Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект науки о языке. Частное и общее языкознание. Место языкознания в системе наук.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Объект науки о языке. Частное и общее языкознание. Место языкознания в системе наук. Число известных естественных языков достигает примерно 5 тыс.1. Все они изучаются наукой, именуемой языкознанием, языковедением, или лингвистикой (от лат. lingua "язык"). Языкознание может быть частным и общим. Частное языкознание изучает отдельные языки (русский, английский, французский, китайский) или семьи и группы родственных языков (германские, славянские, романские, тюркские, китайско-тибетские, монгольские и др.). Соответственно выделяют такие разделы частного языкознания, как русистика, славистика, германистика, романистика, китаистика, тюркология, монголоведение и т.д. Общее, или теоретическое языкознание изучает человеческий язык в целом как особое социальное явление, обобщает языковые факты, относящиеся в принципе ко всем языкам. В любой частной науке, в том числе и в языкознании, можно выделить две различные и в то же время тесно связанные стороны: 1) фактический материал, накопленный в процессе опытов и наблюдений, и 2) методологические установки ученых. Процесс познания выступает в единстве этих двух сторон. Методология - учение о методах, т.е. способах познания человеком явлений окружающего его объективного мира. Методологической базой отечественного языкознания является философия диалектического материализма. Связь языкознания с логикой, изучающей законы человеческого мышления, способы доказательств и опровержений, имеет длительную традицию. Так, еще древнегреческий философ и ученый Аристотель рассматривал грамматику в качестве одного из разделов формальной логики и объяснял языковые явления с логических позиций. Современная наука оправдывает тесную связь языкознания с логикой неразрывной связью объектов этих наук - языка и мышления. Языкознание неразрывно связано с психологией - наукой о психической деятельности человека, поскольку речевая деятельность человека непосредственно связана с его психической деятельностью. В настоящее время на границе языкознания и психологии возникла новая научная отрасль - психолингвистика, изучающая процессы речеобразования. Аспекты, традиции и научные направления в языкознании. Языкознание - одна из древних наук. В то же время — это наука многоаспектная, поскольку сложным, многогранным является сам объект этой науки, т.е. язык, который связан с разными сторонами материальной и духовной жизни человека и общества в целом. Раз-личные научные направления делали акцент на тех или иных сторонах объекта, изучали язык в том или ином аспекте; так создавались различные научные направления2. Полученные одним поколением ученых знания о языке передавались новому поколению, развивались и совершенствовались; так складывались научные традиции (от лат. traditio "передача").
Наиболее значительными традициями истории языкознания являются древнеиндийская, китайская, античная (греческая и римская), арабская, европейская (включающая русскую лингвистическую традицию), американская. Во второй половине ХIХ в. получили развитие два основных направления: логическое (в России его представителем был Ф.И. Буслаев, автор "Исторической грамматики русского языка") и психологическое, которое нашло обоснование в трудах А.А. Потебни "Мысль и язык" и "Из записок по русской грамматике". Язык и мышление. Язык неразрывно связан с мышлением. В истории языкознания имели место две диаметрально проти-воположные точки зрения на взаимоотношение языка и мышления. Одни ученые исходили из ошибочного отождествления языка с мышлением, ставили знак равенства между мышлением и языком. В. Гумбольдт писал: "Духовное своеобразие и строение языка народа настолько глубоко проникают друг в друга, что как скоро существует одно, другое можно вывести из него. Умственная деятельность и язык способствуют созданию только таких форм, которые могут удовлетворить их обоих. Язык есть как бы внешнее проявление духа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно представить что-либо более тождественное"8. Но не менее ошибочной является позиция тех ученых, которые склонны к отрицанию непосредственной связи между языком и мышлением. Диалектико-материалистический подход к проблеме языка и мышления предполагает учет того, что ни мышление, ни язык не составляют некие замкнутые, изолированные сферы, но находятся в зависимости от объективной действительности и от познания человеком окружающего его мира. Сознание вторично по отношению к бытию, и в языках по-разному отражается объективная картина мира. Познание всегда избирательно, т.е. человек познает прежде всего то, что является для него жизненно важным, поэтому результаты познания по-разному отражаются в мышлении, что, в свою очередь оказывает влияние на план содержания каждого конкретного языка, на специфику его системы, и прежде всего лексико-семантической подсистемы. Мышление в целом протекает на основе языка. Но из этого не следует, что все компоненты мысли в каждом конкретном случае имеют обязательно свое словесное выражение. Мышление, оставаясь языковым, может и не быть вербальным (словесным).
Язык и речь. Будучи средством общения, язык содержит в себе две тенденции. Тенденция (от лат. tendentia "направленность") - это направление развития явления. В языке такими тенденциями являются, с од-ной стороны, стремление к устойчивости, постоянству, всеобщности, а с другой, - стремление к изменчивости, текучести, индивидуализации. Это и понятно: с одной стороны, имеет место стремление говорящих к взаимопониманию, а с другой, - потребность в самовыражении, что, в свою очередь, связано с непрерывним прогрессом человеческой мысли и необходимостью передачи накопленных знаний. Прежде всего, язык - это орудие, средство общения, тогда как речь - вид общения, речь возникает в результате использования языка в конкретной ситуации общения. Система языка абстрактна и воспроизводима, она представлена в грамматиках и словарях, речь же - конкретна и неповторима, в ней отражается индивидуальный опыт познания человеком окружающего его мира. Система языка потенциальна и обладает неограниченными возможностями, тогда как речь реальна. Язык объективен и является достоянием общества, речь субъективна и отражает свободное речевое творчество индивидов. Язык обязателен для всех членов говорящего на нем коллектива, речь произвольна и зависит от воли и целевой установки индивида. Понимание сущности проблемы языка и речи, умение увидеть границу между общим (языком) и отдельным (речью) чрезвычайно важно, как для теоретического языкознания, так и для учебного изучения конкретных языков. В любом случае мы стремимся увидеть в языковом явлении, во-первых, нечто общее с другими явлениями языка и, во-вторых, специфическое, характерное только для этого явления. Ярким примером такого подхода может служить изучение языка и стиля писателя. Образование и развитие языков в различные исторические периоды. Синхрония и диахрония. В период родоплеменного строя процесс дифференциации преобладал над интеграцией. Разложение родоплеменного строя было связано с образованием союзов племен. Союз племен, включавший племена, говорившие обычно на родственных языках, представлял собой подобие народа. На основе союза племен возникали первые государства. Взамен родственных (родовых и племенных) отношений возникают отношения территориальные. При этом территориальные объединения этнических групп лишь отчасти совпадали с границами племен, а новое диалектное членение лишь отчасти было связано со старыми различиями племенных языков и диалектов. К этому периоду относится появление четкого разграничения между языком и диалектом (при родоплеменном строе эти понятия, по существу, совпадали).
Возникавшие на основе союзов племен государства нуждались в общем языке. Таким языком часто становился один из языков, родственный языкам других племен союза. Вместе с тем, возникали особые виды общих родственных языков - койне (так было, например, в Афинах). При феодализме усиливается территориальная раздробленность, разобщенность между этническими группами, и при этом территориальные диалекты приобретают еще большую самостоятельность. К этому периоду относится и возникновение социальных диалектов (жаргонов). Возникает особая форма языка - нормированный - литературный язык, не связанный с какой-либо узкой территорией и рас-пространенный на всей территории государства. Язык как развивающееся явление можно рассматривать в двух аспектах: 1) в аспекте синхронии и 2) в аспекте диахронии. Синхрония (от греч. synchrónos "одновременный") - это изучение со-стояния языка, его системы в определенный момент его развития. Диахрония (от греч. dia "через, сквозь" и chrónos "время") - это изучение языка в его эволюции, развитии. Иногда вместо терминов "синхрония" и диахрония" употребляют соответственно термины "статика" и "динамика". Термины "синхрония" и "диахрония" ввел в науку о языке швейцарский лингвист Ф. де Соссюр. Для пояснения смысла этих терминов он сравнивал синхронию с горизонтальным срезом ствола дерева, а диахронию - с продольным разрезом ствола. Задачей синхронного изучения языка является описание языка как системы взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов, описание языка как некоего действующего механизма, с помощью которого осуществляется общение. При диахроническом подходе к языку изучается историческое развитие языковой системы. Чередование звуков. Чередование звуков - это взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы (корня, приставки, суффикса, окончания) в разных словах или словоформах одного слова. Различают фонетические и исторические чередования. Фонетические чередования обусловлены действующими в данный момент в языке фонетическими процессами. Исторические чередования нельзя объяснить современными фонетическими процессами, их причины уходят в далекое прошлое языка, объясняются процессами, действовавшими раньше, они являются, по образному выражению Н.В. Крушевского, своего рода "отложениями" живых звуковых законов.
Словарный состав зыка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Термины и терминология. Все слова, употребляющиеся в каком либо языке, образуют в совокупности его словарный состав. Словарный состав представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных лексических единиц - слов и их значений. Группировки лексических единиц, основанные на сходстве их формы, образуют омонимы и паронимы, с учетом значения слов выделяют синонимы, антонимы и некоторые другие группы. Более крупные группировки слов образуют поля. Термин (от лат. terminus "граница, предел") - слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности человека. Термины, используемые в разных областях знания, называют межотраслевыми омонимами. Наблюдаются процессы терминологизации - перехода общеупотребительных слов в термины: усталость "надежность строительной конструкции". Детерминологизация - утрата термином его специфики и превращение в слово общенародного языка, этот процесс протекает чаще всего на основе метафорического переноса. Терминология - это совокупность терминов, обозначающих понятия той или иной специальной области знаний или деятельности человека. Различают собственно терминологию и терминологические системы (терминосистемы). Заимствованная лексика. Заимствование может идти как устным путем через непосредственное общение, так и книжным. Устным путем проникло в русский язык преобладающее число тюркизмов. При фонетическом освоении звуковой облик слов иностранного языка изменяется под влиянием действующих в языке правил произношения, уподобляясь или полностью заменяясь звуками заимствующего языка. Грамматическое освоение иноязычных заимствований проявляется прежде всего в том, что преобладающее большинство из них включаются в парадигмы заимствующего языка, т.е. имена существительные и прилагательные начинают склоняться, глаголы спрягаться по правилам грамматики. Семантическое освоение заимствованных слов состоит, в том, что слово как бы вырывается из лексико-семантической системы родного языка и занимает отведенную ему нишу заимствующего языка. При калькировании (от франц. calque "копия, подражание") в языке возникает под влиянием иноязычного слова путем "подражания" ему новое слово, значение или фразеологизм; калька - буквальный перевод соответствующей иноязычной единицы. Фразеология. Фразеология - раздел языкознания, в котором изучаются лексически неделимые, несвободные сочетания слов, или фразеологизмы. Фразеологизмы всегда имеют сложный состав, они состоят из лексических единиц, имеющих, как правило, собственное ударение, но не сохраняющих значения самостоятельных слов. В отличие от свободных словосочетаний фразеологизмы характеризуются постоянным составом образующих их компонентов.
В отличие от свободных словосочетаний, которые создаются непосредственно в речи, фразеологизмы характеризуются воспроизводимостью, т.е. они употребляются в готовом виде такими, какими вошли в язык и закрепились в нашей памяти. Фразеологические сращения, или идиомы (от греч. idióma "особенность, своеобразие"), - застывшие лексикализованные сочетания, в которых обобщенно-целостное значение не выводится из значения составляющих их слов, не мотивировано современными значениями слов. Фразеологические единства - устойчивые словосочетания, обобщенно-целостное значение которых отчасти мотивировано значениями составляющих их слов, употребленных в переносном, образном смысле. Особое положение занимает классификация фразеологизмов по происхождению. В этом случае в русском языке выделяют: 1) Исконно русскую фразеологию, 2) Фразеологизмы библейского происхождения, 3) Фразеологизми античного истока, Фразеологизмы литературно-книжного происхождения. Морфология. Части речи. Современная наука о языке при классификации слов по частям речи опирается на 3 основных критерия: семантический, морфологический и синтаксический. Одновременно учитываются и словообразовательные признаки слов. Морфологические свойства частей речи определяются, во-первых, наличием характерных для каждой из них грамматических категорий и, во-вторых, особенностями словоизменения части речи. Объект науки о языке. Частное и общее языкознание. Место языкознания в системе наук. Число известных естественных языков достигает примерно 5 тыс.1. Все они изучаются наукой, именуемой языкознанием, языковедением, или лингвистикой (от лат. lingua "язык"). Языкознание может быть частным и общим. Частное языкознание изучает отдельные языки (русский, английский, французский, китайский) или семьи и группы родственных языков (германские, славянские, романские, тюркские, китайско-тибетские, монгольские и др.). Соответственно выделяют такие разделы частного языкознания, как русистика, славистика, германистика, романистика, китаистика, тюркология, монголоведение и т.д. Общее, или теоретическое языкознание изучает человеческий язык в целом как особое социальное явление, обобщает языковые факты, относящиеся в принципе ко всем языкам. В любой частной науке, в том числе и в языкознании, можно выделить две различные и в то же время тесно связанные стороны: 1) фактический материал, накопленный в процессе опытов и наблюдений, и 2) методологические установки ученых. Процесс познания выступает в единстве этих двух сторон. Методология - учение о методах, т.е. способах познания человеком явлений окружающего его объективного мира. Методологической базой отечественного языкознания является философия диалектического материализма. Связь языкознания с логикой, изучающей законы человеческого мышления, способы доказательств и опровержений, имеет длительную традицию. Так, еще древнегреческий философ и ученый Аристотель рассматривал грамматику в качестве одного из разделов формальной логики и объяснял языковые явления с логических позиций. Современная наука оправдывает тесную связь языкознания с логикой неразрывной связью объектов этих наук - языка и мышления. Языкознание неразрывно связано с психологией - наукой о психической деятельности человека, поскольку речевая деятельность человека непосредственно связана с его психической деятельностью. В настоящее время на границе языкознания и психологии возникла новая научная отрасль - психолингвистика, изучающая процессы речеобразования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.024 с.) |