонам и т.п.); аварийное траление, связанное с отысканием различных предметов, попавших в русло в результате аварий судов и плотов или утерянных судами и плотами (якоря, лоты, цепи и т.п.).

Сплошное траление выполняют специальными тральными бригадами, которые оснащаются тралами различных типов. В зависимости от условий работы и технической оснащенности бригады, ее состав колеблется от 3 до 6 человек. Работы по тралению ведутся в соответствии с графиком, устанавливаемым администрациями бассейнов внутренних водных путей. Первое сплошное траление должно производится сразу же после открытия навигации и заканчиваться до наступления транзитной глубины, в 1.5 раза превышающей максимальную осадку плавающих судов.

На реках и каналах, на которых навигация открывается при низких уровнях воды, первое сплошное траление должно быть выполнено в течение первых трех дней после окончания ледохода. На дополнительных судовых ходах и тиховодах плавание судов разрешается только после проведения тральных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.075 с.)