Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение языка. Основные закономерности исторического развития языков.
Все существовавшие теории происхождения языка принято делить на индивидуалистические и социальные. К индивидуалистическим относятся звукоподражательная и междометная теории. Звукоподражательная теория возникла в античном мире. Ее автор, философ Платон, говорил, что дар речи человека обусловлен инстинктивным воспроизведением окружающих его явлений. Слово, подобно картине, есть не что иное, как подражание вещи, при-чем как в живописи картины могут быть более и менее удачными, так и в языке слова с разной степенью точности воспроизводят сущность вещей. Аналогичную мысль высказывал Демокрит, утверждавший, что "имена богов - звучащие изображения их. Теория звукоподражания с некоторыми ограничениями, дополнениями и оговорками дошла до наших дней. Ее поддерживали или развивали В. Гумбольдт (1767-1835), Я. Гримм (1785-1868), Ш. Балли (1865-1947) и другие ученые. На ее основе немецкий языковед Г. Штейнталь (1823-1899) создал ономатопоэтическую тео-рию,16 согласно которой связь между словами и их значениями объясняется общностью человеческих эмоций. Междометная теория происхождения языка, получившая оформление и широкое распространение в ХIХ-ХХ вв., также возникла в глубокой древности. Еще в IV-III вв. до н. э. эпикурейцы утверждали, что возникновение человеческой речи было обусловлено естественной потребностью людей выражать в звуках свое душевное состояние и что первые слова представляли собой инстинктивно выраженные чувства. Кроме рассмотренных индивидуалистических и социальных теорий происхождения языка, существует еще так называемая жеcтoвaя, или кинетическая теория. Ее сторонники полагают, что на начальном этапе формирования человеческой речи человек пользовался не звуковой формой, а жестами. Различают законы развития языка и законы, или правила его функционирования. Так, в славянских языках действовал некогда закон открытых слогов, следствием которого явились такие фонетические изменения, как монофтонгизация дифтонгов, образование носовых гласных, упрощение групп согласных и отпадение конечных согласных, а также преобразование сочетаний согласных с йотом. Правила функционирования диктуются существующими в данный момент системными отношениями в языке и находят выражение в его нормах - орфоэпических, орфографических, нормах словоупотребления и т. д.
Языковые законы могут быть внутренними и внешними. Внутренние законы отражают взаимосвязь изменений во всех подсистемах языка, они "выражаются в формулах, обобщающих закономерности и тенденции исторического развития как всех языков вообще, так и группы родственных языков и каждого конкретного языка в отдельности". Общие лингвистические законы обусловлены природой языка как общественного явления. Среди них отмечают закон эволюционного изменения структуры языка, неравномерности развития разных уровней языка и закон изменений по аналогии. Закон неравномерности развития разных уровней языка проявляет себя в том, что существуют более стабильные и менее подверженные влиянию внешних факторов уровни языка (таковы фонетика и грамматика, прежде всего - морфология) и менее стабильные, более подверженные влиянию внешних факторов подсистемы (лексика и словообразование). Закон изменений по аналогии (от греч. analógia - "соответствие", "сходство", "соразмерность") проявляет себя в процессах формального или смыслового уподобления одной единицы языка другой единице. Образование и развитие языков в различные исторические периоды. Синхрония и диахрония. В период родоплеменного строя процесс дифференциации преобладал над интеграцией. Разложение родоплеменного строя было связано с образованием союзов племен. Союз племен, включавший племена, говорившие обычно на родственных языках, представлял собой подобие народа. На основе союза племен возникали первые государства. Взамен родственных (родовых и племенных) отношений возникают отношения территориальные. При этом территориальные объединения этнических групп лишь отчасти совпадали с границами племен, а новое диалектное членение лишь отчасти было связано со старыми различиями племенных языков и диалектов. К этому периоду относится появление четкого разграничения между языком и диалектом (при родоплеменном строе эти понятия, по существу, совпадали). Возникавшие на основе союзов племен государства нуждались в общем языке. Таким языком часто становился один из языков, родственный языкам других племен союза. Вместе с тем, возникали особые виды общих родственных языков - койне (так было, например, в Афинах).
При феодализме усиливается территориальная раздробленность, разобщенность между этническими группами, и при этом территориальные диалекты приобретают еще большую самостоятельность. К этому периоду относится и возникновение социальных диалектов (жаргонов). Возникает особая форма языка - нормированный - литературный язык, не связанный с какой-либо узкой территорией и рас-пространенный на всей территории государства. Язык как развивающееся явление можно рассматривать в двух аспектах: 1) в аспекте синхронии и 2) в аспекте диахронии. Синхрония (от греч. synchrónos "одновременный") - это изучение со-стояния языка, его системы в определенный момент его развития. Диахрония (от греч. dia "через, сквозь" и chrónos "время") - это изучение языка в его эволюции, развитии. Иногда вместо терминов "синхрония" и диахрония" употребляют соответственно термины "статика" и "динамика". Термины "синхрония" и "диахрония" ввел в науку о языке швейцарский лингвист Ф. де Соссюр. Для пояснения смысла этих терминов он сравнивал синхронию с горизонтальным срезом ствола дерева, а диахронию - с продольным разрезом ствола. Задачей синхронного изучения языка является описание языка как системы взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов, описание языка как некоего действующего механизма, с помощью которого осуществляется общение. При диахроническом подходе к языку изучается историческое развитие языковой системы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.004 с.) |