Факторам с р еды обитания - часть 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторам с р еды обитания - часть 1



 

2.1.Введение

Представления о человеческом организме формировались на протяжении многих веков. Интерес к этому стимулируется многими сторонами человеческой деятельности: физическим и умственным трудом, военным делом, спортом, путешествиями. Все эти формы деятельности ставили вопросы о сохранении и укреплении здоровья – первейшей потребности человека.

Человек растет и развивается под контролем двух программ: социальной и биологической.

Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она формировалась в процессе длительной эволюции. Материальным носителем биологической программы являются хромосомы, которые передаются человеку от его родителей.

Социальная программа развития — это формирование личности человека под влиянием окружающих его условий и людей. Социальную сущность человека составляют такие качества, как мораль, совесть, долг, образование, культура и др. Социальная программа                     подготовлена общественно-историческим                              развитием человеческого общества и не передается по наследству. Каждый человек в течение жизни осваивает ее постоянно, находясь в обществе людей. В процессе этого формируется и внутренняя позиция человека, его отношение к воздействию внешних условий.

Внешние природные и социальные условия, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия. Отличительной особенностью человека является возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые ус-ловия                    для укрепления здоровья,          повышения           умственной и                  физической работоспособности и продления жизни.

 

2.2.Организмчеловекакакединаясаморазвивающаясяисаморегулирующаясябиологическаясистема

Естественно - научными основами физической культуры при организации процесса физического                     воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких, как анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система - это система автоматического поддержания какого-либо жизненно важного фактора организма (например, давление крови, температура тела и

 

 

11


 

 

др.) на должном уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень.

Обмен веществ между организмом и внешней средой сопровождается обменом энергии. С одной стороны человек получает энергию с потребляемой пищей, с другой стороны, он тратит энергию на работу внутренних органов, на физическую и умственную работу и на поддержание оптимальной температуры тела. [28, 73]

 

2.2.1.Строениеорганизма

Подобно другим организмам, тело человека имеет клеточное строение.

и функциям. Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои,

присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д.

 

Клетка это элементарная живая система. Она является основой развития животных и растительных организмов. Клетки разнообразны по своим размерам, форме

 

Организм человека состоит из органов: сердце, легкие, почки, рука, глаз и др.

Орган имеет свою, только ему свойственную форму и положение в организме. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из четырех основных. Одна из них играет первостепенную роль. Так, преобладающая ткань кости — костная, ткань железы — эпителиальная, главная ткань мускула — мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная, нервная и эпителиальная ткани (кровеносные сосуды).

Орган является частью целостного организма и поэтому вне организма работать не может. В то же время организм способен обходится без некоторых органов. Об этом свидетельствует хирургические удаления конечностей, глаза, зубов. Каждый из органов является составной частью сложной физиологической системы органов.

 

2.2.2.Физиологическиесистемыорганизма.

Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа разных органов. Органы,                   объединенные     определенной     физиологической     функцией, составляют физиологическую  систему. Различают  следующие                     физиологические системы: покровную, опорно-двигательную систему, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную.

В покровную систему входит кожа и слизистые оболочки. Кожа покрывает тело снаружи. Слизистые оболочки выстилают изнутри полости носа, рта, дыхательных путей и пищеварительной системы. Кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от               внешних       воздействий — высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм возбудителей болезней и ядовитых веществ.

Опорно - двигательная система представлена большим числом костей и мышц. Кости, соединяясь между собой, образуют скелет. Скелет — комплекс костей, различных по форме и величине.

У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных). В зависимости от формы и функции кости по своему строению подразделить на: трубчатые (кости конечностей); губчатые(выполняют в основном защитную и опорную функции — ребра, грудина, позвонки       и др.);плоские(кости                         черепа, таза,                                 поясов конечностей);смешанные (основание черепа).

 

12


 

 

Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Суставы— подвижные соединения, область соприкосновения костей    в которых                              покрыта суставной                       сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкостницей сочленяющихся костей. Опорно -двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Основные функции — опора и перемещение тела и его частей в пространстве.

Мышечная система представлена двумя видами мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно - полосатая  (произвольная). Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно - полосатые мышцы — это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела.

Скелетные мышцы входят в структуру опорно-двигательного аппарата, крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в движение отдельные звенья скелета, рычаги. Они участвуют в удержании положения тела и его частей в пространстве, обеспечивают движения при ходьбе, беге, жевании, глотании, дыхании и т.д., вырабатывая при этом тепло.

Пищеварительная система включает следующие органы: язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочную железу. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желудочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечнике и доставляются кровью ко всем клеткам организма.

Сердечно - сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердечно - сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце -главный орган кровеносной системы — представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Деятельность сердца заключается в ритмичной смене сердечных циклов, состоящих из трех фаз: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца.

Пульс — волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. В покое пульс здорового человека равен 60—70 удар/мин.

Кровяное д авление создается силой сокращения желудочков сердца и упругостью стенок сосудов. Оно измеряется в плечевой артерии. Различают максимальное (или систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желудочка (систолы), и минимальное (или диастолическое) давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы).

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа. Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Трахея в нижней своей части делится на два бронха, каждый из которых, входя в легкие, древовидно разветвляется. Конечные мельчайшие разветвления бронхов (бронхиолы) переходят в закрытые альвеолярные ходы, в стенках которых имеется большое количество шаровидных образований —

 

13


 

 

легочных пузырьков (альвеол). Каждая альвеола окружена густой сетью капилляров. Общая поверхность всех легочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет более 100 м2. Процесс дыхания — это целый комплекс физиологических и биохимических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения.

Выделительная система выполняет функцию удаления жидких продуктов обмена веществ. Выделительную систему образуют почки, мочеточники и мочевой пузырь, которые обеспечивают выделение из организма с мочой вредных продуктов обмена веществ (до75%). Кроме того, некоторые продукты обмена выделяются через кожу (с секретом потовых и сальных желез), легкие (с выдыхаемым воздухом) и через желудочно-кишечный тракт. С помощью почек в организме поддерживается кислотно-щелочное равновесие (рН), необходимый объем воды                                       и     солей, стабильное осмотическое давление (т.е. гомеостаз).

Половая система выполняет функцию размножения. В половой системе формируются половые клетки. К этой системе относятся мужские половые железы — семенники, женские половые железы — яичники. В матке происходит развитие плода.

Эндокринная система. К железам внутренней секреции относят: щитовидную, околощитовидные, зобную, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и ряд других. Эндокринные железы, вырабатывают особые биологические вещества — гормоны. Термин “гормон” происходит от греческого “hormo” — побуждаю, возбуждаю. Гормоны обеспечивают гуморальную (через кровь, лимфу, межтканевую жидкость) регуляцию физиологических процессов в организме, попадая во все органы и ткани. Часть гормонов продуцируется только в определенные периоды, большинство же — на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов.

Нервная система объединяет все системы организма, регулирует и согласовывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной системой и органом приводит к прекращению его нормального функционирования. Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Центральный отдел представлен головным и спинным мозгом. К периферическому отделу относятся нервы и нервные узлы.

Посредством чувствительных клеток — рецепторов, расположенных в органах зрения, слуха, равновесия, обоняния, осязания, поддерживается постоянная связь организма с окружающей средой. Нервная система отвечает за психическую деятельность человека, его поведение.

Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой.

Например, быстрый бег может быть обеспечен функциональной системой, включающей большое число различных органов и систем: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и другие.

 

2.2.3.С аморегуляциядеятельностиорганизма

Организм человека имеет сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система — из различных органов, каждый орган — из нескольких тканей, ткань — из множества сходных клеток и межклеточного вещества.

Клетки, ткани, органы и системы органов в организме работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: гуморальным— с помощью

 

14


 

 

химических веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость) и с помощью нервной системы.

Гуморальная регуляция — один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями. Многие из этих веществ оказывают значительное физиологическое действие даже в очень малых концентрациях.

Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе, обеспечивающая жизнедеятельность клеток тканей организма и выполнение ими различных физиологических функций. Она состоит из плазмы (55-60%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов(40-45%).

В плазме крови растворены гормоны, минеральные соли, питательные и другие вещества, которыми она снабжает ткани, а также содержатся продукты распада, удаленные из тканей.

Э ритроциты – красные кровяные клетки заполненные особым белком -гемоглобином, который способен образовывать соединение с кислородом (оксигемоглобин) и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей в переносить углекислый газ в легким, осуществляя, таким образом, дыхательную функцию. В 1мл крови в норме содержится 4,5-5 млн. эритроцитов.

Лейкоциты – белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию. Они участвуют в уничтожении инородных тел в организме человека и болезнетворных микробов (фагоцитоз). В 1мл крови в норме содержится, 6-8 тыс. лейкоцитов.

Тромбоциты играют важную роль в сложном процессе свертывания крови. В 1мл крови в норме содержится 200-300 тыс. тромбоцитов.

Тканевая жидкость образуется из жидкой части крови — плазмы, проникающей через стенки кровеносных сосудов в межклеточное пространство. Между тканевой жидкостью и кровью происходит обмен веществ (кровь непрерывно отдает в межтканевую жидкость питательные вещества, используемые клетками, и поглощают вещества, выделяемые ими).

Лимфа - часть тканевой жидкости поступающей в лимфатические сосуды которая выполняет следующие функции: возвращает белки из межтканевого пространства в кровь, участвует в перераспределении жидкости в организме, доставляет жиры к клеткам тканей, поддерживает нормальное протекание процессов обмена веществ в тканях, уничтожает и удаляет из организма болезнетворные микроорганизмы.

Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов с помощью нервной системы. Нервные влияния всегда предназначаются определенным органам и тканям и распространяются во много раз быстрее химических веществ.

Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов. Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение — деятельное состояние нервных клеток. Торможение — состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление (сон, например, является состоянием нервной системы, когда подавляющее большинство нервных клеток заторможено).

Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называется соматической ( от греч.soma — тело). Посредством соматической нервной системы человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их.

 

15


 

 

Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют автономной. Работа автономной нервной системы не подчиняется воле человека. Изменение функций организма определяется условиями внешней и внутренней среды. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря двусторонним связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.

Регулируемое постоянство внутренней среды названо гомеостазо м[13].

Гомеостаз - совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляция и др.).

Отдельные группы клеток, органы и системы органов взаимно влияют друг на друга и обеспечивают важнейшее свойство организма — саморегуляцию всех его физиологические                              процессов. Только надежность процессов саморегуляции обеспечивает поддержание постоянства химического состава и физико-химических свойств клеток тела. Без этого невозможно нормальное существование и даже жизнь организма.

 

d LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDkQsJH7wcAAMhoAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJv RG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAUDs4V4QAAAAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAEkKAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAVwsAAAAA " o:allowincell="f"> 2.3.Воздействиевнешнейсредынаорганизмчеловека

Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных. Структура                  окружающей среды условно может быть разделена природные факторы (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация — так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного   и  животного окружения,   а также факторов социальной среды    с результатами     бытовой,  хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают                 постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.

Серьезную опасность представляет загрязнение почвы и воды промышленными и бытовыми отходами. Нарушение биохимического состава почвы приводит к изменению содержания в воде, растениях, организме животных и человека таких важных микроэлементов, как йод, кобальт, фтор, марганец, бор, стронций, и многих других. Помимо этого в почве накапливаются болезнетворные микроорганизмы а качество природной воды ухудшается.

Также важное значение для всех биологических форм жизни на Земле имеет атмосфера. Изменение состава и свойств воздушной среды тоже неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Особенно страдают от вредных компонентов атмосферного воздуха дыхательная, сердечно-сосудистая и иммунная системы организма.

Вредное биологическое воздействие на человека производят мощные электрические, электромагнитные и сверхвысокочастотные поля,  шумы и используемые в производстве и быту химикаты. Эти факторы вызывают нарушение работы сердечно-сосудистой и нервной систем, обмена веществ, снижение условно-

 

16


 

 

рефлекторной слуха и зрени

деятельности и ухудшение репр я.

твенная среда, созданная самим ч сходит в основном через болезни.

следующие: гиподинамия, перее нальный стресс. С медико-биологи ологические факторы оказывают на с

елерации. Акселерация – это ускор изма по сравнению с некой биологи

раннее половое созревание). Учен изни вида, вызванный улучшающ

явшее» лимитирующее действие пи ора, ставшие причиной акселерации.

биоритмов. Нарушение биологиче нкций биологических систем – в ус лением новых экологических факто

ритмам:  новым  экологически ение, продлившее световой ден происходит переход к новому рит человека и у представителей би

одуктивной функции

 

еловеком, требует к с Причины возникнове дание, информацион

ческих позиций наибо ледующие тенденции: ение развития отдельн

ческой нормой (увели ые полагают, что это

имися условиями ж щевых ресурсов, что с

, расстройство

 

ебе адаптации, ния болезней в ное изобилие, льшее влияние

  Искусс

которая прои этом случае психоэмоцио социально-эк -Процессакс частей орган тела и более переход в ж питание, «сн процессы отб -Нарушение регуляции фу вызвано появ циркадным электроосвещ биоритмов, и болезни у фотопериода. -Аллергизац измененной с чувствительн называемому Аллергены п (аутоаллерген человека, ко Городская ж появлением иммунная с сопротивлени

ых органов или чение размеров эволюционный изни: хорошее провоцировало

ских ритмов – важнейшего механизма ловиях городской жизни может быть ров. Это, прежде всего, относится к м  фактором,  например,  стало ь. Возникает хаотизация прежних мическому стереотипу, что вызывает оты города вследствие нарушения

иян аселения. Аллергизация населения – одна из основных новых черт в труктуре патологии людей в городской среде. Аллергия – извращенная ость или реактивность организма к тому или иному веществу, так аллергену (простые и сложные минеральные и органические вещества). о отношению к организму бывают внешние (экзоаллергены) и внутренние ы). Причина аллергических заболеваний в нарушении иммунной системы торая эволюционно находилась в равновесии с природной средой. е среда характеризуется резкой сменой доминирующих факторов и совершенно новых веществ – загрязнителей, давление которых ранее истема человека не испытывала. Поэтому аллергия возникает без

я организма и трудно ожидать, что он станет к ней резистентным.[73]

           

 

2.4.Гипокинезияиг и подинамия

Последние годы в силу высокой автоматизации труда, малоподвижный образ жизни, нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

Гипокинезия (понижение, уменьшение, недостаточность) — особое состояние организма,                  обусловленное недостаточностью двигательной активностью, т.е. ограничение количества и объёма движений в результате образа жизни, особенностей профессиональной деятельности, постельного режима в период заболевания и т.д. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах,  общая               физическая               детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете

 

17


 

 

снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и силовые показатели.[13]

 

2.5.С редствафизическойкультурывуправлениисовершенствованиемфункциональныхвозможностейорганизма

  Основным специфическим средством физической культуры являются физические

упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы

 

2.5.1.Основны

есредствафизическ пражнения – двигат воспитательные зада

ческих упражнений зических упражнен и биохимических про

ого упражнения (ф еских качеств и т.п.). изических упражнен

роль, влияние на лич ное значение. Вып ые морфологические лучшении показател

ойкультуры

ельные действия, с помощью кото чи и задачи физического развития.

определяется прежде всего ий – это совокупность физ

цессов происходящих в организм изиологические сдвиги в орган [13]

 

рых решаются

  Физические у

образовательные,

  Эффект физи

содержанием. иологических, е человека при изме, степень

Содержание фи психологических выполнении данн проявления физич

  Содержание ф

ий об ность.

олнен и фу ей зд

уславливает их оздоровительное значение,

образовательную

  Оздоровитель

ие  физических  упражнений  вызывает нкциональные перестройки организма, что оровья и во многих случаях оказывает

приспособительн отражается на у лечебный эффект.

  Образователь

наяроль. Через физические у реде и собственного тела

мающиеся учатся управлять св мениями и навыками. Чем бо

тем легче он приспосаблива вает новые формы движений.

чность. Физические упражн о ряда личностных качеств. эмоциями в процессе заняти себе ценные для жизни че тельность и др.). [73]

пражнения познаются законы движения и его частей. Выполняя физические оими движениями, овладевают новыми льшим багажом двигательных умений ется к условиям окружающей среды и

в окружающей с упражнения, зани двигательными у обладает человек, тем легче он осваи

  Влияниена ли

ения требуют зачастую неординарного Преодолевая различные трудности и

я физическими упражнениями, человек рты и качества характера (смелость,

проявления целог управляя своими вырабатывает в трудолюбие, реши

             

 

2.5.2.Классификацияфизическихупражнений

Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. К числу основных физических или двигательных качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. [13]

 

 

18


 

 

По характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие), а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях - двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении. Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). [13]

Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера ( упражнения без обязательной         слитной                      повторяемости                 определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей).

Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют                        работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот. При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20 – 30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей, частью наступает уже через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до: 3 – 5 с); большой (от 3 – 5 до 30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).

 

2.5.3.Особенностиф ункциональныхи змененийп рив ыполненииразличныхвидовциклическойиациклическойработы

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности: определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. В течение первых 10 – 20 с работы потребление кислорода в пересчете на 1 мин достигает лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с                           максимальным     напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц

 

19


 

 

связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в        период              восстановления                     после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ.

Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем,что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельностиразворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает (вплоть       до             полного            удовлетворения                         потребности) поступление кислорода к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. [31]

Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений                (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом.

 

2.5.4.Вспомогат Оздоровительн

 

ельныесредствафизическойкультуры ые силы природы

е силы природы оказывают сущест ическими упражнениями. Изменения метео ние, воздействие температуры воздуха

ния на уровне моря и на высоте, движение еленные биохимические изменения в орган ния здоровья и работоспособности человека. ического воспитания естественные силы п

 

венное  влияние  на рологических условий и воды, изменения и ионизация воздуха и

изме, которые приводят

  Оздоровительны

занимающихся физ (солнечное излуче атмосферного давле др.) вызывают опред к изменению состоя

  В процессе физ

рироды используют по

двум направлениям:

  1) как сопутств

ующие факторы, яется процесс ф ских упражнени особствуют акт жнениями, пов

утомления и т.д.; ельно самостоя

ые, воздушные в акторы

факторам, соде физических уп х свойств орган

та мест занятий й активности, ре

создающие наиболее благоприятные условия, в изического воспитания. Они дополняют эффект й на организм занимающихся. Занятия в лесу, на ивизации биологических процессов, вызываемых ышают  общую  работоспособность  организма,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.17 с.)