Т аблица 3 Характеристика степени переутомления при умственном труде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т аблица 3 Характеристика степени переутомления при умственном труде



(по К. К. П латонову)

Симптомы

Степеньпереутомления

начинающаяся легкая выраженная т яжелая
Снижение дееспособности Мало выражено Заметно выражено Выражено Резко выражено
Появление усталости при умственной нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием Не требуется Полностью Частично Незначительно
Эмоциональные изменения Временное снижение интереса к учебе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетенность, резкая раздражительность
Расстройство сна Труднее засыпать или просыпаться Постоянно трудно засыпать Сонливость днем Бессонница
Снижение умственное работоспособности Нет Труднее сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания, памяти
Вегетативные нарушения Временами ощущение тяжести в голове Часто ощущение тяжести в голове Временами головные боли, снижение аппетита Частые головные боли, потеря аппетита
Меры борьбы с Упорядочение Чередование Организованный Лечение

 

 

28


 

 

утомляемостью отдыха, физическая активность отдыха с двигательной активностью отдых, уход в отпуск  
 

 

           

 

Напряженный умственный труд ведет к снижению внимания (т.е. нарушению сложной связи чувствительных, двигательных и вегетативных рефлексов без которого не возможна высокая умственная работоспособность. Утомление при умственной деятельности возникает не только из-за умственного напряжения, но так же является следствием вынужденной рабочей позы, длительного напряжения некоторых групп мышц, удерживающих туловище в определенном положении. Недостаток движений обычно влечет за собой ослабление мускулатуры, изменение осанки, нарушение в обмене веществ, снижение интенсивности циркуляции крови, вследствие чего клетки нервной и мышечной ткани получают недостаточное количество кислорода и питательных веществ. При напряженном умственном труде, работоспособность мозга снижается, что сказывается на продуктивности умственной работы. [78]

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой - через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Устранить утомление возможно, повысив у ровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов.

Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины).

Главный критерий положительной д инамики восстановительных процессов -готовность к повторной деятельности, а н аиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании

тренировочных нагрузок. [28]

Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

 

3.3.Понятие«Здоровье»какц енностьиф акторыегоо пределяющие,содержаниеикритерииоценки.

Что же такое здоровье? До сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие

 

 

29


 

 

болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем              и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом                       обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Следовательно, для достижения состояния здоровья необходимо и достаточно следить за соблюдением порядка, в котором организм отвечает определениям всех трех типов здоровья. [13]

 

3.3.1.Факторыопределяющиерискдляздоровья

Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия -производственно-трудовом, социально - экономическом, политическом, семейно -бытовом, духовном, оздоровительном, учебном - в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл.4).

Т аблица4 Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

 

    Сфера Значение для здоровья, примерный удельный вес, %     Группы факторов риска
    Образ жизни     49-53 Вредные условия труда, плохие материально-Бытовые условия, стрессовые      ситуации,       гиподинамия,                      испорченность                     семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням
Внешняя     среда, природно-климатические условия   17-20 Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения
Здравоохранение, медицинская активность   8-10 Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

 

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно по-

 

30


 

 

лезную трудовую, производственную деятельность.

 

3. 4. Оценка Функционального состояния систем организма 3.4.1.Общеепредставлениеофункциональномсостоянии.

Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень                активности   функциональных  систем   организма,   особенности жизнедеятельности,  работоспособность  и  поведение  человека.  По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.

Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамичной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки.

  Уровень функционального

состояния организма можно определить с помощью

функциональных проб и тестов.

  Функциональная проба -

способ определения степени влияния на организм нагрузки.  Проба  имеет  значение  для  оценки стем организма, степени приспособляемости организма ределения их оптимального объема и интенсивности, а ений, связанных с нарушением методики учебно-

дозированной физической функционального состояния си к физическим нагрузкам для оп также для выявления отклон тренировочного процесса. [73]

 

3.4.2.Методикаоценкиф ункциональногосостояниясердечно-сосудистойсистемы.

Наиболее легко исследуемый показатель функционального состояния - ЧСС, т.е. количество сокращений сердца за 1 мин. Обычно ЧСС получают, используя правило математического соотношения, подсчитав число пульсаций за несколько секунд. Если необходимо знать ЧСС в покое, можно использовать для подсчета любой временной диапазон (от 10 с до 1 мин). Если же измеряется ЧСС в нагрузке, то чем быстрее зафиксировать пульсации за несколько секунд, тем точнее будет этот показатель. Уже через 30 с после прекращения нагрузки ЧСС начинает быстро восстанавливаться и значительно падает. Поэтому в практике спорта применяют немедленный подсчет количества пульсаций после прекращения нагрузки за 6 с, в крайнем случае - за 10 с, и умножают полученное число соответственно на 10 или на 6.

Частота пульса у людей индивидуальна. В состоянии покоя у здоровых нетренированных людей она находится в пределах 60-90 уд/мин, у спортсменов - 45-55 уд/мин и ниже.

Важна не только частота сокращений сердца за минуту, но и ритм этих сокращений. Пульс можно считать ритмичным при условии, если число пульсаций за каждые 10 с в течение 1 мин не будет отличаться более чем на единицу. Если же различия составят 2-3 пульсации, то работу сердца следует считать аритмичной. При устойчивых отклонениях в ритме ЧСС следует обратиться к врачу.

ЧСС свыше 90 уд/мин (тахикардия) свидетельствует о низкой тренированности сердечно-сосудистой                 системы либо является следствием заболевания или переутомления.

Артериальное д авление. [28] Давление в кровеносной сосудистой системе - это сила, обусловливающая движение крови по сосудам. Величина кровяного давления

 

31


 

 

является одной из важнейших констант, характеризующих функциональное состояние организма. Давление определяется работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно  изменяться         в зависимости от фаз    сердечного     цикла.       Различают систолическое, или максимальное, давление, создаваемое сердцем во время систолы (СД), и  диастолическое,  или         минимальное,  давление  (ДД), формируемое преимущественно тонусом сосудов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (НАД).

У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у взрослого человека нормальное СД составляет 100-140, а ДД - 60-90 мм рт. ст. При значениях, превышающих названные параметры, развивается гипертония, а при их снижении - гипотония. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180-200 и более мм. рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40-50 мм рт. ст.

Пульсовое артериальное давление должно находиться в пределах 40-60 мм рг. ст. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы показателей ЧСС и АД в покое недостаточно. Значительно больше информации дает сопоставление данных ЧСС и АД в покос с ЧСС и АД после физической нагрузки и в период восстановления. Поэтому при самоконтроле функционального состояния обязательно проводятся несложные, но информативные функциональныепробы.

 

3.5.Определениефизическогоразвитияиметодыоценки

Значение и широкое использование показателей физического развития состоит в том, что в отличие от других (заболеваемость, смертность, инвалидность) они являются прямыми, позитивными характеристиками здоровья.

В литературе встречается несколько подходов к определению понятия "Физическое развитие".

Относительно физического развития отдельного индивида, приведем два определения:

И. С. Случанко: Физическое развитие - комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который в итоге и определяет запас его жизненных сил.

В.В. Ермаков с соавторами: Физическое развитие - совокупность морфологических и функциональных признаков, которые характеризуют развитие и формирование организма в процессе его роста.

Исчерпывающим является определение Е.Я. Белицкой: Физическое развитие -совокупность признаков, которые характеризуют уровень и динамичные изменения ряда морфологических, функциональных свойств отдельного индивида и коллективов людей, выраженных в виде общих и групповых характеристик (стандартов физического развития).

Для оценки степени физического развития применяется комплекс признаков:

антропометрические - рост, масса тела, размер грудной клетки; при углубленных исследованиях - дополнительно рост сидя, размеры головы, длина плеча, предплечья, голени, бедра;

функциональные, физиометрические - жизненный объем легких (спирометрия), мускульная сила кисти (динамометрия);

 

32


 

 

соматоскопические строение тела, развитие мышц, форма грудной клетки, ног, выраженность вторичных половых признаков, пульс, артериальное давление и тому подобное. [28]

 

3.5.1.Методыоценкиантропометрическихпризнаков

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.

Измерение роста - Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

На рост оказывают влияние генетические факторы, половые различия, возраст, состояние здоровья и т.д. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и значительно отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом.

Измерение массы тела (веса) - Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Измерение окружности грудной. Разница величии окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.

Экскурсия грудной клетки = Окружность грудной клетки на вдохе - Окружность грудной клетки на выдохе

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более - высоким.

Измерение окружности запястья проводят в самом узком месте лучезапястного сустава. Полученная величина дает представление о типе телосложения. Так, если у женщин окружность запястья менее 14 см, можно говорить о хрупком телосложении, если от 14 до 16,5 см - о среднем, а если свыше 16,5 см - о плотном. У мужчин окружность запястья менее 16,5 см свидетельствует о хрупком телосложении, от 16,5 до 18 см - о среднем, свыше 18 см - о плотном. [78]

Для объективного суждения о физическом развитии определяют соотношения, отдельных антропометрических показателей антропометрические индексы.

Методиндексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких  антропометрических   признаков. Индексы   построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

 

 

33


 

 

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин. Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес.

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)%, спортсменов – (75–81)%, спортсменок – (60–70)%.

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях: КП= (рост стоя - рост сидя): рост сидя Х 100%

В норме КП = (87–92)%. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения. [28]

 

3.5.2.Методыоценкифизиометрическихпризнаков

Динамометрия. П редставление о силовых возможностях испытуемого можно получить с помощью динамометрии. Средними показателями для мужчин является сила сжатия – 48кг. правой рукой и 45 кг. левой рукой. Для женщин -25 кг.правой рукой и 22 кг.левой рукой.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - один из важнейших показателей, позволяющих судить о подвижности легких и грудной клетки. ЖЕЛ складывается из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха. Нормальной считается ЖЕЛ для мужчин - 3500-4000 мл для для женщин -2500-3000 мл.. ЖЕЛ зависит от возраста, пола, физической активности, размеров тела и т.д. После 40 лет ЖЕЛ уменьшается тем больше, чем меньше физическая активность человека.

 

3.5.3.Методыоценкисоматоскопическихпризнаков

Методом соматоскопии (внешний осмотр) оцениваются: осанка, состояние опорно-двигательного аппарата, тип телосложения.

 

34


 

 

При всем многообразии индивидуальных особенностей, наблюдаемых среди людей, можно группировать эти особенности в те или иные типыконституции (соматотипы). М.В. Черноруцкий (1938) выделил три типа конституции:

L w0AQhe+C/2EZwZvdJLViYjalFPVUBFuh9LbNTpPQ7GzIbpP03zs96e093vDme/lysq0YsPeNIwXx LAKBVDrTUKXgZ/fx9ArCB01Gt45QwRU9LIv7u1xnxo30jcM2VIJLyGdaQR1Cl0npyxqt9jPXIXF2 cr3VgW1fSdPrkcttK5MoepFWN8Qfat3husbyvL1YBZ+jHlfz+H3YnE/r62G3+NpvYlTq8WFavYEI OIW/Y7jhMzoUzHR0FzJetOznKW8JClIQtzhaxKyOrJLnJAVZ5PL/hOIXAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAQyoJPwkJAABAkgAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEALzSAsN8AAAAKAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABjCwAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAG8MAAAAAA== " o:allowincell="f"> - нормостенический; - астенический;

- гиперстенический.

Для их характеристики он применял индекс Пинье: (L-(p+T)),

где L - длина тела; р - вес тела; Т - окружность грудной клетки. У гипостеников (астеников) он больше 30, у гиперстеников - меньше 10 и, соответственно, у нормостеников – от 10 до 30.

Нормостетический - пропорциональное атлетическое телосложение. У нормостетиков длинотные и широтные размеры пропорциональны; плечи достаточно широкие, таз узкий, грудная клетка хорошо развита, мускулатура развита и рельефна.

Астенический (узко-длинный) - преобладание длинотных размеров над широтными: конечности длинные, тонкие, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, шея тонкая и длинная. Мышцы длинные, тонкие и развиты слабо, кожа бледная, сухая, часто наблюдаются нарушения осанки (сутулость, круглая спина).

Гиперстенический (коротко-широкий) - преобладание широтных размеров: конечности короткие, толстые, тело длинное, плотное, шея короткая, плечи широкие, грудная клетка короткая и широкая; таз широкий; мускулатура хорошо развита, мышцы короткие.[28]

Осанка - это привычная поза человека, его манера держаться в положении стоя и сидя. Осанка человека зависит от: а) строения скелета; б) тонуса мышц; в) состояния нервной системы и других факторов. Под правильной осанкой подразумевается:

а) голова и туловище на одной вертикальной линии;

б) плечи развернуты, слегка опущены, лопатки прижаты. Плечевой пояс развернут, находится на одном уровне (отсутствует крыловидность лопаток - нельзя подвести большой палец под лопатки);

в) физиологические кривизны позвоночника в норме, то есть наиболее выступают точки грудного и крестово-копчикового кифозов на одной вертикали; глубина шейного, поясничного лордозов не более 4-6 см (измеряется при помощи кифосколиозометра).

Форма спины: а) круглая;

б) плоская;

в) кругло-вогнутая; г) плоско-вогнутая.

Сколиоз - боковое искривление позвоночника. Существуют следующие его виды: правосторонний, левосторонний, сложный (S-образный).

Степени сколиоза: Iстепень - неодинаковая высота плеч, лёгкая асимметрия лопаток, угол                       наклона позвоночника 5-10°; IIстепень - рёберный горб, угол наклона позвоночника до 25°; IIIстепень - рёберный горб, деформация грудной клетки, угол наклона позвоночника больше 25°.

Спорт оказывает положительное влияние на осанку, но вместе с тем, могут быть отрицательные последствия в виде неравномерности развития мышц правой и левой половины тела, мышц, супинирующих плечо; мышц, разгибателей позвоночного столба; грудных мышц.

Состояниеопорно-двигательногоаппарата характеризуется по форме рук, ног, стопы:

 

35


 

 

а) форма рук (прямыми считаются такие руки, когда предплечье находится на одной оси с плечом): руки вытягиваются вперед, ладонями вверх, соединяются в области мизинцев. При этом они не должны соприкасаться в области локтей (х-образные);

б) форма ног (в положении пятки вместе, носки врозь) - прямыми считаются ноги, если продольные оси голеней и бедер совпадают, происходит соприкосновение внутренних лодыжек и внутренних мыщелков большеберцовых костей: о-образные (когда соприкосновение наблюдается лишь в области лодыжек); Х-образные (когда соприкасаются внутренние мыщелки большеберцовых костей, без соприкосновения лодыжек), (расстояние измеряется в см); следует обращать внимание на отсутствие "разболтанности" в суставах, разогнуты или согнуты они в коленных и тазобедренных суставах;

в) стопы (за норму принимается совпадение осей голени и стопы, угол, открытый кнаружи, - вальгусная постановка пятки; можно ввести палец под стопу, хорошо просматривается площадь от конца 1 плюсневой кости до пятки).

 

3.6.Методкоррекцииопорно-двигательнойсистемы.

Метод коррекции — комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика,  массаж,  коррекция     поз,  механотерапевтические                    меры и т.д.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо- функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (преимущественно позвоночника, грудной клетки и стоп).

Различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией подразумевается корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная                   коррекция предусматривает ряд корригирующих воздействий, осуществляемых без активного участия занимающегося (пассивные движения, положение лежа на наклонной плоскости, массаж, корсеты и др.).

Коррекция делится также на общую и специальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений (игры, спорт, закаливание и др.), способствующих                             правильному формированию опорно- двигательной системы занимающихся. Специальная коррекция использует преимущественно активную, а также пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата.

 

3.6.1.Корригирующаягимнастика

Корригирующая гимнастика, являясь разновидностью лечебной гимнастики, расценивается как основное звено активной коррекции. Одна из ее главных задач -укрепление мышечного корсета позвоночника, преимущественно мышц спины. При активной коррекции используют как общую, так и специальную тренировку. Последняя предусматривает. 1) мобилизацию позвоночника с учетом состояния его подвижности; 2) разгрузку и "вытяжение" позвоночника; 3) гиперкоррекцию позвоночника; 4) использование физических упражнений в балансировании; 5) развитие правильного и полного дыхания; 6) формирование правильной осанки. [78]

 

В опросыдлясамоконтроля

1. Функциональная активность человека и виды трудовой деятельности.

2. Влияние умственной и физической деятельности на функциональную активность человека.

3.Физиологическая характеристика утомления и восстановления. Средства восстановления.

 

36


 

 

4.Понятие «Здоровье» как ценность и факторы его определяющие, содержание и критерии оценки.

5. Общее представление о функциональном состоянии.

6. Методы оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы. 7. Методы оценки функционального состояния дыхательной системы.

8. Методы оценки функционального состояния центральной нервной системы 9. Определение физического развития и методы оценки.

10.Методы оценки телосложения.

11.Методы коррекции опорно-двигательной системы. 12.Механизм и характер воздействия массажа на организм.

 

 

Основная

 

 

 

5.

Виленский, МихаилЯковлевич. Физическая культура и здоров

ый образ жизни ая культура"; до рус, 2013. - 240 орового образа

изическая куль

студента: учебное пособие для студ. вузов по дисц. "Физическ РФ / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - М.: Кно

п с. ж т

. МО

Н

 

:

6.

Кобяков, Юрий Павлович. Физическая культура. Основы зд

изни ура";

учебное пособие для студ. вузов по спец. 050720.65 (033100) "Ф рек. УМО / Ю. П. Кобяков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 252 с. 7. Краткий курс лекций по дисциплине "Физическая культура Тарасов, О. В. Панина, Т. Г. Шишкина; ФГБОУ ВПО СГАУ. -100 с.

": учеб. пособие / В. А. Саратов: [б. и.], 2014. -

                   

 

С ПИ С О К ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

8.  Физическая культура: учебное пособие для студентов вузов / Ю. И. Евсеев. - 9-е изд., стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 444 с.

 

Дополнительная

 

8. Виленский М. Я. Физическая культура студента: Учеб. для вузов / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

10. Железняк,   Юрий   Дмитри

евич. пособ

- 269 с. ра: учеб

- М.: А ов и от ов СГА расов,

Теория  и  методика  обучения  предмету ие / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - 2-е

"Физическая культура": учебное изд., стер. - М.: Академия, 2006.

11. Лечебная физическая культу

ник / С. Н. Попов, Н. кадемия, 2005. - 413 с.

ветов, выдвигаемых на У им. Н. И. Вавилова: М. М. Храмогина и др.

М. Валеев,

Т. С. Гарасе

в

а;

ред. С. Н. Попов. - 2-е изд., стер.

12. Объем теоретических вопрос

экзаменах учебно-ме - Саратов

по физической культуре студент пособие / К. И. Ненадых, В. А.Та "Саратовский ГАУ", 2004. - 88 с.

тодическо: ФГОУ В

е

ПО

13. Физическая культура студент

а: учебник / ред.: В. И. Ильинич. - М.: Гардарики,

2005. - 446 с.

                   

 

9. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

 

14. Шишкина Т.Г. Здоровьесберегающие технологии умственного труда, спорта и быта студентов современного ВУЗа: учебное пособие / Т.Г.Шишкина, В.А.Тарасов, О.В. Панина.- Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2015.- 240 с.

 

37


 

 

Лекция 4

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4.1.Здоровыйобразжизнииегосоставляющие

 

Сейчас, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее. Подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Именно поэтому в настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как принципиальная основа профилактики заболеваний.

Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:

Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает       человеку внешнюю               привлекательность       стройностью           фигуры          и атлетичностыю), но сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять.

Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать                      большие психологические нагрузки. Они  связаны  со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.

Рациональное   питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере

 

38


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.144 с.)